Фёдорова, София Васильевна
Софья Васильевна Фёдорова | |
---|---|
Софья Фёдорова в роли Лизы, балет «Тщетная предосторожность» | |
Дата рождения | 16 (28) сентября 1879 |
Место рождения |
Москва, Российская империя |
Дата смерти | 3 января 1963 (83 года) |
Место смерти | Нейи-сюр-Сен, Париж, Франция |
Гражданство | Российская империя |
Профессия | артистка балета |
Театр | Большой театр |
Медиафайлы на Викискладе |
Со́фья Васи́льевна Фёдорова (16 сентября (28 сентября) 1879 — 3 января 1963) — русская балерина; на сцене Фёдорова 2-я[1] (одна Фёдорова уже была в кордебалете[2]).
Была замужем за известным оперным певецом и режиссёром оперных спектаклей — П. С. Олениным.
Биография
Родилась 16 сентября (28 сентября по новому стилю) 1879 года в московской семье ремесленника-медника — Василия Фёдоровича[3]; медники и кузнецы в то время были, обычно, из оседлых цыган[2]. Отец вскоре умер, и мать — Анна Михайловна осталась с тремя малолетними детьми. Помог родственник, служивший в Большом театре, устроив всех её детей на полный пансион в Императорское московское театральное училище. Дети попали на балетное отделение. Софья окончила курс в 1899 году, младшая сестра Ольга — в 1901 году экстерном[3]. Её сестра впоследствии выступала как как Фёдорова 3-я[2].
Педагогом Софья Федоровой был Н. П. Домашев. Сразу по окончании училища с 1 сентября 1899 года она была принята в балетную труппу императорского Большого театра[3], где по традициям того времени стала выступать под артистическим псевдонимом Фёдорова 2-я. В 1900 году ей пришлось неожиданно заменить заболевшую Е. В. Гельцер в партии Мерседес в «Дон Кихоте» Людвига Минкуса. Выступление прошло с большим успехом, и том же году Софья Фёдорова была переведена в разряд вторых танцовщиц, очень быстро стала балериной I класса, а затем и «примой» с окладом 4 тысячи рублей в год — деньги по тем временам немалые. И кроме того, тут же известная парфюмерная фабрика выбрала её среди прочих женщин-знаменитостей своим рекламным лицом[3].
К этому периоду на неё обратил внимание балетмейстер А. А. Горский, отметивший в её индивидуальности бурный темперамент и яркое мастерство перевоплощения, и начал работать с ней, ставя специально для неё дивертисменты и танцевальные номера. Евгений Гольцман в своем авторском сайте «Звезды русского балета начала XX века» отмечает, что «Горский ставил для Фёдоровой испанские танцы, которые приводили зал в экстаз»[2]. От исполнения классических партий она, как правило, отказывалась, не чувствуя себя достаточно подготовленной к ним технически. Её стихией был хара́ктерный танец. Евгений Гольцман на своем сайте пишет:[2]
«В жизни Фёдорова производила впечатление худенького и немощного существа, скромного одетого и довольно неряшливого. На сцене в неё словно вселялся бес, она своим неистовством заражала всю труппу. У неё была довольно слабая техника. Ей трудно было танцевать классические роли, но она была несравненной драматической актрисой».
Горский специально для Фёдоровой переработал несколько партий в классических балетах, в том числе новую версию партии Жены хана в «Коньке-Горбунке» Цезаря Пуни, Старуху в «Золотой рыбке» Л.Минкуса и другие. В 1909—1913 годах Федорова принимала участие в балетных Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже, где уже работал её брат Михаил Фёдоров[3]. Она там провела несколько балетов в хореографии М. М. Фокина, в балете «Вакханалия» танцевала совместно с женой прославленного балетмейстера Верой Фокиной.
В 1913 году она впервые станцевала Жизель в одноименном балете Адольфа Адана. Эта партия стала роковой для балерины. Сцену сумасшествия своей героини, актриса, наделенная особой чуткостью, неуравновешенностью и огромным даром перевоплощения, проводила столь искренне, что критика отмечала уход от театральной пластики к натуралистичности. Через небольшое время врачи констатировали у неё серьёзное нервное расстройство, предвестник скорого психического заболевания. Тот же Евгений Гольцман пишет:
«8 октября 1913 года театральный врач отметил у Фёдоровой бессонницу, головокружение, упадок сил, повышенную возбудимость: „Раздражительность, впечатлительность, скорая утомляемость, быстрая, резкая смена в настроении — от полной вялости и апатии с обильными слезами до повышенного бодрого, живого состояния духа“».
Исполнение партии Жизели, к которой балерина готовилась несколько лет[2], пришлось немедленно прекратить.
После Большого театра
В 1917 году закончился срок договора балерины с дирекцией Большого театра, но она ещё продолжала изредка появляться на сцене. Однако из-за усиливавшейся болезни все чаще возникали неявки на спектакль. В декабре 1918 года в связи с частыми пропусками ей было приостановлено денежное содержание. В январе 1919 года она обратилась в художественно-репертуарный комитет балетной труппы с просьбой о пособии, так как «из-за тяжелой болезни» не могла участвовать в спектаклях. Во врачебном свидетельстве говорилось, что она страдает «остро-неврастеническими явлениями в тяжелой форме»[2]. И в начале 1919 года она уехала из Москвы в Петроград, где к тому времени c 1918 года работал её муж — Петр Сергеевич Оленин, знаменитый оперный певец, режиссёр оперных постановок и управляющий оперной труппой Мариинского театра.
В годы Гражданской войны, 28 января 1922 года, Пётр Сергеевич Оленин скончался. Похоронив мужа в Москве, Софья Васильевна сразу решила уехать из страны, и уже весной того же года выехала за границу, как официально считалось — на лечение, но фактически это была эмиграция.
За границей Фёдорова сразу приступила к работе. Выступала в Берлине в пантомиме «Покрывало Пьеретты», поставленной по произведению Артура Шницлера. Нина Берберова, видевшая этот спектакль, вспоминала более чем через полвека:[2]
«Когда Чабров и Федорова-вторая танцевали польку во втором действии, а мёртвый Пьеро появился на балкончике…, я впервые поняла (и навсегда), что такое настоящий театр, и у меня ещё и сейчас проходит по спине холод, когда я вспоминаю шницлеровскую пантомиму в исполнении этих трёх актёров. Такой театр входит в кровь зрителя не метафорически, а буквально, что-то делает с ним, меняет его, влияет на всю его дальнейшую жизнь».
Из Берлина отправилась в Париж, решив обосноваться там, поскольку в Париже осело много русских эмигрантов, хорошо помнивших её сценическую деятельность; давала уроки балета и периодически выступала с концертами на эстраде. Но болезнь прогрессировала, и она все чаще проводила время в психиатрических больницах.
В 1925—1926 годах работала в труппе Анны Павловой. В 1928 году Сергей Дягилев пригласил её на выступления с «Русским балетом», именно в его труппе она впервые очаровала Париж своим появлением в «Половецких плясках» и вот спустя 19 лет снова оказалась в его труппе. Это было последнее выступление Софьи Федоровой. Её болезнь вновь обострилась, и она была помещена в госпиталь, откуда её забрал друг — Г. Столповский, который и поддерживал до конца её дней[4].
Умерла Софья Васильевна Фёдорова 3 января 1963 года в фешенебельном предместье Парижа — Нейи-сюр-Сен.[5]
В фонде «Дом Дягилева» хранится экземпляр книги С. Григорова «Балетное искусство и С. В. Федорова 2-я: Опыт»[6] (издательство книжного магазина «Труд», типография П. П. Рябушинского, 1914 год), где представлены фотографии Карла Фишера[7].
Творчество
Критика так отмечала творчество балерины:[4]
«Фёдорова была характерной танцовщицей. Но даже характерные танцы в дивертисментах становились в исполнении Ф. ярким явлением, приобретая самостоятельное значение. Обладая огромным стихийным темпераментом, необычайной экспрессией, доходящей до экстатических состояний, драматическим дарованием, она создавала эмоционально насыщенные образы, окрашенные, как правило, в мрачные тона, что со временем приобретало все больший вес в её творчестве. Вяч. Иванов сказал о Ф. что „всем своим обликом она будит смутное, тайное воспоминание. Связанные стихии, скрытые за обычной жизнью, умеет развязывать эта заклинательница. Её область — темная мистика души“».
Примечания
- ↑ Российская портретная галерея: Фёдорова Софья Васильевна . Дата обращения: 30 мая 2010. Архивировано 24 июля 2011 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Звезды русского балета начала XX века; автор Евгений Гольцман Архивировано 25 марта 2008 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Московская «цыганочка» (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 мая 2010. Архивировано 3 октября 2011 года.
- ↑ 4,0 4,1 Фёдорова Софья Васильевна Архивная копия от 9 августа 2016 на Wayback Machine В. Шелохаев. Энциклопедия Русской эмиграции
- ↑ 140 лет со дня рождения С. В. Федоровой
- ↑ Григоров, С. Балетное искусство и С. В. Федорова 2-я : Опыт / С. Григоров. — Москва : Труд, 1914. — 78 с., 1 л. портр. : портр.; 20.
- ↑ Софья Фёдорова
Литература
- И. В. Клюева. Темная мистика души: Софья Федорова 2-я в творческом сознании Степана Эрьзи / И. В. Клюева // Феникс 2007: ежегодник кафедры культурологии. Мордов. гос. ун-т; Мин-во культуры Респ. Мордовия. — Саранск: 2007. — С. 102—111.
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 28 сентября
- Родившиеся в 1879 году
- Родившиеся в Москве
- Умершие 3 января
- Умершие в 1963 году
- Артисты балета по алфавиту
- Артисты балета Франции
- Артисты балета Российской империи
- Артисты балета XIX века
- Артисты балета XX века
- Выпускники Московского хореографического училища
- Артисты Русского балета Дягилева
- Балетная труппа Анны Павловой
- Заслуженные артисты Республики