Чугунный мост через Северн
| Чугунный мост через Северн | |
|---|---|
| | |
| Пересекает | Северн |
| Место расположения | Гордж |
| Конструкция | |
| Материал | Чугун |
| Число пролётов | 3 |
| Общая длина | 60 |
| Ширина моста | 30 |
| Эксплуатация | |
| Конструктор, архитектор | Томас Фарноллс Притчард |
| Начало строительства | Ноябрь 1777 года |
| Окончание строительства | Июль 1779 года |
| Открытие | 1 января 1781 года |
«Чугу́нный мост» (англ. The Iron Bridge) через реку Северн в графстве Шропшир в Англии — первый чугунный арочный мост в мире, открытый в 1981 году. Архитектором моста является Томас Фарноллс Притчард. Мост охраняется ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия[1][2].
История строительства
В 1773 году архитектор Томас Фарноллс Притчард обратился к Джону Уилкинсону, местному литейщику, с предложением о создании моста из чугуна. Притчард, хоть и был известен своими каминными экранами, предметами интерьера и надгробиями, уже имел опыт проектирования деревянных и каменных мостов[2].
Зимой 1773 года в прессе появилось объявление о планах обратиться в парламент за разрешением на строительство однопролетного железного моста длиной 37 метров. В 1775 году было собрано от 3000 до 4000 фунтов стерлингов, а казначеем проекта стал Абрахам Дарби III, управляющий металлургическим заводом в Коулбрукдейле[1].
В марте 1776 года проект получил одобрение короля. Разработанный Томасом Адденбруком и Джоном Харрисом, он был представлен в Палате общин Чарльзом Болдуином. Абрахаму Дарби III поручили отливку и строительство. Однако в мае 1776 года попечители отменили заказ Дарби и объявили конкурс на проект одноарочного моста из «камня, кирпича или дерева». Ни одно предложение не удовлетворило их, и они решили вернуться к проекту Притчарда, но оставались сомнения насчет использования железа, а также были установлены условия по стоимости и срокам[3].
Выбор места для моста, соединяющего Мэдли и Бентол, был обусловлен удобными высокими берегами и устойчивостью почвы. В парламентском акте подробно описывалось местоположение: от окрестностей дома Сэмюэля Барнетта в Бентоле до противоположного берега у дома Томаса Крамптона. Притчард, не дождавшись завершения проекта из-за болезни, скончался 21 декабря 1777 года в своей резиденции в Эйтоне-на-Северне, вскоре после начала работ.
Каменные опоры и кладка были возведены в период с 1777 по 1778 год, а установка чугунных ребер была завершена летом 1779 года. Мост был впервые испытан 2 июля 1779 года, а его официальное открытие для публичного использования состоялось 1 января 1781 года.
В июле 1777 года длина моста сначала была уменьшена до 27 метров, а затем увеличена до 30,6 метров для обустройства тротуара[4].
В 1935 году мост закрыли для движения транспорта.
В период с 2017 по 2018 год фонд «Английское наследие» реализовал проект реставрации Чугунного моста. На эти цели было выделено 3,6 миллиона фунтов стерлингов. Основной задачей являлось обеспечение долговечности и защита оригинальной исторической конструкции моста[1].
Конструкция
Поскольку во времена его возведения еще не существовало развитых технологий для постройки мостов из железа, при его проектировании опирались на чертежи деревянных мостовых конструкций[5].
Железный мост выполнен из чугуна, который отличается высокой прочностью на сжатие, но уступает стали и кованому железу в прочности на растяжение и изгиб из-за своей хрупкости и меньшей прочности на разрыв. Сооружение представляет собой плотницкую конструкцию, характерную для деревянного зодчества, и состоит из пяти секционных чугунных рёбер, обеспечивающих пролёт в 30,63 метра. Кольца, соединяющие арки, придают ему вид арочной формы. При возведении моста было использовано 384,6 тонны чугуна, представленного примерно 1700 отдельными деталями, самая массивная из которых весила 5,6 тонны. Отлитые детали создавались индивидуально, с расхождениями в размерах между «идентичными» компонентами, достигавшими нескольких сантиметров[2].
Конструкция моста включает пять чугунных секционных арок, обеспечивающих пролет в 30,6 метра. Для его строительства было использовано примерно 384,6 тонны чугуна, состоящего из почти 1700 уникальных деталей. Самый массивный элемент весит около 5,3 тонны. Компоненты изготавливались индивидуально, что привело к различиям в размерах даже между «идентичными» деталями[1].
На внешних рёбрах выгравирована надпись[6]:
Этот мост был отлит в Коулбрук-Дейле и возведён в 1779 году
Две дополнительные чугунные арки поддерживают тропу на южном берегу и служат для защиты от наводнений. Каменная арка с кирпичным сводом поддерживает тропу на северном берегу[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Iron Bridge (англ.). english-heritage.org.uk. Дата обращения: 14 марта 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Чугунный мост через Северн. chrontime.com. Дата обращения: 18 марта 2025.
- ↑ Кашапова Р. Самые удивительные мосты Великобритании. angliya.com (7 января 2020). Дата обращения: 18 марта 2025.
- ↑ Достопримечательности Великобритании: Чугунный мост. turdv.ru. Дата обращения: 18 марта 2025.
- ↑ Ущелье Айрон-Бридж (Iron Bridge). metalspace.ru. Дата обращения: 18 марта 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Чугунный мост. 2uk.ru. Дата обращения: 14 марта 2025.