Баранов, Николай Ефимович

Эта статья прошла проверку экспертом
Николай Ефимович Баранов
Баранов, Николай Ефимович.jpg
Дата рождения 17 июля 1927(1927-07-17)
Место рождения Сальница-Слободка, Арсеньевский район, Тульская губерния, РСФСР, СССР 
Дата смерти 14 ноября 2009(2009-11-14) (82 года)
Место смерти Тула, Россия
Награды и премии

Ни́колай Ефи́мович Бара́нов (17 июля 1927, Сальница-Слободка, Арсеньевский район, Тульская губерния, РСФСР, СССР — 14 ноября 2009, Тула, Россия) — машинист электровоза локомотивного депо Тула I Московской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1966). Почётный ветеран Московской железной дороги. Награждён орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1][2].

Биография

Баранов Николай Ефимович родился 17 июля 1927 года в деревне Сальница-Слободка Арсеньевского района (по состоянию на 2025 годЧернский район Тульской области) в бедной крестьянской семье. В 1942 году Николай Ефимович направлен на обучение в Уфимское железнодорожное училище (по состоянию на 2025 год — Уфимский техникум железнодорожного транспорта). В июле 1944 года получил диплом с отличием. С октября 1944 года начал трудовую деятельность в качестве кочегара в тульском паровозном депо Тула I[1].

Проживая в общежитии, Николай Баранов совмещал работу с учёбой в вечерней школе на протяжении четырёх лет. Занимая должность помощника машиниста, Николай Ефимович самостоятельно подготовился к экзамену и в 1952 году успешно сдал его московской комиссии, получив право управлять паровозом в качестве машиниста. Николаю Баранову доверили вождение тяжеловестных поездов серии ФД. Получив аттестат о среднем образовании, поступил в Московский железнодорожный техникум имени Андреева (по состоянию на 2025 год — Московский колледж транспорта). В 1965 году окончил его с отличием по специальности «техник-электромеханик». К этому времени активно развивалась электрификация железных дорог. Первый электропоезд прошёл по маршруту Серпухов — Тула 15 октября 1957 года. Став машинистом электровоза в локомотивном депо Тула I Московской железной дороги, Николай Баранов водил грузовые железнодорожные подвижные составы из Тулы до Орла (187 км) и Люблино (190 км). Внедрял передовые методы вождения. В период с 1962 по 1966 годы Николай Ефимович провёл 145 тяжеловесных поездов, перевыполнив план по перевозке грузов на 34308 тонн и сэкономив при этом более 130 тысяч киловатт-часов электроэнергии. Впоследствии, в качестве машиниста-инструктора, Николай Баранов освоил новый маршрут Тула — Орехово-Зуево, протяжённостью 300 км[1][2].

За выдающиеся достижения в выполнении заданий семилетнего плана, развитии и модернизации железнодорожного транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1966 года Николаю Ефимовичу Баранову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот»[1][2].

С 1983 года Николай Ефимович стал персональным пенсионером союзного значения. После выхода на пенсию возглавил ветеранскую организацию локомотивного депо. Позже занялся созданием музея локомотивного депо Тула I, который был открыт в 1997 году, в год 130-летия локомотивного депо[1].

Последние годы жизни Николай Баранов проживал в городе Туле. Ушёл из жизни 14 ноября 2009 года. Похоронен в Туле на кладбище № 1[1][2].

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (4 августа 1966 года)[1]

Память

  • На здании локомотивного депо железнодорожной станции Тула I установлена мемориальная доска в честь Николай Ефимовича Баранова[3].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Каримов Т. Баранов Николай Ефимович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 1 июня 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Скорбим // Гудок : газета. — 2009. — 18 ноября.
  3. На здании локомотивного депо станции Тула-1 открыта мемориальная доска в честь Н.Е. Баранова. ОАО «РЖД». Дата обращения: 1 июня 2025.

Ссылки