DirectX
{{{название}}} | |
---|---|
Тип | Среда для приложений и игр |
Разработчик | Microsoft |
Операционная система | Microsoft Windows |
Первый выпуск | 30 сентября 1995 года |
Лицензия | Microsoft EULA |
Сайт | DirectX |
DirectX — набор API, разработанный компанией Microsoft для решения задач, связанных с программированием под Microsoft Windows. Основное применение находит в разработке компьютерных игр и мультимедийных приложений. DirectX включает несколько компонентов: Direct3D для работы с трёхмерной графикой, DirectInput для обработки данных с игровых устройств, DirectSound для воспроизведения звука, DirectPlay для сетевого взаимодействия. Пакет средств разработки DirectX доступен бесплатно на сайте Microsoft.
Компоненты DirectX
DirectX Graphics представляет собой набор интерфейсов для работы с графикой. До версии 8.0 он делился на DirectDraw и Direct3D. DirectDraw, предназначенный для вывода растровой графики, в настоящее время не разрабатывается. Direct3D остаётся ключевым компонентом для работы с трёхмерной графикой, широко применяемым в играх и графических приложениях.
DirectInput обеспечивает обработку данных с различных устройств ввода. Этот интерфейс позволяет работать с клавиатурой, мышью, джойстиками и другими игровыми контроллерами, предоставляя разработчикам гибкие возможности для создания интуитивно понятного управления в играх.
DirectPlay — компонент, отвечающий за сетевую коммуникацию в играх. Он упрощает реализацию многопользовательских режимов, позволяя разработчикам сосредоточиться на игровой логике, а не на деталях сетевого взаимодействия.
DirectSound предоставляет интерфейс для низкоуровневой работы со звуком в формате Wave. Этот компонент обеспечивает воспроизведение звуковых эффектов и фоновой музыки в играх, позволяя создавать насыщенную звуковую атмосферу.
DirectMusic дополняет звуковые возможности DirectX, предоставляя интерфейс для воспроизведения музыки в форматах Microsoft. Он позволяет реализовать динамическое изменение музыкального сопровождения в зависимости от игровых событий.
DirectShow используется для ввода и вывода аудио- и видеоданных. Этот компонент особенно полезен при работе с мультимедийным контентом, обеспечивая воспроизведение видеороликов и потокового аудио в играх и приложениях. DirectX Media Objects реализует поддержку потоковых объектов, таких как кодеки. Это позволяет эффективно обрабатывать аудио- и видеопотоки в реальном времени.
Direct2D, появившийся в более поздних версиях DirectX, предоставляет интерфейс для работы с двумерной графикой. Он оптимизирован для создания пользовательских интерфейсов и 2D-игр, обеспечивая высокую производительность и качество отрисовки.
DirectSetup отвечает за установку и обновление компонентов DirectX, обеспечивая корректную работу всего пакета на различных версиях Windows. Все компоненты DirectX тесно интегрированы между собой, что позволяет разработчикам создавать сложные мультимедийные приложения и игры, используя унифицированный набор инструментов[1].
История
В 1994 году Microsoft готовилась к выпуску Windows 95, революционной версии своей операционной системы. Компания осознавала, что успех новой ОС во многом зависел от набора совместимых программ, особенно игр. Однако разработчики предпочитали DOS, предоставлявшую прямой доступ к аппаратному обеспечению, в то время как Windows 95 с её защищённой моделью памяти ограничивала этот доступ.
Крэйг Айслер, Алекс Сэйнт Джон и Эрик Энгстром предложили решение этой проблемы, разработав DirectX. Первый релиз состоялся в сентябре 1995 года под названием Windows Game SDK. DirectX предоставил разработчикам набор инструментов для создания игр и мультимедийных приложений, сохраняя при этом преимущества защищённой модели Windows.
До появления DirectX Microsoft уже включила OpenGL в Windows NT. Direct3D позиционировался как альтернатива OpenGL в игровой индустрии, что положило начало длительному соперничеству между этими технологиями. В 2002 году вышел DirectX 9 с улучшенной поддержкой шейдеров, что значительно расширило возможности трёхмерной графики в играх. Последующие обновления, включая DirectX 9.0c в 2004 году, добавили поддержку шейдеров версии 3.0.
DirectX стал основой для Xbox API, что способствовало унификации разработки игр для PC и консолей Xbox. Это решение упростило портирование игр между платформами и укрепило позиции Microsoft на рынке игровых консолей[2].
Хронология версий DirectX
DirectX 1.0 вышел 30 сентября 1995 года с номером версии 4.02.0095 для Windows 95. Это стало началом развития технологии, призванной упростить разработку игр и мультимедийных приложений для Windows.
5 июня 1996 года появился DirectX 2.0 (версия 4.03.00.1096), совместимый с Windows 95 OSR 2 и Windows NT младше 4.0. Спустя три месяца, 15 сентября, вышел DirectX 3.0, ставший последней официально поддерживаемой версией для Windows NT 4.0.
DirectX 5.0 (4.05.01.1721) был выпущен 5 мая 1998 года вместе с Windows 98. Эта версия значительно расширила возможности API и улучшила производительность.
7 августа 1998 года вышел DirectX 6.0 (4.06.00.0318), который стал частью Windows 98 SE и последней поддерживаемой версией DirectX Media для Windows NT 4.0. Интересно, что эта версия также использовалась в игровой консоли Dreamcast.
DirectX 7.0 (4.07.00.0700) появился 22 сентября 1999 года и был включён в состав Windows 2000 и Windows ME. Эта версия добавила поддержку аппаратного преобразования, обрезания и освещения.
12 ноября 2000 года вышел DirectX 8.0 (4.08.00.0400), который ввёл шейдерную модель 1.1, значительно расширив возможности графического программирования. DirectX 8.1, выпущенный 25 октября 2001 года, стал частью Windows XP и консоли Xbox.
DirectX 9.0 (4.09.0000.0900) был представлен 24 декабря 2002 года. Эта версия ввела шейдерную модель 2.0, а последующие обновления (9.0b и 9.0c) добавили поддержку более продвинутых шейдерных моделей. DirectX 9.0c, выпущенный 9 августа 2004 года, стал последней поддерживаемой версией для Windows 98, ME и 2000.
10 ноября 2006 года вместе с Windows Vista вышел DirectX 10, представивший шейдерную модель 4.0 и значительно изменивший архитектуру графических драйверов. DirectX 11, выпущенный 22 октября 2009 года с Windows 7, добавил поддержку тесселяции и вычислительных шейдеров.
DirectX 12 был представлен 29 июля 2015 года как часть Windows 10. Эта версия предоставила разработчикам более низкоуровневый доступ к аппаратному обеспечению, что позволило повысить производительность в играх и расширить возможности графического программирования[3].
Совместимость
Операционные системы
DirectX поддерживает широкий спектр операционных систем Windows, начиная с Windows 95 и заканчивая последними версиями Windows 11. Однако не все версии DirectX совместимы со всеми операционными системами. Например, DirectX 10 и выше работают только на Windows Vista и более поздних версиях ОС.
Многие современные устройства имеют DirectX-совместимые драйверы, что позволяет пользователям максимально использовать возможности своего оборудования. Система обновления драйверов Windows Update позволяет загружать только необходимые библиотеки, оптимизируя процесс установки.
DirectX 9.0c с обновлениями по декабрь 2006 года стал последней поддерживаемой версией для Windows 98, Windows 98SE и Windows Me. Для Windows 2000 последней поддерживаемой версией стал DirectX 9.0c с обновлениями по февраль 2010 года. Windows XP и Windows Server 2003 поддерживали DirectX 9.0c с обновлениями до июня 2010 года.
Более новые версии DirectX, такие как DirectX 11 и DirectX 12, требуют соответствующего аппаратного обеспечения и совместимы только с современными версиями Windows, начиная с Windows 7 и выше[4].
Библиотеки обёртки
Для решения проблем совместимости при использовании устаревших приложений и игр разработаны специальные библиотеки–обёртки. Эти библиотеки позволяют запускать программы, созданные для старых версий DirectX, на современных системах.
- dgVoodoo2 — обёртка, обеспечивающая запуск игр на основе DirectX 1–7, а также 8–9 в DirectX 11/12 с уровнем функций 10/10.1/11 или через WARP. Изначально разработанная для поддержки Glide игр, позже она добавила поддержку DirectX.
- dxwrapper позволяет запускать приложения, использующие DirectX 1–8, в среде DirectX 9. D9VK — обёртка, обеспечивающая использование DirectX 9 игр и приложений под Vulkan без необходимости их переписывания. WineD3D преобразует команды DirectX в OpenGL, что особенно полезно для запуска Windows-игр на других операционных системах[5].
Примечания
- ↑ Графика и игры DirectX . microsoft. Дата обращения: 17 декабря 2024.
- ↑ Адамс Д. DirectX: продвинутая анимация. Комплект. — «КУДИЦ-ПРЕСС», 2004. — С. 480..
- ↑ Nigel Thompson. 3D Graphics Programming for Windows. — Microsoft Press, 1996. — 328 p..
- ↑ Как установить последнюю версию DirectX . microsoft.com. Дата обращения: 17 декабря 2024.
- ↑ Elisha Riedlinger. Fixes compatibility issues with older games running on Windows 10 by wrapping DirectX dlls. Also allows loading custom libraries with the file extension .asi into game processes..
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Программное обеспечение по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи о культуре
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Библиотеки трёхмерной графики
- Графические библиотеки
- Windows API
- API
- DirectX
- Программное обеспечение, разработанное в 1995 году
- Компьютер
- Технология