Адыгейские народные игры
Национа́льные адыге́йские и́гры и забавы адыгов — существующие на протяжении веков и передававшиеся из поколения в поколение, прекрасно отражают уникальные черты этого народа[1]. Во время традиционных праздников и обрядов (таких как свадьбы и праздники урожая) всегда организовывались игры для детей, часто сопровождающиеся любимыми детьми считалками, жеребьёвками, которые способствуют развитию ловкости, сообразительности и других жизненно важных качеств. Игры могут быть наполнены народными легендами о героях, что добавляет им глубину и смысл[1].
Этимология
Слово «игра» в адыгейском языке связано с понятиями активности и развлечения. Владеющие древней историей, применявшиеся в течение столетий и передававшиеся из поколения в поколение, как нельзя лучше отражают национальные особенности народа, адыгейские игры в своей основе заключают в себе коллективное участие, что символизирует сплочённость и единство народа[2].
Виды игр
В адыгейских играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильным, ловким, выносливым, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В системе воспитания детей особое внимание уделяется играм, способствующим общему физическому развитию. В таких играх преобладают основные движения: бег, ходьба, прыжки, лазание и метание. Также акцентируется внимание на развитии силы, ловкости, гибкости и быстроты реакции[3].
1. Игры-забавы — игры, которые развлекают детей и одновременно содержат в себе образовательные и воспитательные элементы.
2. Подвижные (спортивные) игры соревновательного характера.
3. Обрядовые (календарные) игры были связаны с народными сельскохозяйственными календарями.
4. Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием народа, с повседневным трудом предков.
5. С ведущим (водящим) — игры, где игрок выполняет какое — то действие, ведёт игру.
6. Игры малой подвижности[4].
Игры для девочек
Для девочек традиционные адыгейские игры более спокойные и сосредоточенные на взаимодействии и творчестве. К ним относятся:
- «Часики» — игра, где участницы по очереди читают стихи или исполняют песни, а остальные должны угадать, кто это делает. Это помогает развивать художественные и ораторские навыки.
- «Курбес» — игра, в которой девочки выполняют различные задания в группах, включая плетение венков или изготовление фигур из позапрошлого века, что способствует укреплению традиционных ремёсел.
- «Петля» — игра с использованием верёвки, где девочки создают различные узоры и фигуры, что помогает развить креативность и мелкую моторику.
Эти игры способствуют формированию социального телесного взаимодействия, воспитанию искусства и укреплению народных традиций.
Игры для мальчиков
Адыгейские мальчиковые игры отличаются активностью и физической нагрузкой. К числу таковых можно отнести:
- «Лабынкыр» — традиционная игра с использованием кольца и палки, развивающая ловкость и меткость. Игроки должны забросить кольцо на расстоянии, стараясь делать это как можно точнее.
- «Кыштым» — игра, в которой один из участников выступает в роли «зверя», а остальные — «охотников», целью которых является поймать зверя. Эта игра способствуют укреплению командного духа и развитию стратегии.
- «Догонялки» — вариация игры, где один игрок пытается поймать остальных, популярная весной и летом на свежем воздухе.
Эти игры не только развлекают, но и учат мальчиков навыкам командной работы, физической подготовке и стратегическому мышлению[5].
Фольклор
Адыгейские игры связаны с богатым фольклором, включающим песни, стихи и сказания, которые сопровождают игровые процессы. Игры могут быть наполнены народными сказаниями о героях и легендах, что добавляет им глубину и смысл[6].
Классификация использования игр
Игры для детей 3—7 лет
Эти игры помогают развивать мышцы, моторику и социальные навыки. К ним относят:
«Скачки» — простейшие конкурсы на скорость, в которых дети бегут к определённой цели.
«Зайцы и волки» — игрушечная игра «догонялки» с элементами ролевого взаимодействия.
Игры для подростков 8—13 лет
Эти игры зачастую включают командные соревнования и физические испытания.
- .
- «Кыштым»- игра на свободное движение, стратегии и взаимодействие.
Игры для учащихся 15—17 лет
Это более сложные игры с элементами взаимодействия и ответственности.
- «Интеллектуальные викторины» — командные соревнования на знание адыгейской истории и культуры.
- «Ролевые игры» — имитация исторических событий с использованием сценок и диалогов[7].
Схемы
Пример схемы игры «Лабынкыр»
(бросающий)
▲
/ \
/ \
/ \
кольцо
↘ ↙
(ловцы) (ловцы)
● ●
● ●
1. Цель игры:
— Развить ловкость и меткость.
2. Участники:
— Минимум 4-6 человек.
3. Оборудование:
— Кольцо и длинная палка.
4. Этапы игры:
— Подготовительный этап.
— Определение правил.
— Основной этап.
— Перестановка ролей.
— Финальный этап.
— Награждение победителей.
5. Примечания:
— Игру можно адаптировать, добавляя дополнительные элементы[7].
Литература
1. Детские игры и развлечения. ред. Е. И. Добровой, С-П./1902 г.
2. Бгажноков Б. Х. Черкесские игрища: Сюжет, семантика, мантика. Нальчик,1991, с. 11152.
3. Шоров И. А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов // УЗМИИ. — Майкоп. Т.8., 1988 г.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Цеева Л. Х., Симбулетова Р. К. Этнопсихологопедагогический аспект адыгейских народных игр . cyberleninka.ru. Дата обращения: 20 февраля 2025.
- ↑ Наиболее употребительные слова адыгейского языка . dovlet.info. Дата обращения: 12 января 2025.
- ↑ Андреева, Мария. Смелые, как в песне . nazaccent.ru (21 декабря 2017). Дата обращения: 10 января 2025.
- ↑ Чуц Ф. Ч. Адыгские народные игры . videouroki.net (18 мая 2018). Дата обращения: 20 января 2025.
- ↑ Цеева Л. Х. Этнопсихологопедагогический аспект адыгских игр . Кафедра педагогики и педагогических технологий АГУ, г. Майкоп (2014). Дата обращения: 11 января 2025.
- ↑ Шхабацева М.А. Адыгейский детский игровой фольклор . cyberleninka.ru (2016). Дата обращения: 10 января 2025.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 Шоров И. А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов . Дата обращения: 10 января 2025.