Airbus A321
Airbus A321 | |
---|---|
Тип | Узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт |
Разработчик | Airbus |
Производитель | Airbus |
Главный конструктор | Европейский конструкторский офис Airbus |
Первый полёт | 11 марта 1993 года |
Начало эксплуатации | 27 января 1994 года (Lufthansa) |
Статус | Производится, эксплуатируется |
Эксплуатанты |
American Airlines (288) China Southern Airlines (154) Delta Air Lines (150) China Eastern Airlines (77) |
Годы производства |
1992 — 2021 2016 — н. в. (A321neo) |
Единиц произведено | 2749 на 28 февраля 2023 года |
Стоимость программы разработки | Примерная стоимость разработки самолета Airbus A321 может быть оценена в несколько миллиардов долларов США. Однако, точная цифра может сильно варьироваться в зависимости от различных факторов, таких как объём инженерных работ, технологические инновации, требования клиентов и стоимость сертификации. |
Стоимость единицы | Около $130 000 000 |
Базовая модель | Airbus A320 |
Варианты | Airbus A321neo |
Airbus A321 — узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный компанией Airbus. Отличается от своего предшественника A320 удлинённым фюзеляжем, что позволяет перевозить до 236 пассажиров. Самолёт имеет схожую с другими самолётами семейства A320 конструкцию, что даёт возможность пилотам других авиалайнеров этого типа управлять самолётом без необходимости переобучения. В отличие от предыдущих моделей, окончательная сборка самолётов происходит в Гамбурге (Германия) и в Мобиле, Алабама (США). Вариант A321neo перевозит до 244 пассажиров с максимальной дальностью полёта 7400 километров.
Крупнейший эксплуатант Airbus A321 — компания American Airlines, парк которой насчитывает 288 самолётов этой модели.
Разработка
Разработка Airbus A321 началась в 1988 году как ответ на растущий спрос авиакомпаний на узкофюзеляжный самолёт с увеличенной пассажировместимостью. Проект стартовал после успешного запуска базовой модели A320. Инженеры Airbus столкнулись с задачей увеличения вместимости без значительного изменения конструкции и систем самолёта.
Впервые в истории компании Airbus окончательная сборка A321 была организована в Германии. Это решение было принято после дискуссий между французскими и немецкими партнёрами Airbus. Французская сторона утверждала, что создание новой производственной линии потребует дополнительных инвестиций в размере 150 миллионов долларов США. Немецкие партнёры были уверены, что эти инвестиции принесут долгосрочную выгоду для Airbus при условии дальнейшего распределения производства.
Первый прототип A321 (регистрационный номер F-WWIA), оснащённый двигателями IAE V2500, совершил свой первый полёт 11 марта 1993 года. Второй прототип, оборудованный двигателями CFM56-5B, поднялся в воздух в мае того же года. Эти полёты положили начало интенсивной программе испытаний, направленной на сертификацию самолёта[1].
Lufthansa и Alitalia стали стартовыми заказчиками A321, разместив заказы на 20 и 40 самолётов соответственно. Первый серийный A321 был передан Lufthansa 27 января 1994 года, что ознаменовало начало коммерческой эксплуатации модели. Alitalia получила свой первый самолёт 22 марта 1994 года.
За 30 лет с момента начала эксплуатации инженеры Airbus постоянно совершенствовали A321. Максимальная взлётная масса увеличилась на 20 %, а дальность полёта выросла вдвое: с 4300 до 8700 километров. Эти улучшения были достигнуты благодаря внедрению новых технологий и композитных материалов, а также оптимизации аэродинамики[2].
Конструкция
Airbus A321 представляет собой низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и трёхопорным шасси. Основное отличие от базовой модели A320 — удлинённый на 4,27 метра фюзеляж. Это увеличение позволило разместить дополнительные ряды кресел, повысив пассажировместимость до 185—236 человек в зависимости от конфигурации салона.
Для компенсации возросшей массы инженеры Airbus внесли ряд изменений в конструкцию крыла. Площадь крыла была увеличена со 124 м² до 128 м² за счёт применения двухщелевых закрылков. Усиленная конструкция шасси и центральной части фюзеляжа позволила увеличить максимальную взлётную массу на 9600 кг по сравнению с A320. Ширина салона на уровне пола составляет около 3,95 метра, что обеспечивает комфортное размещение пассажиров и достаточное пространство для перемещения по салону.
A321 оснащается двумя турбовентиляторными двигателями, расположенными под крыльями на пилонах. Заказчикам предлагается выбор между силовыми установками CFM International CFM56-5B и International Aero Engines V2500, что позволяет авиакомпаниям оптимизировать свой авиапарк в соответствии с предпочтениями по техническому обслуживанию и эксплуатационным характеристикам[3].
Кабина A321 имеет высокую степень унификации с другими самолётами семейства A320. Это позволяет пилотам, имеющим сертификат на управление A320, управлять A321 без дополнительного обучения, что значительно снижает расходы авиакомпаний на подготовку экипажей.
В отличие от A320, на A321 аварийные люки над крылом заменены полноразмерными дверями, расположенными перед крыльями и за ними. Это изменение связано с увеличением пассажировместимости и необходимостью обеспечить быструю эвакуацию в случае аварийной ситуации[4].
Технические характеристики
Ниже приведены основные технические характеристики самолёта Airbus A321[5][6]:
Размеры:
- длина: 44,51 м;
- размах крыла: 35,8 м;
- высота: 11,76 м;
- площадь крыла: 128 м²;
- стреловидность крыла: 25°.
Вес:
- пустой вес: 48,5 т;
- максимальный взлётный вес:
- A321: 93,5 т;
- A321neo: 97 т.
Вместимость:
- A321: 220 пассажиров (одноклассная компоновка);
- A321neo: 240 пассажиров (одноклассная компоновка).
Двигатели:
- A321:
- CFM International CFM56-5B;
- International Aero Engines V2500.
- A321neo:
- Pratt & Whitney PW1100G-JM;
- CFM International LEAP-1A.
Лётные характеристики:
- крейсерская скорость: 0,78 Маха (833 км/ч):
- максимальная скорость: 0,82 Маха (876 км/ч);
- практический потолок: 39 100-39 800 футов (11 900-12 100 м).
Дальность полёта:
- A321: 5930 км;
- A321LR: 7410 км.
Шасси:
- трёхопорное с передней стойкой;
- основные стойки убираются в специальные ниши в фюзеляже.
Кабина экипажа:
- экипаж: 2 пилота;
- система управления: электродистанционная (fly-by-wire).
Особенности конструкции:
- композитные материалы составляют около 10 % массы конструкции;
- усиленное крыло с двухщелевыми закрылками;
- аварийные двери вместо люков над крылом (кроме некоторых A321neo).
Топливная система:
- базовая ёмкость топливных баков: 23 700 л;
- A321LR: дополнительные топливные баки для увеличения дальности.
Системы жизнеобеспечения:
- система кондиционирования воздуха с возможностью регулировки температуры в разных зонах салона;
- система поддержания давления, обеспечивающая комфортное давление в салоне на высоте до 12 100 м.
Авионика:
- цифровая система управления полётом;
- система предупреждения столкновений TCAS II;
- система предупреждения о близости земли EGPWS[4].
Основные модели
А321-100
A321-100 — первоначальная версия A321, поступившая в эксплуатацию в 1994 году. Максимальная взлётная масса этой модификации составляла 83 000 кг. Самолёт имел меньшую дальность полёта по сравнению с базовым A320 из-за отсутствия дополнительных топливных баков для компенсации увеличенного веса. Всего было произведено около 90 самолётов этой модификации. Некоторые из них позже были переоборудованы в вариант A321-200 для улучшения лётных характеристик[7].
А321-200
A321-200 — усовершенствованная версия A321, разработка которой началась в 1995 году. Основной целью создания этой модификации было увеличение дальности полёта. Инженеры Airbus достигли этого за счёт установки двигателей с большей тягой, незначительного усиления конструкции и увеличения запаса топлива путём установки дополнительных топливных баков.
A321-200 стал основной модификацией A321, значительно превзойдя по популярности A321-100. Увеличенная дальность полёта и улучшенные лётные характеристики сделали эту версию привлекательной для авиакомпаний, выполняющих рейсы средней протяжённости. Основными конкурентами A321-200 на рынке узкофюзеляжных самолётов стали Boeing 757-200 и 737-900/900ER[8].
A321neo
A321neo (New Engine Option) — модернизированная версия A321, представленная Airbus 1 декабря 2010 года как часть обновлённого семейства A320neo. Основные изменения включают установку новых, более эффективных двигателей и модифицированные законцовки крыла, получившие название «шарклеты» (англ. sharklets).
A321neo оснащается двигателями CFM International LEAP или Pratt & Whitney PW1000G на выбор заказчика. Эти силовые установки обеспечивают снижение расхода топлива на 15 % по сравнению с предыдущими моделями. Дальность полёта A321neo увеличена на 930 км относительно A321-200.
Первый полёт A321neo состоялся 9 февраля 2016 года. Коммерческая эксплуатация началась в мае 2017 года авиакомпанией Virgin America. Максимальная взлётная масса A321neo достигает 97 тонн. Улучшенные характеристики позволили увеличить пассажировместимость до 240 человек в одноклассной конфигурации[9].
А321LR
A321LR (Long Range) — модификация A321neo с увеличенной дальностью полёта, разработка которой началась в октябре 2014 года. Airbus представил эту версию 13 января 2015 года, позиционируя её как замену Boeing 757-200 на трансатлантических маршрутах.
Максимальная взлётная масса A321LR увеличена до 97 тонн. Ключевым нововведением стала установка трёх дополнительных топливных баков, что позволило достичь дальности полёта в 7400 км — на 190 км больше, чем у Boeing 757-200. Пассажировместимость A321LR составляет 206 мест в двухклассной конфигурации.
Первый полёт A321LR состоялся 31 января 2018 года. В ходе испытаний самолёт установил рекорд дальности для узкофюзеляжных авиалайнеров, совершив беспосадочный перелёт из Сейшельских островов во Францию протяжённостью 7729 км за 11 часов.
Коммерческая эксплуатация A321LR началась 13 ноября 2018 года авиакомпанией Arkia Israel Airlines. Эта модификация быстро завоевала популярность среди авиаперевозчиков, выполняющих трансатлантические рейсы. На 2023 год A321LR активно используется на маршрутах между Европой и Северной и Южной Америкой[10].
A321XLR
A321XLR (Extra Long Range) — самая современная модификация A321neo, анонсированная Airbus в январе 2018 года. Основной целью разработки стало создание узкофюзеляжного самолёта с дальностью полёта, сопоставимой с широкофюзеляжными лайнерами.
Максимальная взлётная масса A321XLR превышает 100 тонн, что на 3 тонны больше, чем у A321LR. Ключевой инновацией стал новый задний центральный топливный бак (RCT), интегрированный в конструкцию фюзеляжа. Это решение позволило увеличить запас топлива без существенного изменения аэродинамики самолёта.
Дальность полёта A321XLR достигает 8700 км, что на 1300 км больше, чем у A321LR. Для обеспечения возросшей взлётной массы инженеры Airbus усилили шасси и оптимизировали конфигурацию закрылков для сохранения взлётных характеристик.
Первый полёт A321XLR состоялся 15 июня 2022 года. Программа испытаний включает три прототипа, которые должны налетать около 1000 часов для сертификации. Начало коммерческой эксплуатации состоялось во втором квартале 2024 года.
A321XLR позиционируется как альтернатива широкофюзеляжным самолётам на маршрутах малой и средней загруженности. Эта модификация позволит авиакомпаниям открывать новые дальнемагистральные маршруты, недоступные для предыдущих версий узкофюзеляжных лайнеров[11].
Эксплуатанты
На ноябрь 2021 года в эксплуатации находился 2371 самолёт A321. Крупнейшим эксплуатантом является American Airlines с парком из 288 самолётов. За ней следуют China Southern Airlines (154 самолёта), Delta Air Lines (150) и China Eastern Airlines (77). Эти авиакомпании активно используют A321 на внутренних и международных маршрутах средней протяжённости, ценя экономичность и вместительность лайнера[2].
Заказы и поставки
По состоянию на январь 2023 года общее количество заказов на все модификации A321 составило 6409 единиц. Из них 1791 заказ приходится на базовую версию A321, а 4618 — на семейство A321neo. Airbus поставил заказчикам 2723 самолёта, из которых 1784 — базовая версия A321 и 939 — A321neo.
Динамика поставок A321 демонстрирует устойчивый рост. В 2019 году было поставлено 168 самолётов A321neo, в 2020 году — 178, несмотря на глобальную пандемию. В 2021 году поставки выросли до 199 единиц, а в 2022 году достигли рекордных 264 самолётов. Базовая версия A321 перестала поставляться с 2021 года, уступив место более современным модификациям семейства neo[9].
Портфель заказов на A321 остаётся внушительным: 7 самолётов базовой версии и 3679 A321neo ожидают поставки. Это свидетельствует о высоком спросе на данную модель среди авиаперевозчиков и её конкурентоспособности на рынке узкофюзеляжных самолётов.
Аварии и инциденты
С Airbus A321 произошло 32 авиационных происшествия и инцидента, из которых 6 привели к полной потере воздушного судна. По состоянию на август 2019 года в катастрофах с участием A321 погибло 377 человек. Наиболее серьёзным инцидентом стала катастрофа рейса 9268 авиакомпании «Когалымавиа» 31 октября 2015 года над Синайским полуостровом, в результате которой погибли все 224 человека на борту[12]. Расследование показало, что причиной стал теракт с использованием взрывного устройства.
Примечания
- ↑ Аэробус А-321 (Airbus A-321) . TopAirlines. Дата обращения: 19 октября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Пуков В. Н. Энциклопедия авиации. — Москва: Эксмо, 2013. — 294 с.
- ↑ Аэродинамика и динамика полета: лабораторный практикум / сост. : Д. В. Айдаркин, Е. Н. Коврижных, С. Г. Косачевский, А. Н. Мирошин.. — Ульяновск: УИ ГА, 2020. — 76 с.
- ↑ 4,0 4,1 A321ceo The most efficient single-aisle jetliner of its generation . Partially Compliant. Дата обращения: 19 октября 2024.
- ↑ Airbus A321 . Airlines Inform. Дата обращения: 18 октября 2024.
- ↑ Aircraft Characteristics Airport And Maintenance Planning . AIRBUS S.A.S (1 декабря 2020). Дата обращения: 18 октября 2024.
- ↑ Airbus A321-100 Production List (англ.). Planespotters.net. Дата обращения: 19 октября 2024. Архивировано 23 октября 2021 года.
- ↑ Boeing 737-900ER . Сайт авиакомпании «Икар». Дата обращения: 29 октября 2024.
- ↑ 9,0 9,1 A321neo The most successful commercial aircraft family ever . Сайт авиакомпании Airbus Aircraft. Дата обращения: 19 октября 2024.
- ↑ Arkia chief: A321LR first single-aisle to beat 757-300 economics . Сайт компании FlightGlobal. Дата обращения: 19 октября 2024.
- ↑ Airbus A321XLR Completes First Flight . Aviation News. Дата обращения: 19 октября 2024.
- ↑ Крушение самолета Шарм-эль-шейх - Санкт-Петербург . Комсомольская правда (интернет-издание). Дата обращения: 2024-119.
Ссылки
Официальный сайт компании Airbus . Дата обращения: 19 октября 2024.