Алиев, Газанфар Керим оглы

Эта статья прошла проверку экспертом
Газанфар Керим оглы Алиев
Портрет
Дата рождения 26 мая 1927(1927-05-26)
Место рождения Гянджа,
Азербайджанская ССР,
СССР 
Дата смерти 17 июля 1984(1984-07-17) (57 лет)
Место смерти Кировобад,
Азербайджанская ССР,
СССР
Награды и премии

Газанфа́р Ке́рим оглы́ Али́ев (26 мая 1927, Гянджа, Азербайджанская ССР, СССР — 17 июля 1984, Кировабад, Азербайджанская ССР, СССР) — машинист локомотивного депо Кировабад Азербайджанской железной дороги. Герой Социалистического Труда (1980). Награждён дважды орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1].

Биография

Алиев Газанфар Керим оглы родился 26 мая 1927 года в Азербайджанском городе Гяндже. После окончания школы в 1945 году поступил в железнодорожное профессионально-техническое училище. Газанфар Алиев начал трудовую деятельность на железной дороге в локомотивном депо Гянджа в качестве помощника машиниста. С 1948 года работал машинистом паровоза. В 1951 году стал членом Коммунистической партии Советского Союза[1][2].

С 1950-х годов Газанфар Керим оглы внедрял новаторские методы управления поездами. В те времена стандартная норма перевозки грузов составляла 1800 тонн, однако её можно было увеличить до 2500-3000 тонн, используя дополнительный локомотив. Газанфар Алиев, основываясь на своём опыте и знаниях, впервые отказался от использования локомотива-толкача, оптимизируя использование топлива. Благодаря глубокому знанию маршрута, выбирал наиболее эффективные режимы управления на каждом участке железнодорожного пути. В Кировабад стали приезжать специалисты со всего СССР для изучения его методов вождения тяжеловесных поездов[1].

В 1958 году, успешно окончив курсы машинистов электровозов, Газанфар Алиев перешёл на управление электропоездами. В начале 1970-х годов паровозы в локомотивном депо Гянджа были заменены электровозами, что позволило увеличить грузоподъёмность до 3000 тонн. Газанфар Керим оглы выступил инициатором увеличения грузоперевозок, доведя показатель до 5000 тонн и значительно экономя электроэнергию[1].

В 1978 году Газанфар Керим оглы установил новый рекорд. В то время как Виктор Соколов, машинист из Москвы, перевёз десять тысяч тонн груза на 265 км с использованием двух локомотивов, Газанфар Алиев перевёз десять тысяч 100 тонн груза на 267 километров, используя лишь один локомотив, установив тем самым новый рекорд в истории советских железных дорог. За это достижение был удостоен звания Лауреата Государственной премии Азербайджанской ССР. Демонстрируя высокие результаты, Газанфар Керим оглы выполнил план десятой пятилетки за три года и шесть месяцев[1].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 октября 1980 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот» за выдающиеся успехи, достигнутые в досрочном выполнении заданий десятой пятилетки по производству продукции промышленности и сельского хозяйства[1][3].

Газанфар Алиев пользовался заслуженным уважением в коллективе и принимал участие в общественной жизни. Избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР, депутатом городского Совета, членом Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР, членом ЦК Компартии Азербайджана и членом ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта[1].

Алиев Газанфар Керим оглы передавал свой опыт молодым железнодорожникам. Умер 17 июля 1984 года. Похоронен на Аллее Почётного захоронения в Гяндже[1].

Награды и звания

Память

Улица в городе Гянджа носит имя Газанфара Керим оглы Алиева[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Каргапольцев С. Алиев, Газанфар Керим оглы. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 10 мая 2025.
  2. Музалевский М. В. Герои Социалистического Труда. Биобиблиографический словарь. — М.: РИЦ «Кавалер», 2008. — Т. 2. — 200 с.
  3. Герои стальных магистралей. Книга 3. — М.: Фаир-Пресс, 2004. — 376 с.

Ссылки