ФАБ-500

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
ФАБ-500 М-62
FAB-500 M62 aerial bomb in Park Patriot 01.jpg
Тип ФАБ
Страна Флаг СССР СССР
История службы
Годы эксплуатации 1954 — сейчас
Принят на вооружение

1954 — (М-54)

1962 — (М-62)
На вооружении Постсоветские страны
Войны и конфликты

Афганская война (1979—1989), Российско-украинская война,

Гражданская война в Сирии
Статус На вооружении
История производства
Всего выпущено н/д
Стоимость экземпляра

ФАБ-500 — н/д

КАБ-500 — ~ 40.000$
Варианты КАБ-500
Характеристики
Масса, кг 500
Длина, мм 2470
Ширина, мм 400

ФАБ-500 — фугасная авиационная бомба, предназначенная для нанесения ударов по военно-промышленным объектам, железнодорожным узлам, полевым сооружениям, личному составу противника и лёгкобронированной технике. Вес одной такой бомбы составляет 500 килограмм, а масса взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте достигает 300 килограмм[1].

История и характеристики ФАБ-500

В первой половине 2000-х годов компания «Базальт» стала разрабатывать унифицированные технологии коррекции и планирования для интеграции в фугасные авиабомбы. Такие усовершенствованные средства уже используются в Соединённых Штатах в рамках проекта JDAM, где на основе боеприпасов типов МК-84, МК-83 и МК-82, а также других бомб 500-го, 1000-го и 2000-го калибра, создаются управляемые ФАБ GBU-31, GBU-32 и GBU-38. Это оружие обладает современными боевыми характеристиками, превращая устаревшие бомбы двадцатого века в высокоточные снаряды нового поколения.

Инженеры ГНПП «Базальт» могут создать модернизированные авиабомбы, которые будут не менее эффективными, чем американские, но при этом значительно дешевле в производстве. В зависимости от поставленных задач усовершенствование бомб будет основываться на интеграции специализированных модулей в корпус боеприпаса. Эти модули будут включать механизмы развёртывания крыльев, системы управления, а также комплекс точной спутниковой и инерциальной навигации. Подобные наборы могут быть установлены как на уже имеющиеся в арсенале российской авиации бомбы, так и на новые разработки, находящиеся на стадии совершенствования.

В 2009 году на выставке «Макс» в России сотрудники компании «Базальт» представили ФАБ-500М62 с установленным модулем корректировки (МПК). Эта авиабомба является наиболее распространённой в России и используется многими армиями по всему миру. МПК представляет собой чисто аэродинамическую систему, не имеющую электрических механизмов или реактивных двигателей. Основная идея заключается в создании недорогого боеприпаса, который можно устанавливать на боевую и стратегическую авиацию прямо на аэродромах. В модуль входят устройства для коррекции траектории с учётом ветра и специально разработанные крылья, которые раскрываются во время полёта. Для использования таких авиабомб применяется обычная прицельная система. Также во время выставки «МАКС» в 2009 году «Авиационный завод» представил аналогичные снаряды типа «Модуль-А», которые предназначены для монтажа в свободнопадающие авиабомбы серии OFAB-250[2].

Современные «умные» авиабомбы, которые применяются ВКС России в зоне СВО, являются результатом эволюции советских фугасных авиабомб ФАБ-500. Эти бомбы были приняты на вооружение в СССР в 1954 году и на протяжении десятилетий претерпели множество изменений. В 1962 году была разработана модификация ФАБ-500 М62 с низким аэродинамическим сопротивлением, предназначенная для внешней подвески, а не для перевозки внутри бомбардировщиков.

Вес фугасной боевой части ФАБ-500 составляет 500 килограммов, что делает её самой распространённой модификацией. Аббревиатура ФАБ расшифровывается как «фугасная авиационная бомба», а число 500 указывает на её вес в килограммах. В некоторых вариантах вес боеприпасов этого типа может достигать двух тонн. ФАБ-500 сбрасываются с высоты от 570 метров до 12 километров, при скорости сброса от 500 до 1,9 тысячи км/ч.

Вес боевой части ФАБ-500 составляет 213 килограммов, и после её взрыва образуется воронка диаметром восемь метров и глубиной три метра. Несмотря на свою огромную мощность, конструкция этой авиабомбы достаточно проста: её корпус выполнен из чугуна, который дешевле стали и легче дробится на осколки. Поражение целей происходит за счёт осколков вместе с ударной волной, радиус поражения составляет до 250 метров[3].

Модернизация и использование бомбы

После распада СССР на складах России скопилось огромное количество ФАБ-500, которые сейчас получают вторую жизнь. Во время модернизации неуправляемые боеприпасы ФАБ-500 М62 оснащаются модулями планирования и коррекции, что позволяет их управлять. Эти «умные» авиабомбы могут быть произведены в массовых объёмах, так как на складах России все ещё сохраняется множество ФАБ-500, готовых для модернизации. ВКС России получили современное оружие с минимальными затратами, способное нанести серьёзный вред противнику. Эти «умные» авиабомбы уже используются в ходе СВО на Украине, и сообщения о их применении начали появляться с начала года. Например, 26 февраля штурмовики ВКС России Су-25 сбросили ФАБ-500 на позиции ВСУ в Авдеевке ДНР.

Кроме того, ФАБ-500 были применены в боях за Артёмовск (Бахмут), что вынудило ВСУ изменить свою тактику[3].

Характеристика

Основные характеристики бомбы ФАБ-500Т следующие:

  • вес: 530 килограмм;
  • вес взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте: 256 килограмм;
  • длина: 247 см;
  • диаметр: 40 см;
  • максимальный радиус поражения для легкоуязвимой техники: 200 метров;
  • максимальный радиус поражения для легкобронированной техники: 75 метров.
Фугасная авиационная бомба ФАБ-500 М62

На данный момент ВВС России также применяют более мощные термостойкие бомбы — ФАБ-1500Т[4].

Модификация

Специалисты компании «Базальт» разработали четыре различные вариации усовершенствованных авиабомб, предназначенных для установки модулей корректировки (МПК):

  • Первая вариация включает использование базового «простого» модуля МПК. В этом случае на бомбу устанавливают только простую модель устройства для корректировки полёта и управляемого планирования. Модуль крепится к корпусу бомбы без установки сложных электронных систем. Авиабомба может применяться на дистанциях 6000 — 8000 метров, однако сброс осуществляется с высоты не более 100 метров, что делает самолёт-носитель уязвимым для вражеских средств ПВО.
  • Вторая вариация включает установку МПК и компактного инерциального навигационного модуля. Это позволяет обеспечить большую стабильность полёта авиабомбы и точно вывести её в заданные координаты. При таком варианте дистанция сброса составит 12000 — 15000 метров, сохраняя высокий уровень точности поражения целей.
  • Третья вариация акцентирует внимание на повышении точности поразительных действий. В этой модификации, помимо МПК и инерциальных систем, используются и устройства спутниковой навигации, такие как «ГЛОНАСС» или GPS. Это значительно увеличивает дальность пуска до 40000 — 60000 метров, при этом погрешность в поражении цели не превышает 10 метров.
  • Четвёртая вариация предполагает дальнейшее увеличение дистанции применения авиабомбы. В этом варианте на боеприпасе, кроме МПК и инерциальной системы, устанавливается реактивный пульсирующий двигатель, что увеличивает эффективную дальность поражения целей до 80000 — 100000 метров.

Оснащение авиационных боеприпасов модулями МПК значительно повышает их эффективность, придавая им набор незаменимых характеристик для использования на поле боя. Авиабомба типа ФАБ-500М62 с установленным МПК предназначена для уничтожения крупных военных объектов, стратегически важных железнодорожных узлов, лёгкой бронированной техники, пехоты и полевых укреплений противника.

Наличие модулей МПК в свободно сбрасываемых боеприпасах позволяет эффективно использовать бомбы на дальнем расстоянии от зоны действия вражеской ПВО. Совершенные авиационные боеприпасы с установленными инерциальными навигационными системами (ИНС), МПК и GPS (или с добавлением реактивного двигателя) получают новые боевые возможности, приближая их к высокоточному вооружению, недоступному для противовоздушной обороны. Такие авиабомбы обладают высокой эффективностью и значительно дешевле в производстве.

Эти устройства могут быть дополнены другими технологическими решениями, что позволит превратить стандартные авиационные бомбы в высокоэффективные корректируемые боеприпасы. МПК рекомендуется применять на усовершенствованных зажигательных фугасных авиабомбах весом около 0,5 тонны, таких как ФЗАБ-500М, которые обладают отличной обтекаемостью и схожи по весу и размерам с ФАБ-500 М-62. ФЗАБ-500М способна пробивать железобетонные плиты толщиной 0,2 метра и формировать до ста очагов возгорания при детонации. Зажигательные осколки разлетаются на расстояние до 80 метров при использовании детонатора типа АВТ-Э. Применение МПК позволяет этой авиабомбе выполнять те же задачи, что и свободно падающим боеприпасам, но с значительно меньшей высоты по сравнению со стандартным боеприпасом.

Авиабомба ФАБ-500, обезвреженная Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям 29 апреля 2022 года

Например, вместо привычной высоты сброса 3000 —5000 метров, бомбы с МПК могут сбрасываться с высоты 100 или 200 метров, при этом точность и эффективность ликвидации противника остаются на высоком уровне. После завершения всех испытаний новейшие модули будут переданы в распоряжение военнослужащих Российской Федерации[2].

Арсеналы России и НАТО

В США в арсенале имеется почти два десятка моделей корректируемых авиабомб (КАБ), которые преимущественно используют лазерную систему наведения, дополненную GPS-коррекцией в последних версиях. Максимальный вес взрывчатого вещества в бомбе составляет 830 кг, в то время как наиболее распространённый полезный груз — до 100 кг. Исключение составляет бомба объёмного взрыва GBU-43.

Максимальная дальность достигается у GBU-43 и составляет 65 км, тогда как у остальных моделей этот показатель варьируется от 12 до 24 км. Среднее вероятное отклонение (КВО) составляет 7 метров.

Российские ВВС используют две «умные» бомбы: КАБ-500 и КАБ-1500, каждая из которых имеет различные модификации в зависимости от боевой части. Среди них есть фугасные, осколочно-фугасные, бронебойные и бетонобойные варианты. Также примечательна противолодочная бомба, способная взрываться на глубине до 150 метров при волнении моря до 6 баллов.

Дальность российский КАБ немного уступает американским — до 12 километров, однако точность выше: КВО варьируется от 3 до 7 метров. В этих бомбах применяются три системы наведения: лазерная, телевизионная и спутниковая.

В 2011 году на авиасалоне МАКС-2011 был представлен новый проект — авиабомба КАБ-250. Хотя её характеристики не были раскрыты, можно предположить, что она разрабатывалась для перспективного истребителя пятого поколения Т-50 от ОКБ Сухого. Это предполагает, что данное оружие будет обладать качественно новым уровнем интеллекта[4].

Примечания

  1. В Белгороде нашли авиационный боеприпас ФАБ-500. www.rbc.ru (22 апреля 2023). Дата обращения: 4 сентября 2024.
  2. 2,0 2,1 ФАБ-500 М62- управляемая опытная бомба с модулями планирования и коррекции. warbook.club. Дата обращения: 5 сентября 2024.
  3. 3,0 3,1 «Умная» российская авиабомба ФАБ‑500: характеристики и применение на Украине. riamo.ru (16 мая 2023). Дата обращения: 4 сентября 2024.
  4. 4,0 4,1 Тучков В. Чьи бомбы самые умные и самые мощные?. svpressa.ru (22 декабря 2014). Дата обращения: 5 сентября 2024.