Церковь Николы со Усохи

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Православный храм
Храм Николая Чудотворца со Усохи
Церковь Николы со Усохи Псков.jpg
Страна  Россия
Город Псков,
Советская ул., 19
Конфессия Православие
Епархия Псковская
Архитектурный стиль Псковский
Первое упоминание 1371 год
Дата основания -
Строительство 1535—1536 годы
Приделы Сретения, Иоанна Богослова
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 601510276010006

Состояние Действующая
Сайт http://pskov-eparhia.ru/archives/12342
Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
Churches of the Pskov School of Architecture. Church Nikoly so Usokhi (St. Nicholas from the dry place), 16th century
(Храмы псковской архитектурной школы. Церковь Николы со Усохи)
Ссылка № 1523-012 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 2019 (43-я сессия)

Церковь Николы со Усохи (Храм Николая Чудотворца со Усохи, Никола в Опоках) — православный храм в Пскове, один из лучших образцов псковской архитектурной школы XVI века, внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Впервые каменный храм построен в 1371 году рядом с руслом усохшей речки, откуда и появилось необычное название со Усохи[1]. Была главным (кончанским) храмом Опочского района Пскова.

История храма

Место, где возвышается Никольская церковь, в Средние века принадлежало Опочскому концу Пскова. «Концами» в те времена называли разные районы вольного города. Они управлялись вече, а во главе «концов» которых стояли старосты. Построенные в псковских районах храмы именовали «кончанскими». Такой же статус имела и церковь Святителя Николая.

Первый храм на Усохе появился в 1371 году. Предполагают, что он был деревянным. Возле него располагалась территория кончанского погоста. Этот храм простоял более полутора веков, неоднократно горел на пожарах и за ветхостью был сломан[2].

В 1536 году вместо него построили новую церковь, главу которой украшала ярко-зелёная керамическая черепица. Храм имел внушительные размеры и был одним из самых крупных каменных строений города, уступая лишь кафедральному собору Святой Троицы в кремле.

Многие века Псков выполнял функции пограничного города России, жизнь которого подчинялась нуждам обороны. Подклети кончанских храмов, в том числе и Никольской церкви со Усохи, использовались для хранения пороха и военного снаряжения[2].

С этой церковью также связано интересное предание, основанное на реальном историческом событии. В 1569—1570 годах царь Иоанн IV Грозный вместе со своими опричниками ездил усмирять непокорный Новгород. Поход сопровождался массовыми убийствами и вошёл в русскую историю, как «Новгородский погром».

На обратном пути из Новгорода опричное войско въехало в Псков. Здесь царь лично предал смерти игумена Псково-Печерской обители Корнилия, а опричники по приказу царя убили около 50 псковичей и разграбили их имущество. Однако, массовых казней, какие опричное войско устраивало в Новгороде, не последовало. Когда царь ехал мимо Никольской церкви, раздался колокольный звон. Конь под ним испугался набата, и Иоанн IV Грозный приказал отрубить уши самому большому колоколу. Как только слуги царя выполнили приказ, из колокола хлынула кровь[3][4].

Никольский храм много раз перестраивали. Как правило, причины в таких переделках возникали после больших пожаров. Особенно сильно церковь пострадала от огня в середине XVI века. В конце 1700-х годов начались восстановительные работы. В ходе нескольких реконструкций к ней пристроили два придела, которые освятили в честь Иоанна Богослова и Сретения Господня. Кроме того, в ходе восстановительных работ внешний вид храма был значительно изменён: переделана крыша, пристроено крыльцо, расширены оконные проёмы, галереи перестроены в сводчатые. Здание сразу же утратило свою былую элегантность, стало выглядеть массивным и даже грубоватым.

Во второй половине XVIII века с юго-восточной стороны Никольской церкви появилась высокая колокольня, а возле абсиды — небольшая часовня. Спустя век, в храме подняли полы, нарастили деревянный верх колокольни, заменили в одном из пределов иконостас, а для улучшения освещения вновь расширили окна.

В начале XX века Никольская церковь процветала. Помимо жителей Пскова, её прихожанами были слушатели духовной семинарии и частного учебного заведения для женщин, которым владела Евдокия Костылева. При храме также существовал церковный хор, состоящий из воспитанниц приюта для девочек.

После революции 1917 года церковная жизнь в старом храме ещё теплилась. Окончательно его закрыли для верующих в 1929 году. Никольская церковь опустела и утратила настенные росписи и иконостас.

Большой урон храму нанесла Великая Отечественная война. В течение долгого времени Псков находился под фашистской оккупацией, и во время боёв Никольский храм сильно пострадал от взрывов и пожаров. Значительные повреждения получили стены и кровля, а от внутреннего убранства практически ничего не осталось. При отходе немцы вывезли древние иконы из иконостаса храма[5].

Когда война закончилась, реставраторы в течение двух лет занимались изучением и восстановлением святыни. Они разобрали разрушенную колокольню и реконструировали восьмискатное покрытие четверика, придав культовому зданию былую стройность.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года храм взят под охрану государства как памятник республиканского значения[6]. Вслед за этим была проведена ещё одна реставрация[7]. Строители сделали капитальный ремонт обвешавшего здания и восстановили на северной стене изящную двухпролетную звонницу, разобранную в 1780 году. Большая заслуга в качественно проведенной реставрации принадлежала архитекторам Юрию Спегальскому, Борису Скобелицыну и В. Лебедевой[8].

Храм вернули верующим в ноябре 2005 года, и он стал частью Псковской епархии. 22 мая 2008 года в храме впервые с момента закрытия прошла Божественная Литургия. Службу и торжественный крестный ход возглавил митрополит Псковский и Великолукский Евсевий.

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года храм внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО[1][9].

Архитектурные особенности

Церковь Николая со Усохи четырёхстолпный храм с основными конструкциями — повышенными подпружными арками. Основной объём — четверик кубической формы с восьмискатным покрытием. С запада к четверику примыкает притвор, перекрытий и центральной части коробовым сводом с двумя подпружными арками и боковые помещения перекрытые двумя ползучими сводами. К притвору примыкает крыльцо. К северо-восточному углу примыкает придельная бесстолпная церковка и галерея. К южной апсиде — часовня-усыпальница. Часовня-усыпальница типологически близка к формам открытых крылец на столбах. Прямоугольная в плане, часовня перекрыта коробовым сводом, опирающимся на подпружные арки и столбы, скруглённые в средней части. Пролёты арок закреплены железными связями. Часовня завершена глухим барабаном с луковичной главкой и крестом (реставрация 1970-х годов). Под часовней находится склеп, выложенный из плитняка[10].

Все фасады четверика расчленены лопатками на три части. Между собой лопатки соединяются двух- и трехскатными ползучими арочками. Над оконными щелевыми проёмами — фронтончатые сандрики. Апсиды четверика и придельной церковки декорированы геометрическими орнаментами и валиковыми разводами. Весь памятник сооружён из известняковой плиты, обмазан и побелен[11]. Его габариты: четверик 20×16 м, высота с главой — около 40 м. Ширина с притвором северным — 22 м. Длина с западным притвором и крыльцом — 32 м.[12].

Реставрация 1946—1974 годов (архитекторы Юрий Спегальский, В. А. Лебедева, Борис Скобельцын) вернула памятнику древние формы одного из самых значительных памятников псковского церковного зодчества XVI века. Церковь Николы со Усохи сохранила удивительную пристройку с юго-востока, известную в Пскове как «часовня неугасимой свечи». Эта небольшая, с крохотной изящной главкой усыпальница прорезана крупными арками, и по контрасту форм (приему, которым мастерски владели псковичи) обращает на себя внимание. В глубокой полукруглой нише часовни был написан лик святителя Николая Чудотворца. Перед ним постоянно теплилась лампада и горели свечи, — отсюда и название часовни.

В интерьере храма — высокое подкупольное пространство, с крупными столпами, с повышенными подпружными арками. В люнетах — голосники — керамические сосуды, вставленные в стены для облегчения кладки и улучшения акустики и создающие особый, светотеневой орнамент. В вышине купола недавно чудесным образом проявились фрески. По характеру декора: лопатки, «поребрик — бегунец — поребрик», «бровки», валиковые разводы на апсидах, также украшенных «псковским ожерельем», — это подчеркнуто псковский храм, с сознательным отношением к своей исторической традиции, и вместе с тем — он неповторим (часовня, изящная двухпролетная звонничка на северной стене, компоновка форм)[13].

Фотогалерея

Примечания

Источники

  • Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. — Псков, 1913.
  • Спегальский Ю. П. Псков. — Л.; М.: Искусство, 1963. — (Серия «Архитектурно-художественные памятники городов СССР»).
    •  — 2-е изд. — Л.: Искусство, 1978.
  • Скобельцын Б. С., Храброва Н. С. Псков: Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1969.
  • Скобельцын Б. С., Проханов А. Земля Псковская: Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1972.
  • Спегальский Ю. П. Псков: Художественные памятники. — Л.: Лениздат, 1972.
  • Спегальский Ю. П. По Пскову XVII века. — Л., 1974.
  • Достопримечательности Псковской области / Сост. Л. И. Маляков. — 2-е изд., испр. и доп. (изд. 3-е — 1981). — Л.: Лениздат, 1977. — 360 с. — С. 11-22.
  • Аршакуни О. К. Народное зодчество Пскова: Архитектурное наследие Ю. П. Спегальского. — М.: Стройиздат, 1987.
  • Бологов А. А. Псков. — Л.: Лениздат, 1988.
  • Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. — М., 1996.
  • Памятники архитектуры в Советском Союзе / Ред. А. С. Щенков. — М.: Памятники исторической мысли, 2004. — С. 378—382, 496.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!