Участник:Анна Пузанова/Эко-школа









Eco-Schools_program.png

Международная программа «Эко-школы / Зеленый флаг» направлена на воспитание подрастающего поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды и приумножение ее богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений, способствующих постепенному переходу региона (в дальнейшем страны в целом) на путь устойчивого развития. Модель устойчивого развития общества и природы рассматривается в настоящее время как модель будущей цивилизации, способной обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу. При этом образование для устойчивого развития выступает как инновационная стратегия, которая является неотъемлемой составляющей модернизации современного образования [1].

Программа «Эко-школы» появилась в 1994 году в ответ на задачи, поставленные перед мировым сообществом Международной конференцией по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992), и сразу же приобрела статус международной, то есть реализуемой по единым правилам во всех странах-участницах. На начальном этапе программа проводилась только в четырех европейских странах (Великобритании, Германии, Греции и Дании) при финансовой поддержке Европейской комиссии. Уже через 10 лет, в 2004 году, среди участников программы насчитывалось более 4,5 млн детей и 250 тыс. педагогов из 12,5 тыс. школ почти в 30 странах мира. В 2022 году в программе участвуют более 59 тыс. образовательных организаций из 72 стран мира, более 30 млн детей, почти 2 млн педагогов.

В настоящее время это самая масштабная международная программа в сфере экологического образования, воспитания и просвещения, объединяющая детей и взрослых. Программа «Эко-школы», направленная на экологическое образование, менеджмент и сертификацию школ, реализуется на пяти континентах Международной организацией по экологическому образованию (Foundation for Environmental Education – FEE). Следует отметить, что FEE проводит пять международных программ: «Эко-школы», «Изучение леса», «Молодые журналисты за окружающую среду», «Голубой флаг» и «Зеленый ключ». Первые три программы предназначены для образовательных организаций, а последние две – для организаций в сфере туризма. Во всех программах образовательный и просветительский аспекты являются приоритетными.

Международный координационный центр программы находится в Дании (Копенгаген). В каждой стране программа «Эко-школы» координируется местной общественной организацией – членом Международной организации по экологическому образованию (FEE). В ряде стран, например в Швеции, Шотландии, Ирландии, участие школы в программе рассматривается как настоятельно рекомендуемое для успешного прохождения учреждением государственной аттестации.

Основа программы – методология семи шагов, разработанных на базе стандартов ISO 14001/ EMAS (международный стандарт системы экологического менеджмента и аудита): 1) создание Экологического совета образовательного учреждения; 2) исследование экологической ситуации в образовательном учреждении и его ближайшем окружении; {{}} 3) разработка плана действий; 4) мониторинг и оценка выполнения плана; 5) включение экологической тематики в образовательные курсы; 6) предоставление информации и сотрудничество; 7) формулировка и принятие Экологического кодекса.

Программа имеет четыре приоритетные темы, утвержденные на международном уровне: «Рациональное управление отходами», «Вода», «Энергия», «Изменение климата». Кроме того, в большинстве стран-участниц помимо перечисленных тем образовательное учреждение может выбрать и другие темы, если находит их более актуальными для своего региона или населенного пункта. В России помимо приоритетных популярны темы «Биоразнообразие», «Здоровый образ жизни», «Экологические аспекты в народных традициях», «Зеленые легкие планеты», «Благоустройство пришкольной территории» и «Активная гражданская позиция».

По итогам работы образовательное учреждение сдает отчет за каждый учебный год. В отчете отражается работа по семи шагам в рамках выбранной образовательным учреждением приоритетной темы. Отчет проходит три уровня экспертной оценки – региональный, национальный и международный. При положительной оценке отчета образовательная организация получает Зеленый флаг.

Зеленый флаг – это хорошо известный во всем мире престижный экологический символ. Он вручается образовательным организациям (детским садам, школам, колледжам, техникумам, вузам и учреждениям дополнительного образования), которые успешно работают по программе, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду идей устойчивого развития. К флагу выдается международный сертификат установленного образца. Получение флага является признанием того, что экологическое образование, воспитание и просвещение в данной организации в прошедшем учебном году проводилось в соответствии с международным уровнем качества.

Следует особо отметить, что движущей силой программы является детская инициатива. Учащиеся и воспитанники должны иметь возможность принимать активное участие в программе на всех ее этапах – от создания экологического совета и выбора приоритетной темы до формулировки Экологического кодекса и формирования отчета.

В официальном Меморандуме о взаимопонимании с ЮНЕП (Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде – UNEP) международная программа «Эко-школы» названа моделью образования для устойчивого развития [2].

В настоящее время более 500 образовательных организаций из 24 регионов России принимают участие в данной программе. Это дошкольные образовательные организации, школы, центры дополнительного образования, колледжи и вузы. Уникальными являются участие в программе детской библиотеки семейного чтения, расположенной в Пушкинском районе Санкт-Петербурга, а также успешный опыт участия детского дома и дома-интерната для престарелых и инвалидов из Республики Татарстан.

Отличительной особенностью программы «Эко-школы / Зеленый флаг» в России является большое количество успешно участвующих в ней дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время они составляют почти 70% от общего количества участников. Россия по этому показателю занимает первое место в мире, а среди регионов России пальму первенства уверенно удерживает Республика Татарстан.

До 2003 года программа «Эко-школы / Зеленый флаг» проводилась только для школ. В настоящее время в программе участвуют все виды образовательных организаций от дошкольных образовательных организаций до высших учебных заведений. Важно отметить, что инициатива этого расширения исходила от России. В 2003 году на международной встрече национальных координаторов программы было официально принято решение о включении в программу детских садов и о пилотной фазе программы в университетах. Первый Зеленый флаг детскому саду был вручен в России уже в 2004 году. Вузам же понадобились долгие пять лет, чтобы найти свое место в программе. В 2008 году в России впервые в мире Зеленый флаг был вручен факультету вуза. В 2015 году на международном уровне было принято решение о создании в рамках программы «Эко-школы / Зеленый флаг» подпрограммы «Эко-кампус», в которой сейчас участвуют 125 вузов из 21 страны мира [3], [4]. == Галерея

==

Международные кампании и проекты в рамках программы

=== Кампания «Ищем интересные растения ===» является совместной инициативой компании «Тойота Моторс» в Европе и Международной организации по экологическому образованию. Основное внимание уделяется биоразнообразию с особым акцентом на растения и связанные с ними виды насекомых, птиц и млекопитающих. Кампания началась в ноябре 2015 года в десяти странах Европы, а через два года уже успешно шла в 16 странах. Кампания включает в себя теоретические и практические мероприятия, основанные на ресурсах, разработанных Королевскими ботаническими садами Кью при финансовой поддержке Wellcome Trust, с учетом Конвенции о биологическом разнообразии (Зеленый коридор) и целей ЕС/ООН по образованию в области биоразнообразия [5].

Кампания направлена на то, чтобы рассказать учащимся о биоразнообразии, его важности и побудить их к позитивным действиям.

Цели кампании «Ищем интересные растения»:

  • формировать у молодых людей необходимые компетенции по теме проекта;
  • способствовать проведению местных мероприятий по сохранению биоразнообразия;
  • развивать практико-ориентированное обучение по теме «Биоразнообразие»;
  • разработать научно обоснованные ресурсы в соответствии с принципами Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), в том числе методические материалы по теме «Биоразнообразие».

Кампания «Меньше мусора» (Litter Less Campaign – LLC) – это совместный проект компании «Марс Ригли» и Международной организации по экологическому образованию. Кампания пользуется большой популярностью, за 11 лет в ней приняли участие более 4,6 млн детей из 35 стран мира. Анкетирование, проходившее в рамках кампании, показало улучшение знаний учащихся и положительное изменение их поведения в отношении обращения с отходами, а также их живой интерес и стремление учиться [6].

Основные цели кампании «Меньше мусора»:

  • уменьшить количество твердых коммунальных отходов в населенных пунктах путем повышения грамотности учащихся по теме обращения с отходами;
  • расширить знания учащихся, сформировать у них практические навыки и изменения в поведении в области предотвращения образования отходов и рационального управления ими как основы экономики замкнутого цикла, в контексте Целей устойчивого развития;
  • оптимизировать систему управления отходами в школах и/или населенных пунктах;
  • сотрудничать с другими школами на национальном или международном уровнях для распространения положительного опыта;
  • систематизировать самые интересные находки и распространять их через социальные сети и веб-сайты.

Проект «Потепление – Отходы – Вода – Ватты – Дикая природа» (Warming – Waste – Water – Watts – Wildlife – W5).

При поддержке Фонда «Алкоа» программа «Эко-школы» запустила глобальную инициативу по повышению экологической грамотности K-12, ориентированную на Green-STEM и Цели устойчивого развития. Проект направлен на обучение детей решению экологических проблем с помощью формирования у них научных, технологических, инженерных и математических навыков. Благодаря этому проекту тысячам школьников будет предоставлена возможность оценивать, проектировать и воплощать в жизнь инновационные решения [7].

Проект реализуется в четырех странах мира: Австралия, Канада, Норвегия, США.

Green-STEM использует проектно-ориентированное обучение, чтобы предоставить школьникам для решения подлинные, реальные проблемы окружающей среды и устойчивого развития, делая упор на развитие навыков XXI века, таких как критическое мышление, решение проблем, сотрудничество, общение и работа в команде. Основные цели проекта «W5»:

  • повысить экологическую грамотность школьников и учителей;
  • расширить знания учителей о Green-STEM и окружающей среде для совершенствования учебных программ, методик преподавания и планов уроков;
  • связать обучение с целями устойчивого развития ООН;
  • снизить воздействие на окружающую среду и использование природных ресурсов школы;
  • повысить вовлеченность учащихся в практические, эмпирические дисциплины Green-STEM с помощью проектно-ориентированного обучения.

Проект «Мы едим ответственно» оказывает эко-школам из девяти стран ЕС (Словакия, Латвия, Мальта, Словения, Хорватия, Болгария, Чехия, Польша и Румыния) поддержку в изучении способов более ответственного выбора продуктов питания. Население мира быстро растет, и к 2050 году на одной и той же планете нам придется кормить почти в четыре раза больше людей, чем столетие назад. С этой точки зрения еда больше не является просто личным делом. Выбор, который мы делаем в отношении продуктов питания, уже оказывает прямое или косвенное влияние на климат, на использование таких ресурсов, как вода и земля, а также на способность людей прокормить себя и вести достойную жизнь здесь и за рубежом [8].

Целями проекта «Мы едим ответственно» являются:

  • продвижение идей устойчивого развития в сфере образования и просвещения;
  • формирование у учащихся активной жизненной позиции на основе исследования взаимосвязи между глобальными и местными темами;
  • расширение возможности формирования активной жизненной позиции учителей;
  • сотрудничество с местными сообществами;
  • обмен интересным опытом;
  • подготовка и публикация методических материалов и планов уроков по теме «Как наша еда меняет мир».

Глобальная кампания по сохранению биоразнообразия «GAIA 20:30» В 2020 году впервые в истории Международной организации по экологическому образованию была принята общая стратегия развития для всех пяти программ, в которой указаны единые тематические направления на ближайшие 10 лет: биоразнообразие, изменение климата, экономика замкнутого цикла. Каждый учебный год все пять программ будут проводить мероприятия по одной теме. Через три года тема будет повторяться на новом уровне.

В 2021/22 учебном году общая тема – «Биоразнообразие». При разработке планов по всем программам учитываются цели и задачи, поставленные в рамках объявленного ООН Десятилетия по восстановлению экосистем [9].

Цели кампании «GAIA 20:30»:

  • объединение усилий по достижению целей GAIA 20:30 в области биоразнообразия;
  • повышение осведомленности о проблемах биоразнообразия;
  • сбор, совместное создание и распространение ресурсов по биоразнообразию. Направления работы GAIA 20:30 в области биоразнообразия:
  • сохранение существующих и создание новых лесов или природных зон, например школьных садов, парков, зеленых кварталов и т. д.;
  • содействие устойчивому управлению прибрежной зоной;
  • сохранение биоразнообразия опылителей и насекомых;
  • повышение осведомленности и поддержка действий по удалению инвазивных чужеродных видов.

С 15 февраля по 15 апреля 2022 года проходил международный конкурс планов уроков и внеурочных мероприятий по теме «Биоразнообразие», в котором приняли участие педагоги всех образовательных организаций, участвующих в программе. Лучшие разработки будут опубликованы в тематическом сборнике на сайте Международной организации по экологическому образованию.

Уже несколько лет программа «Эко-школы / Зеленый флаг» проводит дни единых действий. В 2022 году они проходили с 20 по 30 апреля по теме «Биоразнообразие». Международный координационный центр программы создал специальное мобильное приложение для размещения информации об успешных примерах тематических мероприятий и проектов, реализованных или завершившихся в последнюю декаду апреля.

Кроме того, на международном уровне стали уделять большое внимание инициированному российскими организациями взаимодействию участников разных программ в сфере экологического просвещения. Очень успешным оказалось сотрудничество образовательных учреждений, участвующих в программах «Эко-школы / Зеленый флаг» и «Изучение леса», отелей, участвующих в программе «Зеленый ключ», и пляжей, участвующих в программе «Голубой флаг». Кроме того, каждая программа на своем сайте создала страничку для обмена опытом.

Таким образом, международная программа «Эко-школы / Зеленый флаг» представляет собой модель образования для устойчивого развития, которая успешно реализуется в международной и российской образовательной практике и способствует развитию экологической инициативы детей и взрослых.

Примечания