Шадринский автоагрегатный завод

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Шадринский автоагрегатный завод
Логотип ОАО "ШААЗ".png
Тип Акционерное общество
Год основания 1941
Прежние названия Шадринский автоагрегатный завод им. И. В. Сталина, «Завод им. И. В. Сталина» (ЗИС)
Расположение  СССРФлаг России Россия: Шадринск,
Курганская область
Ключевые фигуры А.Попов Генеральный директор
Отрасль Машиностроение
Продукция радиаторы
Материнская компания УГМК
Сайт https://shaaz.biz/about/

Акционерное общество «Шадринский автоагрегатный завод» (ранее Завод им. И. В. Сталина, Шадринский автоагрегатный завод им. И. В. Сталина, сокр. ШААЗ) — ведущий в Российской Федерации производитель автомобильных радиаторов и охладителей. В 1999 году вошёл в структуру Уральской горно-металлургической компании. С 2014 года осуществляет модернизацию тепловозов. Расположен в райцентре Шадринске Курганской области.

История

В 1916 году был открыт Завод автомобильного московского общества. В 1931 году предприятию присвоено имя Сталина — ЗИС. История ШААЗа напрямую связана с историей автозавода. Зимой 1941 года, когда немецкие войска подступали к Москве, часть его цехов была отправлена на Восток. Эвакуируя московское производство, И. А. Лихачёв создал четыре филиала автозавода, впоследствии ставших самостоятельными. Так в Миассе был образован Уральский автомобильный завод, в Ульяновске — Ульяновский автомобильный завод, в Челябинске — Челябинский кузнечно-прессовый завод, а в Шадринске 5 декабря 1941 года был создан Шадринский автоагрегатный завод[1].

По решению Государственного комитета обороны от 30 ноября 1941 года заводу была передана городская электростанция, вместе с ней прядильно-ткацкая фабрика, здание типографии, школы механизации, гарнизонного клуба и горпромкомбината. Количество работников, которые приехали из Москвы вместе с заводом, к началу 1942 года насчитывалось 1689 человек, а также 2500 членов их семей. С 1 января 1943 года большую часть рабочих составляли шадринцы. ШААЗ предназначался для обеспечения Уральского автомобильного завода автоагрегатами и кабинами для автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-21. Главным производством завода во время войны был второй инструментальный цех. Он выпускал взрыватели для мин, бронебойные снаряды для противотанковых пушек.

Вторая половина 1945 и 1946 годы — период перехода производства на выпуск мирной продукции. С 1946 года началась планомерная реконструкция завода (строительство цехов, жилья, производится запуск агрегатных станков)[2]. В 1949 году было начато производство гидравлических домкратов.

В период с 1950-х по 1980-е годы было продолжено капитальное строительство, освоен выпуск новых изделий, строятся различного рода корпуса, проводится модернизация выпускаемой продукции. На территории завода появляются цветники, строятся скверы. В то же время свою работу начинают новые корпуса: радиаторный цех № 1, прессовый и автоматный цеха, цех подогревателей и отопителей. Помимо жилья, ведётся строительство поликлиники, профилактория, Дворца культуры, общежития, детских садов и автомеханического техникума. В 1956 году вступила в строй заводская теплоэлектроцентраль.

В 1970 году ШААЗ был включён в состав смежников Камского автозавода, следовательно, начал выпуск агрегатов для КАМАЗа. Лучшие изделия завода получали «Знак качества».

В период с 1985 по 1991 годы для работников завода был сложным. В 14 июня 1991 году было создано производственное объединение «Автоагрегат». В 21 августа 1992 году было зарегистрировано акционерное общество закрытого типа «Автоагрегат». В конце 1992 года происходит объединение производственных цехов, создается цех мелких серий. В 24 ноября 1993 году была утверждена новая редакция Устава и название — акционерное общество открытого типа «Шадринский автоагрегатный завод». Кризис, охвативший всю страну, отразился и на заводе. В 1995 году на расчётный счёт предприятия поступило только 2 % от общего оборота собственных средств, а в 1996 году лишь 0,2 %. В этих условиях были введены чековые книжки, посредством которых пытались стабилизировать долги по зарплате перед персоналом. В 1996 году из 28 млрд. 235 млн рублей начисленной зарплаты работникам почти 7 млрд. 44 млн рублей выдавалась по безналичному расчёту. Такие расчёты проводились путем отоваривания чеков продуктами, промышленными товарами и оказанием услуг в счёт депонированной зарплаты. В 1996 году производится реструктуризация объектов социальной сферы, акционерного общества. Приказом по предприятию от 13 марта 1997 года № 114 было предписано обеспечить печатание и введение купонов[3].

С 1999 года завод входит в состав Уральской горно-металлургической компании. В 2003 году реализуется инвестиционный проект «Купробрейз» по выпуску теплообменников. Наметились сокращения рабочего персонала. В 2009 году ОАО «ШААЗ» приступает к выпуску алюминиевых теплообменников по технологии «Ноколок». В 2014 году завод развивается как предприятие железнодорожного машиностроения, происходит открытие нового цеха и выпуск первого модернизированного тепловоза серии ТЭМ2-УГМК. 14 июня 2016 году меняется название завода на Акционерное общество «Шадринский автоагрегатный завод». В период с 2014 по 2020 годы ШААЗ модернизировал и изготовил более 80 локомотивов для предприятий не только Уральской горно-металлургической компании, но также и для компаний Казахстана. В 2022 году на территории Шадринского автоагрегатного завода открыт индустриальный парк[4].

ТЭМ2УГМК-8688

В 2023 году завод изготовил первый снегоуборочный модуль «Буран». Машина, предназначенная для очистки путей и стрелочных переводов от снега, сделана по заказу компании «Норникель»[5].

Директора завода

1946—1950 — С. М. Хиронников,

1951—1952 — С. А. Елизарьев,

1953—1957 — Е. С. Бочкарев,

1958—1960 — П. И. Сконечный,

1960—1982 — А. И. Рылкин,

1982—1997 — В. Г. Весич,

1997—2009 — В. С. Колотушкин,

2009—2015 — В. А. Охулков,

с 2016 — Андрей Николаевич Попов.

ТГМ4БУГМК-0261

Продукция

  • Домкраты,
  • охладители наддувочного воздуха CuproBraze,
  • радиаторы водяные CuproBraze,
  • радиаторы водяные,
  • радиаторы масляные,
  • радиаторы отопителя[6].

Примечания

  1. История Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ). ПАО «Завод имени И.А. Лихачева». Дата обращения: 6 января 2024.
  2. Ефимова, Д. И. Развитие Шадринского автоагрегатного завода с военного времени и до наших дней // Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. — 2021. — С. 22—28.
  3. Борисова Л., Макурин А. «Вовчики» ШААЗа // Уральский следопыт.. — 2005. — № 12. — С. 22—23.
  4. На территории Шадринского автоагрегатного завода открыт индустриальный парк. Комсомольская правда (20 апреля 2022). Дата обращения: 6 января 2024.
  5. Курганское предприятие запустило производство востребованной коммунальной техники. ЕАН (2023 -02-06). Дата обращения: 6 января 2024.
  6. Шадринский автоагрегатный завод. ШААЗ. Дата обращения: 6 января 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!