Аргамчи-Ыры

Аргамчи-Ыры
Тип Тофаларский фольклорный праздник
Иначе Арканьи игры
Отмечается июль (если не позволяет погода, переносят на август)
Празднование посёлок Алыгджер, (Нижнеудинский район, Иркутской области), большая поляна у опушки леса на краю поселка
Традиции изображаются сцены охоты, свадебные обряды

Аргамчи́-Ыры́— летний фольклорный праздник тофаларов. Название переводится как «Арканьи игры». Проводится в посёлке Алыгджер (Нижнеудинский район Иркутской области) в июле (если не позволяет погода, переносят на август). Программа праздника предусматривает этнографический конкурс, смотр фольклорных коллективов, спортивное состязание[1].

Тофалары - один из малочисленных народов в России. С XVII и до начала XX века численность тофаларов в России почти не менялась - их насчитывалось около четырёхсот. В 2021 году в Иркутской области жило 719 тофаларов, в трёх населённых пунктах: село Верхняя Гутара, село Алыгджер и деревня Нерха. Этот народ живет обособленно, что объясняется сложной географией. Добраться в Тофаларию можно только по воздуху, зимой возможно добраться также на специализированной технике по льду реки[2].

История праздника

В историческом прошлом, до принятия оседлости в 1927 году, кочевой народ, состоящий из пяти родов (Хааш, Сарыг-Хааш, Чогду, Кара-Чогду и Чептей), вместе собирался лишь один раз в год в зимнее время, спускаясь в долину на административно-хозяйственный съезд, называемый «Суглан». Там охотники и оленеводы сдавали пушнину, закупали провиант, решали спорные вопросы. Суглан как средство общения и форма объединения народа включал в себя элементы праздничной культуры. Здесь крестили детей по православной вере, совершались свадебные сговоры, устраивались спортивные состязания и веселые пиры[1].

Этого дня ждали все рода́ тофаларов. Уже пора приспела выгонять стада оленей на белки́ и нужно было запасаться мукой, солью, порохом и прочим охотничьим припасом. Кроме, как на купцов, надеяться было не на кого. И купцы не подводили. Караваны приходили из Иркутска, Монголии, Тувинии, Бурятии, Китая. Всё было у купцов, что нужно тофаларам, — от иголки до ружья. И все караваны приходили именно к назначенному дню. Раньше могли прийти, хотя бы на день опоздать — нет. Начинался торг. Например: пуд муки за шкурку белки. А охотник, сдавший две шкурки соболя, обеспечивал свою семью всем необходимым на целый год. Но сугланы были нужны тофаларам не только для того, чтобы обеспечить жизнь. Собирались вместе все роды́, встречались родные и хорошие знакомые перед уходом на кочевье. Это был праздник. А праздник никогда не обходится без песен, танцев. И без освящения шаманом. На большой поляне выстраивались чумы, и самый большой из них, и самый красивый, в центре — чум шамана. Все песни и танцы были ритуальны: тофалары изображали сцены охоты, показывали искусство охоты. А в этом нелегком деле они были мастера. Да и нельзя не быть мастером, если от твоего умения зависит жизнь и твоя, и твоей жены, и твоих детей[3].

С меньшим размахом проходила летняя встреча, когда пара близких родо́в собиралась со стадами оленей на пастбище в горных гольцах. Правда, эта встреча была продолжительней и разнообразней по содержанию отдыха. Там обязательно заводили круговую игру в аркан — «аргамчи». Ременный аркан объединял всех держащихся за него руками в общий круг. Под сопровождение песни стоящий в центре круга водящий должен был добежать до края и осалить кого-либо, кто и занимал его место. С движением водящего круг перемещался, увлекая всех в веселое кружение[1].

Праздник в современности

«Когда-то, очень давно, когда деревья падали на землю только от старости, а все горы такие высокие были, как Сопи-гора, у тофаларского народа была привольная жизнь. Выезжали тофы на летнее стойбище, вместе оленей пасли. А вечером собиралась молодёжь в круг, все брались руками за ремень из оленей кожи, играли в «аргамчи». Срок приходил — спускались с оленями в низовья и разбредались по своим кочевьям. А потом перестали они собираться вместе, увидели, что плохо идут у них дела, ничего не получается. Сидят и горюют — Что делать?» Таков отрывок из тофаларской легенды, сложенной о непростой судьбе этого народа. Песни, сказания, легенды — все об одном, об утерянном. Как вернуть его?

Взойдёмте же мы

На горы, покрытые лиственницей!

Станем там играть,

Перекликаясь друг с другом!

Взойдём же мы

На горы, покрытые кедром!

Будем там играть

В аргамчи!

Повинуясь этому призыву, сошлись вновь вместе потомки пяти тофаларских родов, чтобы вспомнить своих предков и возродить традицию[4].

В 1990 году Исполком Нижнеудинского районного Совета народных депутатов и коллегии управления культуры Иркутского облисполкома выпустили постановление «О возрождении и развитии национальной культуры Тофаларии». Был разработан план мероприятий: создание этнокультурного центра, а также проведение этнографических экспедиций, по итогам которых и было решено провести первый национальный праздник «Аргамчи-Ыры»[2].

В 1991 году появился свой летний праздник тофаларов под названием «Аргамчи-Ыры», что означает «Арканьи игры». Первые игры прошли 6-7 июля 1991 года в посёлке Алыгджер.Местом проведения праздника служит большая поляна у опушки леса на краю поселка. Это место, по замыслу организаторов, носит условное название «стоянка»[1].

Представители всех трех поселков (Алыгджер, Верхняя Гутара, Нерха) размещаются в разных концах большой площадки. Под звуки «мургу» (охотничья труба-манок) с трёх сторон приближаются к шаман-дереву, совершается обряд дарения «хозяина» этих мест (подвязываются разноцветные лоскутки). Все участники в национальных костюмах — очень красивых. Каждая делегация ведет оседланных оленей, на которых едут маленькие дети. От дерева по очереди участники праздника идут к приготовленному кострищу. Старейшина зажигает костер и исполняет песню освящения огня. Возле него совершает свой танец шаман. Подходит вторая делегация — круг становится шире, люди, взявшись за руки, танцуют. И третья делегация совершает тот же обряд. Только после этого все приближаются к гостевым скамейкам, рассаживаются перед ними на оленьих и медвежьих шкурах[3].

Этнографический конкурс

Участники соревнуются в устройстве чума, устройстве очага, приготовлении национального блюда, организуют выставку предметов быта (одежда, обувь, головные уборы, украшения, утварь домашнего обихода) [2].

В 1991 году все чумы были разные. У нерхинцев — из бересты, у алыгджерцев — из лиственничной коры. Самый привлекательный - у делегации Верхней Гутары[3]:

Мы долго думали, из чего делать чум. И решили, что надо сделать такой, какой был у наших предков. — из оленьих шкур. Долго эти шкуры выделывали, но, вроде, получилось неплохо...

— Председатель Верхнегутарского сельского Совета Олег Лычагин

Устраивается ярмарка с изделиями народных мастеров. Обереги изготавливаются из клыков кабарги и меха животных, медвежьих лап и из срезов-пластин рога изюбра. Женщины и дети дарят друг другу обереги, ожерелья, амулеты. Самые популярные и любимые у детей амулеты: Солнечного Оленя и Снежного Соболя. Традиционно их носят на одежде, головных уборах, подвешивают у детской колыбели или у входа в чум, они используются для украшения и защиты[5].

Фольклорный конкурс

Концертно-конкурсная программа ведётся на русском и тофаларском языках. В 1991 году звучали народные песни на тофаларском языке: «Спускаясь по Додоту», «Летняя стоянка» и др. Исполнялись эстрадно-хореографические номера: «Танец оленей», «Солнечный луч и подснежники», «Легенда о черном орле», «Танец зайца». Тут же рассказывались сказки: «Медведь и собака», «Почему медведь спит», «Почему бурундук полосатый». Загадывались загадки, разыгрывались сценки, пелись тофаларские частушки[1].

В 2004 году в сценарий праздника включили легенду о шаманке. Всю подготовительную работу на месте провела директор Дома культуры Наталья НиколаевнаТутаева. Она сценарист и режиссёр, и исполнительница главной роли — шаманки Аввы. У этой роли есть реальный прототип — Авва (т.е. мама), так почтительно звали старейшину рода, прожившую 104 года. Она лечила физические недуги травами, а душевные — сказаниями. В основу сценария легло предание, услышанное от Аввы: «Шаманка ушла на четыре дня из стойбища для сбора лекарственных трав. Во время её отсутствия появились купцы, стали соблазнять товарами, торговаться. Нарушив привычный порядок, ободрав охотников, как липку, они исчезли. Сразу после их ухода в стойбище заболели дети. Исцелить их могла только шаманка. Возвратясь из тайги, она велела разжечь у каждого чума костёр, взяла бубен и стала шаманить. Она просила помощи у земли, воды и духов гор, проводила детей через очистительный огонь костров и изгнала болезнь». Роль шаманки была исполнена Натальей Тутаевой с чувством и выдавала живую личность, неравнодушную к людям, к их духовной жизни. А когда во время представления с неба брызнул дождь, реально воплощая тему «очищения», всё происходящее на поляне исполнилось глубокого сакрального смысла[4].

В 2023 году участники народного ансамбля танца «Дыырак ибилер» («Быстроногий олень»), который работает на базе народного этнографического культурного центра села Алыгджер, исполнили танец с бубнами, постановку «Журавли» и традиционный круговой танец.Каждый год праздничная программа завершается игрой в аркан — «аргамчи», которая объединяет всех присутствующих в общий круг[6].

«Мэргэн Тофаларии»

После двухчасового перерыва на обед, где гостей угощают национальными блюдами, приготовленными на костре: мясным отваром «бухулёр», жареным на огне мясом изюбря, печёными лепешками, начинаются спортивные состязания по национальному многоборью на звание «Мэргэн Тофаларии». В бегах на оленях — «Маргыш» — задействовано не более шести оленей, отобранных в стаде. Бегают верхами на седлах с подстилкой. Дистанция 500 метров. Кто быстрее пройдет расстояние, тот и победитель. В стрельбе из карабина по мишени на расстояние в 100 метров все стрелки становятся за барьер и стреляют поочередно. Каждый делает по три зачетных выстрела. Победитель тот, кто больше выбьет очков. В борьбе «Хуреш» участников разбивают по парам для единоборства. Борцы сходятся, «пробуют» друг друга, хватая за руки, пытаясь обхватить шею, применяют вольные приемы, захват руками головы, ноги и ряд других приемов. Побежденным считается тот, кто первым упадет на землю. Когда все пары переборолись, победители продолжают борьбу между собой на первенство[1].

Состязание по поднятию тяжести — «Меркпер таш» — проходит у подножия крепкой лиственницы. ...Медведь, когда ему нужно доказать другим животным, что он здесь, в этом районе, самый большой и сильный, становится перед деревом па задние лапы и царапает кору дерева как можно выше. У человека, естественно, когтей нет, и чтобы доказать свое превосходство над другими участниками соревнований, самым сильным мужчинам поднебесного края нужно поднять с земли камень весом под семьдесят килограммов, высоко поднять на вытянутых руках и опустить на ствол дерева, оставив след от удара. На эту отметку ориентируется следующий участник. Трое отличившихся продолжают состязаться между собой на первенство. Победителя ждут призы и почетное звание «Мэргэн Тофаларии»[3].

Праздник завершается в сумерках у большого костра, где продолжается уже неформальное общение молодежи. Примечательно, что после Аргамчи-Ыры заключается много браков. Этот праздник стал неотъемлемой частью культуры тофаларов, а в детском саду посёлка Алыгджер даже проводится детский праздник «Аргамчи-Ыры»[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Назаркин А. Д. Аргамчи-Ыры | ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости. Дата обращения: 14 ноября 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Песчинская Н. Арканьи игры - событие года в Тофаларии // Окружная правда : газета. — 2023. — 17 августа (№ 32 (993)). — С. 4.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Белоглазов Э. Первый фольклорный праздник Тофаларии Аргамчы Ыры // Путь Ильича : газета. — 1991. — 13 июля (№ 112(9235)). — С. 1,2,4.
  4. 4,0 4,1 Назаркин А. Последний мерген Тофаларии // Культура: вести, проблемы, судьбы : газета. — 2007. — Июль (№ 7 (27)). — С. 11.
  5. Русин С. Ленточки странствий. — Иркутск: ООО «Артиздат», 2016. — С. 108—112. — 255 с.
  6. Шагунова Л. Арканьи игры // Областная: общественно-политическая газета. — 2023. — 2 августа (№ № 85 (2579)). — С. 8.