Фролова, Серафима Васильевна

Серафима Васильевна Фролова
Портрет
Дата рождения 29 июня 1906(1906-06-29)
Место рождения Самара, Российская империя
Дата смерти 16 октября 1986(1986-10-16) (80 лет)
Место смерти Москва, СССР

Серафи́ма Васи́льевна Фроло́ва (29 июня 1906, Самара, Российская империя — 16 октября 1986, Москва, СССР) — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Куйбышевского государственного педагогического института, исследователь истории развития русского языка, его лексики и словообразования, автор вузовского учебного пособия по старославянскому языку. Последователь научных достижений профессоров Григория Осиповича Винокура, Дмитрия Николаевича Ушакова[1].

Биография

Серафима Васильевна Фролова (Витевская) родилась 29 июня 1906 года в Самаре. Получив хорошее семейное воспитание и образование, она училась в 1-й железнодорожной школе города Самары, затем в Самарском педтехникуме, по окончании которого работала учительницей начальных классов. С 1927 года она являлась студенткой Саратовского университета. Закончив его (по ускоренному выпуску) в 1930 году, работала учительницей русского языка и литературы в школе ФЗС (фабрично-заводская семилетка) снова в Самаре. С 1934 года перешла на работу в педагогический институт, в котором проработала полвека, пройдя путь от ассистента до профессора[2].

Умерла ночью 16 октября 1986 года на 81-ом году жизни. Похоронена 18 октября 1986 года на Хованском кладбище города Москвы[3].

Научная деятельность

Серафима Васильевна Фролова — историк языка. В 1927 году в «Методическом путеводителе Самарского крайОНО» появилась её первая статья[2].

В период работы в школе развёртывала интенсивную методическую деятельность. С 1931 года она председатель городского объединения словесников. В 1931—1932 годы — член коллектива по созданию школьных учебников, руководимого профессором Всеволодом Антоновичем Малаховским. Авторская группа выпустила два учебника для ШКМ (школа колхозной молодёжи)[2].

В период вузовской работы Серафима Васильевна тоже находилась в постоянных научно-методических изысканиях. Осмыслив место курса «Старославянский язык» в общей системе вузовских лингвистических курсов, она на­стойчиво проводила мысль о том, что его целесообразно ставить как курс широкого общеобразовательного значе­ния — как курс введения в славянское языкознание: вы­ступала с этой идеей в печати, на межвузовских кон­ференциях, перед институтской общественностью. Даже в рамках существовавшей программы по старославянскому языку она стремилась реализовать свою идею. Курсом старославянского языка она пользовалась, чтобы знакомить студентов с конкретным применением срав­нительно-исторического метода — одного из классических методов языкознания; тщательно разрабатывала вводные разделы этого курса. Результатом такой разработки яви­лось создание двух ценных учебных пособий для студентов[2].

О зрелости её кандидатского исследования «Именное склонение в русской оригинальной бытовой повести XVIIXVIII столетий», защищённого в 1939 году в Москве, и о масштабе «внедрения его результатов» красноречиво свидетельствует тот факт, что диссертация многие годы была в официальном списке обязательной литературы для сдачи кандидатских экзаменов по русскому языку. Работа была с относительно небольшими сокращениями опубликована в четырёх больших статьях под общим заголовком, соответствующим названию диссертации[4].

Научные труды

  • Фролова С. В. «Введение в изучение старославянского языка: учебное пособие для студентов»[5].
  • Фролова С. В. «Гласные старославянского языка в сравнительно-историческом освещении: учебное пособие для студентов»[6].
  • Фролова С. В. «Двойственность природы притяжательных прилагательных в современном русском языке»[7].
  • Фролова С. В. «История образования притяжательно-относительных прилагательных с суффиксом -ов/-ев в русском языке»[8].
  • Фролова С. В. «История притяжательно-относительных прилагательных с суффиксом -j/-ьj по древнерусским письменным памятникам XIXVII веков»[9].
  • Фролова С. В. «К вопросу о природе и генезисе притяжательных прилагательных русского языка»[10].
  • Фролова С. В. «К вопросу о происхождении русских неизменяемых фамилий на -ово/-ево»[11].
  • Фролова С. В. «К проблеме раннего славянского усвоения греко-латинской ономастики»[12].
  • Фролова С. В. «Место и роль исторических лингвистических дисциплин в подготовке преподавателей русского языка»[13].
  • Фролова С. В. «О дальнейшей судьбе курса „Старославянский язык“»[14].

Награды

Литература

  • Вопросы теории, истории и методики преподавания русского языка / отв. ред. А. А. Дементьев. — Куйбышев: Куйбышев. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева, 1972. — Т. 103. — 267 с. — (Научные труды).
  • Проблемы славянской филологии : материалы научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Серафимы Васильевны Фроловой. — Самара: СамГПУ, 1996. — 228 с.
  • Фролова Серафима Васильевна : научные сочинения / Под ред. Р. И. Тихоновой. — Самара: Изд-во СГПУ, 2006. — 240 с. — (Самарские филологи). — ISBN 5-8428-0537-5.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Персоналии. Самарская лингвистическая школа. Дата обращения: 23 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Развитие филологического образования в Самарском государственном педагогическом университете. Лингвистика. — Самара: изд-во СГПУ, 2006. — С. 100—101. — ISBN 5-8428-0539-1.
  3. Научные традиции славистики и актуальные вопросы современного русского языка : материалы международной научной конференции языковедов, посвященной 100-летию со дня рождения профессора С. В. Фроловой, 27—29 июня 2006 г. / отв. ред. О. Д. Паршина. — Самара: Изд-во СГПУ, 2006. — С. 198—199.
  4. Учёные записки / под ред. проф. В. А. Малаховского. — Вып. 5. — Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1942. — С. 37.
  5. Фролова, С. В. Введение в изучение старославянского языка : Учеб. пособие для студентов. — Куйбышев: М-во просвещения РСФСР. Куйбышев. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева, 1972. — 31 с.
  6. Фролова, С. В. Гласные старославянского языка в сравнительно-историческом освещении : Учеб. пособие для студентов / С. В. Фролова. — Куйбышев: Куйбышев. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева, 1977. — 36 с.
  7. Фролова, С. В. Двойственность природы притяжательных прилагательных в современном русском языке // Вопросы теории, истории и методики преподавания русского языка : книга. — Куйбышев: Куйбышев. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева, 1972. — Т. 103. — С. 249—261.
  8. Фролова, С. В. История образования притяжательно-относительных прилагательных с суффиксом -ов/-ев в русском языке // Учёные записки : журнал. — Куйбышев: Куйбышев. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева, 1963. — Вып. 38. — С. 7—77.
  9. Фролова, С. В. История притяжательно-относительных прилагательных с суффиксом -j/-ьj по древнерусским письменным памятникам XI—XVII веков // Учёные записки : журнал. — Куйбышев: Куйбышев. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева, 1959. — Вып. 27. — С. 183—338.
  10. Фролова, С. В. К вопросу о природе и генезисе притяжательных прилагательных русского языка // Учёные записки : журнал. — Куйбышев: Куйбышев. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева, 1960. — Вып. 32. — С. 339—340.
  11. Фролова, С. В. К вопросу о происхождении русских неизменяемых фамилий на -ово/-ево // Учёные записки : журнал. — Куйбышев: Куйбышев. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбышева, 1960. — Вып. 32. — С. 286—293.
  12. Фролова, С. В. К проблеме раннего славянского усвоения греко-латинской ономастики // Антропонимика : сборник статей. — Москва: Наука, 1970. — С. 162—173.
  13. Фролова, С. В. Место и роль исторических лингвистических дисциплин в подготовке преподавателей русского языка // Труды Седьмой науч. конференции кафедр рус. яз. пед. ин-тов Поволжья : сборник. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1965. — С. 218—226.
  14. Фролова, С. В. О дальнейшей судьбе курса «Старославянский язык» // Русский язык в школе : научно-методический журнал. — Москва: Наш язык, 1963. — № 1. — С. 65—72. — ISSN 0131-6141.

Ссылки