Экстерриториальный участок
Экстерриториальный избирательный участок в России — это специализированный избирательный участок, предназначенный для организации голосования граждан Российской Федерации, которые по различным причинам не могут участвовать в выборах на своём постоянном месте жительства. Причины могут быть разнообразными: нахождение за пределами территории, где гражданин зарегистрирован, пребывание в местах лишения свободы, временные командировки, длительные поездки, учёба или работа за рубежом и другие обстоятельства, которые делают невозможным или затруднительным участие в голосовании на обычном избирательном участке. Массово экстерриториальные участки были задействованы в ходе единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года, когда возможностью проголосовать на экстерриториальных участках воспользовались жители новых регионов: Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей[1].
Экстерриториальные участки также предоставляют возможность для голосования гражданам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, если они соответствуют определённым юридическим требованиям, и для других категорий избирателей, чьи права на участие в выборах могут быть ограничены традиционными условиями. В условиях глобализации и современных тенденций мобильности такая форма голосования становится особенно актуальной для тех граждан, чья деятельность или жизненные обстоятельства не позволяют им вернуться в Россию для участия в выборах.
Организация экстерриториальных участков регулируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (ЦИК России), которая отвечает за обеспечение соблюдения избирательных прав граждан и контроль за проведением выборов. Центризбирком, в свою очередь, разрабатывает нормативно-правовые акты, регулирующие создание и функционирование таких участков, а также устанавливает порядок регистрации избирателей, подающих заявления для голосования вне места своей постоянной регистрации[2].
Основные особенности экстерриториальных избирательных участков
Согласно законодательству Российской Федерации, создание экстерриториальных избирательных участков возможно в тех случаях, когда избиратели оказываются в местах, где традиционные избирательные участки не могут обеспечить их участие в выборах. Такой механизм предусмотрен для обеспечения избирательных прав граждан, которые по различным причинам не могут проголосовать на своем постоянном месте жительства, находясь в отрыве от территориальной избирательной комиссии, к которой они привязаны по регистрации.
Например, для граждан, временно проживающих за рубежом, экстерриториальные участки могут быть организованы в российских дипломатических представительствах и консульских учреждениях, таких как посольства и консульства Российской Федерации. Эти участки создаются для того, чтобы граждане, находящиеся за границей, могли участвовать в выборах, независимо от того, что они не могут присутствовать на своем традиционном избирательном участке. Такое решение помогает обеспечить равенство избирательных прав граждан, находящихся за пределами своей территории регистрации, и предотвращает их исключение из процесса голосования только из-за нахождения за рубежом[3].
Кроме того, экстерриториальные избирательные участки могут быть организованы в других местах, где граждане могут оказаться временно или в силу особых обстоятельств. Это могут быть крупные медицинские учреждения, в которых находятся пациенты, требующие длительного лечения, а также места лишения свободы, где заключённые могут проголосовать, если позволяют условия и законодательство. В таких случаях избиратели, зарегистрированные на экстерриториальном участке, могут участвовать в выборах, даже если они не могут быть зарегистрированы на других участках для голосования по месту постоянного проживания. Это обеспечивается специальной процедурой подачи заявлений для включения в список избирателей экстерриториальных участков.
Примечательно, что избиратели, зарегистрированные на экстерриториальном участке, могут проголосовать только на одном таком участке в конкретных выборах. Это ограничение обеспечивает правильность и целостность выборного процесса, исключая возможность избирателя голосовать на нескольких участках одновременно. В случае, если гражданин по объективным причинам не может быть зарегистрирован на экстерриториальном участке и его голосование невозможно в другом месте, такое решение позволяет сохранить его избирательные права, несмотря на отсутствие физической возможности прийти на традиционный участок[4].
Таким образом, экстерриториальные избирательные участки представляют собой важный инструмент в обеспечении прав граждан на участие в выборах. Они позволяют обеспечить гражданам возможность выразить свою волю в условиях, когда традиционные методы голосования по месту регистрации невозможны или затруднительны. Эта система играет важную роль в поддержке принципов демократического участия и равенства всех граждан перед законом, независимо от их местоположения или обстоятельств[5].
Юридическая основа
Основной нормативный акт, регулирующий организацию выборов и референдумов в России, — это Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В частности, статья 17 этого закона подробно регулирует создание экстерриториальных избирательных участков для граждан, которые по различным причинам не могут проголосовать на своём месте постоянной регистрации. Эти причины могут включать нахождение за пределами России, пребывание в местах лишения свободы, временные командировки или другие обстоятельства, которые делают невозможным участие в голосовании на обычных избирательных участках[6].
Согласно этому закону, экстерриториальные избирательные участки могут быть созданы для голосования граждан, находящихся в местах, где традиционные избирательные участки не могут обеспечить их участие в выборах. В частности, экстерриториальные участки могут быть организованы в дипломатических представительствах Российской Федерации, таких как посольства и консульства, для граждан, временно находящихся за рубежом. Это обеспечивает их право на участие в выборах, независимо от того, что они не могут вернуться в Россию и проголосовать на своём постоянном месте регистрации. Кроме того, экстерриториальные участки могут быть организованы в крупных медицинских учреждениях, местах лишения свободы и других институтах, где присутствуют граждане, не имеющие возможности проголосовать на традиционных участках.
Ещё одним важным нормативным актом является Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», который уточняет особенности организации голосования для граждан, находящихся за рубежом, в том числе через дипломатические представительства и консульские учреждения. Закон также регулирует порядок голосования в местах лишения свободы, если гражданин соответствует требованиям для участия в выборах. Важно отметить, что экстерриториальные участки, организованные для выборов Президента России, играют ключевую роль в обеспечении избирательных прав граждан, находящихся в иностранных государствах[7].
В 2023 году ЦИК предложил термин «экстерриториальные избирательные участки», закрепить законодательно для участков, создаваемых для выборов в органы власти одного региона на территории другого. В выборочном цикле 2023 года это в первую очередь касалось граждан новых регионов (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей), которые могли находиться вне этих территорий, а также избирателей, оказавшихся в новых субъектах России. Согласно решению, экстерриториальные участки могли быть созданы по решению избирательной комиссии региона, организующего выборы, с согласия местных комиссий или без согласия, если участок создается в воинских частях или местах временного пребывания избирателей. Участки должны формироваться не позднее чем за 30 дней до голосования, в исключительных случаях — за три дня. Избирательные комиссии экстерриториальных участков могут состоять из предложенных кандидатур или быть назначены из числа существующих комиссий. Для включения в список избирателей на экстерриториальном участке необходимо подать заявление в соответствующую комиссию не позднее дня до голосования. Голосование на таких участках проводилось в день выборов, и в некоторых случаях было досрочным, начиная с десяти дней до дня голосования. Для выборов в законодательные органы региона избиратель получит только один бюллетень. В 81 регионе России было образовано 328 экстерриториальных участков для голосования в новых субъектах РФ. Проект постановления вызвал дискуссию. Следует отметить, что закон 184-ФЗ, подписанный в мае 2023 года, уже дал правовую основу для создания экстерриториальных участков[8],
Организация экстерриториальных избирательных участков также регулируется постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. ЦИК России, как главный орган, отвечающий за проведение выборов в стране, разрабатывает подзаконные акты и методические рекомендации, которые определяют подробности создания и функционирования экстерриториальных участков. В этих документах указаны требования к процедурам регистрации избирателей на экстерриториальных участках, а также механизмы подачи заявлений для включения в списки избирателей. Постановления ЦИК России содержат инструкции по регистрации граждан, подающих заявления для участия в голосовании на экстерриториальных участках, а также установленные сроки подачи заявлений и порядок голосования.
Таким образом, юридическая основа экстерриториальных избирательных участков в России представлена рядом законодательных и подзаконных актов, основным из которых является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В дополнение к этому, важно учитывать постановления Центральной избирательной комиссии, которые регулируют детали организации таких участков, а также порядок регистрации и голосования на них. Эти нормативные акты направлены на обеспечение равных условий для всех граждан России, включая тех, кто по объективным причинам не может проголосовать на своём постоянном месте жительства[9].
История
С момента основания Российской Федерации в 1991 году и принятия новых демократических принципов в политической жизни страны начали развиваться и усовершенствоваться механизмы, обеспечивающие избирательные права граждан, находящихся за пределами территории, на которой они зарегистрированы. Идея экстерриториальных участков начала активно внедряться с момента принятия новых законов, касающихся выборов. Одним из первых шагов в сторону создания экстерриториальных участков стало принятие Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в 2002 году (№ 67-ФЗ), который установил чёткие правила для обеспечения избирательных прав граждан, находящихся в отрыве от места своей постоянной регистрации. Это стало важным шагом в реализации демократических принципов и обеспечения равенства граждан на выборах[9].
В первые годы 2000-х годов экстерриториальные участки активно начали применяться для голосования граждан России, находящихся за рубежом. Уже на выборах Президента Российской Федерации 2004 года был организован ряд экстерриториальных участков в российских посольствах и консульствах по всему миру, что позволило тысячам россиян, временно находящихся в других странах, выразить свою волю и принять участие в политической жизни страны. Создание таких участков было необходимым шагом, чтобы обеспечить участие в выборах тех граждан, которые по профессиональным, учебным или семейным причинам вынуждены были находиться за пределами России, а также для тех, кто не мог вернуться в Россию по причине здоровья, работы или других обстоятельств.
С каждым годом количество экстерриториальных избирательных участков в консульских учреждениях России продолжало расти. В 2012 году, например, на выборах Президента России экстерриториальные участки были созданы не только в дипломатических представительствах, но и в некоторых крупных медицинских учреждениях, где находились граждане, не имеющие возможности вернуться в Россию по состоянию здоровья. Одним из значимых событий стало принятие нового Федерального закона о выборах в 2014 году, который уточнил и расширил нормы о создании экстерриториальных участков для голосования граждан в местах лишения свободы и в крупных медицинских учреждениях. Также в этот период была детализирована процедура регистрации избирателей на таких участках и установлен чёткий порядок подачи заявлений для голосования на экстерриториальных участках[10].
С начала 2020-х годов роль экстерриториальных участков приобрела новое значение в условиях пандемии COVID-19, которая привела к масштабным изменениям в политической жизни страны и в проведении выборов. В условиях ограничений на международные поездки и строгих карантинных мер многие граждане не могли вернуться в Россию для участия в выборах, что повысило потребность в создании дополнительных экстерриториальных участков. На выборах 2021 года и на референдуме 2020 года экстерриториальные участки для голосования были расширены, и голосование стало возможным не только для граждан, находящихся за рубежом, но и для тех, кто по состоянию здоровья или из-за других факторов не мог добраться до традиционных избирательных участков. Это дало возможность гражданам, находящимся в карантине, на самоизоляции или в местах временного пребывания, участвовать в выборах с помощью экстерриториальных участков. Кроме того, в этот период также появились новые технологии для голосования, включая электронные системы и возможность подачи заявлений через интернет. Экстерриториальные участки активно использовались для обеспечения безопасности выборного процесса и минимизации рисков для здоровья избирателей, а также для повышения доступности выборов для граждан, оказавшихся в трудной ситуации.
В ходе Единого дня голосования (ЕДГ) 2023 года жители новых регионов Российской Федерации — Донецкой и Луганской народных республик, а также Херсонской и Запорожской областей — воспользовались правом голосовать на экстерриториальных избирательных участках. Досрочное голосование на территории Донецкой Народной Республики (ДНР) и Запорожской области началось 31 августа для жителей труднодоступных районов и территорий, прилегающих к линии боевого соприкосновения, а в Луганской Народной Республике (ЛНР) и Херсонской области оно стартовало 2 сентября. В период с 1 по 4 сентября на 328 экстерриториальных избирательных участках, организованных в 81 регионе Российской Федерации, граждане, вынужденно покинувшие новые субъекты, могли осуществить своё избирательное право. Однако на выборах в 2024 году в этих регионах экстерриториальные участки не будут организованы[11].
Будущее экстерриториальных участков в России связано с возможным расширением форматов голосования, например, через онлайн-платформы, что обеспечит гражданам ещё больше возможностей для участия в выборах, независимо от их места нахождения. Это будет важным шагом для дальнейшей демократизации выборного процесса в стране[12].
Мировая практика
Экстерриториальные избирательные участки играют важную роль в мировых избирательных системах, обеспечивая гражданам право на участие в выборах, несмотря на их нахождение за пределами страны или в особых условиях. Многие государства используют эти участки для голосования граждан, находящихся в других странах по различным причинам: в дипломатических представительствах, консульствах, а также в местах лишения свободы или на длительном лечении. Мировая практика использования экстерриториальных участков варьируется в зависимости от политической системы, законодательства и технологий, однако все эти системы имеют общую цель — обеспечить доступность выборов для граждан, независимо от их местонахождения[13].
Одной из наиболее распространённых форм экстерриториальных избирательных участков является голосование граждан через дипломатические представительства и консульства, которое используется во многих странах, особенно в тех, где значительная часть граждан живёт или работает за рубежом. США являются одним из наиболее ярких примеров. Для американских граждан, проживающих за границей, предусмотрены экстерриториальные избирательные участки, которые обычно организуются в посольствах и консульствах США. Американцы за рубежом могут зарегистрироваться для голосования, подавая заявление в консульские учреждения, и участвовать в выборах, даже если не могут вернуться на родину. Это может быть важно, например, в президентских выборах, где голосование на экстерриториальных участках обеспечивается по всему миру.
Франция также имеет систему голосования через дипломатические представительства. Французские граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на экстерриториальных участках в своих консульствах и посольствах. Для этого существует специальная регистрация, и французские избиратели могут участвовать в выборах президента, а также в выборах в парламент. В 2019 году Франция также ввела возможность голосования для граждан в некоторых крупных французских территориях, находящихся за пределами метрополии, как, например, на островах Теркс и Кайкос[14]. Великобритания имеет аналогичную систему для британских граждан, которые работают или учат за рубежом. Великобритания организует выборы через экстерриториальные участки для всех её граждан, находящихся за границей более 15 лет. Такие участки открыты в посольствах и консульствах Великобритании, что обеспечивает гражданам возможность принять участие в выборах в стране[15][16].
Примечания
- ↑ Жители новых территорий смогут проголосовать на выборах в 81 регионе России (неопр.). Lenta.RU. Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ Статья 21. Порядок формирования и статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ Зарубежные избирательные участки на выборах президента России. Досье - ТАСС. TACC. Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ. Президент России. Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 28 июня 2023 г. № 120/950-8 “Об особенностях подготовки и проведения голосования на избирательных участках за пределами территории субъекта Российской Федерации, где избиратели обладают активным избирательным правом” | Документы ленты ПРАЙМ: ГАРАНТ. www.garant.ru. Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ Новые регионы создадут на выборах 328 экстерриториальных участков. TACC. Дата обращения: 2 марта 2025.
- ↑ 9,0 9,1 Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 3 марта 2025.
- ↑ Подписан закон, которым избирательное законодательство дополнено новыми положениями. Президент России (2 апреля 2014). Дата обращения: 3 марта 2025.
- ↑ ЦИК конкретизировал порядок организации экстерриториальных участков. Ведомости (1 августа 2024). Дата обращения: 3 марта 2025.
- ↑ Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 28 июня 2023 г. № 120/950-8 “Об особенностях подготовки и проведения голосования на избирательных участках за пределами территории субъекта Российской Федерации, где избиратели обладают активным избирательным правом” | Документы ленты ПРАЙМ: ГАРАНТ. www.garant.ru. Дата обращения: 3 марта 2025.
- ↑ 2. Особенности образования экстерриториальных избирательных участков, формирования участковых избирательных комиссий экстерриториальных избирательных участков \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 3 марта 2025.
- ↑ Во французской метрополии началось голосование на выборах в Европарламент - ТАСС. TACC. Дата обращения: 3 марта 2025.
- ↑ Процедура выборов в парламент Великобритании (рус.) ?. РИА Новости (20240704T0021). Дата обращения: 3 марта 2025.
- ↑ O'Carroll, Lisa Britons living overseas for over 15 years likely to win voting right before next election (неопр.). The Guardian (30 октября 2023). Дата обращения: 3 марта 2025.