Крусейдер
| Крусейдер | |
|---|---|
| | |
| Боевая масса, т | 19,3 |
| Компоновочная схема | классическая |
| Экипаж, чел. | 5 |
| История | |
| Производитель | Nuffield Mechanizations and Aero |
| Годы разработки | 1939-1940 |
| Годы производства | 1940-1943 |
| Годы эксплуатации | 1941-1945 |
| Количество выпущенных, шт. | более 5300 |
| Основные операторы |
|
| Размеры | |
| Длина корпуса, мм | 5994 |
| Ширина, мм | 2642 |
| Высота, мм | 2235 |
| Клиренс, мм | 406 |
| Бронирование | |
| Лоб корпуса (верх), мм/град. | 34 |
| Лоб корпуса (низ), мм/град. | 22 |
| Борт корпуса (верх), мм/град. | 20 |
| Борт корпуса (низ), мм/град. | 18 |
| Корма корпуса (верх), мм/град. | 16 |
| Корма корпуса (низ), мм/град. | 17 |
| Днище, мм | 16 |
| Крыша корпуса, мм | 14 |
| Лоб башни, мм/град. | 32 |
| Лоб рубки, мм/град. | 12 |
| Маска орудия, мм/град. | 11 |
| Борт башни, мм/град. | 23 |
| Борт рубки, мм/град. | 13 |
| Корма башни, мм/град. | 19 |
| Корма рубки, мм/град. | 11 |
| Вооружение | |
| Калибр и марка пушки | 40-мм QF 2 pounder, или в поздней версии 57-мм QF 6 pounder |
| Длина ствола, калибров | 52 |
| Боекомплект пушки | 130 |
| Пулемёты | 2 × 7,7-мм BESA, часть машин с Bren |
| Подвижность | |
| Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
| Мощность двигателя, л. с. | 340 |
| Скорость по шоссе, км/ч | 43 |
| Запас хода по шоссе, км | 255 |
| Тип подвески | подвеска Кристи |
Крейсерский танк Mk.VI «Крусейдер» (англ. Tank Cruiser Mk.VI «Crusader», от англ. crusader — «крестоносец»), A15 — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Разрабатывался с 1939 по 1940 год. Производился с 1940 по 1943 год, эксплуатировался с 1941 по 1945 год[1].
История
9 апреля 1940 года в Фарнборо на полигоне экспериментального центра механизации был доставлен первый прототип танка «Крусейдер». Испытания показали несовершенство системы охлаждения двигателя и недостатки в системе управления, способные привести к самопроизвольному повороту машины. Для устранения этого были внедрены распределительные клапаны в гидравлическую систему управления поворотным механизмом и тормозами, однако управление танком оставалось затруднительным. После успешных стрельбовых испытаний в Лулворте (Дорсет) в ноябре 1940 года, танк, получивший название Crusader I, был принят на вооружение британской армии. В 1941—1943 годах производство пяти модификаций танка «Крусейдер» было развёрнуто на заводах девяти компаний под руководством Nuffield, в результате чего было выпущено от 5300 до 5700 машин[2][3].
Танк Crusader II отличался от базовой модели усиленным бронированием: лобовая броня корпуса была увеличена на 6 мм, башни — на 10 мм, бортов и крыши — на 4 и 3 мм. Часть танков выпускалась без пулемётной башенки, а на некоторых она демонтировалась уже в войсках. Командир, наводчик и заряжающий получили смотровые приборы, в связи с чем стеклоблоки «триплекс» в бортах башни были удалены, а их амбразуры стали использоваться для стрельбы из личного оружия. Вооружение представляла 6-фунтовая пушка Mk III (42,9 калибра) с бронебойным снарядом, имеющим начальную скорость 848 м/с и способным поражать на дистанции 1000 метров любой танк немецкого Африканского корпуса. Боекомплект из 65 снарядов (без осколочно-фугасных) размещался в передней части корпуса слева. Масса танка выросла до 20,04 тонн, а экипаж сократился до четырёх (в некоторых случаях до трёх) человек, что обеспечивалось за счёт дополнительного боекомплекта. Успешное прохождение испытаний на огнестойкость новой башни в декабре 1941 года позволило начать производство модификации Crusader III летом 1942 года. Танки сопровождения всех трёх модификаций были оснащены 76-мм гаубицей с боекомплектом из 65 дымовых и осколочно-фугасных снарядов[2][4].
Появление модификации «Крусейдер III» связано в основном с усилением огневой мощи танка. Стандартная 6-фунтовая пушка не помещалась в имеющуюся башню. Проект установки башни от пехотного танка «Черчилль» был отвергнут, и началась разработка новой конструкции. В сентябре 1941 года был создан полноразмерный макет. Однако, специалисты Nuffield посчитали его неудачным и разработали собственный вариант, готовый к испытаниям обстрелом через шесть недель. Новая башня представляла собой модификацию башен предыдущих модификаций Crusader, но отличалась увеличенной высотой и длиной. Лобовая броня достигла 51 мм, а лобовой лист стал вертикальным с прямоугольной амбразурой для спаренной установки пушки и пулемёта (пулемёт слева от орудия). Для стрельбы дымовыми гранатами был перемещён дымовой гранатомёт, обеспечив ему возможность стрельбы через амбразуру в крыше. Посадочный люк сохранился, но уменьшился в размерах и стал закрываться откидной двухстворчатой крышкой[2].
Характеристики
- Боевая масса: 19,3 тонн.
- Компоновочная схема: классическая.
- Экипаж: 5 человек.
- Количество выпущенных: более 5300 шт.
- Длина: 5994 мм.
- Ширина: 2642 мм.
- Высота: 2235 мм.
- Клиренс: 406 мм.
- Калибр и марка пушки: 40-мм QF 2 pounder, или в поздней версии 57-мм QF 6 pounder.
- Длина ствола: 52 калибра.
- Боекомплект пушки: 130 снарядов.
- Пулемёты: 2 × 7,7-мм BESA, часть машин с Bren.
- Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения.
- Мощность двигателя: 340 л. с.
- Тип подвески: подвеска Кристи[5][6].
Модификации
- Crusader I — первый серийный вариант. Имеет пять опорных катков, двигатель Liberty, башня идентична башне танка А13. Характерная особенность — наличие башни с пулемётом BESA в лобовой части корпуса слева от механика-водителя. Боевая масса 19,279 т, бронирование 7—40 мм. Экипаж 5 человек.
- Crusader ICS — танк сопровождения пехоты с 94-мм гаубицей.
- Crusader II — Crusader I с незначительно увеличенной толщиной брони и отсутствием на большей части танков пулемётной башенки. У Crusader I её часто демонтировали в войсках. В зависимости от наличия или отсутствия башенки экипаж мог быть от 4 до 5 человек.
- Crusader IICS — 94-мм гаубица вместо 2-фунтовой пушки (40-мм).
- Crusader III — вместо 2-фунтовой (40-мм) установлена 6-фунтовая (57-мм) пушка. Толщина брони доведена до 51 мм. Боевая масса 20,04 тонн[5][6].
Применение
Танки «Крусейдер» участвовали в боях во Франции в 1940 году (в составе 1-й танковой дивизии) и в Северной Африке до 1942 года (7-я танковая дивизия), после чего были списаны. В июне 1941 года, в рамках операции «Battleaxe», «крусейдер» (7-я бригада, 7-я танковая дивизия) прибыли в Египет по распоряжению Черчилля, чтобы усилить британские войска в противостоянии с Роммелем. В первых столкновениях «крусейдер» понесли значительные потери от немецких танков и противотанковой артиллерии. Слабое вооружение и бронирование Mk I и Mk II делали их малоэффективными против немецких средних танков[7].
Примечания
- ↑ «Крестоносец» берёт длинный меч. Альтернативная история (21 апреля 2023). Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Барятинский М. Бронеколлекция 2005 № 06 (63) «Крусейдер» и другие (британские крейсерские танки Mk I — Мк VI). Моделист-конструктор (2005). Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ Crusader: обзор знаменитого «британца». Военное обозрение (22 июня 2021). Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ Crusader: английский танк, ставший вынужденным решением. 110 км (8 марта 2022). Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 A15 Mark VI «Crusader», Крейсерский танк. Энциклопедия военной техники. Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Крейсерский танк Mark VI (А15) Crusader. Армии и солдаты. Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ Барятинский М. Крестоносец в танковом строю (английский крейсерский танк Crusader). Техноистория. Дата обращения: 23 апреля 2025.