Адыгейские народные игры

Материал из «Знание.Вики»

Национа́льные адыге́йские и́гры и забавы адыгов — существующие на протяжении веков и передававшиеся из поколения в поколение, прекрасно отражают уникальные черты этого народа[1]. Во время традиционных праздников и обрядов (таких как свадьбы и праздники урожая) всегда организовывались игры для детей, часто сопровождающиеся любимыми детьми считалками, жеребьёвками, которые способствуют развитию ловкости, сообразительности и других жизненно важных качеств. Игры могут быть наполнены народными легендами о героях, что добавляет им глубину и смысл[1].

Этимология

Слово «игра» в адыгейском языке связано с понятиями активности и развлечения. Владеющие древней историей, применявшиеся в течение столетий и передававшиеся из поколения в поколение, как нельзя лучше отражают национальные особенности народа, адыгейские игры в своей основе заключают в себе коллективное участие, что символизирует сплочённость и единство народа[2].

Виды игр

В адыгейских играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильным, ловким, выносливым, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В системе воспитания детей особое внимание уделяется играм, способствующим общему физическому развитию. В таких играх преобладают основные движения: бег, ходьба, прыжки, лазание и метание. Также акцентируется внимание на развитии силы, ловкости, гибкости и быстроты реакции[3].

1. Игры-забавы — игры, которые развлекают детей и одновременно содержат в себе образовательные и воспитательные элементы.

2. Подвижные (спортивные) игры соревновательного характера.

3. Обрядовые (календарные) игры были связаны с народными сельскохозяйственными календарями.

4. Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием народа, с повседневным трудом предков.

5. С ведущим (водящим) — игры, где игрок выполняет какое — то действие, ведёт игру.

6. Игры малой подвижности[4].

Игры для девочек

Для девочек традиционные адыгейские игры более спокойные и сосредоточенные на взаимодействии и творчестве. К ним относятся:

  • «Часики» — игра, где участницы по очереди читают стихи или исполняют песни, а остальные должны угадать, кто это делает. Это помогает развивать художественные и ораторские навыки.
  • «Курбес» — игра, в которой девочки выполняют различные задания в группах, включая плетение венков или изготовление фигур из позапрошлого века, что способствует укреплению традиционных ремёсел.
  • «Петля» — игра с использованием верёвки, где девочки создают различные узоры и фигуры, что помогает развить креативность и мелкую моторику.

Эти игры способствуют формированию социального телесного взаимодействия, воспитанию искусства и укреплению народных традиций.

Игры для мальчиков

Адыгейские мальчиковые игры отличаются активностью и физической нагрузкой. К числу таковых можно отнести:

  • «Лабынкыр» — традиционная игра с использованием кольца и палки, развивающая ловкость и меткость. Игроки должны забросить кольцо на расстоянии, стараясь делать это как можно точнее.
  • «Кыштым» — игра, в которой один из участников выступает в роли «зверя», а остальные — «охотников», целью которых является поймать зверя. Эта игра способствуют укреплению командного духа и развитию стратегии.
  • «Догонялки» — вариация игры, где один игрок пытается поймать остальных, популярная весной и летом на свежем воздухе.

Эти игры не только развлекают, но и учат мальчиков навыкам командной работы, физической подготовке и стратегическому мышлению[5].

Фольклор

Адыгейские игры связаны с богатым фольклором, включающим песни, стихи и сказания, которые сопровождают игровые процессы. Игры могут быть наполнены народными сказаниями о героях и легендах, что добавляет им глубину и смысл[6].

Классификация использования игр

Игры для детей 3—7 лет

Эти игры помогают развивать мышцы, моторику и социальные навыки. К ним относят:

«Скачки» — простейшие конкурсы на скорость, в которых дети бегут к определённой цели.

 «Зайцы и волки» — игрушечная игра «догонялки» с элементами ролевого взаимодействия.

Игры для подростков 8—13 лет

Эти игры зачастую включают командные соревнования и физические испытания.

  • .
  • «Кыштым»- игра на свободное движение, стратегии и взаимодействие.

Игры для учащихся 15—17 лет

 Это более сложные игры с элементами взаимодействия и ответственности.

Схемы

Пример схемы игры «Лабынкыр»

(бросающий)

/ \
/ \
/ \
кольцо
↘ ↙

 (ловцы) (ловцы)

● ●
● ●

1. Цель игры:

— Развить ловкость и меткость.

2. Участники:

— Минимум 4-6 человек.

3. Оборудование:

— Кольцо и длинная палка.

4. Этапы игры:

— Подготовительный этап.
— Определение правил.
— Основной этап.
— Перестановка ролей.
— Финальный этап.
— Награждение победителей.

5. Примечания:

— Игру можно адаптировать, добавляя дополнительные элементы[7].

Литература

1. Детские игры и развлечения. ред. Е. И. Добровой, С-П./1902 г.

2. Бгажноков Б. Х. Черкесские игрища: Сюжет, семантика, мантика. Нальчик,1991, с. 11152.

3. Шоров И. А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов // УЗМИИ. — Майкоп. Т.8., 1988 г.

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Цеева Л. Х., Симбулетова Р. К. Этнопсихологопедагогический аспект адыгейских народных игр. cyberleninka.ru. Дата обращения: 20 февраля 2025.
  2. Наиболее употребительные слова адыгейского языка. dovlet.info. Дата обращения: 12 января 2025.
  3. Андреева, Мария. Смелые, как в песне. nazaccent.ru (21 декабря 2017). Дата обращения: 10 января 2025.
  4. Чуц Ф. Ч. Адыгские народные игры. videouroki.net (18 мая 2018). Дата обращения: 20 января 2025.
  5. Цеева Л. Х. Этнопсихологопедагогический аспект адыгских игр. Кафедра педагогики и педагогических технологий АГУ, г. Майкоп (2014). Дата обращения: 11 января 2025.
  6. Шхабацева М.А. Адыгейский детский игровой фольклор. cyberleninka.ru (2016). Дата обращения: 10 января 2025.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 Шоров И. А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов. Дата обращения: 10 января 2025.