Чернопятов, Георгий Владимирович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Георгий Владимирович Чернопятов
Дата рождения 26 апреля 1911(1911-04-26)
Место рождения Тула
Дата смерти 9 мая 1945(1945-05-09) (34 года)
Место смерти посёлок Монино, Московская область
Принадлежность  СССР
Годы службы 19411945
Звание Майор ВВС СССР
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны I степени
Орден Красной Звезды Медаль «За боевые заслуги» Медаль «За оборону Ленинграда» SU Medal For the Defence of Stalingrad ribbon.svg
Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени

Гео́ргий Влади́мирович Чернопя́тов (25 апреля 1911 Тула9 мая 1945 п. Монино, Московская область, СССР) — майор Рабоче-Крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1946, посмертно).

Биография

Георгий Владимирович Чернопятов родился 26 апреля 1911 года в городе Туле в рабочей семье. В годы Гражданской войны остался сиротой, беспризорничал[1]. В 1926 году окончил восемь классов школы, после чего трудился слесарем на Тульском оружейном заводе. Без отрыва от производства прошёл первичную лётную подготовку, после чего поступил во 2-ю авиационную школу Гражданского Воздушного Флота, которую окончил в 1931 году[2]. Прошёл путь от обычного лётчика до начальника Восточно-Сибирского управления Гражданского Воздушного Флота

С первого дня Великой Отечественной войны — на её фронтах. Уже 22 июня 1941 года Чернопятов был зачислен в Московскую группу особого назначения Гражданского Воздушного флота на должность командира корабля. Данная группа выполняла специальные задания Генерального Штаба Красной Армии. Чернопятов совершил 81 дневных вылетов в осаждённый Ленинград, доставляя туда продовольствие и боеприпасы. Был вторым пилотом у Валентины Гризодубовой, когда та совершала полёты над Ладожским озером. С мая 1942 года служил в 101-м авиационном полку дальнего действия, командовал воздушным кораблём, затем эскадрильей. Летом того же года бомбил скопления немецкой живой силы и боевой техники, его важные объекты в районах к югу от Курска и на подступах к Сталинграду. Как один из самых опытных командиров экипажей, ему поручались одни из самых ответственных задач — по сбросу осветительных бомб и нанесению завершающих налёт ударов с целью зачистки оставшихся после бомбардировок целей.

Совершал вылеты на выполнение специальных заданий по доставке боеприпасов партизанским отрядам (в том числе отряда С. А. Ковпака и А. Н. Сабурова), на оккупированной территории, обратными рейсами вывозил раненых партизан. Первый такой вылет оказался неудачным из-за неправильно разложенных партизанами костров, но последующие были успешными. Иногда по заданию командования доставлял руководителей партизанского движения на самые удалённые партизанские точки. Во время возвращения из очередного вылета доставил на Большую Землю двух немецких генералов, захваченных партизанами. Бомбил вражеские объекты на оккупированной территории, в Финляндии. В период операции по прорыву блокады Ленинграда в январе 1944 года совершил 8 боевых вылетов. В совершенстве освоил технику пилотирования как в светлое, так и в тёмное время суток. Большое внимание уделял вопросам подготовки лётного состава вверенных ему подразделений, подготовил более сорока профессиональных пилотов. Делился свои опытом посадки в тёмное время суток на незнакомые площадки при свете костров с молодыми лётчиками, ещё не имевшими опыта таких полётов.

Могила Чернопятова на Новодевичьем кладбище Москвы.

С января 1945 года был заместителем командира 26-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 50-й бомбардировочной авиационной дивизии 3-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. В общей сложности за время войны Чернопятов совершил 293 боевых вылета, большая часть из которых совершалась в ночное время. За время войны летал на самолётах «Ли-2» и «B-25». Наносил удары по вражеским целям в Смоленске, Вязьме, Курске, Орле, Льгове, Карачеве, Болхове, Лиде, Полоцке, Борисове, Толочине, Орше, Минске, Витебске, Гомеле, Брянске, Севастополе, Хельсинки, Мемеле, Риге, Данциге, Гдыне, Свинемюнде, Мюнхенберге, Тильзите, Инстербурге, Кёнигсберге, Пиллау, Либаве, Берлине. Всего же им было совершено 145 боевых вылетов на бомбардировку. Проявил себя также как квалифицированный лётчик-инструктор, подготовил целый ряд молодых экипажей бомбардировщиков[3].

Трагически погиб 9 мая 1945 года. Первоначально был похоронен на кладбище посёлка Монино Московской области, позднее перезахоронен на 4-м участке Новодевичьем кладбище Москвы. Приказом Главного Управления Кадров Народного комиссариата обороны СССР № 01995 от 13 июля 1945 года исключён из списков личного состава как погибший во время несения службы. Могила взята под государственную охрану как памятник истории.

Награды

Память

  • Имя Чернопятова увековечено на Мемориале землякам-героям в Туле.

Литература

  • Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. Т. 2. — М.: Воениздат, 1988.

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!