Хильдегарда Бингенская

Материал из «Знание.Вики»
Хильдегарда Бингенская
ср.-в.-нем. Hildegard von Bingen
Ildegarda Von Bingen.jpg
Дата рождения 1098 год(1098)
Место рождения Бермерсхайм
Дата смерти 1179 год(1179)
Место смерти монастырь Рупертсберг под Бингеном

Хильдега́рда Би́нгенская (устар. Гильдегарда[1]; ср.-в.-нем. Hildegard von Bingen, 16 сентября 1098, Бермерсхайм — 17 сентября 1179, монастырь Рупертсберг под Бингеном, Рейнланд-Пфальц) — немецкая монахиня, настоятельница-аббатиса возведённого под её руководством бенедиктинского монастыря Рупертсберг (нем. Kloster Rupertsberg). Автор мистических книг видений, первая из которых «Путеведение, или Познание путей Господних» (англ. Scivias; «Scito vias Domini»; 1152), духовных стихов, песнопений, трудов по естествознанию и медицине[2], Пророчица[3]. В 2012 году канонизирована Римско-католической Церковью в лике «Учитель Церкви».

Детство и путь монахини

Статуя Святой Хильдегарды

Хильдегарда родилась в 1098 году в Бермерсхайме на территории нынешней земли Рейн-Гессен (по другим сведениям, в Бекельхейме). Она была десятым ребенком в дворянской семье, её отец Хильдеберт был вассалом графа фон Шпонхайма. По утверждению биографов, девочка отличалась болезненностью и слабым здоровьем, что приводило к её постоянному стремлению развиваться духовно, учиться. Она испытывала большой интерес к лекарственным растениям и снадобьям из них. Когда Хильдегарде исполнилось восемь, ею стала заниматься сестра графа, монахиня Ютта. Будучи ненамного старше своих воспитанников, Ютта посвящала жизнь обучению знатных девочек, выбрав для себя такой путь служения Богу. Всю свою жизнь она носила власяницу и вериги, вела крайне аскетичный образ жизни[4]. Помимо св. Писания Хильдегарда изучала основы семи свободных искусств, латинскую патристику, литургику.

Вся последующая жизнь Хильдегарды прошла под влиянием юной монахини. С 14 лет обе они перебрались в скит Дизибоденберга под Бингеном, основанный монахами ордена бенедиктинцев. Несмотря на отшельническую жизнь, Хильдегарде удавалось много учиться, изучать грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, гармонию. Ютта прожила всего 44 года, и после её смерти скитом и его общиной стала управлять Хильдегарда. В 1147—1152 годах она добилась строительства монастыря Рупертсберг под Бингеном, куда и перевела общину; в этот монастырь она принимала послушниц только из зажиточных семей[5].

В возрасте около пятидесяти лет Хильдегарда принялась за строительство женского монастыря Рупертсберг, а позже - его подворья в Айбингеме[4]. Хильдегарда всю жизнь отличалась слабым здоровьем, что способствовало её интенсивной внутренней жизни. С юности у неё были мистические видения, о которых она первоначально рассказывала только своей наставнице Ютте. В возрасте сорока двух лет Хильдегарда, по её собственным словам, получила божественное повеление записать свои видения. После долгих сомнений она посоветовалась со своим духовником (который был также её другом и секретарём) Вольмаром, который показал её записи аббату. По настоянию аббата и местного архиепископа Хильдегарда продолжила записи и за десять лет записала 26 видений, составивших главный её труд Scivias[6], визионерское изображение всего круга бытия от Троицы до Страшного Суда. Публикация Scivias получила одобрение св. Бернара Клервоского и папы Евгения III.

Музыкальные сочинения Хильдегарды

Хильдегарда с детских лет сочиняла музыку на собственные стихи. В 1150-х годах она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в сборнике под названием «Гармоническая симфония небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum). В него вошло более семидесяти одноголосных распевов (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. Сохранилась её литургическая драма «Действо о добродетелях» (Ordo virtutum, 1-я ненотированная ред. ок. 1151, вторая нотированная — ок. 1179[7]), которая посвящена теме борьбы за душу человеческую между 16 персонифицированными добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия). По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.

Музыка Хильдегарды и лечебна, «таинственно изукрашенная многими чудесами». Слушать её особенно рекомендуется людям с расстройствами психики, страдающим бессонницей. В книге «Жизнь после смерти» Роберт А. Уилсон написал, что «Хильдегарда Бингенская написала больше первоклассной музыки, чем Моцарт, Бах и Скотт Джоплин, вместе взятые»[8].

Трактаты по траволечению

Хильдегарда — автор жизнеописания святых, трактатов по медицине и траволечению, по истории, по космологии. Она писала о том, что человек — это микрокосмос, о временных циклах вселенной. Задолго до Ньютона средневековая монахиня изложила закон всемирного тяготения, за полвека до Галилея описала нашу планету как вращающийся шар, за 700 лет до Эрстеда и Ампера заговорила о магнитных полях. И иллюстрировала свои трактаты Хильдегарда тоже сама — например, изобразила карту вселенной и необыкновенно филигранные сложные мандалы, не уступающие тибетским. На одной из них — человек в сердце Космоса. Через 300 лет появился очень похожий на него знаменитый Витрувианский человек Леонардо да Винчи — рисунок канонических пропорций вписанного в круг и квадрат тела[8].

Хильдегарда написала «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum), известную в двух частях: «Книга о простой медицине» (Liber simplicis medicinae), или «Физика», и «Книга об искусстве исцеления» (Liber compositae medicinae, или Causae et curae), где есть информация и советы, не потерявшие своей актуальности даже сегодня. Хильдегарда проповедовала целостный подход к лечению человека, согласно которому его необходимо рассматривать в совокупности физической, психической и душевной сфер. Девиз такой концепции: «Сначала выздоравливает душа, за ней и тело». Кроме того, Хильдегарда предостерегала, что природа (в тогдашней лексике — «элементы») может направить свою силу против человека, вплоть до его уничтожения, в случае если человек не перестанет систематически её разрушать[8].

В книге подробно описывались и лечебные свойства разных растений, камней, животных, основанные на наблюдениях самой Хильдегарды.

Настоятельница-аббатиса оставила более 70 музыкальных произведений, медицинские тексты с 2000 лекарственных средств и писания с женскими архетипами для божественного.

Умерла Хильдегарда в 1179 году в основанном ею монастыре Рупертсберг под Бингеном. Её житие было написано двумя монахами, Готфридом и Теодорихом. Она не была официально канонизирована, но почиталась как святая. В октябре 2012 года Папа Бенедикт XVI официально канонизировал Хильдегарду Бингенскую и присвоил ей титул Учителя Церкви[9][10].

Признание

Мемориальная монета, выпущенная в Германии к 900-летию Хильдегарды Бингенской

В филателии

Хильдегарда Бингенская изображена на почтовой марке Лихтенштейна 1983 года.

Примечания

  1. Гильдегарда, святая // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Аверинцев С. Поэзия Хильдегарды Бингенской (1098—1179) / «Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков», издательство «Наука», Москва, 1972
  3. «Её пророческий дар был признан в 1147 году папой Евгением III; к ней часто обращались папы и императоры за советами.» / Гильдегарда, святая // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. 4,0 4,1 Хильдегарда Бингенская - средневековая прорицательница и монахиня, музыка которой попала на компакт-диски
  5. Когда настоятель женского монастыря в Андернахе Тенгсвих (в письме, написанном около 1150 года) упрекнул Хильдегарду в «элитизме», она раздражённо ответила ему: «Бог любит всех своих детей, но женщины из различных слоев общества не могут жить вместе, подобно тому как овцы, козы и коровы не могут жить в одном хлеву». Ныне от монастыря Рупертсберг не сохранилось даже фундамента и крипты.
  6. Неологизм Хильдегарды, который обычно расшифровывают как «Scito vias [Domini]» (Изведай пути Господни).
  7. Датировка рукописи Riesencodex (П.Деролеза), в которой находится вторая редакция пьесы.
  8. 8,0 8,1 8,2 Хильдегарда Бингенская. Гений средневековья?
  9. Радио Ватикан — Проповедь Папы Бенедикта XV … (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 октября 2012. Архивировано 11 октября 2012 года.
  10. Римско-католическая архиепархия Божией Матери в Москве (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 октября 2012. Архивировано 20 октября 2015 года.

Библиография

Факсимильные издания рукописей Хильдегарды

  • Symphonia Harmoniae Caelestium Revelationum, Dendermodne St. Pieters & Paulusabdij, Ms. Cod. 9, cur. P. van Poucke, Peer 1991 (факсимильное издание нотной части кодекса Дендермонде)
  • Lieder. Faksimile Riesencodex (Hs.2) der Hessischen Landesbibliothek Wiesbaden fol. 466-481v, curavit L. Welker. Mit einem Kommentar von M. Klaper. Wiesbaden, 1998 (= Elementa Musicae, 1) (факсимильное издание нотной части висбаденского "Ризенкодекса")

Сочинения Хильдегарды и их издания

  • Scivias Domini (scito vias Domini, «познай/изведай пути Господни»), часто сокращённо: Scivias. Бинген, ок. 1180.
  • Liber divinorum operum («Книга трудов о Божественном»).
  • Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum («Книга о внутренней сущности различных природных созданий»), около 1150—1160 гг. , которая сохранилась в виде двух частей:
    • Liber simplicis medicinae («Книги простой медицины»), известна как «Физика»
    • Liber compositae medicinae, или Causae et curae («Книга сложной медицины», или «Причины [болезни] и пути лечения»).
  • Symphonia. Gedichte und Gesänge, lateinisch und deutsch. Herausgegeben und übersetzt von Walter Berschin und Heinrich Schipperges. Gerlingen: Schneider, 1995. 266 S. (латинские тексты с немецким переводом, музыки нет)
  • Symphonia. A critical edition of the Symphonia armonie celestium revelationum, ed. and transl. by Barbara Newman. 2nd ed. Ithaca; London: Cornell University Press, 1998 (только тексты, музыки нет).
  • The personal correspondence of Hildegard of Bingen. Selected letters, with an introduction and commentary by Joseph L. Baird. Oxford: Oxford University Press, 2006 (перевод эпистолярии Хильдегарды на английский языка)
  • Opera minora, ed. by P.Dronke, C.P.Evans, B.Newman etc. // Corpus Christianorum. Continuatio medievalis, 226. Turnhout: Brepols, 2007.
  • Lieder (Symphoniae), hrsg. v. Barbara Stühlmeyer. Beuron: Beuroner Kunstverlag, 2012. 302 S. (Hildegard von Bingen. Werke. Bd. 4) (современные нотные транскрипции)

Переводы на русский язык

  • Семейный лечебник. Советы легендарной целительницы. М.: Мой мир, 2006
  • Стихи (перевод с латыни С. Аверинцева): «Гимн о святом Духе», «Гимн святой деве Марии», «Секвенция о святом Руперте», «Секвенция об одиннадцати тысячах дев», «Секвенция о святом Максимине», «Песнопение хора девственниц». В кн.: Памятники средневековой латинской литературы X—XII веков. М., 1972

Биография и исследования

  • The Ordo virtutum of Hildegard of Bingen: Critical studies, ed. Audrey Ekdahl Davidson. Kalamazoo, Michigan: Medieval Institute Publications, 1992.
  • Holsinger, Bruce. The flesh of the voice: Embodiment and the homoerotics of devotion in the music of Hildegard of Bingen (1098—1179) // Signs: Journal of Women in Culture and Society 19 (1993), pp. 92-125.
  • Silvas, Anna. Jutta and Hildegard: The Biographical Sources. University Park, PA: The Pennsylvania State University Press, 1998.
  • Flanagan, Sabina. Hildegard of Bingen. A visionary life. 2nd ed. London; New York: Routledge, 1998.
  • Maddocks, Fiona. Hildegard of Bingen. The Woman of Her Age. New York, London: Doubleday, 2001.
  • Stühlmeyer, Barbara. Die Gesänge der Hildegard von Bingen. Eine musikologische, theologische und kulturhistorische Untersuchung. Hildesheim: Olms, 2003, ISBN 3-487-11845-9.
  • Embach, Michael. Die Schriften Hildegards von Bingen. Studien zu ihrer Überlieferung und Rezeption im Mittelalter und in der Frühen Neuzeit. Berlin, 2003.
  • Welzel P. Hildegards Lied: Hildegard von Bingen — Der Roman ihres Lebens. Frankfurt am Main: Krüger-Verlag, 2005.
  • Moulinier, Laurence. Conception et corps féminin selon Hildegarde de Bingen // Storia delle Donne 1, No.1 (2005), p.139‑157.
  • Sweet V. Rooted in the Earth, Rooted in the Sky: Hildegard of Bingen and Premodern Medicine. New York: Routledge, 2006.
  • Kluge H. Die Kräuterheilkunde der Hildegard von Bingen. Stuttgart: Lüchow, 2006.
  • Dronke P. Hildegard’s inventions. Aspects of her language and imagery // Dronke P. Forms and imaginings: from Antiquity to the fifteenth century. Roma: Edizioni di storia e litteratura, 2007, p. 271—292 (репринт статьи 2000 г.)
  • A companion to Hildegard von Bingen, ed. by Beverly Kienzle, George Ferzoco and Debra Stoudt. Leiden: Brill, 2014. ISBN 978-90-04-26070-2.
  • Р. Перну. Хильдегарда Бингенская. М.: Изд. францисканцев, 2014. ISBN 978-5-89208-120-7
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!