Арматура (строительство)

[править]
Материал из «Знание.Вики»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Арматурный каркас плиты перекрытия перед заливкой бетоном

Армату́ра — стальные стержни, проволока или сетка, применяемые для усиления бетонных и железобетонных конструкций. Основная функция — восприятие растягивающих усилий в железобетонных элементах. Обеспечивает прочность, жёсткость и трещиностойкость железобетонных конструкций. Применяется в строительстве зданий, мостов, тоннелей и других инженерных сооружений.

Общие характеристики[править]

Размеры арматуры[править]

Размеры арматуры определяются номинальным диаметром и длиной стержней. Номинальный диаметр — это условная величина, соответствующая площади поперечного сечения арматуры. Фактический диаметр может отличаться от номинального из-за наличия рифления на поверхности стержня.

Стандартные диаметры арматуры в миллиметрах: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 28, 32, 36, 40. Выбор конкретного диаметра зависит от проектных нагрузок и типа конструкции. Арматура малых диаметров (6–10 мм) часто используется для вязаных каркасов и сеток. Средние диаметры (12–25 мм) применяются в большинстве железобетонных конструкций. Крупные диаметры (28–40 мм) используются в массивных сооружениях, таких как мосты и плотины.

Длина арматурных стержней варьируется от 6 до 12 метров, что обусловлено технологическими возможностями производства и транспортировки. На строительной площадке стержни могут быть нарезаны до требуемой длины или соединены встык с помощью сварки или механических соединений.

Точность размеров арматуры регламентируется стандартами. Допустимые отклонения по диаметру составляют ±0,3–0,5 мм в зависимости от номинального размера. Отклонения по длине стержней не должны превышать ±25 мм для прутков длиной до 6 м и ±35 мм для более длинных.

Важным параметром является защитный слой бетона — расстояние от поверхности арматуры до ближайшей грани конструкции. Его величина зависит от диаметра арматуры и условий эксплуатации, обычно составляя 20–70 мм. Правильный выбор защитного слоя обеспечивает сохранность арматуры от коррозии и эффективную совместную работу с бетоном.

При проектировании учитывается также шаг арматуры — расстояние между осями параллельных стержней. Минимальный шаг определяется необходимостью качественного бетонирования и обычно принимается не менее диаметра арматуры или 25 мм [1].

Масса арматуры[править]

Масса арматуры — ключевой параметр при расчёте нагрузок на конструкции и планировании логистики. Измеряется в килограммах на погонный метр (кг/м). Значение массы зависит от номинального диаметра и плотности стали, которая принимается равной 7 850 кг/м³.

Стандартные значения погонной массы для распространённых диаметров:

  • 6 мм: 0,222 кг/м.
  • 8 мм: 0,395 кг/м.
  • 10 мм: 0,617 кг/м.
  • 12 мм: 0,888 кг/м.
  • 14 мм: 1,208 кг/м.
  • 16 мм: 1,578 кг/м.
  • 20 мм: 2,466 кг/м.
  • 25 мм: 3,853 кг/м.
  • 32 мм: 6,313 кг/м.

Для расчёта общей массы арматуры в конструкции умножают погонную массу на суммарную длину стержней. При проектировании учитывают и массу вязальной проволоки, используемой для соединения стержней, которая составляет около 1–2 % от массы основной арматуры [1].

Знание массы арматуры необходимо для:

  1. Расчёта стоимости материалов.
  2. Определения грузоподъёмности транспорта и кранов.
  3. Оценки нагрузок на опалубку и временные конструкции.
  4. Планирования складских площадей на стройплощадке.

Виды арматуры[править]

По назначению[править]

Рабочая арматура воспринимает основные растягивающие усилия в железобетонных конструкциях. Её располагают в растянутой зоне элемента параллельно направлению действия усилий. Диаметр и количество стержней определяются расчётом.

Распределительная конструкция служит для равномерного распределения нагрузки между стержнями рабочей арматуры и ограничения ширины раскрытия трещин. Обычно имеет меньший диаметр и шаг, чем рабочая арматура.

Монтажная арматура обеспечивает проектное положение рабочих стержней при сборке каркасов и укладке бетонной смеси. Не учитывается в расчётах на прочность.

Конструктивная арматура применяется для обеспечения устойчивости сжатых элементов, восприятия усадочных деформаций и температурных напряжений. Её количество и расположение определяются конструктивными соображениями [2].

По ориентации в конструкции[править]

Продольная арматура располагается вдоль оси элемента и воспринимает основные усилия растяжения или сжатия. В балках и плитах она размещается в растянутой зоне, в колоннах — по всему сечению.

Поперечная арматура устанавливается перпендикулярно продольной и служит для восприятия поперечных сил, предотвращения продольного расслоения бетона и обеспечения совместной работы продольных стержней. В балках и колоннах выполняется в виде хомутов или спиралей.

Наклонная арматура применяется в зонах действия главных растягивающих напряжений, например, в приопорных участках балок. Устанавливается под углом 45° или 60° к продольной оси элемента [3].

По условиям применения[править]

Ненапрягаемая арматура устанавливается в конструкцию без предварительного натяжения. Работает совместно с бетоном после его затвердевания. Применяется в большинстве железобетонных конструкций.

Напрягаемая арматура подвергается предварительному растяжению до бетонирования или в процессе твердения бетона. Создаёт предварительное обжатие конструкции, повышая её трещиностойкость и жёсткость. Используется в предварительно напряжённых конструкциях.

Гибкая арматура представлена проволокой или канатами. Применяется для армирования тонкостенных конструкций, создания предварительного напряжения, а также в торкрет-бетоне.

Жёсткая — выполняется из прокатных профилей (уголков, двутавров). Используется в сжатых элементах и в местах концентрации напряжений [2].

Применение[править]

Сборка арматуры для водоочистной станции

Арматура применяется во всех видах железобетонных конструкций, обеспечивая их прочность, жёсткость и трещиностойкость. Основные области применения:

  1. Фундаменты: арматурные сетки и каркасы в ленточных, плитных и свайных фундаментах повышают их несущую способность и распределяют нагрузки.
  2. Колонны и стены: вертикальная и поперечная арматура обеспечивает восприятие сжимающих и изгибающих усилий, предотвращает выпучивание.
  3. Балки и ригели: продольная арматура в растянутой зоне воспринимает изгибающие моменты, поперечная — срезающие усилия.
  4. Плиты перекрытий и покрытий: сетки арматуры обеспечивают работу плиты в двух направлениях, повышают жёсткость конструкции.
  5. Мостовые конструкции: высокопрочная напрягаемая арматура позволяет создавать большепролётные конструкции с высокой несущей способностью.
  6. Дорожное строительство: армирование бетонных покрытий сетками повышает их долговечность и трещиностойкость.
  7. Гидротехнические сооружения: специальные виды коррозионностойкой арматуры обеспечивают долговечность конструкций в агрессивной среде.
  8. Промышленные полы: фибровая арматура повышает износостойкость и ударную прочность бетонного покрытия.
  9. Сейсмостойкое строительство: специальные конструкции армирования узлов и элементов повышают способность зданий противостоять динамическим нагрузкам.
  10. Реконструкция и усиление: дополнительное армирование позволяет увеличить несущую способность существующих конструкций [4].

Сцепление арматуры с бетоном[править]

Сцепление арматуры с бетоном обеспечивает совместную работу этих материалов в железобетонных конструкциях. Механизм сцепления включает три компонента: адгезию, трение и механическое зацепление. Адгезия возникает благодаря химическому взаимодействию цементного камня с поверхностью арматуры. Трение проявляется при попытке выдёргивания стержня из бетона. Механическое зацепление обеспечивается выступами на поверхности арматуры периодического профиля.

Прочность сцепления зависит от:

  1. Профиля арматуры (периодический профиль увеличивает сцепление в 1,5–2 раза по сравнению с гладкой арматурой).
  2. Прочности бетона (повышение класса бетона увеличивает сцепление).
  3. Условий твердения бетона (влажное твердение улучшает сцепление).
  4. Положения арматуры при бетонировании (вертикальные стержни в нижней части конструкции имеют лучшее сцепление).

Для повышения сцепления применяют специальные конструктивные решения: анкеровку концов стержней, устройство крюков, приварку поперечных стержней [5].

Классификация арматуры[править]

Арматура классифицируется по следующим признакам:

  1. Способ изготовления: горячекатаная, термомеханически упрочнённая, холоднодеформированная.
  2. Профиль: гладкая, периодического профиля.
  3. Механические свойства: классы прочности от А240 до А1000.
  4. Назначение: рабочая, распределительная, монтажная, конструктивная.
  5. Условия работы: ненапрягаемая, напрягаемая.
  6. Свариваемость: свариваемая, ограниченно свариваемая, несвариваемая.

Выбор типа арматуры зависит от конструктивных требований и условий эксплуатации сооружения [2].

Арматура А–I (А240)[править]

Арматура класса А–I (А240) — горячекатаная гладкая арматурная сталь. Имеет предел текучести не менее 240 МПа. Изготавливается из углеродистой стали обыкновенного качества. Применяется для изготовления монтажных петель, хомутов и в качестве распределительной арматуры. Легко поддаётся гибке и сварке. Не рекомендуется для использования в качестве рабочей арматуры из-за низкого сцепления с бетоном [6].

Арматура АIII (А400)[править]

Арматура класса АIII (А400) — горячекатаная сталь периодического профиля с номинальным пределом текучести 400 МПа. Изготавливается из низколегированных сталей с добавлением марганца, кремния и других элементов. Диаметры производства: от 6 до 40 мм.

Профиль арматуры А-III (А400)

Химический состав стали для арматуры АIII (в %):

  • Углерод: 0,14–0,22.
  • Марганец: 0,9–1,7.
  • Кремний: 0,5–0,8.
  • Хром: до 0,3.
  • Никель: до 0,3.
  • Медь: до 0,3.

Механические свойства:

  • Предел текучести: не менее 400 МПа.
  • Временное сопротивление разрыву: не менее 600 МПа.
  • Относительное удлинение: не менее 14 %.

Профиль арматуры АIII имеет два ряда поперечных выступов, расположенных под углом к оси стержня. Высота выступов составляет 0,065–0,1 от диаметра стержня, что обеспечивает хорошее сцепление с бетоном.

Арматура АIII широко применяется в железобетонных конструкциях различного назначения:

  1. Фундаменты зданий и сооружений.
  2. Колонны и балки каркасов.
  3. Плиты перекрытий и покрытий.
  4. Стеновые панели.
  5. Мостовые конструкции.
  6. Гидротехнические сооружения.

Технология сварки арматуры АIII:

  • Контактная стыковая сварка.
  • Ванная сварка в инвентарных формах.
  • Дуговая сварка прихватками и накладками.

При проектировании учитывают, что арматура АIII имеет площадку текучести, что обеспечивает пластичность конструкций и возможность перераспределения усилий.

Особенности эксплуатации:

  • Допускается применение в конструкциях, подвергающихся многократно повторяющимся нагрузкам.
  • Ограничено использование при динамических и сейсмических воздействиях.
  • Не рекомендуется для предварительно напряжённых конструкций из-за невысокой релаксационной стойкости.

Арматура АIII (А400) постепенно вытесняется более современными классами, такими как А500С, обладающими лучшим сочетанием прочностных и пластических свойств[6].

Арматура (А500)[править]

Арматура класса А500 — термомеханически упрочнённая сталь периодического профиля с пределом текучести 500 МПа. Производится из низкоуглеродистых сталей методом контролируемого охлаждения после горячей прокатки. Диаметры: от 6 до 40 мм.

Химический состав (в %):

  • Углерод: до 0,22.
  • Марганец: до 1,6.
  • Кремний: до 0,8.

Механические свойства:

  • Предел текучести: не менее 500 МПа.
  • Временное сопротивление: не менее 600 МПа.
  • Относительное удлинение: не менее 14 %.

Арматура А500 обладает повышенной прочностью, хорошей свариваемостью и пластичностью. Применяется в ненапрягаемых и предварительно напряжённых железобетонных конструкциях. Эффективна при использовании в сейсмостойком строительстве[7].

Арматура А500С[править]

Арматура А500С — термомеханически упрочнённая сталь периодического профиля с пределом текучести не менее 500 МПа. Разработана в 1990-х годах как альтернатива арматуре класса А–III (А400). Производится согласно ГОСТ Р 52544–2006[8].

Химический состав стали для арматуры А500С (в %):

  • Углерод: не более 0,22.
  • Марганец: не более 1,6.
  • Кремний: не более 0,9.
  • Сера: не более 0,05.
  • Фосфор: не более 0,05.

Механические свойства:

  • Предел текучести: 500–600 МПа
  • Временное сопротивление: не менее 600 МПа.
  • Относительное удлинение: не менее 14 %.
  • Отношение временного сопротивления к пределу текучести: не менее 1,08

Технология производства включает контролируемое охлаждение после горячей прокатки, что позволяет получить мелкозернистую структуру стали без использования дорогостоящих легирующих элементов.

Преимущества арматуры А500С:

  1. Высокая прочность при сохранении пластичности.
  2. Отличная свариваемость благодаря низкому содержанию углерода.
  3. Экономичность за счёт снижения металлоёмкости конструкций.
  4. Возможность применения в сейсмоопасных районах.

Области применения:

  • Монолитное и сборное железобетонное строительство.
  • Мостостроение.
  • Гидротехнические сооружения.
  • Дорожное строительство.
  • Промышленные и гражданские здания.

Арматура А500С производится диаметрами от 6 до 40 мм. Поставляется в стержнях длиной до 12 м или в мотках (для диаметров до 16 мм).

Особенности применения:

  • Допускается к использованию во всех видах железобетонных конструкций без ограничений.
  • Может применяться взамен арматуры класса А–III (А400) без изменения размеров сечений элементов.
  • Требует соблюдения специальных технологических рекомендаций при сварке.

С 2006 года арматура А500С стала основным видом арматурной стали, применяемой в строительстве на территории России[9].

Арматура Ат800[править]

Арматура Ат800 — термомеханически упрочнённая сталь периодического профиля с пределом текучести не менее 800 МПа. Относится к высокопрочной арматуре.

Механические свойства:

  • Предел текучести: 800–1000 МПа.
  • Временное сопротивление: не менее 1000 МПа.
  • Относительное удлинение: не менее 8 %.

Производится диаметрами от 10 до 32 мм. Изготавливается из низколегированных сталей методом термомеханического упрочнения с прерывистым охлаждением.

Применяется в предварительно напряжённых железобетонных конструкциях, в том числе в мостостроении и при возведении уникальных сооружений. Обладает высокой релаксационной стойкостью и сопротивлением усталости.

Требует специальных технологий сварки и соединения стержней[7].

Примечания[править]

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Бондаренко В. М., Суворкин Д. Ш. Железобетонные и каменные конструкции, М.: Высшая школа, 1987. стр. 90-91.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Проектирование железобетонных конструкций. Часть 1-1. Общие правила и правила для зданий: ТКП EN 1992-1-1-2009* (02250). Еврокод 2 / М-во архитектуры и строительства Республики Беларусь. – Минск, 2015. – 205 с..
  3. Основы проектирования строительных конструкций: ТКП EN 1990-2011* (02250) Еврокод / М-во архитектуры и строительства Республики Беларусь. – Минск, 2015. – 86 с..
  4. Пособие по проектированию предварительно напряженных железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов (к СНиП 2.03.01—84). Часть I. — М.: ЦИТП, 1986..
  5. СНиП 2.01.07— 85. Нагрузки и воздействия. Дополнение. Раздел 10. Прогибы и перемещения Госстрой СССР. — М.: ЦИТП, 1989..
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 Бородачев Н. А. Автоматизированное проектирование железобетонных и каменных конструкций: учеб. Пособие для вузов – М.: стройиздат, 1995.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 Байков В. Н., Сигалов Э. Е. Железобетонные конструкции. Общий курс. — М..: Стройиздат, 1985..
  8. ГОСТ Р 52544-2006 [docs.cntd.ru].
  9. Мадатян С.А.,«Новая горячекатаная свариваемая арматура класса А500С»// Бетон и железобетон. – 2001. – №1. – с.2-5 изд.5.