Агаев, Фирудин Гули оглы

Эта статья прошла проверку экспертом
Фирудин Гули оглы Агаев
Портрет
Дата рождения 19 февраля (3 марта) 1898(1898-03-03)
Место рождения Алдере, Зангезурский уезд, Елизаветпольская губерния, Российская империя
Дата смерти 19 февраля 1958(1958-02-19) (59 лет)
Место смерти Баку, Бакинский район, Азербайджанская ССР, СССР
Гражданство  Российская империя СССР
Награды и премии

Знак «Ударнику Сталинского призыва»

Фируди́н Гули́ оглы́ Ага́ев (азерб. Firudin Qulu oğlu Ağayev; 19 февраля (3 марта1898, Алдере, Зангезурский уезд, Елизаветпольская губерния, Российская империя — 19 февраля 1958, Баку, Бакинский район, Азербайджанская ССР, СССР) — машинист паровозного депо Бакин Закавказской железной дороги. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1943). Награждён трижды орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот»[1][2].

Биография

Агаев Фирудин Гули оглы родился 19 февраля 1898 года в селе Алдере Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии (по состоянию на 2025 год — часть Сюникской области Армении). После смерти отца переехал в Баку, где начал трудовой путь на нефтяных промыслах. Сначала Фирудин Агаев работал чанщиком, а после учеником слесаря[2][3].

В 1918 году Фирудин Гули оглы начал работать на железной дороге в локомотивном депо Бакин. После обучения был назначен на должность помощника машиниста. В возрасте 22 лет Фирудин Гули оглы освоил чтение и правописание. В 1924 году стал членом ВКП(б)/КПСС. После окончания курсов машинистов в Тифлисе Фирудин Агаев управлял локомотивом. К 1927 году предотвратил более 30 крушений. В 1929 году он начал водить пассажирские поезда по трудным горным маршрутам[1].

С началом Великой Отечественной войны Фирудин Агаев перешёл на управление новыми паровозами с перегретым паром. Он работал вместе с машинистом Иваном Ведерниковым. В октябре 1943 года Фирудин Агаев разработал план ремонта паровозов, позволяющий обходиться без помощи ремонтных бригад. Своим опытом делился с молодыми машинистами в паровозном депо. В военные годы железнодорожные подвижные составы, которыми управлял Фирудин Агаев, неоднократно подвергались воздушным атакам. Благодаря мастерству машиниста были спасены многие военные эшелоны. Агаев Фирудин также выступал с инициативой вождения тяжеловесных поездов и экономии топлива. За шесть месяцев войны сэкономил более 40 тонн топлива и провёл несколько тяжеловесных железнодорожных подвижных составов, вес которых достигал рекордных 4000 тонн[2][3].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Агаеву Фирудину Гули оглы было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ему вручили орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот» за особые заслуги в обеспечении железнодорожных перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся успехи в восстановлении железнодорожного хозяйства в тяжёлых условиях военного времени[2][3].

После окончания войны Фирудин Агаев продолжил работать на железной дороге. Трижды избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР. В последние годы трудовой деятельности Фирудин Гули оглы работал старшим машинистом в Бакинском метрополитене[1][2].

Фирудин Гули оглы Агаев умер 19 февраля 1958 года после продолжительной болезни. Похоронен в Баку[2].

Награды и звания

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Осовик К. Фирудин Гули оглы Агаев. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 28 мая 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Фирудин Гули оглы Агаев. Бессмертный полк (5 мая 2016). Дата обращения: 10 мая 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 Герои труда военных лет 1941-1945. — М.: Профиздат, 2001. — 279 с.

Ссылки