Форд, Генри

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Генри Форд
англ. Henry Ford
Генри Форд в 1919 годуГенри Форд в 1919 году
Дата рождения 30 июля 1863(1863-07-30)
Место рождения Спрингфилд, Мичиган, США
Дата смерти 7 апреля 1947(1947-04-07) (83 года)
Место смерти Фэр-Лейн, Дирборн, США
Род деятельности изобретатель, предприниматель, промышленник
Отец Уильям Форд
Мать Мари Форд
Супруг(а) Клара Джейн Форд
Дети Эдсель Форд
Награды и премии
Автограф Henry Ford Signature.svg
Разное основатель
Ford Motor Company
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ге́нри Фо́рд (англ. Henry Ford; 30 июля 1863, Спрингфилд, Мичиган, США — 7 апреля 1947, Фэр-Лейн, Дирборн, США) — бизнесмен, основатель компании «Форд Моторс Компани». Изобретатель, получивший 161 патент. Один из основоположников научного менеджмента. Первым запустил конвейерное производство, сформулировал принципы управления и улучшил положение рабочих. Автор многих книг о ведении бизнеса[1].

Биография

Генри Форд родился 30 июля 1863 года в Спрингфилде, недалеко от города Дирборна, штат Мичиган, в многодетной семье фермера. Родители мальчика — Уильям Форд и Мари Форд (Литогот) переехали в США из Ирландии[1]. Детские годы Генри прошли на ферме его родителей. Мальчик получил образование в церковной школе. Учился прилежно, но хорошего образования не получил. Всю жизнь Форд писал с ошибками.

Родители приучали детей к труду, но даже в юном возрасте у Генри проявлялась тяга к механизмам. Он это понял, когда отец подарил ему карманные часы. Разобрав их, мальчик разобрался в работе механизма и собрал обратно. В 15 лет Генри уже мог починить любые часы. Часто маленький Генри помогал односельчанам в починке разных механизмов. Когда Генри было 12 лет у него умерла мама. Тогда же он впервые увидел локомобиль, который двигался с помощью мотора. И у Генри появилась мечта создать свой собственный автомобиль[2].

В 16 лет после окончания школы Генри уехал в Детройт и стал учеником механической мастерской «Дрейдока». После учёбы в мастерской перешёл в компанию «Вестингхофф», где собирал и ремонтировал локомобили. Тогда Генри обратил внимание на их большой вес и дороговизну. Он пытался усовершенствовать паровой двигатель, используемый в автомобиле, но это сделать никак не удавалось.

В 1885 году он обратил внимание на двигатель Отто. Это была бензиновая моторика, которую Форд в будущем использует в своих машинах. В 1887 году Форд собрал свой первый бензиновый двигатель. К этому моменту он вернулся к отцу на ферму. Живя с отцом на ферме, он помогал ему в хозяйстве. Чтобы упростить работу отца на ферме, Генри создал молотилку на бензиновом двигателе. Вечерами он работал над созданием своего автомобиля. Тогда же Генри познакомился с Кларой Брайант. Построив на участке, который ему подарил отец, уютный домик, Генри поселился в нём с молодой женой. В ноябре 1893 года в семье Форда родился единственный сын Эдсел. В год рождения сына в сарае рядом с домом, где жил Генри и его жена Клара, Форд завершил строительство своего первого автомобиля. Он назвал его «Квадрициклом». Его вес составил пятьсот фунтов[3].

Начало карьеры

Генри Форд с женой Кларой Брайант

В 1891 году Генри был назначен инженером-механиком в компании Эдисона. Работая в компании, Генри Форд занимался созданием собственного автомобиля. В 1893 году Форд создал первый автомобиль, имеющий 2-цилиндровый четырёхтактный двигатель мощностью 4 л. с., который посредством ременной передачи разгонял машину до 30 км/ч. На ней семья Фордов выбиралась на прогулку за город, чтобы привлечь внимание к автомобилю и найти покупателей. Но покупатель не находился.

В 1902 году Форд решил участвовать в автомобильной гонке. К финишу он пришёл первым, сделав рекламу своему автомобилю. В 1903 году Форд создает собственную компанию под названием «Ford Motor» и начинает выпуск автомобиля «Ford A», комплектуя его стандартными механизмами[4].

В 1908 году вышел автомобиль «Ford Т». Эта модель отличалась практичностью и доступной ценой. Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам[5].

Менеджмент Генри Форда

Создание доступной машины стало возможно благодаря применению конвейера. Время сборки одного автомобиля сократилось с 12 часов до 3 часов[6]. Каждый год производство автомобилей становилось дешевле. В 1909 году автомобиль стоил 850 долларов, а через четыре года его стоимость составляла 550 долларов[7].

За годы производства модели «Ford Т» было продано более 15 миллионов штук . Форд применил не только конвейерный принцип изготовления автомобилей, но и разработал эффективные для продажи инструменты. В 1914 году для повышения спроса Генри объявил, что каждый покупатель получит скидку в 50 долларов, хотя цена автомобиля в то время составляла 500 долларов. Форд говорил: «Каждый раз, когда я понижаю цену на 1 доллар, я получаю тысячу новых покупателей!»[8].

В 1914 году Генри Форд установил на заводах самый высокий минимальный уровень заработной платы в США — 5 долларов за день. Но кроме зарплаты на предприятиях вводились 8-часовой рабочий день и пятидневная рабочая неделя. В то же время он являлся настоящим противником профсоюзного движения[9].

Условием успешного массового производства Форд считает выпуск собственных автокомпонентов. Он начинает покупать шахты, угольные рудники, заводы. В его фирме введён полный цикл производства, начиная от производства сырья и заканчивая выпуском готовых изделий. К 1914 год Генри изготовил десять миллионов автомобилей, то есть 10 % от общего числа созданных в мире автомобилей[10].

Форд начинает первым выпускать автомобили в разных странах. Первый иностранный филиал компании «Ford Motor Company» был открыт в 1904 году в Канаде. К моменту изготовления модели «Ford T» представительства компании были в Париже и Лондоне. В 1909 году началось взаимодействие Форда с Россией. В 1919 году Форд заключил контракт на продажу тракторов «Фордзон» в Советскую Россию. Сотрудничество продолжилось до 1929 года[11].

В 1919 году Генри Форд и его сын Эдсел выкупили акции компании у других акционеров и стали единственными владельцами. В тот же год Эдсел унаследовал от отца пост президента компании, который он занимал до своей смерти до 1943 году. После смерти сына, Генри Форд вновь стал руководителем компании.

С сентября 1945 году Генри Форд отошёл от дел, передав управление компанией своему внуку Генри Форду 2. Спустя два года (7 апреля 1946) Форд умер у себя дома в Дирборне на 83 году жизни.

Библиография

  • Форд Генри. Моя жизнь. — М.: АСТ, 2014. — 352 с. — ISBN 978-5-17-087216-9.
  • Форд, Генри. «Моя жизнь и моё дело». — М.: «Концептуал», 2019. — 288 с. — ISBN 978-5-907079-35-9, ISBN 978-5-907079-70-0
  • Форд, Генри. «Сегодня и завтра». — М.; Л.: Гос. изд-во, 1927. — 216 с.
  • Форд, Генри. «Сегодня и завтра». — М.: "Концептуал, 2019. — 304 с. — ISBN 978-5-907079-35-9, ISBN 978-5-907079-71-7
  • Форд, Генри. «Движение вперёд». — М.: «Концептуал», 2019. — 272 с. — ISBN 978-5-907079-35-9, ISBN 978-5-907079-72-4
  • Форд, Генри. «Международное еврейство». М.: «Москвитянин», 1993.
  • Форд, Генри. «Международное еврейство». — М.: ВОГ-СВЕКРАСАФ, 2012. — 656 с. — ISBN 978-5-901838-55-6
  • Ford, Henry & Crowther, Samuel (1922), My Life and Work, N. Y.: Garden City Publishing Company, Inc 
  • Ford, Henry & Crowther, Samuel (1926), Today and Tomorrow, N. Y.: Doubleday, Page & Company  Co-edition, 1926, L., William Heinemann. Various republications, including ISBN 0-915299-36-4.
  • Ford, Henry & Crowther, Samuel (1930), Moving Forward, N. Y.: Doubleday, Doran & Company, Inc  Co-edition, 1931, L., William Heinemann.
  • Ford, Henry & Crowther, Samuel (1930), Edison as I Know Him, N. Y.: Cosmopolitan Book Corporation  Apparent co-edition, 1930, as My Friend Mr. Edison, L., Ernest Benn. Republished as Edison as I Knew Him by American Thought and Action, San Diego, 1966, OCLC 3456201. Republished as Edison as I Know Him by Kessinger Publishing, LLC, 2007, ISBN 978-1-4325-6158-1.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Биография Генри Форда. РиаНовости (30 июля 2013). Дата обращения: 25 марта 2024.
  2. Васильева Е.К, Пернатьев Ю.С. Васильева Е.К. 50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в. — Харьков: Фолио, 2004. — С. 220. — 234 с. — ISBN 966-03-2328-Х.
  3. Максименко Е. Генри Форд - бизнесмен века // Коммерсантъ. — 1999. — 3 ноября (№ 202).
  4. Тучков В. Генри Форд - кризисный менеджер. Институт проблем предпринимательства. Дата обращения: 27 марта 2024.
  5. Чупрова В.Д., Луценко К.А. История появления конвейера Генри Форда // Вестник магистратуры : Научный журнал. — 2022. — № 11—2(134). — С. 26—27. — ISSN 2223-4047 ISSN 2223-4047.
  6. Колесов О. Ford отмечает 100-летие сборки авто на конвейере // Комсомольска правда : газета, сайт. — 2013. — 3 ноября.
  7. Генри Форд: первый среди лучших. Бизнес форум. Дата обращения: 27 марта 2024.
  8. Титов Л. Генри Форд. Глыба. Новое время и Мы. Дата обращения: 31 марта 2024.
  9. Сазанов А.С.,Жеребцов В.И. Уроки истории менеджмента: конвейерная концепция организации массового производства Генри Форда. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Дата обращения: 28 марта 2024.
  10. Генри Форд. Биограф. Дата обращения: 28 марта 2024.
  11. Штопов Б. Компания Форда и Россия (1909-1929) // «История» издательского дома «Первое сентября» : журнал. — 1999. — № 29.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!