Бардо, Брижит

Материал из «Знание.Вики»
Брижит Бардо
фр. Brigitte Bardot
Бардо в 1968 году
Бардо в 1968 году
Имя при рождении Брижит Анн-Мари Бардо
Дата рождения 28 сентября 1934(1934-09-28) (89 лет)
Место рождения Париж, Франция
Гражданство  Франция
Профессия актриса, певица, фотомодель, писательница, правозащитник, общественный деятель
Карьера 1952—1973 (актриса)
1973 — наст. время (защитница животных)
Награды Кавалер ордена Почётного легиона (отказалась)
Order of the Golden Ark.png
«Бэмби» (1967)
«Давид ди Донателло» (1961)
Автограф Брижит Бардо.

Брижи́т Анн-Мари́ Бардо́ (фр. Brigitte Anne-Marie Bardot, МФА: [bʁiʒit baʁˈdo], сокращённо B.B. (Бебе́)[~ 1]; род. 28 сентября 1934, Париж, Франция) — французская киноактриса, певица, фотомодель и писательница. Являлась одним из секс-символов 1950—1960-х годов. С начала 1970-х — активистка движения за права животных, основательница и глава фонда защиты животных «Фонд Брижит Бардо».

Биография

Семья и детство

Бриджит Анн-Мари Бардо родилась 28 сентября 1934 года в Париже в обеспеченной семье. У её отца, Луи Бардо, была своя небольшая фирма по выпуску аммиака и сжатого воздуха. Её мать, Анна-Мари Мюсель, не сумевшая стать актрисой, занималась воспитанием дочерей (у Бриджит есть младшая сестра Мари-Жанна) и рукоделием (мастерила шляпки на продажу). Луи Бардо увлекался фотографией[1], а также поэзией, и выпустил несколько сборников собственных стихов, включая «Стихи вразнобой» (фр. Vers En Vrac), который принёс ему Вокеленовскую премию Французской академии. Являлся участником Первой мировой войны и был награждён орденом Почётного легиона[2].

Брижит была воспитана в строгих католических традициях. Вместе с младшей сестрой Мари-Жанной (родилась 5 мая 1938 года[3]) посещала католическую школу. У неё сменилось несколько нянь и гувернанток, благодаря одной из которых, итальянке по происхождению, она выучила итальянский язык. В детстве Брижит не считали красивой: она страдала от аллергической сыпи и амблиопии][4], носила специальные очки от близорукости[5] и скобки на зубах — в течение долгих лет стеснялась своей внешности.

С семи лет обе сестры учились в танцевальном классе Марселя Бурга, бывшей звезды «Гранд-оперы». В двенадцать лет она поступила на хореографическое отделение Национальной консерватории и стала ученицей Бориса Князева, ранее выступавшего в труппе самого Сергея Дягилева. Занятия балетом изменили Брижит до неузнаваемости – она обрела грацию и пластику, стала раскованной и полностью избавилась от детских комплексов[6].

Юные годы

Файл:Brigitte Bardot, 1953 (36209530070).jpg
Брижит Бардо в 1953 году

В 1947 году Бардо была принята в Высшую национальную консерваторию музыки и танца, несмотря на жёсткий отбор студентов и ограниченное количество мест. В течение трёх лет она посещала балетные классы Жанны Шварц, а позднее — русского хореографа Бориса Князева. По воспоминанию сокурсницы, Брижит была грациозной и пластичной, но при этом медленной, не слишком сильной и недостаточно трудолюбивой. Карон считала, что Бардо могла бы стать «прекрасной» балериной, если бы усерднее трудилась на занятиях. Князев являлся не только первоклассным педагогом, но и настоящим тираном — он бил нерадивых учеников хлыстом, и Брижит зачастую доставалось больше остальных. Карон вспоминала: «Князев обычно расхаживал по классу со стеком в руках и, если девушка не выполняла его требований, не стеснялся пустить его в ход». Однако именно благодаря Князеву и его суровой требовательности Бардо научилась грациозно двигаться, развила складную фигуру и создала свою знаменитую в будущем походку[7].

Съёмки в Elle и первые кинопробы

К четырнадцати годам она получила приглашения на фотосессию от модных журналов Jardin des Modes («Сад моды») и ELLE («Она»). Мать красавицы была в принципе не против, но попросила издателей не указывать имя. Вместо её полного имени под фотографиями были указаны инициалы B.B.[8], данное ей редактором журнала ELLE, «Французский котенок». Так возник псевдоним В.В. и прозвище. На очередной фотосессии пятнадцатилетнюю нимфетку заметил Вадим Роже, работавший ассистентом у режиссёра Марка Аллегре и пригласил её на пробы фильма «Лавры сорваны»[9]. Она благополучно прошла пробы (правда, фильм до проката не дожил, был закрыт) и до беспамятства влюбилась в Роже. Он был всего на шесть лет старше Бриджит, но в таком возрасте это кажется большой разницей в возрасте. Роже был необычайно талантлив, к этому времени он попробовал свои силы в нескольких творческих профессиях и продолжал искать себя. Бриджит стала прогуливать школу ради встреч с возлюбленным. Родители заметили перемену в дочери, разрешили ей встречаться с Роже, но при условии, что он найдёт приличную работу. Кино в их доме считалось легкомысленным занятием. Кроме того, было решено, что Брижит не выйдет замуж, пока ей не исполнится 18 лет[10], и с труппой «Парижского балета» отправили в двухнедельный круиз на лайнере «Адмирал де Грасс». В качестве прима-балерины она имела большой успех у публики, но про себя уже решила, что будет актрисой.

Карьера киноактрисы

Роза «Бриджит Бардо»

В 1952 году Бардо дебютировала в комедии Жана Буайле «Нормандская дыра». Роль была небольшой, начинающая актриса держалась неуверенно на съёмках, в итоге, вышло неудачно. Бардо осталась недовольна своей игрой в ленте. Она решила покончить с кино, но через некоторое время, благодаря Вадиму, ей была предложена главная роль в картине «Манина, девушка в бикини», в которой её привлёк размер гонорара. Съёмки проходили в Ницце, и Бардо была в открытом купальнике на протяжении большей части фильма. Во время съёмок были сделаны откровенные снимки Бардо, впоследствии попавшие на страницы нескольких французских газет, после чего возмущённый отец девушки потребовал, чтобы ему и его команде адвокатов разрешили просмотреть фильм перед выходом на экраны и вырезать оскорбительные для достоинства Брижит сцены. Режиссёр Вилли Розьеruen отказал ему в этом, однако в качестве компромисса согласился перед выходом фильма провести комплексную проверку. В ноябре 1952 года суд постановил, что картина не представляет опасности для моральных устоев общества и потому может быть выпущена в прокат без какого-либо вреда для чести семьи актрисы[11]. Бардо подумывала о том, чтобы прекратить с экспериментами в кино, но Роже убедил её продолжить попытки. Он уговорил Бриджит на главную роль в фильме «Манина, девушка в бикини» (1952 год), после которого она получила неплохой гонорар и стала секс-символом французского экрана. Это привело в ужас её родителей, но зато сама Бардо поняла, в чём её сила, и в дальнейшем охотно снимаясь в откровенном виде. В 1953 году она закрепила свой успех, когда во время Каннского кинофестиваля появилась на местном пляже в бикини, став объектом многочисленных фотографов и репортёров[12].

В 1953 посетила Каннский кинофестиваль и начала набирать популярность. По настоянию Ольги Хорстиг-Примуц и Вадима, Бардо записалась на курсы актёрского мастерства Рене Симона, но вскоре их бросила, считая, что опыт — лучший учитель[13]. Осенью 1953 года она в первый и последний раз появилась на парижской театральной сцене — в пьесе Жана Ануя «Приглашение в замок». Ануй, заметив Брижит в нескольких фильмах, обратился к Вадиму с предложением о второстепенной роли для девушки[14].

После Бардо снялась в эпизодической роли подруги невесты в фильме «Длинные зубы», срежиссированном общим другом Брижит и Вадима, Даниэлем Желеном[en][15]. К тому времени Вадим уже имел постоянную работу журналиста (как и обещал родителям возлюбленной) в редакции новой газеты Paris Match. Когда Бардо исполнилось восемнадцать лет, Вадим решился попросить её руки. Венчание состоялось 20 декабря 1952 года[16].

С 1952 по 1956 год снялась в семнадцати фильмах, в основном, лирических комедиях и мелодрамах, играла в театре в "Приглашении в замок" Жана Ануйя. В 1956 году снялась в главной роли в фильме Роже Вадима "И бог создал женщину", который вывел её в звезды международной величины. Бардо сыграла главную героиню, необузданную восемнадцатилетнюю Жюльет Арди, мечущуюся между несколькими мужчинами. Картина Роже Вадима шокировала европейских зрителей из-за вызывающего поведения героини Брижит и сцен, в которых актриса появляется обнажённой и танцует на столе[17].

Во время съемок Бардо увлеклась партнером по фильму актером Жан-Луи Трентиньяном, с которым и связала свою жизнь на два года. С Роже Вадимом они развелись, но он остался на всю жизнь её верным другом. Популярность буквально обрушилась на актрису, газетные заголовки сообщали о каждой новой роли актрисы, о каждом новом мужчине, с которым она появлялась на съемочной площадке[17].

Лучшей работой Бардо как драматической актрисы считается роль провинциальной девушки Доменик Марсо в драме «Истина» режиссёра Анри-Жоржа Клузо (1960 год). Фильм получил награды различных кинофестивалей, а Бардо была признана лучшей актрисой на вручении премий в нескольких странах. Критики называют этот картину одной из важнейших в карьере Бардо, а сыгранную ею роль — одной из её лучших работ как драматической актрисы[18]. Кроме того, кассовые сборы ленты были высоки, а спустя годы Брижит назвала «Истину» своей любимой работой[19]. В 1961 году Бардо впервые поработала в паре с Аленом Делоном в эпизоде «Агнесса Бернауэр» ​​фильма «Знаменитые любовные истории»[20].

В 1964 году Бардо снялась в комедии «Восхитительная идиотка» с Энтони Перкинсом[21] и на пару с Жанной Моро исполнила главную роль в фильме «Вива, Мария!» (обе картины были выпущены в следующем, 1965 году). Когда Луи Маль, режиссёр второй из перечисленных выше картин, обратился с предложением к Бардо, она была в восторге, что снимется в подобного рода комедии (комедийный боевик). Тогда Маль отправил агенту Бардо черновой вариант сценария[22], и в конечном итоге съёмки прошли осенью 1964 года в Мексике. За роль в «Вива, Мария!» Бардо была номинирована на британскую премию BAFTA в категории «Лучшая иностранная актриса» (ныне «Лучшая женская роль»)[23].

Музыкальное творчество

В начале 60-х Бриджит Бардо решила стать певицей и выпустила несколько сольных альбомов на французском, английском и испанском языках. Она записала более 80 песен. Известность певицы она приобрела в 1967 году благодаря эротической композиции Je t’aime moi non plus, записаной вместе с её автором Сержем Гензбуром. В 1960 году Бардо выпустила поп-альбом Behind Brigitte Bardot[24]. В дальнейшем вышло ещё несколько пластинок актрисы, включая Brigitte Bardot Singsruen (1963)[25], альбом В.В. (1964)[26] и Special Bardot (1968)[27]. ардо исполняла песни в фильмах, в которых играла, включая «Вива, Мария!», «Ромовый бульвар», «Доктор на море», «Будущие звёзды», «Ювелиры при лунном свете» и другие[28].

В 1973 году Бардо записала композицию «Le Soleil De Ma Vie» в дуэте с Сашей Дистель — франкоязычную версию «You Are the Sunshine of My Life» Стиви Уандера[29]. Самые известные песни в исполнении Бардо: «Harley Davidson», «Contact», «Nu au soleil», «Tu Veuz Ou Tu Veux Pas?»rufr, «L’Appareil A Sous», «La Madrague»ruen и «Bonnie and Clyde»ruen. На её композиции были сняты многочисленные музыкальные видео и записаны кавер-версии. Почти все клипы и записи музыкальных телешоу с её участием собраны на DVD-издании Divine B.B. (2004)[30].

Общественная деятельность

Фонд Брижит Бардо в Париже

После завершения кинокарьеры Бардо решила использовать свои популярность и влияние для пропаганды и защиты прав животных. В 1977 году она начала активную кампанию против истребления морских котиков в Восточной Канаде. Фотографии окровавленных животных на снегу облетели весь мир[31]. Узнав, что активист движения за защиту окружающей среды и прав животных Франц Уэбер[en] намеревается провести экологическую акцию в Канаде, актриса предложила ему помощь, которую Уэбер принял. Бардо боролась за гуманное обращение с животными в зоопарках, выступала против использования животных в медицинских экспериментах[32]. Эта деятельность не всегда давалась ей легко, требовала много сил и мужества и принесла ей немало врагов, в том числе среди охотников. Однако её усилия не были напрасны: например, запрет торговли мехом морских котиков во многих странах мира является в полной мере достижением Бардо[33].

В 1987 году она основала «Фонд Брижит Бардо» по охране животных. Для его открытия звезда продала на аукционе свои драгоценности и ценные личные вещи. Благодаря деятельности фонда в Африке было создано несколько приютов для слонов и приматов. Деятели фонда отслеживают и пресекают случаи жестокого обращения с животными. Фондом была создана передвижная ветеринарная клиника в странах Восточной Европы, которая занимается вакцинацией и стерилизацией бездомных животных. (с тех пор она проживает то в доме в городе Базош, Франция, то в парижской квартире)[34]. В 1992 году Государственный совет Франции признал фонд «предприятием общественной полезности» (фр. utilité publique). Главной целью фонда является борьба с выловом диких животных (для цирков и зоопарков), употреблением в пищу конского мяса, торговлей мехом, использованием животных в медицинских и промышленных экспериментах, браконьерством, охотой на тюленей и китов, а также защита вымирающих видов животных[32].

В 1993 году фонд «Ковчег» учредил ежегодную международную награду имени Брижит Бардо за лучший фильм о животных. Ею отмечают съёмочные группы, которые посредством киноискусства внесли значительный вклад в дело охраны животных. Бардо лично участвует в выборе победителя каждый год, но всегда отказывается посетить церемонию вручения награды в Голливуде.

Она обращалась с гневным письмом к лидеру КНР Цзян Цзэминю, обвиняя китайцев в убийстве тигров и носорогов для изготовления афродизиаков, выступала против употребления в Корее мяса кошек и собак, обвиняла губернатора Аляски в безответственном отношении к охране белых медведей.

В феврале 2008 года Памела Андерсон посетила штаб-квартиру «Фонда Брижит Бардо» в Париже. По просьбе Брижит (из-за болезни не смогла появиться на мероприятии), она провела пресс-конференцию и выступила с публичным осуждением охоты на морских котиков и торговли мехом[35].

Статуя Брижит Бардо в Рио-де-Жанейро

Личная жизнь

В 1950 году вышла замужза режиссёра Вадима Роже. После свадьбы они поселились в квартире, подаренной молодожёнам родителями Бардо. Вадим оказал значительное влияние на становление личности Брижит — по словам актрисы, он научил её «буквально всему». Уже вскоре после их знакомства он пообещал сделать из неё звезду[36]. Многие критики считают, что именно Вадим «создал Бардо»[37]. Их брак длился четыре года, пока она на съёмках фильма «И Бог создал женщину» не влюбилась в никому тогда неизвестного Жана-Луи Трентиньяна. Роже, хорошо зная своенравный характер жены, без колебаний дал ей развод. Новый роман широко освещался жёлтой прессой. Два года актриса жила с Трентиньяном в неофициальных отношениях до тех пор, пока на съёмках фильма «Бабетта идет на войну» не встретила новый объект страсти – актёра Жака Шарлье. Они поженились в 1959 году, а через год родился сын Николя-Жак. После развода Шарье оформил опеку и забрал сына к себе. Затем Бардо временно встречалась с французским музыкантом Жильбером Беко. Беко был женат, и отношения с ним быстро закончились[38]. В дальнейшем у Бардо были романы с бразильским музыкантом и танцором Бобом Загури и автором-исполнителем Сержем Генсбуром[39]. Третьим браком актрисы стал союз с миллионером Гюнтером Заксом[40]. К тому времени Бардо была очень богата, она имела шикарную квартиру в Париже и виллу «Мадраг» в Сен-Тропе. В его деньгах она не нуждалась, ей захотелось изменить тип мужчины в своей жизни. Он же забрасывал её подарками. Однажды он с вертолёта рассыпал над её имением тысячи лепестков роз. Их брак продлился три года[41].♦

В 1970-х её партнёрами были бармен Кристиан Кальт[42] и начинающий актёр Лоран Верга[43]. В 1980 году Бардо была в близких отношениях со скульптором Мирославом «Мирко» Брозеком[44]. После неудач в личной жизни разочарованная Бардо жила в одиночку около восьми лет, практически ни с кем не общаясь. В начале 1980-х годов у Бардо обнаружили рак молочной железы. Перенеся операцию, она прошла курс радиотерапии, который, по её признанию, «совершенно измучил» актрису. Спустя некоторое время она полностью выздоровела[45].

Примечания

Комментарии
  1. Созвучно с французским словом bébé, «крошка, малышка».
Сноски
  1. Лельевр, 2014, с. 21.
  2. Робинсон, 1997, с. 31—33.
  3. Робинсон, 1997, с. 35.
  4. Лельевр, 2014, с. 16—17.
  5. «Жизнь выдающихся людей: Брижит Бардо, жизнь ББ» / Un jour, un destin: Brigitte Bardot, la vérité de BB (фр.). TV5Monde. Un jour, un destin[fr] (2008). — Второй сезон (2008), пятый выпуск (эфир от 25 июня 2008 года). Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано 19 апреля 2018.
  6. Робинсон, 1997, с. 40—41.
  7. Робинсон, 1997, с. 41—42.
  8. Робинсон, 1997, с. 44—46.
  9. Робинсон, 1997, с. 47—48.
  10. Бардо, 1996, Глава IV.
  11. Робинсон, 1997, с. 62—64.
  12. Бриджит Бардо
  13. Бардо, 1996, Глава V.
  14. Робинсон, 1997, с. 72—73.
  15. Робинсон, 1997, с. 68.
  16. Робинсон, 1997, с. 65—66.
  17. 17,0 17,1 Брижит Бардо
  18. Scott Murray. Beauty and Talent in an Age Deprived of Gods: BéBé on DVD (англ.). Senses of Cinema (Май 2006). Дата обращения: 29 апреля 2018. Архивировано 25 июня 2018.
  19. Робинсон, 1997, с. 149, 151.
  20. Робинсон, 1997, с. 172.
  21. Робинсон, 1997, с. 184.
  22. Робинсон, 1997, с. 191.
  23. BAFTA Award 1967: Winners (англ.). IMDb. Дата обращения: 29 апреля 2018. Архивировано 29 марта 2018.
  24. Brigitte Bardot — Behind Brigitte Bardot (англ.). AllMusic. Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 25 июня 2018.
  25. Richie Unterberger. Brigitte Bardot — Brigitte Bardot Sings (англ.). AllMusic. Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 25 июня 2018.
  26. Stewart Mason. Brigitte Bardot — B.B. (англ.). AllMusic. Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 25 июня 2018.
  27. Brigitte Bardot — Special Bardot (англ.). AllMusic. Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 25 июня 2018.
  28. Brigitte Bardot Discography: Songs (англ.). AllMusic. Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 25 июня 2018.
  29. Brigitte Bardot and Sacha Distel — «Le Soleil De Ma Vie» (англ.). Discogs. Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 25 июня 2018.
  30. Brigitte Bardot — Divine B.B. (англ.). Discogs. Дата обращения: 30 апреля 2018. Архивировано 25 июня 2018.
  31. Робинсон, 1997, с. 298.
  32. 32,0 32,1 Робинсон, 1997, с. 303.
  33. Робинсон, 1997, с. 314.
  34. Робинсон, 1997, с. 412—413.
  35. Pamela Anderson campaigns for seals in Paris (англ.). Reuters (14 февраля 2008). Дата обращения: 1 мая 2018. Архивировано 26 июня 2018.
  36. Робинсон, 1997, с. 108.
  37. Робинсон, 1997, с. 176.
  38. Робинсон, 1997, с. 112—118.
  39. Робинсон, 1997, с. 250—251.
  40. Робинсон, 1997, с. 222—223.
  41. Робинсон, 1997, с. 245.
  42. Робинсон, 1997, с. 289.
  43. Бардо, 1996, Глава XXVIII.
  44. Робинсон, 1997, с. 297.
  45. Робинсон, 1997, с. 392.

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!