Электронный дневник и журнал

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Выставка "Инфосити 2012", Москва, Андреевский мост, 30 августа - 1 сентября 2012 г., стенд "Электронный дневник"

«Электро́нный дневни́к и журна́л» — это онлайн-сервис, созданный для предоставления участникам образовательного процесса данных о расписании занятий, оценках за текущие и итоговые периоды, а также заданиях на дом. Электронная школьная документация также направлена на уменьшение административной нагрузки на учебные заведения.[1]

Определение

По информации Министерства образования и науки Российской Федерации[2]:

  • Электронный журнал — программное обеспечение или цифровые платформы, которые помогают отслеживать выполнение учебных планов, включая успеваемость и посещаемость студентов;
  • Электронный дневник — программное обеспечение или цифровые сервисы, предоставляющие электронную информацию для студентов и их родителей (законных представителей) о процессе обучения и его результатах.

Актуальность

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р[3] на совокупный список приоритетных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти регионов и органами местного самоуправления в цифровом формате, а также услуг, оказываемых в цифровом формате учреждениями регионального и муниципального уровня согласно приложению № 1 этого распоряжения.

За выполнение пункта 8 «Обеспечение информации о текущей образовательной успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» в перечне образовательных услуг назначены ответственными Минобрнауки России, Рособрнадзор, а также непосредственно образовательные учреждения (как регионального уровня с участием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и муниципальные образовательные учреждения с участием органов местного самоуправления). Эта услуга должна была стать доступной в России с 1.1.2014.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 года № 151 «О создании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ…» предписало министерствам до 1.7.2014 разработать и разместить списки услуг в своих областях деятельности в соответствии с установленными нормами. В списке на сайте министерства образования и науки Российской Федерации описанная выше услуга по состоянию на лето 2016 года отсутствовала.

В 2012 году Минобрнауки России были выпущены методические рекомендации по внедрению систем электронного ведения журналов успеваемости[2], уточняющие требования к электронным дневникам и журналам.

Журнал учета успеваемости и посещаемости — средство учета в образовательных организациях. Его ведение в электронном формате способствует повышению прозрачности образовательного процесса и обеспечивает возможность информированияя родителей посредством электронных каналов.

Электронный дневник — персонализированный набор данных о достижениях ученика, извлекаемый из цифрового журнала, предоставляющий учащемуся и его родителям информацию о ходе образовательного процесса в цифровом формате.

Дополнительные функции «Электронного дневника и журнала»

  • Подготовка учебной программы преподавателями
  • Уведомление о пропусках учебных занятий
  • Создание статистики по посещаемости и успеваемости учащихся
  • Размещение новостей и объявлений
  • Автоматическое обновление расписания занятий
  • Создание платформы для взаимодействия между педагогами и родителями
  • Отправка СМС с оценками учеников родителям
  • Рассылка Push и E-mail уведомлений родителям об академических успехах детей
  • Интеграция электронного журнала в систему управления образовательной учреждением

Виды и особенности внедрения

Внедрение электронной формы для документирования личных учебных успехов студентов должно сопровождаться созданием нормативной базы путём совершенствования совокупности внутренних актов учебных заведений (далее ОО). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[4] гарантирует самостоятельность образовательных организаций (ОО), позволяя им формировать свою нормативно-правовую базу, соответствующую законодательству РФ в образовательной сфере. Поддержка и развитие ОО осуществляется на основе внутренней нормативной документации (локальных актов).

Электронные дневники и журналы классифицируются по типам на сетевые, подразделяясь на федеральные и региональные, и локальные.

Федеральный сетевой электронный журнал размещается на мощном серверном оборудовании и доступен всем образовательным организациям РФ. Зарегистрировавшись на официальном сайте такого журнала, ОО получает возможность полнофункционального использования: ввода или импорта данных о классах, учащихся, учебных программах, распределении нагрузки, расписания занятий и т.д.; педагоги могут вводить календарные планы, сведения о проведенных занятиях, выставленных оценках и посещаемости и т.д. Ученики и родители получают доступ к электронному дневнику через логины и пароли, предоставляемые ОО, либо, в некоторых случаях, через портал госуслуг. Владельцы таких электронных журналов зачастую компенсируют свои затраты за счет размещения рекламы, продажи услуг поддержки или дополнительного функционала.

Федеративные сетевые электронные журналы и дневники
Наименование Год создания Правообладатель
Дневник.ру 2007 ООО «Дневник.ру»
Баллов.Нет 2006 ООО «ОПТИМА»
СтадиАппс 2010 ООО «Ализар»
ЭлЖур 2010 ООО «Веб-Мост»

Региональный сетевой электронный журнал размещается на серверах региональных или муниципальныхх органов власти и обслуживает учебные заведения конкретного региона или муниципального образования. Программное обеспечение для таких журналов создается специализированными российскими ИТ-компаниями с необходимыми опытными знаниями и навыками. Приобретение, установка на серверы и техническое сопровождение осуществляется на основании заключенных договоров с держателями прав. В отличие от федеральных систем, доменные имена для региональных журналов различаются в зависимости от региона.

Региональные электронные журналы и дневники
Название Год основания Место использования Правообладатель
Сетевой Город. Образование 2002 Несколько регионов России АО «ИРТех»
Петербургское образование. Электронный дневник 2011 Санкт-Петербург Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга
Образование web 2.0 2011 Несколько регионов России ООО «Институт информационных систем»
БАРС Образование ? Несколько регионов России АО «БАРС Груп»
Электронный журнал и дневник Московской электронной школы 2017 Москва Департамент образования и науки города Москвы
АИС «Образование» (Башкортостан) 2017 Республика Башкортостан АО «Башкирский регистр социальных карт»
Эпос.Школа (Пермский край) 2020 Пермский край Министерство информационного развития и связи Пермского края
Электронная школа 2.0 (#УЧУСЬВКУЗБАССЕ) 2010 Кемеровская область - Кузбасс ООО "Мирит"
Цифровое образование Псковской области 2010 Псковская область ГБУ ПО «РЦИТ»

Локальный электронный журнал устанавливается на собственной инфраструктуре учебного заведения либо в облачном хранилище. Применение данного способа обладает как преимуществами, так и минусами...оброты (независимость от государственного или федерального уровня электронного журнала, улучшенная доступность благодаря заметно меньшей нагрузке, возможность самостоятельного развития функциональности и создание более индивидуальных настроек), но сопровождаются и минусами (потребность в самостоятельном обеспечении технического обслуживания системы, необходимость штатных специалистов соответствующего профиля и т.д.).

Локальные электронные журналы и дневники
Наименование ЕРРП Номер* Год создания Правообладатель Лицензия Серверное ПО
Сетевой Город. Образование 1633 2002 АО «ИРТех» Проприетарная Windows Server
1С:Образование 4961 2003 ООО «1С-Софт» Проприетарная Windows, Linux, Mac OS X
Аверс: Электронный классный журнал 453 2008 ООО «ФинПромМаркет-XXI» Проприетарная Windows, *nix
Электронный журнал «Шкала» 11707 2019 Гольдин А. М. Modified BSD license Любая ОС; среда NodeJS; модуль NeDB

Темам внедрения информационных систем электронных дневников и журналов посвящено множество исследований; обширное обобщение этого опыта (на лето 2015 года) представлено в статье «Мифы и реальности электронных журналов успеваемости».

Примечания

Ссылки