Шадринский автоагрегатный завод
Шадринский автоагрегатный завод | |
---|---|
Тип | Акционерное общество |
Год основания | 1941 |
Прежние названия | Шадринский автоагрегатный завод им. И. В. Сталина, «Завод им. И. В. Сталина» (ЗИС) |
Расположение |
СССР → Россия: Шадринск, Курганская область |
Ключевые фигуры | А.Попов Генеральный директор |
Отрасль | Машиностроение |
Продукция | радиаторы |
Материнская компания | УГМК |
Сайт | https://shaaz.biz/about/ |
Акционерное общество «Шадринский автоагрегатный завод» (ранее Завод им. И. В. Сталина, Шадринский автоагрегатный завод им. И. В. Сталина, сокр. ШААЗ) — ведущий в Российской Федерации производитель автомобильных радиаторов и охладителей. В 1999 году вошёл в структуру Уральской горно-металлургической компании. С 2014 года осуществляет модернизацию тепловозов. Расположен в райцентре Шадринске Курганской области.
История
В 1916 году был открыт Завод автомобильного московского общества. В 1931 году предприятию присвоено имя Сталина — ЗИС. История ШААЗа напрямую связана с историей автозавода. Зимой 1941 года, когда немецкие войска подступали к Москве, часть его цехов была отправлена на Восток. Эвакуируя московское производство, И. А. Лихачёв создал четыре филиала автозавода, впоследствии ставших самостоятельными. Так в Миассе был образован Уральский автомобильный завод, в Ульяновске — Ульяновский автомобильный завод, в Челябинске — Челябинский кузнечно-прессовый завод, а в Шадринске 5 декабря 1941 года был создан Шадринский автоагрегатный завод[1].
По решению Государственного комитета обороны от 30 ноября 1941 года заводу была передана городская электростанция, вместе с ней прядильно-ткацкая фабрика, здание типографии, школы механизации, гарнизонного клуба и горпромкомбината. Количество работников, которые приехали из Москвы вместе с заводом, к началу 1942 года насчитывалось 1689 человек, а также 2500 членов их семей. С 1 января 1943 года большую часть рабочих составляли шадринцы. ШААЗ предназначался для обеспечения Уральского автомобильного завода автоагрегатами и кабинами для автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-21. Главным производством завода во время войны был второй инструментальный цех. Он выпускал взрыватели для мин, бронебойные снаряды для противотанковых пушек.
Вторая половина 1945 и 1946 годы — период перехода производства на выпуск мирной продукции. С 1946 года началась планомерная реконструкция завода (строительство цехов, жилья, производится запуск агрегатных станков)[2]. В 1949 году было начато производство гидравлических домкратов.
В период с 1950-х по 1980-е годы было продолжено капитальное строительство, освоен выпуск новых изделий, строятся различного рода корпуса, проводится модернизация выпускаемой продукции. На территории завода появляются цветники, строятся скверы. В то же время свою работу начинают новые корпуса: радиаторный цех № 1, прессовый и автоматный цеха, цех подогревателей и отопителей. Помимо жилья, ведётся строительство поликлиники, профилактория, Дворца культуры, общежития, детских садов и автомеханического техникума. В 1956 году вступила в строй заводская теплоэлектроцентраль.
В 1970 году ШААЗ был включён в состав смежников Камского автозавода, следовательно, начал выпуск агрегатов для КАМАЗа. Лучшие изделия завода получали «Знак качества».
В период с 1985 по 1991 годы для работников завода был сложным. В 14 июня 1991 году было создано производственное объединение «Автоагрегат». В 21 августа 1992 году было зарегистрировано акционерное общество закрытого типа «Автоагрегат». В конце 1992 года происходит объединение производственных цехов, создается цех мелких серий. В 24 ноября 1993 году была утверждена новая редакция Устава и название — акционерное общество открытого типа «Шадринский автоагрегатный завод». Кризис, охвативший всю страну, отразился и на заводе. В 1995 году на расчётный счёт предприятия поступило только 2 % от общего оборота собственных средств, а в 1996 году лишь 0,2 %. В этих условиях были введены чековые книжки, посредством которых пытались стабилизировать долги по зарплате перед персоналом. В 1996 году из 28 млрд. 235 млн рублей начисленной зарплаты работникам почти 7 млрд. 44 млн рублей выдавалась по безналичному расчёту. Такие расчёты проводились путем отоваривания чеков продуктами, промышленными товарами и оказанием услуг в счёт депонированной зарплаты. В 1996 году производится реструктуризация объектов социальной сферы, акционерного общества. Приказом по предприятию от 13 марта 1997 года № 114 было предписано обеспечить печатание и введение купонов[3].
С 1999 года завод входит в состав Уральской горно-металлургической компании. В 2003 году реализуется инвестиционный проект «Купробрейз» по выпуску теплообменников. Наметились сокращения рабочего персонала. В 2009 году ОАО «ШААЗ» приступает к выпуску алюминиевых теплообменников по технологии «Ноколок». В 2014 году завод развивается как предприятие железнодорожного машиностроения, происходит открытие нового цеха и выпуск первого модернизированного тепловоза серии ТЭМ2-УГМК. 14 июня 2016 году меняется название завода на Акционерное общество «Шадринский автоагрегатный завод». В период с 2014 по 2020 годы ШААЗ модернизировал и изготовил более 80 локомотивов для предприятий не только Уральской горно-металлургической компании, но также и для компаний Казахстана. В 2022 году на территории Шадринского автоагрегатного завода открыт индустриальный парк[4].
В 2023 году завод изготовил первый снегоуборочный модуль «Буран». Машина, предназначенная для очистки путей и стрелочных переводов от снега, сделана по заказу компании «Норникель»[5].
Директора завода
1946—1950 — С. М. Хиронников,
1951—1952 — С. А. Елизарьев,
1953—1957 — Е. С. Бочкарев,
1958—1960 — П. И. Сконечный,
1960—1982 — А. И. Рылкин,
1982—1997 — В. Г. Весич,
1997—2009 — В. С. Колотушкин,
2009—2015 — В. А. Охулков,
с 2016 — Андрей Николаевич Попов.
Продукция
- Домкраты,
- охладители наддувочного воздуха CuproBraze,
- радиаторы водяные CuproBraze,
- радиаторы водяные,
- радиаторы масляные,
- радиаторы отопителя[6].
Примечания
- ↑ История Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ) . ПАО «Завод имени И.А. Лихачева». Дата обращения: 6 января 2024.
- ↑ Ефимова, Д. И. Развитие Шадринского автоагрегатного завода с военного времени и до наших дней // Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. — 2021. — С. 22—28.
- ↑ Борисова Л., Макурин А. «Вовчики» ШААЗа // Уральский следопыт.. — 2005. — № 12. — С. 22—23.
- ↑ На территории Шадринского автоагрегатного завода открыт индустриальный парк . Комсомольская правда (20 апреля 2022). Дата обращения: 6 января 2024.
- ↑ Курганское предприятие запустило производство востребованной коммунальной техники . ЕАН (2023 -02-06). Дата обращения: 6 января 2024.
- ↑ Шадринский автоагрегатный завод . ШААЗ. Дата обращения: 6 января 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |