Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Материал из «Знание.Вики»
Православный монастырь
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь.jpg
Страна  Россия
Город Серафимович,
Волгоградская область
Конфессия Православие
Епархия Урюпинская
Дата основания 1652 год
Состояние действующий
Сайт serafimovich.cerkov.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Регионального значения
рег. № 341620643870005

Усть-Медве́дицкий Спасо-Преображе́нский монасты́рь — женский православный монастырь Урюпинской епархии Русской православной церкви. Основан в 1652 году.

Расположен неподалёку от города Серафимович Волгоградской области. В 1638 году на месте женского монастыря был образован донской «Межигорский монастырь». Он строился для престарелых донских казаков. Обитель находилась под покровительством Войскового округа[1].

История

Монастырь получил своё название от Усть-Медведицкой станицы, расположенной рядом с храмом. В 1933 году он был переименован в город Серафимович в честь знаменитого советского писателя, который здесь жил и работал. В 1638 году основан монастырь Донских казаков. Из-за набегов татар перенесли его в более безопасное место. В 1652 году жители Усть-Медведицкой по своему обещанию, дали в своём юрту место на строение монастыря, — говорится в древних грамотах об основании монастыря. Строительство обители продолжалось с 1652 по 1665 годы и было завершено к 1665 году.

В 1870 году священники освятили монастырский Преображенский храм. Первым настоятелем был игумен Исаий. Ему помогли три старца: Кирилл, Иосиф, Корнилий. Они и были строителями храмов.

Степан Разин заявил, что угрожает разорить его обитель. Как гласит легенда, разразилась буря, войско не смогло перебраться через реку. Атаману пришлось отказаться от затеи, он раскаялся, одарил монастырь украшениями и деньгами. Войсковой атаман генерал-поручик Алексей Иванович Иловайский принял просьбу казачек иметь женскую обитель. На земле Донского Войска было три монастыря мужских. Он решил один из трёх преобразовать в женский. Указ Святейшего Синода от 09 июня 1885 году разрешил[2]. Подготовка монастыря к возможному благоустройству — всё это должна была сделать монахиня Арсения, которая приняла в 1863 году правление монастырём. Монастырь достиг высочайшего расцвета в этот период.

В 1928 году Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был закрыт. Здесь располагались: колония для несовершеннолетних, электростанция, пионерский лагерь, поселение для заключённых. В 1990 году XX века Священным Синодом была учреждена самостоятельная Волгоградская епархия. В 1991 году на заседании Синода Русской православной церкви, по ходатайству архиепископа Германа, было постановлено: «Благословить открытие Свято-Преображенского Усть-Медведицкого мужского монастыря в Волгоградской епархии». Таким образом, в 1992 году начинается деятельность по восстановлению Усть-Медведицкого монастыря[3]. Строительство в монастыре: восстановлена крыша, сооружения между нижними и верхними церквями, демонтировали электростанцию, восстановили пещеру. Отстроена церковь игуменов, для проведения богослужения была оборудована домовая церковь. Построен храм Казанской Божьей Матери[4].

Настоятельница Монастыря

Матушка игумения

Первым настоятелем мужского монастыря был игумен Исаий. Наибольшего расцвета монастырь достиг, когда когда стал женским, и настоятельницей была назначена Игуменья Арсения, в миру Анна, из старейшего род Себряковых. Отец её, помещик Михаил Васильевич Себряков, был штаб-ротмистром, являлся казначеем Донского Войска, был на хорошем счету у Екатерины II. В 1850 году в 17 лет Анна Себрякова поступила в Усть-Медведицкий монастырь, в 1864 году возглавила его. 3 января 1864 года монахиня Арсения возведена в сан игумении. Присвоил сан архиепископ Иоанн Доброзраков. Большой вклад внесла игумения в просветительскую деятельность, занималась благотворительностью. При монастыре было открыто училище для молодых послушниц. Они становились преподавателями в училище. Игумения Арсения и священники монастыря тоже были преподавателями. Возведён Казанский собор во имя преподобного Арсения Великого. Собор освящён 8 сентября 1885 года. Был заново отделан старый Преображенский храм, пристроен тёплый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского чудотворца. Около храма Преображения отстроены двухэтажные с железными крышами корпуса для монахинь, дома для священнослужителей, устроено монастырское подворье в станице Урюпинской с церковью во имя Приснодевы в память спасения Царской семьи 17 октября 1888 года[5].

Наследие матушки Арсении

Почитать стали игумению после её смерти. В 2018 году вышел сборник писем Арсении. Игумения помогала людям словом, делом. Около 150 рассказов верующих о благодатной помощи и исцеления Арсении. В 2016 году создана комиссия о исследовании чудес игумении (65 случаев исцеления от бесплодия). Игумения Арсения — известная женщина второй половины XIX—XX веков. В 2003 году краеведческий музей переданы вещи Арсении: диванная подушка, вышитая шерстяными нитками, иконы, почтовые карточки с видами Царицына, Спасо- Преображенского монастыря.

Новопрославленная святая

21 октября 2016 года игумения Арсения причислена к лику святых. Это подтверждено Священным Синодом Русской Православной Церкви. 21 июля день памяти Арсении, в день её смерти. Написаны иконы с ликом Арсении для поклонения, одна из них помещена в церкви Спаса Преображения в станице Преображенской Волгоградской области[5].

Храмы

  • Казанский храм построен на месте старинной церкви Петра и Павла. В южной части монастыря находится собор Казанской Богоматери. Это кирпичная постройка на высоком цоколе, состоящая из двухсветного четверика, покрытого четырьмя скатами с пятью главами с куполами в виде шлема. Это находится на вытянутом барабане из восьми граней. Каждая грань прорезана арочными окнами. С восточной стороны к четверику присоединены три гранёные апсиды, с запада — двусветная, в восемь осей трапезная. Она тянется вдоль стены храма. Построен притвор. Выбрал проект вместе с игуменьей Пётр Александрович Брянчанинов — послушник Николо-Бабаевского монастыря. Создатель — петербургский архитектор, академик Иван Иванович Горностаев (1821-1874). В 1871 году игуменья Арсения отдала архимандриту Маркелину рапорт на разрешение строительства собора в Усть-Медведицком монастыре. Рассмотрен рапорт и получен ответ только в 1873 году. Заложили собор в 1875 году. Работы были выполнены под руководством архитектора Донского Войска академика Александра Александровича Ященко. К 1877 году окончена кладка стен, возведён главный купольный свод, установили шесть белых мраморных колонн. 8 сентября 1885 года архиепископ Донской Митрофан освятил храм при 15 тысячах богомольцах[6].
  • Церковь Спаса Преображения — в храме 33 купола по количеству лет жизни Христа. В 2003 году началось строительство храма, посвященного Преображению Господня, в честь митрополита города Волгоград и города Камышин Германа. Прототипом храма при разработке проекта послужил деревянный многокупольный храм Преображенский в Кижах. Прошла праздничная церемония освящения Храма Господня 7 октября 2014 года. Накануне открытия монастырского храма состоялся праздник с участием около 10 тысяч паломников. В ходе торжеств в церкви выступали певцы из Киево-Печёрской лавры. Литургию исполнили Киевским распевом Х века[7].
  • Никольский надвратный храм в честь святителя Николая был освящён в июле 2015 года. Он находится на втором этаже надвратной колокольни.

Святыни

Монастырские пещеры. Есть две версии появления: первая — их вырыли послушницы монастыря вместе с игуменьей Арсенией[8]. Главный ход пещер она назвала «Крестным путём Спасителя», другая часть — «Страстным путём Божией Матери», вторая версия — пещеры появились задолго до строительства Казанского храма.

Общая длина — 165 метров. Посетителям разрешают вход в пределах примерно 50 метров. Пещеры уходят в южном направлении на гору. Ходы узкие. По пути встречаются ниши, в которых раньше хранились иконы. Температура в пещерах зимой и летом примерно +8 градусов.

Старожилы считают, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона, можно было уйти в Монастырский лес на другую сторону реки Дон. В 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы[9]. Камень Богородицы. В одном из храмов находится святой камень Богородицы. Он называется Монашкин камень. Это глиняная глыба, на которой отпечатались женские ладони и колени. По легенде, Арсения молилась на нём, а Матерь Божия явилась ей. Монахини считают, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. К этой святыне обращаются тысячи верующих. На камне освящают иконы и нательные кресты[10].

Примечания

  1. «Усть-Медведецкий Спасо-Преображенский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви» // www.monasterium.ru : сайт. — 2020.
  2. Лозинский Олег. «Серафимович женский монастырь Волгоградская область Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий. История, описание». touristam.com (2019). Дата обращения: 6 июня 2024.
  3. «Усть-Медведицкий Преображенский монастырь». drevo-info.ru (2021). Дата обращения: 6 июня 2024.
  4. «Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь». azbyka.ru (2020). Дата обращения: 7 июня 2024.
  5. 5,0 5,1 Астафьев В. Б. «История православных монастырей России. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь, г. Серафимович». Проза.ру (2021). Дата обращения: 6 июня 2024.
  6. Виктория Шадчина. «На хрупких женских плечах: как строился и восставал из руин величественный храм на берегу Дона». riac34.ru (2021). Дата обращения: 7 июня 2024.
  7. Григорий Выпряшкин. «Возрожденная обитель». riac34.ru (2022). Дата обращения: 7 июня 2024.
  8. Настоятельница — игумения Георгия (Боровик). «Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь». serafimovich.cerkov.ru (2021). Дата обращения: 8 июня 2024.
  9. Н.Глазунова. «Монастырские пещеры» // volgograd.kp.ru : сайт. — 2016.
  10. Н.Глазунова. «Камень» // volgograd.kp.ru : сайт. — 2016.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!