Авиастар

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
АО «Авиастар-СП»
1-я проходная «Авиастар-СП» (Ульяновск)1-я проходная «Авиастар-СП» (Ульяновск)
Тип Акционерное общество
Год основания 1976
Прежние названия Ульяновский авиационно-промышленный комплекс
Расположение  СССРФлаг России Россия: Ульяновск
Ключевые фигуры Шереметов Сергей Константинович
Управлющий директор «Авиастар-СП» (с 2020 года)
Отрасль Авиастроение
Продукция Ил-76МД-90А, Ил-78М-90А, сервисное обслуживание и модернизация Ан-124 «Руслан»
Материнская компания Объединённая авиастроительная корпорация
Сайт Объединённая авиастроительная корпорация

«Авиаста́р-СП» (Акционерное общество «Авиастар-СП») — крупнейшее предприятие России по выпуску авиационной техники, расположенное в Ульяновске. С 2006 года входит в дивизион транспортной авиации ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Госкорпорации «Ростех», которой принадлежит 95,54 % акций предприятия. Образовано в 1997 году путём выделения самолётного производства из АО «Авиастар», зарегистрированного 13 января 1992 года в результате приватизации Ульяновского авиационно-промышленного комплекса (УАПК)[1].

Завод «Авиастар-СП» специализируется на серийном производстве транспортных самолётов Ил-76МД-90А, строительстве самолётов-топливозаправщиков Ил-78М-90А, сервисном обслуживании и модернизации транспортных самолётов Ан-124 «Руслан», осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание авиационной техники. Производственный комплекс обладает широким спектром технологических операций: от штамповки и механообработки до окончательной сборки и испытаний авиационной техники[2].

История

16 апреля 1975 года вышло постановление Совета министров СССР № 299—102 «О строительстве в Ульяновске авиационного промышленного комплекса». 28 апреля 1975 года министром авиационной промышленности СССР Петром Васильевичем Дементьевым подписан приказ № 175 о строительстве в Ульяновске комплекса из трёх заводов — самолётостроительного, агрегатного и приборостроительного. Генеральным директором нового предприятия был назначен Сысцов Аполлон Сергеевич, который ранее занимал должность главного инженера Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. П. Чкалова. Впоследствии он стал министром авиационной промышленности СССР. Цель строительства — создание в СССР предприятия по производству нового широкофюзеляжного военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан»[3].

Основание первого корпуса предприятия было заложено 10 июня 1976 года, что стало датой официального рождения Ульяновского авиационно-промышленного комплекса. Вместе с заводом в Ульяновске, на левом берегу Волги, одновременно строился и жилой массив. Строительство завода было объявлено всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Благодаря этому строительству в Ульяновске появился Новый город — микрорайон авиастроителей, а также новые объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, научные и образовательные центры, новые промышленные предприятия. В 1983 году была сдана в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса длиной 5100 метров и шириной 105 метров[4]. В 1985 году Постановлением Совета министров СССР предприятию было присвоено имя министра обороны СССР, Маршала Советского Союза Дмитрия Фёдоровича Устинова (1908—1984)[5].

В 1990 году ульяновским авиационно-промышленным комплексом при участии специалистов авиационного научно-технического комплекса имени О. К. Антонова (АНТК имени Антонова) было учреждено акционерное общество «Волга-Днепр» — коммерческий грузовой авиаперевозчик с авиационным парком, включающим 12 Ан-124-100 «Руслан» и 5 Ил-76ТД-90В. Частная грузовая авиакомпания создавалась как предприятие, которое будет эксплуатировать Ан-124-100, принося прибыль для основного акционера — Ульяновского авиационно-промышленного комплекса (УАПК). Авиакомпания стала мировым лидером в области международной логистики по доставке нестандартных (сверхтяжёлых, крупногабаритных) грузов воздушным транспортом[6]. Компания позволила заводу на тот период зарабатывать средства, необходимые для поддержания предприятия в рабочем состоянии.

13 января 1992 года в результате приватизации Ульяновского авиационно-промышленного комплекса образовано акционерное общество «Авиастар». Ульяновский авиационный комплекс имени Д. Ф. Устинова переименован в АО «Авиастар».

В 1992—1997 годах из-за сокращения государственных заказов произошло резкое снижение объёмов производства. Численность работников сократилась более чем в 1,5 раза. Производственные мощности использовались на 10 %. В 1997—1999 годах на базе имущества АО «Авиастар» был создан ряд акционерных обществ: ЗАО «Авиастар-СП», ЗАО «Форш», ЗАО «Авиастар-Транс», ЗАО «Международный аэропорт „Ульяновск-Восточный“» и другие.

В 1999 году 70 % акций «Авиастар-СП» передано АО «Туполев», контрольный пакет акций которого принадлежит государству. С 2000 года завод получил несколько крупных государственных контрактов. С 2006 года ЗАО «Авиастар-СП» вошло в состав Объединённой авиастроительной корпорации, в составе Госкорпорации «Ростех». 30 апреля 2015 года ЗАО «Авиастар-СП» перерегистрировано в АО (акционерное общество)[7].

Предприятие участвует в реализации глобальной цели Объединённой авиастроительной корпорации — сохранении и укреплении позиций России в качестве одного из центров мирового авиастроения[1]. Управляющим директором АО «Авиастар-СП» в 2020 году назначен Сергей Шереметов[8].

Производство самолётов

АО «Авиастар-СП» осуществляет деятельность в соответствии с задачами, определёнными Дивизионом транспортной авиации Объединённой авиастроительной корпорации, с целью обеспечения Министерства обороны Российской Федерации безопасной, отвечающей всем современным требованиям авиационной техникой. Направления деятельности АО «Авиастар-СП»:

  1. серийное производство транспортных самолётов Ил-76МД-90А;
  2. строительство самолётов-топливозаправщиком Ил-78М-90А;
  3. сервисное обслуживании и модернизации транспортных самолётов Ан-124 «Руслан»;
  4. участие в проекте по созданию семейства пассажирских стреднемагистральных самолётов МС-21;
  5. гарантийное и послегарантийное обслуживание авиационной техники.

Ан-124 «Руслан»

Крупный и самый грузоподъёмный в мире серийный грузовой самолёт (в 1982—1988 годах был также крупнейшим по габаритам самолётом в мире). Единственный рамповый самолёт в своём классе. Высокоплан с четырьмя двигателями на пилонах под крылом. Имеет уникальную систему погрузки, два грузовых люка. В Ан-14 впервые в СССР были применены бортовая автоматизированная система, построение крыла из крупных деталей, уникальная конструкция кабины и так далее. Самолёт способен перевозить груз особо крупных габаритов общим весом 120 тонн. Разработка самолёта Ан-124 «Руслан»: опытно-конструкторское бюро имени О. К. Антонова[9].

Первый испытательный полёт тяжёлый транспортный самолёт Ан-124 «Руслан» совершил в Ульяновске 30 октября 1985 года[7]. Командир экипажа — лётчик-испытатель Александр Васильевич Галуненко. В том же году самолёт поднял на высоту 10 750 метров груз в 171 тонну[4]. Всего на заводе было выпущено 36 самолётов. К концу 1980-х годов на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе по программе серийного выпуска «Русланов» планировалось построить 60 самолётов. Но Министерство обороны прекратило закупку новых Ан-124 из-за сокращения финансирования армии[7]. В 1994 году производство «Русланов» было заморожено. С 2003 года выпуск Ан-124 «Руслан» прекращён. В 2002 году группа компаний «Волга-Днепр» приобрела один из недостроенных Ан-124. На его основе по заказу на АО «Авиастар-СП» в 2004 году был выпущен и испытан новый модернизированный Ан-124-100, который поднимает в небо на 30 тонн больше оригинала[10].

В 2020-х годах на «Авиастар-СП» продолжается глубокая модернизация Ан-124 в типовую конструкцию Ан-14-100 или Ан-124-100-150, техническое и сервисное обслуживание, поддержание лётной годности воздушных судов[3][11].

Ту-204

Ту-204 —дальнемагистральный узкофюзеляжный самолёт, низкоплан с двумя двигателями, рассчитан на 166 пассажиров, способен выполнять перелёты без посадки на 9 тысяч километров с крейсерской скоростью 850 км/ч[12]. Впервые в истории российской авиации на самолёте был применён современный цифровой комплекс пилотажно-навигационного оборудования с выводом информации на дисплеи, а также электродистанционная система управления и цифровая система управления двигателями[13]. Разработка самолёта Ту-204: опытно-конструкторское бюро А. Н. Туполева.

В конце 1980-х годов на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе была объявлена программа конверсии, согласно которой предприятие должно было освоить серийное производство среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204. Свой первый полёт самолёт Ту-204, выпущенный в Ульяновске, совершил 17 августа 1990 года. Командир экипажа — заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации Владимир Николаевич Матвеев[14]. В первой половине 1990-х годов предприятие начало осваивать мелкосерийное производство Ту-204[12]. Выпускало самолёты Ту-204 в различных модификациях: Ту-204-100Е / 100В, Ту-204-300, Ту-204-300А, Ту-204-СМ, Ту-204-100С. Серия включает пассажирские и грузовые модификации. Всего построено 82 Ту-204 (с модификациями), больше половины которых эксплуатируется. К 2000-м годам от эксплуатации самолёта стали отказываться. С 2018 года Ту-204 как пассажирский самолёт не применяется[13].

Ил-76МД-90А

В 2009 году на ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» на базе самолёта Ил-76 был разработан модернизированный тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А. Внешне самолёт напоминает своего предшественника, но в конструкцию нового воздушного судна внесены существенные изменения: модернизированы конструкции крыла, центроплана, усилено шасси, установлены модернизированные двигатели. Существенно изменён бортовой радиоэлектронный и навигационный комплекс, в состав которого включено современное цифровое оборудование[15]. Производится на Ульяновском авиационном заводе на основе контракта, подписанного 5 октября 2012 года между «Авиастар-СП» и Министерством обороны РФ. Первый полёт состоялся 22 сентября 2012 года. Командир экипажа — заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации Николай Дмитриевич Куимов[16]. В марте 2013 года между ЗАО «Авиастар-СП» и ОАО «ОАК-Транспортные самолёты» заключён контракт на поставку самолётов Ил-76МД-90А для Министерства обороны РФ. Первый Ил-76МД-90А передан заказчику — Министерству обороны РФ[17] 21 ноября 2014 года.

Производство самолётов идёт на поточной линии сборки, что на 38 % снижает трудоёмкость сборки воздушных судов. Линия сборки оснащена системой лазерного позиционирования агрегатов, которая обеспечивает высокую точность стыковки всех элементов самолёта[18]. 19 мая 2021 года первый тяжёлый транспортный самолёт Ил-76МД-90А, собранный на новой поточной линии сборки, был передан на лётно-испытательную станцию авиазавода для проведения наземных и лётных испытаний[19].

Ил-76МД-90А создаётся из комплектующих российского производства. У самолёта повышены дальность полёта и перевозимая нагрузка, улучшена точность самолётовождения и десантирования, качество радиосвязи. В 2021 году серийному самолёту Ил-76МД-90А присвоено почётное имя заслуженного авиаконструктора Генриха Новожилова[20].

В 2023 году объединённая авиастроительная корпорация передала Министерству обороны РФ шесть военно-транспортных Ил-76, собранных на заводе в Ульяновске. В планах довести производство до 18 машин в год[21]. Самолёты планируется использовать не только для заправки воздушных судов, но и для перевозки грузов, ликвидации пожаров, спасения людей, безопасной транспортировки личного состава.

Ил-78М-90А

Самолёт-топливозаправщик, первый воздушный танкер в России. Приспособлен для дозаправки в воздухе самолётов дальней, фронтовой и специальной авиации. Создан на базе модернизированного тяжёлого военно-транспортного Ил-76МД-90А. Лётный образец самолёта-топливозаправщика Ил-78М-90А совершил полёт 25 января 2018 года. Командир экипажа — заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации Николай Дмитриевич Куимов. 18 декабря 2020 года министерство обороны РФ и АО «Авиастар-СП» подписали первый контракт на изготовление и поставку десяти новейших самолётов-заправщиков Ил-78МД-90А[19].

Самолёт оснащён четырьмя двигателями нового поколения ПС-90А-76 с повышенной степенью двухконтурности и увеличенной взлётной тягой. Поэтому машина отличается повышенной дальностью полёта и может брать большее количество топлива для заправки самолёта. Обновлён пилотажно-навигационный комплекс. Способен производить одновременную заправку в воздухе двух самолётов фронтовой авиации. В случае необходимости на него может быть установлено оборудование для пожаротушения[22]. Разработка самолётов Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А: ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина».

Sukhoi Superjet 100

С 2012 года «Авиастар-СП» в рамках соглашения о производственной кооперации с компанией «Гражданские самолёты Сухого» ведёт монтаж интерьеров и отработку систем самолётов семейства Sukhoi Superjet 100. В рамках кооперации на заводе был выполнен монтаж интерьера и отработка систем на 127 самолётах Sukhoi Superjet 100. С 2012 года самолёты с установленным на «Авиастар-СП» интерьером были переданы в эксплуатацию российским авиакомпаниям — «Аэрофлот», «Ямал», «Газпром авиа», «Азимут», «ИрАэро», «Якутия», «Северсталь» а также иностранным перевозчикам[23].

МС-21

Ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Низкоплан с двумя двигателями. Первый полёт совершил 21 мая 2017 года. Производится ПАО «Яковлев» (до 2023 года — научно-производственная корпорация «Иркут») на основе широкой кооперации с авиапроизводителями, входящими в Объединённую авиастроительную корпорацию[24]. В 2017 году «Авиастар-СП» стал участником кооперации с ПАО «Корпорация „Иркут“» по производству МС-21. Ульяновский авиационный завод осуществляет сборку хвостового оперения, производит панели фюзеляжа, двери и люки, металлические части крыла и оперения, хвостовые отсеки фюзеляжа.

В 2024 году российские гражданские самолёты МС-21 и Superjet планируется объединить под общим авиационным брендом[25].

Ил-112В

Ил-112В — лёгкий турбовинтовой военно-транспортный самолёт разработки ОАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина». Предназначен для транспортировки и воздушного десантирования до 5 тонн лёгких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава. Главный конструктор — Николай Таликов[26]. С 2015 года «Авиастар-СП», совместно с Воронежским авиационным заводом, участвует в проекте по подготовке производства самолёта Ил-112В. Согласно кооперации, предприятие производит панели на отсеки фюзеляжа Ф-1, Ф-2, Ф-3, люки и двери[15].

Производственный комплекс

Самолётостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» оснащено высококачественным оборудованием. Производственный комплекс завода обладает широким спектром технологических операций: от штамповки и механообработки до окончательной сборки и испытаний авиационной техники. Предполагает выполнение полного замкнутого технологического цикла работ по производству самолётов[27]:

  • конструкторская и технологическая подготовка;
  • металлургическое производство;
  • заготовительно-штамповочное производство;
  • механокаркасное производство;
  • механосборочное производство;
  • производство неметаллических конструкций;
  • агрегатно-сборочное производство;
  • лабораторный контроль;
  • производство окончательной сборки;
  • испытания;
  • послепродажное обслуживание.

Выполнение работ по техническому обслуживанию самолётов производства АО «Авиастар-СП» осуществляет дочернее предприятие «Авиастар-СП» — Центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники «Авиасервис», основанное 8 сентября 1999 года. Располагается на территории АО «Авиастар-СП» и имеет производственные площади на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный»[1].

Окраску воздушного судна производит авиационное предприятие Ульяновска — АО «Спектр-Авиа», зарегистрированное 22 мая 2003 года[28].

Участник кластера «Ульяновск-Авиа»

«Авиастар-СП» входит в научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа», образованный в 2009 году по инициативе Губернатора Ульяновской области. Тесное взаимодействие промышленности, научных и образовательных учреждений, а также властей Ульяновской области способствует развитию авиационного сектора экономики в регионе[29].

На развитие и продвижение услуг входящих участников кластера направлен брендовый и инфраструктурный проект «Авиационная столица России», чей товарный знак был зарегистрирован 22 ноября 2011 года. Правообладателем бренда является Правительство Ульяновской области[30].

«Авиастар-СП» сотрудничает с учебными заведениями Ульяновской области: Ульяновским институтом гражданской авиации, Ульяновским государственным университетом, Ульяновским государственным техническим университетом[31].

Предприятие принимает участие в Международных авиатранспортных форумах (МАТФ) и Международных авиакосмических салонах (МАКС)[32].

Руководители предприятия

Директорами предприятия в разные годы были:

  • Сысцов Аполлон Сергеевич (1975—1981)[33].
  • Абдуллин Фен Загидович (1981—1986)[33].
  • Пильник Михаил Прокофьевич (1986—1990)[34].
  • Михайлов Виктор Васильевич (1990—1996; 2001—2008)[35].
  • Коротнев Геннадий Иванович (1997—2000)[36].
  • Рязанов Юрий Викторович (2001 год)[37].
  • Лейко Игорь Романович (2002 год)[38].
  • Шушпанов Михаил Николаевич (2008—2010)[39].
  • Дементьев Сергей Геннадьевич (2010—2016)[40].
  • Капустин Андрей Анатольевич (2016—2020)[41].
  • Юрасов Сергей Павлович (2017—2018, управляющий директор)[42][43].
  • Донцов Василий Николаевич (2018—2020, управляющий директор)[44].
  • Шереметов Сергей Константинович (управляющий директор с 2020 года)[8].

Литература

  • Авиастар-СП : дивизион транспортной авиации ОАК. — Ульяновск: Печатный двор, 2021. — 85 с. — ISBN 978-5-7572-0517-5.
  • История Ульяновской авиации. 100 дат и имён / сост. С. А. Андреев [и др.]. — Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2014. — 143 с. : ил. ; 30 см. — ISBN 978-5-94655-250-9
  • Ульяновская авиационная энциклопедия. — Ульяновск: НИИ экономики, истории и культуры Ульяновской области имени Н. М. Карамзина, 2017. — 359 с. — ISBN 978-5-7572-0435-2.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 20.
  2. О нас. Авиастар. Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 19 мая 2023 года.
  3. 3,0 3,1 История Ульяновской авиации. 100 дат и имён / С. А. Андреев [и др.]. — Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2014. — С. 28. — 143 с. — ISBN 978-5-94655-250-9.
  4. 4,0 4,1 Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 14.
  5. Авиастар-СП, 2021, с. 12.
  6. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 63.
  7. 7,0 7,1 7,2 Валерий Корнеев. Ульяновский авиационный завод «Авиастар-СП». Досье. ТАСС (10 июня 2016). Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 6 сентября 2023 года.
  8. 8,0 8,1 Управляющим директором «Авиастар-СП» назначен Сергей Шереметов. Aviation Explorer (9 сентября 2020). Дата обращения: 5 января 2024.
  9. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 30.
  10. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 31.
  11. Авиастар-СП, 2021, с. 60—61.
  12. 12,0 12,1 Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 263.
  13. 13,0 13,1 Мария Сидорова. 100 лет гражданской авиации. Как ульяновский авиапром вышел на новый уровень. Ульяновская правда (20 февраля 2023). Дата обращения: 6 января 2024. Архивировано 31 марта 2023 года.
  14. Авиастар-СП, 2021, с. 13.
  15. 15,0 15,1 Авиастар — самолётное производство. АвиаПорт (агентство) (6 октября 2023). Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 14 декабря 2023 года.
  16. Авиастар-СП, 2021, с. 14.
  17. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 15.
  18. Авиастар будет выпускать по десять Ил-76МД-90А в год. Медиа 73 (10 августа 2023). Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 10 октября 2023 года.
  19. 19,0 19,1 Авиастар-СП, 2021, с. 15.
  20. Новому серийному самолёту Ил-76МД-90А присвоено имя авиаконструктора Генриха Новожилова. Aviation Explorer (30 января 2021). Дата обращения: 6 января 2024. Архивировано 2 декабря 2022 года.
  21. Авиастар может выпускать до 18 транспортников Ил-76-МД-90А в год. Медиа 73 (27 декабря 2023). Дата обращения: 5 января 2024.
  22. Авиастар-СП, 2021, с. 54.
  23. В 2018 году специалисты «Авиастар-СП» установили интерьер на 15-ти самолётах SSJ 100. АвиаСтат (Аналитическое агентство) (7 декабря 2018). Дата обращения: 6 января 2024.
  24. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 184.
  25. Самолёты МС-21 и Superjet могут получить один бренд. Медиа 73 (4 января 2024). Дата обращения: 5 января 2024.
  26. Легкий военно-транспортный самолёт Ил-112В. История создания и характеристики. ТАСС (17 августа 2021). Дата обращения: 6 января 2024. Архивировано 14 июля 2023 года.
  27. Авиастар-СП, 2021, с. 29.
  28. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 245.
  29. Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер „Ульяновск-Авиа“». Российская кластерная обсерватория. Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 28 ноября 2023 года.
  30. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 22.
  31. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 21.
  32. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 173.
  33. 33,0 33,1 Радик Газиев. Крупнейший авиазавод России начал подниматься работниками ТАПОиЧ. Письма о Ташкенте (31 октября 2021). Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 18 июля 2023 года.
  34. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 212.
  35. Ушёл из жизни бывший гендиректор «Авиастара» Виктор Михайлов. 73 Онлайн (17 июля 2023). Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 24 июля 2023 года.
  36. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 140.
  37. Ульяновск. На "Авиастаре" произошла смена руководства. Регнум (20 апреля 2001). Дата обращения: 5 января 2024.
  38. Новый генеральный директор ОАО «Авиастар» приступил к своим обязанностям. АвиаПорт (Агентство) (25 января 2002). Дата обращения: 5 января 2024.
  39. Перосна. Глобал Ульяновск (Ульяновский бизнес портал). Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 9 февраля 2023 года.
  40. Ульяновская авиационная энциклопедия, 2017, с. 87.
  41. Управляющим директором ульяновского АО «Авиастар-СП» назначен Андрей Капустин. Коммерсантъ (31 марта 2016). Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 4 апреля 2016 года.
  42. Сергей Юрасов назначен управляющим директором АО «Авиастар-СП». Объединённая авиастроительная корпорация (11 января 2017). Дата обращения: 5 января 2023.
  43. Досье. 73 Онлайн. Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 27 ноября 2022 года.
  44. Управляющим директором АО «Авиастар-СП» назначен Василий Николаевич Донцов. Союз Авиапроизводителей России (15 июня 2018). Дата обращения: 5 января 2024. Архивировано 17 мая 2022 года.

Ссылки