Батискаф
Батиска́ф (Bathyscaphe) (от греч. βαθύς — глубокий и σκάφος — судно) — подводный аппарат для океанографических и других исследований на больших глубинах. Батискафы используют поплавок с бензином для создания положительной плавучести[1][2].
Конструкция
Конструкция батискафа состоит из двух основных компонентов: гондолы экипажа и поплавка. Прочная стальная кабина батискафа тяжелее воды и выдерживает давление воды, служит для размещения членов экипажа. Поплавок состоит из бензиновых и воздушных цистерн, которые позволяют аппарату самостоятельно двигаться и маневрировать, а также погружаться и подниматься. Баки, заполненные бензином, легче воды, это позволяет батискафу, не погружаясь сразу, плавать на поверхности океана. Гондола и поплавок тесно связаны между собой. В гондоле в условиях нормального атмосферного давления находятся приборы, пульты управления и члены экипажа. Батискаф двигается с помощью гребных винтов, приводимых в движение электромоторами.
На поверхности моря один или несколько воздушных балластных баков придают достаточную подъёмную силу, чтобы батискаф смог оставаться на плаву. Для погружения на глубину пилот батискафа открывает клапаны балластной цистерны, воздух выходит и заполняется водой.
Бензин выпускается из баков со скоростью, пропорциональной глубине погружения, заполняясь водой, батискаф постепенно теряет плавучесть и скорость погружения увеличивается. Аппарат начинает опускаться, когда воздушные резервуары поплавков медленно заполняются водой; чем больше воды в баках, тем глубже может погружаться батискаф. Баки с воздухом располагаются сбоку от бензобаков, что помогает поддерживать одинаковое давление внутри и снаружи поплавковой конструкции.
Для погружения на бо́льшие глубины, батискаф оснащён конусообразными контейнерами, называемыми бункерами, которые заполнены тяжёлым железным балластом, используемым для контроля веса аппарата. Вес балласта может достигать 16 тонн, это позволяет батискафу погружаться на глубину.
Для подъёма на поверхность моря батискаф сбрасывает тяжёлый железный балласт, удерживаемый на месте магнитной системой, это позволяет глубоководному аппарату подниматься даже в случае отключения питания.
Батискафы использовались до 1980 годов и были единственным средством для достижения больших глубин. В современных глубоководных аппаратах отказались от громоздкого бензинового поплавка: положительную плавучесть стали создавать за счёт прочного корпуса (теперь достаточно облегчённого) и синтактической пены[3][4].
История
Первый батискаф спроектировал швейцарский физик и океанограф Огюст Пиккар. Первый изготовленный батискаф, FNRS 2, был повреждён во время испытаний на островах Зелёного Мыса.
Самый успешный и знаменитый батискаф Огюста Пиккара, «Триест», построен и спущен на воду в 1953 году и погрузился на 3150 метров. Этот аппарат был оснащён сверху пропеллерами, которые позволяли ему самостоятельно маневрировать в воде.
В 1958 году Военно-морские силы США купили у Пиккара батискаф «Триест» и доставили его в Калифорнию, где он был оснащён новой кабиной, предназначенной для того, чтобы достичь дна более глубоких океанических впадин.
23 января 1960 года «Триест» вошёл в историю, когда лейтенант военно-морских сил США Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пиккар спустились на глубину 10 916 метров на дно Марианской впадины, самой глубокой из известных точек земного океана, в западной части Тихого океана. Они провели на глубине около 30 минут, измерили там температуру и радиоактивность воды, и обнаружили в её толще живые организмы.
В 1980 году батискаф «Триест» был перевезён на военно-морскую верфь штата Вашингтон, где легендарный аппарат был выставлен в Национальном музее Военно-морского флота США.
См. также
- Автономный необитаемый подводный аппарат
- Батисфера
- Водолазный колокол
- Мезоскаф
- Мезоскаф «Огюст Пиккар»
- Подводный аппарат
- Подводный самолёт (мезоскаф с подводными крыльями)
- Поиск-6[5]
Литература
- Сахаров Б. Д. Аварии зарубежных глубоководных аппаратов // Морской сборник. — 1972. — № 6. — C. 74.
- Войтов Д. В. Подводные обитаемые аппараты. — Москва : АСТ : Астрель, 2002.
Примечания
- ↑ Sea Cliff (DSV-4) (недоступная ссылка). NavSource Naval History. — «The basic difference between submersibles, submarines and a bathyscaphe is that most of the submersibles submarine's buoyant volume is made up of air while the buoyant volume of a bathyscaphe is principally a light weight liquid, such as aviation gasoline.». Архивировано 2 марта 2008 года.
- ↑ БАТИСКА́Ф : [арх. 19 января 2021] // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 104. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
- ↑ Busby, R. F. Manned Submersibles. — Office of the Oceanographer of the Navy, 1976. — С. 287, 296.. — «In most submersibles (excluding the bathyscaphs) the pressure hull exerts a positively buoyant force».
- ↑ Анатолий Сагалевич. Глубина. — Яуза-пресс, 2017. — С. 16. — ISBN 978-5-04-054016-7.. — «Главную роль в создании аппаратов нового поколения сыграло изобретение синтактика».
- ↑ Последнее погружение секретного батискафа &124; Камчатское время . kamtime.ru. Дата обращения: 15 февраля 2020. Архивировано 15 февраля 2020 года.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |