Хеди Ламарр

Материал из «Знание.Вики»
Хеди Ламарр
нем. Hedwig Kiesler
Hedy Lamarr in The Heavenly Body 1944.jpg
Дата рождения 9 ноября 1914(1914-11-09)
Место рождения Вена, Австро-Венгрия
Дата смерти 19 января 2000(2000-01-19) (85 лет)
Место смерти Кэсселбери, Флорида, США
Гражданство Австрия, США
Род деятельности Актриса, изобретатель
Награды и премии

EFF Pioneer Award (1997) Национальный зал славы изобретателей США (2014) Звезда на голливудской «Аллее славы»

Разное ID на IMDb: 0001443

Хеди Ламарр (урожденная Хедвиг Ева Мария Кислер; 9 ноября 1914, Вена, Австро-Венгрия — 19 января 2000, Кэсселберри, Флорида, США) — австрийская и американская актриса[1] и изобретательница[2]. Её пик популярности пришелся на 1930—1940 года, Золотую эпоху Голливуда[3].

Биография

Личная жизнь, начало и конец кинокарьеры, смерть актрисы

Хеди Ламарр с псевдонимом «Хеди Китцлер». Обложка для аргентинских киножурналов. 1934 год.

Хедвига Кислер родилась 9 ноября в семье управляющего банком Эмиля Кислера (1880—1935) и еврейской пианистки Гертруды Кислер (1894—1937). Отец был родом из Львова, мать — выходец из богатой будапешсткой семьи.

В возрасте 16 лет Хедвига уходит из дома и поступает в театральную школу. Её дебют состоялся в фильме «Деньги на улице» в 1930 году. Обстоятельства дебюта довольно примечательны: до съёмок в своей дебютной ленте Хедвига подделала рекомендательную записку от своей матери — так она попала сценаристкой в студию «Sascha-Film». Эта студия впоследствии проспонсирует дебютную ленту. Коллеги отмечали необычную черту Хеди: она имела привычку говорить о себе в третьем лице.

Режиссёр и продюссер Макс Райнхардт, заметив Хеди, назвал её «самой красивой женщиной в Европе». Он предлагает ей роль в пьесе «Слабый пол». Постановка в Театре в Йозефштадте и игра Хедвиги производят на Райндхардта сильное впечталение В этом же году он приглашает Хедвигу в Берлин. Спустя три года к актрисе приходит мировая известность: широко известный в те годы чехословацкий режиссёр Густав Махата даёт ей роль в фильме «Экстаз»; премьера фильма оборачивается скандалом — причиной тому служила 10-минутная сцена купания обнаженной главной героини в саду. В ряде стран прокат запрещен полностью, в других же ленту подвергли цензуре. В этот же год Хеди выходит замуж за фабриканта оружия, австрийского миллионера Фрица Мандля, который впоследствии пытался выкупить из венского проката все копии «Экстаза».

Сигрид Гури (слева) и Хеди Ламарр (справа) позируют вместе с Шарлем Буайе во время съёмок фильма «Алжир» (1938 год). Гури и Ламарр играют главные роли в данной ленте.
Хеди Ламарр и Кларк Гейбл в фильме «Товарищ Икс» (1940).

Брак оказался неудачным, и Хедвига Мандль покидает мужа в 1937 году. Сначала Хеди прибывает в Лондон, где встречается с Луисом Майером — основателем студии Metro-Goldwyn-Mayer. Майер путешествовал по Европе в поисках талантов. Заметив Хеди и вспомнив её скандальную роль в «Экстазе», он предлагает ей контракт на 125$ за неделю съёмок; Хедвига отказывается, после чего она на пароходе «Нормандия» доплывает до Нью-Йорка, и оттуда отправляется в Голливуд — все ещё активное обсуждение ленты Махаты позволяет Хеди получать роли в кино. На самом пароходе Хедвига вновь встречает Луиса Майера, и в ходе переговоров Хеди производит достаточно хорошее впечатление. Она подписывает контракт снова, теперь уже ставка составляет 500$ за неделю съёмок. По его совету, дабы не смущать пуритански настроенную американскую общественность, Хедвига и берёт свой псевдоним — Хеди Ламарр. За свою голливудскую карьеру актриса сыграла в таких популярных фильмах, как «Алжир» (1938, роль Габи), «Леди из тропиков» (1939, роль Манон де Верне), «Квартал Тортилья-Флэтт» (1942, экранизация романа Дж. Стейнбека, реж. Виктор Флеминг, роль Долорес Рамирес), «Рискованный эксперимент» (1944), «Странная женщина» (1946) и «Самсон и Далила» (1949, эпическая лента Сесиля де Милля). Последнее появление на экране — в фильме «Самка» (1958, роль Ванессы Виндзор). В общей сложности она заработала на киносъёмках тридцать миллионов долларов.

Попытка вернутся в кино в 1966 году обернулась для Хеди неудачей: причиной тому послужила развёрнутая против неё травля. Имея резкий, неуживчивый характер и привычку откровенно высказывать нелестное мнение о Голливуде и его нравах, Хеди Ламарр нажила себе много влиятельных врагов. Ещё больший урон нанесла публикация книги «Экстаз и я» авторства дуэта из Лео Гилда и Сай Райса. Попытка в суде остановить публикацию книги оказалась неуспешна.

Хеди Ламарр и Виктор Мэтьюр, фильм «Самсон и Далила» (1960).

В 1997 году фирма Corel для упаковок дисков редактора CorelDRAW использовали фотографию Хедвиги. Хеди Ламарр подала иск, потребовав компенсацию в размере 15 миллионов долларов. Иск встретил возражения со стороны Corel, поскольку компания не использовала фотографий актрисы, — изображение, ставшее победителем проводимого компанией ежегодного конкурса, было создано неким Джоном Коркери цифровым способом с помощью программы CorelDRAW, а следовательно, по утверждению юристов компании, не принадлежит Хеди Ламарр. По словам адвоката актрисы Майкла Макдоннела, стороны пришли к обоюдовыгодному соглашению, однако Макдоннел отказался раскрыть сумму компенсации, полученную Ламарр. В результате сделки компания Corel получила пятилетнюю лицензию на использование изображения Хеди Ламарр для рекламы своей продукции.

На восемьдесят шестом году жизни, 19 января 2000 года, Хеди Ламарр скончалась в Кэсселберри (близ города Орландо, Флорида). Согласно её завещанию тело было кремировано, а прах развеян в Венском лесу. В начале 2014 года Хеди Ламарр была внесена в Национальный зал славы изобретателей США.

Изобретение технологии расширенного спектра радиочастот

Копия патента Ламарр.

Помимо кинокарьеры, Хеди отметилась и в научно-изобретательской деятельности[4]. В 1942 году совместно с Джорджем Антейлом она запатентовала систему, позволяющую дистанционно управлять торпедами. Примененная для этого технология «прыгающих частот» была оценена несколько десятилетий позже.

Толчком к созданию данной технологии послужило сообщение о потоплении британского эвакуационного корабля от 17 сентября 1940 года. Нацисты торпедировали корабль с беженцами, погибло 248 человек — из них 77 детей.

Незаурядные способности Ламарр в точных науках позволили ей воспроизвести многие технические детали разговоров об оружии, которые вёл её первый муж со своими коллегами. Желая дать своей стране военное преимущество, вместе со своим другом, авангардистским композитором Джорджем Антейлом, жившим неподалёку, Хеди Ламарр приступила к изобретению радиоуправляемой торпеды, которую нельзя будет перехватить или заглушить. Она поделилась с Антейлом очень важной идеей: если дистанционно сообщать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то враг может легко перехватить сигнал, заглушить его или перенаправить торпеду на другую цель, а если использовать на передатчике случайный код, который будет менять канал передачи, то можно синхронизировать такие же частотные переходы и на приёмнике. Такая смена каналов связи гарантирует безопасную передачу информации. До того времени псевдослучайные коды использовались для шифровки информации, передаваемой по неменяющимся открытым каналам связи. Здесь же был сделан шаг вперёд: секретный ключ стал использоваться для быстрого изменения каналов передачи информации.

Как сама отмечала Хедвига[5], в ходе разработки технологии она и Антейл в определённой степени вдохновились своей музыкальной деятельностью. Хеди и Джордж любили играть на пианино в четыре руки; это и навело их на мысль, что можно посылать часть радиосигнала торпеде на одной частоте, а затем переходить на другую для передачи следующей части сигнала. Если заранее согласовать передатчик и приемник в отношении перескока частот, то сигнал может стать устойчивым к помехам при глушении.

Ламарр предложила свои услуги Национальному совету изобретателей США. Они не приняли её изобретение, и предложили вместо этого стать лицом кампании по продаже облигаций оборонного займа. Хеди согласилась, но идею не отбросила. В августе 1942 года Ламарр и Антейл получили патент на изобретение «Системы секретной связи» (англ. Secret Communication System), зарегистрированный под номером US2292387A. Патент, сроком действия до 1955 года, описывает секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Антейл и Ламарр отказались от выплат по патенту и лицензии, но американский флот тогда отверг этот проект из-за сложности реализации; ограниченно использовать его начали лишь в 1962 году, и, таким образом, отчислений за него изобретатели не получили. Но спустя полвека этот патент лёг в основу связи с расширенным спектром, которая стала использоваться повсеместно, от мобильных телефонов до Wi-Fi.

В 1997 году Хеди Ламарр была официально награждена за своё изобретение, но актриса не присутствовала на церемонии и лишь передала аудиозапись своего приветственного слова.

Фильмография

  • 1930 — Деньги на улице / нем. Geld auf der Straße — девушка за столиком ночного клуба
  • 1931 — Буря в стакане / нем. Sturm im Wasserglas — секретарь
  • 1931 — Чемоданы мистера О. Ф. / нем. Die Koffer des Herrn O.F. — Хелен, дочь бургомистра
  • 1932 — Деньги не нужны / нем. Man braucht kein Geld — Кэтти Брандт (главная героиня)
  • 1933 — Экстаз / нем. Extase — Ева
  • 1938 — Алжир — Габи
  • 1939 — Леди из тропиков / Lady of the Tropics
  • 1940 — Я возьму эту женщину
  • 1940 — Шумный город
  • 1940 — Товарищ Икс / Comrade X — Федора, московская вагоновожатая
  • 1941 — Приходи со мной жить
  • 1941 — Девушки Зигфилда
  • 1941 — Г. М. Пульхэм Эсквайр
  • 1942 — Квартал Тортилья-Флэтт / Tortilla Flat
  • 1942 — Перекресток — Люсьенн Тальбо
  • 1942 — Белый груз
  • 1944 — Райское тело
  • 1944 — Конспираторы
  • 1944 — Рискованный эксперимент / Experiment Perilous — Аллида Бедеро
  • 1945 — Её высочество и гонец / Her Highness and the Bellboy — принцесса Вероника
  • 1946 — Странная женщина — Дженни Хагер
  • 1947 — Обесчещенная леди / Dishonored Lady
  • 1948 — Давайте поживём / Let’s Live a Little
  • 1949 — Самсон и Далила — Далила
  • 1950 — Леди без паспорта — Марианна Лоресс
  • 1950 — Медный каньон
  • 1951 — Мой любимый шпион
  • 1954 — Вечная женственность / The Eternal Female (не закончен)
  • 1954 — Влюбленный Парис
  • 1957 — История человечества
  • 1958 — Самка

Примечания

  1. [Christopher Young. The films of Hedy Lamarr (англ.). — New York: Citadel Press, 1979. — ISBN 978-0-8065-0579-4. ].
  2. Зал Славы Изобретателей (США, архив) (англ.). Дата обращения: 29 марта 2023.
  3. Lipton, Richard J.; Regan, Kenneth W. (2013). "Hedy Lamarr: The Role of Amateurs". People, Problems, and Proofs. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg. pp. 255–258. ISBN 978-3-642-41421-3. OCLC 868924661. .
  4. R. Walters. Spread spectrum: Hedy Lamarr and the mobile phone (англ.). — Great Britain: BookSurge, 2005. .
  5. Trina Robbins. Hedy Lamarr and a Secret Communication System (англ.). — Capstone Press, 2006. .
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!