Языковые игры Людвига Витгенштейна

Материал из «Знание.Вики»


Языковые игры Людвига Витгенштейна как концепция открывает перед нами уникальный погружающий в мир языка и понимания, который навсегда изменил философское и лингвистическое мышление. Витгенштейн, великий австрийский философ, заложивший основы для понимания языка как сложной и контекстной системы, представил новое понимание того, как мы общаемся и как значения выражаются через социокультурные соглашения. Концепция языковых игр предлагает глубокий взгляд на взаимосвязь между языком, общением и контекстом, подчеркивая, что каждая мысль, каждое высказывание и каждый разговор — это игра с языковыми элементами в соответствии с правилами, которые неоднозначны и зависят от контекста[1].

Витгенштейн, Людвиг (18891951) — австрийский философ, один из величайших мыслителей XX века. Его философия сильно повлияла на развитие логики, философии языка и понимания человеческого мышления. Одной из ключевых концепций его работы «Философские исследования» («Philosophical Investigations») являются «языковые игры» (language games).

В своей работе «Философские исследования», опубликованной в 1953 году, Витгенштейн представляет концепцию языковых игр как инструмента для понимания функционирования языка и общения между людьми[2].

Биографический обзор

Portrait above on being awarded a scholarship from Trinity College, 1929.

Людвиг Витгенштейн (26 апреля 1889, Вена — 29 апреля 1951, Кембридж) — выдающийся австрийский философ. Родился в семье промышленника и мецената. Учился в Высшей технической школе в Берлине (19061908), после чего он переехал в Манчестер, где изучал инженерное дело. В 19111913 посещал лекции Рассела, Бертрана в Кембридже, где также учился Мур, Джон и Кейнс, Джон Мейнард.

В Первую Мировую войну записался добровольцем в австрийскую армию, показал себя храбрым воином, был удостоен наград. В период с 1918 по 1919Витгенштейн, Людвиг был в итальянском плену. Отказавшись от наследства в пользу семьи и австрийской культуры, с 1920 по 1926 преподавал в небольшой сельской школе в Нижней Австрии. В последующие годы он переехал в Вену, где общался с Шлик, Мориц и другими участниками Венского кружка.

С 1929 года Витгенштейн преподавал в Кембридже и был профессором в Тринити-колледже (Trinity College) (с 1930 по 1939, а затем с 1947). Работал санитаром в больницах Лондона и Ньюкасла во время Второй Мировой Войны.

В дневниках 19141916 годов Витгенштейн, Людвиг выражает веру в огромные возможности новой логики, особенно логического синтаксиса. В этих дневниках он смешивает свое мировоззрение с пессимистичными и оптимистичными моментами относительно смысла жизни. Ключевая работа из раннего периода — «Логико-философский трактат», был завершен незадолго до того, как он попал в плен в 1918 году. Трактат был опубликован в 1921 году в Германии, и его английский перевод с предисловием Рассела, Бертрана в 1922 году сделал Витгенштейна широко известным среди англоязычных философов. Трактат сыграл важную роль в развитии аналитической философии[3].

В 19201930 члены Венского кружка толковали отдельные части трактата как предвосхищение своей антиметафизической программы[4] и принципа верификационизма[5]. Сам текст книги написан в виде афоризмов. Трактат нацелен на установление границ познавательных способностей и во многом созвучен с идеями кантовского критицизма[6] и трансцендентализма[7]. Витгенштейн затрагивает вопросы о возможности содержательности языка и стремится установить ограничения мышления, которое обладает объективным смыслом и не сводится к психологическим особенностям. Он считает мышление тождественным языку, а философию формой аналитической «критики языка»[8]. В его ранней концепции язык играет роль описания «фактов».

В трактате Витгенштейна устанавливается полное соответствие между онтологическими (относящимися к реальности)[9] и семантическими (относящимися к значению) понятиями. Он говорит, что «объекты» реальности обозначаются «именами», то есть словами или терминами, а сочетания этих «объектов» (фактов) обозначаются сочетаниями «имён», то есть предложениями, которые имеют определенный смысл[10].

Элементарные предложения и элементарные факты рассматриваются как независимые друг от друга[11]. Сложные предложения интерпретируются как функции истинности элементарных предложений. Таким образом, сложные высказывания сводятся к истинности или ложности их элементарных составляющих[12].

В трактате утверждается, что только описания фактов могут быть осмысленными и входить в сферу естественных наук[13]. Философия, по Витгенштейну, не стремится к поиску истины, а скорее занимается разъяснением логической структуры языка и устранением неясностей, которые могут привести к бессмысленным высказываниям[14].

Ludwig Wittgenstein - Philosophical Investigations, 1953

Поскольку логика является условием для описания фактов, сама логическая форма языка невыразима. В трактате утверждается, что границы языка совпадают с границами «мира». То, что выходит за пределы мира фактов, считается «мистическим» и невыразимым. Это включает в себя этические, эстетические, религиозные высказывания, а также самые основные предложения трактата. Витгенштейн утверждает, что когда человек понимает основную идею трактата, он должен отбросить эти высказывания, как лестницу, которая стала ненужной после достижения вершины. Мировоззрение Витгенштейна тесно связано с философией жизни: то, что невыразимо словами, представляет собой интуитивное понимание «мира» в его целостности[15].

В конце 1920-х годов Людвиг Витгенштейн пересмотрел свои ранние взгляды и отошел от идеи о заранее заданной структуре языка. Вместо этого он подчеркнул разнообразие способов использования слов и выражений в естественном языке. Витгенштейн начал работу над своим главным произведением позднего периода — «Философские исследования» — в середине 1930-х годов и продолжал это занятие до конца своей жизни. В этом произведении он отказался от «пророческого» стиля, присущего «Логико-философскому трактату»[16].

Структура первой части «Философских исследований» включает 3 основные группы фрагментов: концепцию языка и значения, анализ эпистемологических и психологических понятий (таких как предложение, знание, понимание, ощущение, мышление, сознание) и анализ интенциональных аспектов этих понятий[17].

В начале «Исследований» Витгенштейн критикует традиционное понимание значения как объекта, соответствующего слову. Он утверждает, что значения слов образуются только в процессе использования их в конкретных контекстах (языковых играх) в соответствии с общепринятыми правилами. Он также подчеркивает, что даже в «мысленных экспериментах» язык не может быть сугубо индивидуальным и приватным.

В своих «Исследованиях» Витгенштейн отвергает идею реальной общности языковых феноменов и признает только специфическую взаимосвязь, названную «семейным сходством». Он признает, что «кристальная чистота», присутствовавшая в его ранней концепции, существует только в определенных языковых играх.

Сохраняется оценка философского исследования как аналитической процедуры, но теперь она ориентирована на естественный язык, а не на «совершенный» язык формальной логики. Витгенштейн считает, что философия должна вернуть словам их повседневное употребление. Он надеется, что если исследование раскроет языковые связи и сделает скрытую бессмыслицу явной, то философские проблемы могут рассеяться самыми собой.

В «Исследованиях» Витгенштейн также развивает критику «ментализма» в толковании понимания. Он утверждает, что понимание, как и любая другая лингвистическая или нелингвистическая активность человека, происходит согласно определенным правилам, хотя большинство людей действует интуитивно и без рефлексии над этими правилами[18].

В тексте «О достоверности», который является самым поздним произведением Витгенштейна опубликованным в 1969 году, рассматриваются вопросы о знании и проблеме скептицизма[19]. Согласно Витгенштейну, сомнение всегда предполагает наличие чего-то достоверного, определенных основных утверждений, которые не требуют дополнительного обоснования и формируют наше понимание реальности[20].

Идеи, выдвинутые Витгенштейном, оказали значительное влияние на англо-американскую аналитическую философию. Его работы также стали объектом сближения с феноменологией[4][21], герменевтикой[22] [23]и различными формами религиозной философии[24].

Основная идея

Основная идея языковых игр состоит в том, что язык функционирует в рамках различных активностей и социальных контекстов, которые можно рассматривать как игры. Каждая языковая игра имеет свои правила и соглашения, которые определяют, какие высказывания считаются правильными или адекватными в данном контексте[25].

Для Витгенштейна, понимание языка основано на использовании языка в различных ситуациях, и эти ситуации определяют значение слов и высказываний. Каждая языковая игра имеет свой смысл, и для того чтобы понять высказывание, необходимо учесть контекст, в котором оно произнесено. Таким образом, понимание языка зависит от общих соглашений и конвенций, которые существуют в рамках каждой языковой игры[26].

Примеры

Примеры языковых игр можно найти в повседневной жизни. Общение между людьми в ходе разговора представляет собой языковую игру. Общение может быть ориентировано на обмен информацией, убеждение, веселье или просто поддержание социальных связей. Контекст определяет, какой тип языковой игры используется, какие слова и высказывания будут считаться адекватными в этом контексте.

Также языковые игры помогают объяснить сложные языковые феномены, такие как перевод с одного языка на другой. Различные языки могут использовать разные языковые игры и соглашения, что делает точный перевод сложным.

Витгенштейн утверждал, что некоторые философские проблемы разрешаются путем понимания и анализа языковых игр, в которых эти проблемы возникают. Он считал, что многие противоречия и недопонимания происходят из-за недостаточного внимания к контексту и особенностям языковой игры, в которой используются определенные термины или понятия[27].

Концепция языковых игр Витгенштейна помогает понять, что язык — это не просто набор слов и грамматических правил, но сложная система, которая функционирует в различных сферах человеческой деятельности. Понимание языковых игр улучшает коммуникацию, разрешает языковые противоречия и определяет более глубокое понимание человеческого мышления и общения.

В "Коричневой книге" Людвиг Витгенштейн описывает 73 различных варианта языковых игр, которые демонстрируют разнообразие способов, которыми люди используют язык в разных ситуациях. Самый простой пример языковой игры (1) представлен взаимодействием между строителем А и его подмастерьем В. В этой игре слова, такие как "кирпич", "бревно" и "плита", используются для передачи команд и выполнения действий. Это подобно игре, где один выкрикивает слова, а другой выполняет соответствующие действия. Эта форма языковой игры часто используется при обучении детей взрослыми, где дети учатся взаимодействовать с окружающим миром через конкретные слова и действия[26].

Затем Витгенштейн переходит к более сложным формам языковых игр. В игре (2) язык становится более сложным, так как подмастерье уже знает счет от "одного" до "десяти". В этой игре подмастерье должен приносить необходимое количество стройматериалов в зависимости от команды строителя. Это демонстрирует, как языковая игра может развиваться и включать в себя более сложные элементы, такие как числа и счет[26].

Витгенштейн также подчеркивает, что под "языковой деятельностью" он понимает не только обычное общение, но и разнообразные поведенческие акты, такие как задавание вопросов, обращение за разъяснениями, создание новых математических языковых игр и т.д.[26].

В книге Витгенштейн также приводит примеры персонажей, участвующих в языковых играх. Он описывает каменщика и его подмастерья, которые взаимодействуют в рамках своего профессионального контекста. В данной языковой игре коммуникация служит второстепенной роли, так как они фокусируются на выполнении определенной работы. Тем не менее, это является важным аспектом их взаимодействия и формирует их способы взаимодействия в рамках их профессиональной сферы[26].

Wittgenstein Tractatus Annalen der Naturphilosophie.png

Витгенштейн также обращает внимание на пару учитель-ученик в "Философских исследованиях". Он анализирует динамику между ними и исследует, как обучение и поиск истины формируют различные виды языковой деятельности. Это позволяет ему продемонстрировать, как языковые игры могут меняться в зависимости от ролей и контекстов участников.

Взаимосвязь семантики и контекста

В рамках философской концепции Витгенштейна о языковых играх, семантика и контекст оказываются неразрывно связанными аспектами, определяющими понимание значения слов и высказываний. В своих работах, особенно в «Философских исследованиях», Витгенштейн рассматривает, как языковые элементы приобретают значение через участие в различных формах коммуникации, которые он называет языковыми играми. Ключевым моментом здесь является понимание того, что значение слов и высказываний не является статичным и абсолютным, а зависит от контекста, в котором они употребляются, а также от соглашений, принятых в рамках конкретной языковой игры.

Витгенштейн утверждает, что слова и высказывания получают свой смысл и значения в определенных контекстах, которые предопределяют их употребление и интерпретацию. Контекст включает в себя не только непосредственное окружение слова или предложения, но и шире — культурные, социальные и прагматические аспекты. Данная идея подчеркивает, что понимание значения языковых выражений не может быть отделено от ситуационного контекста.

Согласно Витгенштейну, языковые игры служат основой для определения значения, и каждая игра называет правила и соглашения, в соответствии с которыми слова и предложения приобретают смысл. Это позволяет избежать абсолютизации значения слов и понимания, так как значение всегда зависит от того, как оно используется в рамках конкретной игры и контекста. Взаимосвязь между семантикой и контекстом подчеркивает гибкость и динамичность языковых процессов и предостерегает от одностороннего исследования значения слов вне реальных коммуникативных ситуаций.

Языковые игры и многозначность

Языковые игры, представленные в философии Витгенштейна, Л., играют важную роль в объяснении многозначности слов и выражений. Витгенштейн подходит к языку как к динамическому феномену, который неразрывно связан с контекстом и ситуациями. Многозначность слов и выражений часто возникает из-за разнообразия языковых игр.

Языковые игры также позволяют понять, что многозначность может быть конструктивной и полезной. В контексте разных игр, одно и то же слово может обозначать разные аспекты или значения. Это является важным для выражения сложных и многогранных идей, которые не всегда можно выразить однозначно. Многозначность слов и выражений может быть способом обогащения коммуникации и дополнительным средством для передачи нюансов и контекстуальных оттенков.

Обсуждение многозначности через призму языковых игр также позволяет понять, что точное определение значений слов может быть сложной задачей. Однако это не является недостатком, а скорее отражением богатства и гибкости языка. Витгенштейн призывает к осознанию того, что значение слов и выражений не статично, а зависит от их функциональной роли в разных языковых играх, что способствует более глубокому и пластичному восприятию коммуникации и понимания.

Роль в философии языка

Концепция языковых игр Витгенштейна, Людвига имеет значительное влияние на развитие философии языка и логики. Его идеи сыграли ключевую роль в формировании аналитической философской традиции и воспринимаются как одно из значимых достижений в области понимания языка, смысла и познания[28]. Влияние Витгенштейна проявляется в следующих аспектах:

Развитие аналитической философии

Витгенштейн внес значительный вклад в формирование аналитической философской методологии, призывая к анализу языка как основного инструмента философского исследования. Его подход к разбору структуры языка и выявлению смысла слов и предложений стал основой для многих аналитических философских исследований[29].

Семантика и семиотика

Концепция языковых игр позволила пересмотреть традиционные представления о семантике и семиотике. Витгенштейн подчеркивал, что значение слов и высказываний зависит от контекста и ситуаций, в которых они используются. Это оказало влияние на развитие семантики и понимания механизмов передачи информации[30].

Логика и философия математики

Витгенштейн оказал влияние на развитие логики и философии математики, подвергнув сомнению абсолютную объективность и независимость логических законов от контекста. Его работы способствовали дальнейшему развитию теории моделей и формализации логических структур[31][32].

Социальная и культурная антропология

Концепция языковых игр позволила обратить внимание на важную роль языка в формировании культурных и социальных норм и практик. Витгенштейн развивал идеи о том, как язык отражает и влияет на общественные отношения и способы восприятия мира[33].

Философия познания

Витгенштейн подверг сомнению традиционные представления о том, как мы познаем мир через язык. Его идеи о том, что понимание зависит от соглашений и контекста, подняли вопросы о роли языка в процессе познания и воздействия нашего восприятия[34].

Критика и интерпретации

Концепция языковых игр Людвига Витгенштейна вызвала широкий спектр интерпретаций и критических точек зрения среди философов и ученых.

Семантический субъективизм

Одна из критик концепции языковых игр заключается в возможности семантического субъективизма, который может возникнуть из утверждения Витгенштейна о том, что значение слов зависит от их использования в различных контекстах. Критики утверждают, что это может привести к тому, что каждый человек имеет свой собственный индивидуальный язык, что может разрушить общий смысл и коммуникацию.

Ограничение научного знания

Некоторые философы видят в концепции языковых игр ограничение для научного знания и объективности. Идея о том, что понимание и значения зависят от контекста, может показаться противоречащей поиску объективной истины, характерному для научного метода.

Отсутствие строгой методологии

Критики также указывают на то, что концепция языковых игр не предоставляет строгой методологии для анализа и интерпретации различных игр. Это может сделать ее менее пригодной для конкретных философских исследований.

Множественные интерпретации

Концепция Витгенштейна, хотя и способствует гибкому пониманию языка, также может привести к множественным интерпретациям и разночтениям. Отсутствие жестких правил и определений может усложнить достижение единства понимания[27].

Контекстуализм в этике и метафизике

Концепция языковых игр также привела к обсуждению вопросов в этике и метафизике. Критики отмечают, что принципы и нормы моральности или метафизические утверждения могут оказаться недостаточно обоснованными, так как они зависят от конкретных языковых игр и контекстов.

В то же время, интерпретации концепции языковых игр не ограничиваются только критикой:

Контекстуальный анализ

Многие философы видят в концепции Витгенштейна полезный инструмент для анализа контекстуальной природы языка и смысла. Она позволяет лучше понимать, как коммуникация и понимание зависят от ситуации.

Развитие философии языка

Концепция языковых игр вдохновила развитие современных теорий семантики и прагматики, учитывающих важность контекста и использования языка[35].

Социальная конструкция

Интерпретации Витгенштейна также поднимают вопросы о том, как языковые игры влияют на формирование культурных, социальных и идентичностных аспектов человеческой жизни.

Значение для общения и образования

Понимание и применение концепции языковых игр Витгенштейна имеет значительное значение для общения, разрешения конфликтов и образования. Эта концепция может способствовать более глубокому и продуктивному взаимодействию между людьми, улучшению коммуникации и обогащению понимания друг друга.

Учет контекста

Понимание того, что значение слов и высказываний зависит от контекста, может помочь избегать недоразумений и непонимания в общении. Люди могут быть более внимательными к контексту и учитывать его, чтобы передать свои мысли и намерения более точно.

Разрешение конфликтов

Концепция языковых игр подчеркивает, что различные ситуации и контексты могут давать разные значения одним и тем же словам. Это может помочь в разрешении конфликтов, так как люди могут увидеть, что различные точки зрения могут быть результатом разных интерпретаций контекста[27][36].

Учебный процесс

В образовательной среде концепция языковых игр может способствовать более глубокому пониманию учебного материала. Студенты могут осознать, что понимание понятий зависит от их использования в разных контекстах, что поможет им более полно и глубоко усвоить материал.

Культурное разнообразие

Подход Витгенштейна к языковым играм может помочь в уважительном и понимающем общении между людьми разных культур и языков. Понимание того, что разные языковые и культурные контексты могут формировать разные значения, способствует сближению и уменьшению недоразумений.

Критическое мышление

Размышление о различных языковых играх и контекстах может способствовать развитию критического мышления. Люди могут становиться более осведомленными об изменчивости значения и интерпретаций, что помогает разбираться в сложных и неоднозначных ситуациях.

Созидательное общение

Понимание языковых игр может вдохновить людей на более творческое и созидательное общение. Они могут исследовать разные способы использования языка, играя с контекстами и создавая новые понимания и смыслы.

Влияние на современность

Концепция языковых игр Людвига Витгенштейна оказывает значительное влияние на современные дискуссии в области философии, лингвистики и общественных наук. Ее понимание и применение продолжают оказывать влияние на различные аспекты современного мышления и научных исследований:

Семантика и прагматика

Концепция языковых игр поднимает вопросы о том, как смысл и значение зависят от контекста. Это стимулирует развитие современной семантики и прагматики, где уделяется большое внимание анализу того, какие факторы влияют на интерпретацию языковых высказываний.

Философия языка

Концепция Витгенштейна остается ключевой для философских исследований в области философии языка. Она способствует размышлениям о природе языка, его функциях, ограничениях и взаимосвязи с мышлением и реальностью.

Общение и социальные науки

Понимание того, что коммуникация и понимание зависят от контекста и языковых правил, оказывает влияние на исследования в области коммуникации, социальных наук и антропологии. Это помогает лучше понимать, как люди взаимодействуют, обмениваются информацией и формируют культурные нормы.

Межкультурная коммуникация

Концепция языковых игр становится важным инструментом для разработки стратегий межкультурной коммуникации. Понимание различий в языковых контекстах и понимании помогает преодолевать барьеры в общении между людьми из разных культур.

Образование и методика преподавания

В образовательных сферах, начиная с философии и заканчивая преподаванием языков, концепция Витгенштейна оказывает влияние на разработку методов обучения, учитывающих важность контекста и практического использования знаний.

Интерпретация текстов

В современной литературной и культурологической аналитике, а также в искусствоведении, концепция языковых игр помогает лучше понимать и интерпретировать разнообразные тексты, искусство и культурные проявления.

Концепция языковых игр продолжает влиять на современные дискуссии и исследования, оставаясь релевантной для разнообразных областей знания. Ее актуальность подчеркивает важность учета контекста, разнообразия смыслов и взаимодействия в разных областях научных исследований и общественной практики.

Примечания

  1. Чугайнова Юлия Игоревна. Языковые игры: как развивалось самое важное понятие позднего Витгенштейна от "Голубой книги до "О достоверности" // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия : журнал. — 2019. — № 7.
  2. Теребков А.С. Нарративность языковых игр Л. Витгенштейна. Язык как практика. // Международный научно-исследовательский журнал : электронный журнал. — 2015. — 2015/15/12 (вып. 11 (42)).
  3. Кожевников Н. Н. Основные понятия аналитической философии // Наука и техника в Якутии : журнал. — 2008.
  4. 4,0 4,1 Витгенштейн. Электронная библиотека ИФ РАН "Новая философская энциклопедия". Дата обращения: 3 августа 2023.
  5. В. Н. Порус. Ответ­ст­вен­ный редактор: А. В. Агеев.: Верификационизм. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гума­нитар­ных техно­логий.. Гуманитарный Портал. Дата обращения: 3 августа 2023.
  6. Крыштоп Людмила Эдуардовна. Критицизм в философии И. Канта. Большая Российская Энциклопедия. БРЭ (24 апреля 2023). Дата обращения: 3 августа 2023.
  7. Трансценденталисты. Электронная библиотека ИФ РАН "Новая философская энциклопедия". Дата обращения: 3 августа 2023.
  8. Аликаев Рашид Султанович, Тогузаева Мирра Рашидовна. От критики языка к теории языка // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики : журнал. — 2014.
  9. Сокулер Зинаида Александровна. Мал золотник, да дорог (особенности онтологии, теории познания и философии науки в "Логико-философском трактате" Л. Витгенштейна) // Философский журнал : журнал. — 2018.
  10. Вадим Руднев. Логико-философский трактат* с параллельным философско-семиотическим комментарием Вадима Руднева. Философско-литературный журнал "Логос". Логос (1991-2007). Дата обращения: 3 августа 2023.
  11. Медведев Николай Владимирович. Является ли Л. Витгенштейн последователем И. Канта?(размышления о близости философских проектов раннего Л. Витгенштейна и И. Канта) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки : журнал. — 1997.
  12. Летов Олег Владимирович. Проблема научной объективности: от постпозитивизма к постмодернизму // ЖУРНАЛ Проблема научной объективности: от постпозитивизма к постмодернизму. — 2011.
  13. Гончарко Оксана Юрьевна, Гончарко Дмитрий Николаевич. Этика и/или логика в «Трактате» Л. Витгенштейна? // Вестник Русской христианской гуманитарной академии : журнал. — 2016.
  14. Н. В. Бряник, О. Н. Томюк, Е. П. Стародубцева, Л. Д. Ламберов. История и философия науки : [учеб. пособие]. — М-во образования и науки Рос. Ф едерации, Урал. федер. ун-т.: Изд-во Урал. ун-та, 2014.
  15. Блинов Аркадий Леонидович, Ладов Всеволод Адольфович, Лебедев Максим Владимирович, Петякшева Наталья Ивановна, Суровцев Валерий Александрович, Черняк Алексей Зиновьевич, Шрамко Ярослав Владиславович. Аналитическая философия. Дата обращения: 3 августа 2023.
  16. Клочко Мария Анатольевна. Язык и познание в философии Людвига Витгенштейна // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки : журнал. — 2022.
  17. Данилова Вера Софроновна, Кожевников Н.Н. Философские основания курса "Методология научных исследований" // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки : журнал. — 2022.
  18. Чугайнова Юлия Игоревна. Понятие воли в раннем и позднем периодах философии Л. Витгенштейна // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия : журнал. — 2016.
  19. Маслов Денис Константинович. Пределы скептицизма и проблема объективности познания // Вестник Томского государственного университета : журнал. — 2018.
  20. доктор философских наук М.С.Козлова: Философские идеи Людвига Витгенштейна. Российская Академия Наук, Институт Философии. Москва (1996). Дата обращения: 3 августа 2023.
  21. Молчанов Виктор Игоревич. Феноменология. БРЭ. Большая Российская Энциклопедия (18 мая 2022). Дата обращения: 3 августа 2023.
  22. Еникеев Анатолий Анатольевич. От герменевтики к философии текста: логика развития лингвистической философии XX в. // Общество: философия, история, культура : журнал. — 2018.
  23. В. С. Малахов. Герменевтика (философская дисциплина). БРЭ. Большая Российская Энциклопедия (8 сентября 2022). Дата обращения: 3 августа 2023.
  24. Грязнов Александр Феодосиевич. Витгенштейн Людвиг. Большая Российская Энциклопедия. Дата обращения: 2 августа 2023.
  25. Медведев Николай Владимирович. Вингенштейн и Гадамер о «Языковой игре» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки : журнал. — 2013.
  26. 26,0 26,1 26,2 26,3 26,4 Лукьянова Елена Евгеньевна. Понятие языковой игры в работах Людвига Витгенштейна. Электронный научный популярный журнал для обучающихся Москвы: Наука в мегаполисе. МГПУ (20 мая 2020). Дата обращения: 3 августа 2023.
  27. 27,0 27,1 27,2 Юрий Волошин (автор перевода), Автор статьи: Сэнди Грант (Sandy Grant). «Переводы»: Как «языковые игры» Витгенштейна могут привести к освобождению?. Concepture Club (19.03.2017). Дата обращения: 3 августа 2023.
  28. Гридина Татьяна Александровна. Художественный текст как поле языковой игры // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании : журнал. — 2012.
  29. Рочняк Е.В. Вклад Л. Витгенштейна в становление теории лингвистической философии // Культура и цивилизация (Донецк) : журнал. — 2018.
  30. Карпицкая Елизавета К. Языковые игры через призму взглядов Л. Витгенштейна и Ж.-Ф. Лиотара // Гуманитарный акцент : журнал. — 2023.
  31. Медведева Евгения Евгеньевна. Социальная философия математики Витгенштейна // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки : журнал. — 2013.
  32. Медведева Евгения Евгеньевна. Витгенштейн и платонизм в математике // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки : журнал. — 2013.
  33. Медведев Николай Владимирович. Историческое измерение языка в философии Л. Витгенштейна // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки : журнал. — 2011.
  34. Коршунова Анжелика Владимировна. Языковая игра: лингвистический поворот в философии // Вестник Бурятского государственного университета. Философия : журнал. — 2008.
  35. Данько Софья Владимировна. Отменил ли Витгенштейн философию? // Vox. Философский журнал : журнал. — 2013.
  36. Медведев Николай Владимирович, Медведева Евгения Евгеньевна. О том, как правильно философствовать: метод Л. Витгенштейна // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки : журнал. — 2016.

Литература

  1. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I / Пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
  2. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. Часть II / Пер. с нем. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. 206 с.
  3. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель: Пер. с англ. / Сост. и заключит. ст. В.П. Руднева. / М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1993. 352 с.
  4. Оезер Э. Мозг, язык и мир // Вопросы философии. 1998. № 5, С. 83.
  5. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994, С. 113
  6. Степин В.С. Эволюция этноса науки: от классической к постклассической рациональности // Этнос науки. / Под ред. Киященко Л.П. и Мирзской Е.З. - М.: Academia, 2008. - С. 21-48.
  7. Фон Вригт Г.-Х. Витгенштейн и двадцатый век. // Вопросы философии. 2001. № 7, С. 28.
  8. Хинтикка Я. Витгенштейн Л. Заметки к лекциям об «индивидуальном переживании» и «чувственных данных» // Из «лекций» и «заметок», М.: Канон +, 2013, С. 214.
  9. Яковлев В.А. Сакральное триединство бытия /Философия и культура. 2013. №6. С. 746-755.
  10. История и философия науки : [учеб. пособие] / [Н. В. БряИ907 ник, О. Н. Томюк, Е. П. Стародубцева, Л. Д. Ламберов] ; под общ. ред. Н. В. Бряник, О. Н. Томюк ; М-во образования и науки Рос. Ф едерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 288 с. ISBN 978-5-7996-1142-2

Ссылка