Т-62
Т-62 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Т-62 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Классификация | средний и основной танк | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 37 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
История | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчик | Завод №183 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | СССР Северная Корея | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства |
1962—1975 в СССР[~ 1] 1980—1989 в КНДР |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | с 1961 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | около 20 000[1] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные операторы |
СССР Ирак Сирия Египет Россия Куба Ливия |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Размеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6630 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина с пушкой вперёд, мм | 9335 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 3300[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 2395[2] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
База, мм | 4230 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Колея, мм | 2640 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 430 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Бронирование | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная и литая гомогенная | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 102 / 60° | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100 / 55° | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса, мм/град. | 80 / 0° | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 45 / 60° | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 20 / 45° | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 45 / 2° | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 20 / 70° | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 16..30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 220 / 17° (242 с 1972г.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 165 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 65 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм/град. | 30..58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамическая защита | Т-62МВ с 1985 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Вооружение | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Калибр и марка пушки | 115-мм 2А20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | гладкоствольная пушка | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина ствола, калибров | 53 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 40 (42 Т-62М) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ВН, град. | —6…+16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Углы ГН, град. | 360 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Дальность стрельбы, км | 0,02..5,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Прицелы | телескопический ТШ2Б-41, перископический электронно-оптический ночной ТПН-1-41-11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМТ, с 1964 г. ПКТ, 1 × 12,7-мм ДШКМ с 1972 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Подвижность | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 580 (690 л.с. В-46-5м - Т-62М1-1 (Т-62Д-1)(Т-62М1-2-1)) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 22..27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 450..650 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Запас хода по пересечённой местности, км | 320..450 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельная мощность, л. с./т | 15,7 (16,4) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина гусеницы, мм | 580 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,75 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 0,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,85 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,4 (до 5 с ОПВТ) |
Т-62 (индекс ГБТУ — Объект 166) — советский средний и основной боевой танк первого послевоенного поколения, который был принят на оружие Армии СССР в 1961 году[3].
Этот танк был разработан на основе модели Т-55 и производился в СССР с 1962 по 1975 год. Он стал первым серийным танком в мире, оснащённым гладкоствольной пушкой, сохраняя при этом массу среднего танка и обеспечивая высокий уровень защиты[4].
История создания
Создание Т-62 началось в начале 1950-х годов, когда Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Советской армии (НТК ГБТУ) определил тактико-технические требования (ТТТ) для нового среднего танка второго послевоенного поколения. Этот танк должен был значительно превзойти по ключевым параметрам (огневая мощь, защищённость и подвижность) первый советский послевоенный средний танк — Т-54, который тогда только начал поступать на вооружение Советской армии[5].
Хотя Т-54 был на тот момент одним из лучших средних танков в мире, его конструкция опиралась на опыт Второй мировой войны. После войны появились новые виды вооружений, изменившие характер боевых действий. В США был накоплен значительный арсенал ядерного оружия, включая тактические боеприпасы, что также имело место в СССР. Кроме того, во многих западных армиях начали принимать на вооружение новые противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) с кумулятивными боевыми частями, что увеличивало их способность пробивать броню[6].
Развитие бронетехники у потенциальных противников, стало причиной начала опытно-конструкторских работ по созданию нового среднего танка для Советского Союза. Ситуация усугублялась тем, что, хотя работы над Т-54 начались ещё в 1944 году, окончательный дизайн был утверждён только к началу 1950-х годов, когда началось его массовое производство. До 1951 года было выпущено лишь около 3,5 тыс. танков Т-54 (образцов 1946 года и 1949 годов)[6].
Описание конструкции
Танк Т-62 имел классическую компоновку, схожую с танком Т-55. Экипаж состоял из четырёх человек: командир находился в башне слева от казённика пушки, механик-водитель располагался в передней части корпуса у левого борта, наводчик — в башне слева от пушки, а заряжающий — справа от неё[7].
Башня
Броневая защита танка была противоснарядной. Верхний лобовой лист корпуса и лобовая часть башни имели однородную броневую защиту. Сварной корпус, изготовленный из катанных броневых листов толщиной от 16 до 100 мм, в поперечном сечении имел такую же форму и толщину брони, как у Т-55. Для установки опоры башни увеличенного диаметра корпус между осями направляющего и ведущего колёс был удлинён на 386 мм, а по длине — на 233 мм относительно Т-55. Высота корпуса по оси башни превышала высоту Т-55 на 27 мм. Для повышения устойчивости опоры башни к бортам корпуса были приварены планки переменного сечения[8].
Кормовая часть корпуса состояла из двух броневых листов: вертикального (под углом 2°) и нижнего. В вертикальном листе был установлен люк для доступа к болтам крепления оси вентилятора, закрывающийся броневой крышкой. В нижнем листе находились два овальных лючка для доступа к пружинам тормозных лент и один прямоугольный люк для доступа к фильтру и сливному клапану масляного бака. Также в нижнем кормовом листе имелась радиальная выштамповка высотой 120 мм для расширения улитки вентилятора системы охлаждения двигателя[7].
Крыша корпуса состояла из отдельных броневых листов. Передний и задний листы соединялись с бортовыми планками, служившими опорой для погона башни. Передний лист с отверстием под погон имел наклон вперёд на 0°30′. В левой части переднего подбашенного листа располагался вырез для люка механика-водителя, вокруг которого была приварена броневая планка, защищающая от попадания свинцовых брызг и осколков пуль через уплотнение этого люка. Крыша моторно-трансмиссионного отделения наклонялась назад на 3°15‘, чтобы обеспечить свободный вращение башни с максимальным углом опускания пушки[7].
Для защиты опоры башни от пуль и осколков к подбашенным листам и бортовым планкам по радиусу обметания были приварены 10-мм броневые полосы высотой 30 мм.
Съёмная крыша над двигателем имела два люка с откидными крышками для доступа к двигателю и воздухоочистителю. В средней части крыши были установлены жалюзи для поступления охлаждающего воздуха, закрытые защитной сеткой[7].
Корпус
Днище корпуса, имеющее корытообразную форму в поперечном сечении, изготавливалось из трёх броневых листов. Под балансировочными упорами первых опорных катков к днищу были приварены ограничители для предотвращения изгиба осей. Кроме люка запасного выхода, днище содержало лючки и отверстия, закрывающиеся броневыми крышками и пробками для обслуживания.
Снаружи к верхнему лобовому листу приваривались буксирные крюки с защёлками, а на каждых четвёртых машинах устанавливались планки для крепления минного трала и бульдозера. В верхней части вертикального кормового листа были приварены четыре кронштейна для дополнительных топливных бочёк, а в месте соединения с нижним кормовым листом — два буксирных крюка. На вертикальном кормовом листе также находились кронштейны для крепления бревна для самовытаскивания. Надгусеничные полки, привариваемые к бортам корпуса, имели откидные грязевые щитки спереди и сзади, которые в опущенном состоянии удерживались торсионами. Для предотвращения повреждений при преодолении препятствий задние щитки поднимались и фиксировались гайками-барашками к вертикальному кормовому листу[9].
Башня танка имела цельнолитую полусферическую форму с изменяющимися углами наклона и толщиной броневых стенок, толщина лобовой панели составляла 214 мм. Диаметр погона увеличили с 1816 до 2245 мм.
Вооружение включало одну 115-мм гладкоствольную пушку У-5ТС (2А20) «Молот», стабилизированную в двух плоскостях, и 7,62-мм спаренный пулемёт СГМТ. Для прицеливания использовались телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-41 и ночной перископический прицел ТПН-1-41-11[10].
Автоматическое удержание вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях обеспечивалось двухплоскостным апектрогидравлическим стабилизатором 2Э15 «Метеор» с зависимой линией прицеливания. Боекомплект составлял 40 унитарных выстрелов для пушки и 2500 патронов (10 магазин-коробок) для пулемёта[10].
Силовая установка
Силовая установка представлена двенадцатицилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем жидкостного охлаждения В-55В мощностью 580 л.с. Механическая трансмиссия с поэтапным изменением передаточных чисел расположена в кормовой части корпуса и состоит из: гитары, главного фрикциона с пневмогидравлическим приводом, коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и вентилятора системы охлаждения[11].
Ходовая часть танка с одной стороны включает: одно двухскатное направляющее колесо спереди с металлическим ободом, пять двухскатных опорных катков с резиновыми шинами и торсионной подвеской, одного ведущего колеса с задним расположением, мелкозвенчатую металлическую гусеницу из 96 траков шириной 580 мм с открытыми шарнирами[11].
Защитные системы
Для защиты экипажа и внутреннего оборудования от ударной волны ядерного взрыва и радиоактивной пыли танк оборудован системой ПАЗ. Необходимые меры для тушения небольших очагов пожара обеспечиваются ручным огнетушителем ОУ-2, а для крупных возгораний установлена автоматическая система УА ППО «Роса», включающая три баллона с веществом для тушения. Для создания дымовой завесы применяется термическая дымовая аппаратура. Для преодоления водных преград танк оснащён комплектом оборудования для подводного вождения ОПВТ-166[12].
Также танк оборудован средствами внешней и внутренней связи: для внешней связи используется коротковолновая радиостанция Р-113, а для внутренней – переговорное устройство Р-120[3].
Боеприпасы и баллистика
Боекомплект У-5ТС включает 40 унитарных выстрелов, среди которых подкалиберные бронебойные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Из них 20 находятся в стеллажной укладке при перегородке моторно-трансмиссионного отделения, по 8 располагаются в двух баках-стеллажах с правой стороны отделения управления, один — в хомутиковой укладке в нижней части бортов боевого отделения, и ещё два — в хомутиковой укладке на правом борту башни для быстрого доступа заряжающего. Штатный боекомплект включал 16 подкалиберных бронебойных, 8 кумулятивных и 16 осколочно-фугасных выстрелов, однако в зависимости от задания могли использоваться любые типы 115-мм снарядов, за исключением укладки на борту башни, предназначенной только для подкалиберных снарядов[13].
Изначально для У-5ТС были доступны две модели оперённых подкалиберных бронебойных снарядов — 3БМ3 и 3БМ4. Оба снаряда имели одинаковую массу, схожую баллистику и конструкцию с стальным корпусом, бронебойным и баллистическим наконечниками, а также шестипёрым стабилизатором, создающим вращение при полёте со скоростью 800—1000 об/мин. Однако 3БМ4 имел цельностальной корпус, в то время как 3БМ3 оснащался сердечником из карбида вольфрама, что обеспечивало лучшую бронепробиваемость, особенно под углом. Позже появился снаряд 3БМ6, который также имел цельностальной корпус, но отличался меньшим весом и большим зарядом, а также улучшенной формой и баллистикой. В дальнейшем к орудию были приняты более современные снаряды 3БМ21 с сердечником из карбида вольфрама и демпфером-локализатором, а также 3БМ28 с монолитным корпусом из сплава на основе обеднённого урана[3].
Серийное производство
В июле 1961 года Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, завод имени Малышева в Харькове и завод № 183 в Омске начали выпуск танка Т-62, заменив танк Т-55. Изначально планировалось, что Т-62 будет производиться до разработки нового танка «объект 432» Морозова. Тем не менее, производство Т-62 на Уралвагонзаводе продолжалось до 1973 года, когда его заменил танк Т-72. За время производства Уралвагонзаводом было изготовлено почти 20 000 танков Т-62. В Советском Союзе производство танка Т-62 было завершено в 1975 году[14].
Модификации
Танк был выпущен в сравнительно небольшом количестве для СССР — всего 20 тысяч единиц. Это отчасти связано с тем, что советские танкостроители активно работали над новой моделью — Т-64, которая не оправдала ожиданий из-за серьёзных проблем с надёжностью. Серийное производство Т-62 завершилось в 1975 году, когда на свет появился Т-72[15].
Модель | Год принятия на вооружение | Особенности |
---|---|---|
Т-62А | 1962 | Оснащён нарезной 100-мм пушкой с улучшенными бронепробиваемыми характеристиками. |
Т-62К | 1964 | Командирская версия танка, оборудованная дополнительной КВ-радиостанцией и навигационной аппаратурой. Боекомплект пушки и пулемёта уменьшен. |
Т-62Д | 1983 | Дополнительное бронирование корпуса, башни и днища; установлены бортовые противокумулятивные экраны и комплекс активной защиты «Дрозд». |
Т-62М | 1983 | Оснащён ПТРК «Шексна»; дополнительное бронирование корпуса, башни и днища. Установлены бортовые противокумулятивные экраны, лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Гусеница от танка Т-72. |
Т-62МВ | 1985 | Дополнительное бронирование корпуса и днища, усиленные бортовые противокумулятивные экраны. Оборудован навесной динамической защитой, системой управления огнём «Волна», лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. |
Операторы
Современные
- Алжир: 300 Т-62.
- Ангола: 50 Т-62.
- Афганистан: количество Т-62 неизвестно. Всего поставлено 255 единиц из СССР: 100 в 1975 —1976 годах и 155 в 1979 —1991 годах. В 2001 году от 12 до 50 единиц Т-62К поставлены из России.
- Вьетнам: 70 Т-62.
- Египет: 500 Т-62 на хранении.
- Израиль: 126 единиц Т-54/55 и Т-62С.
- Иран: более 75 Т-62.
- Йемен: 200 Т-62.
- Казахстан: 280 Т-62 (по состоянию на 2007 год).
- КНДР: более 3500 танков, включая Т-62. Из них 500 единиц поставлено из СССР (350 в 1971 —1975 годах, 150 в 1976 —1978 годах), и 470 произведены по лицензии под названием Chonma-Ho в 1980 —1989 годах.
- Куба: более 900 танков, среди которых и Т-62. 400 единиц поставлено из СССР в 1976 —1988 годах.
- Ливия: 100 Т-62 плюс 70 на хранении.
- Россия: 150 Т-62 и 350 на хранении.
- Сирия: 1000 Т-62К и Т-62М.
- Таджикистан: 7 Т-62.
- Узбекистан: 170 Т-62.
- Эфиопия: более 246 танков Т-54/55 и Т-62. Из них 70 единиц поставлено из СССР: 20 чехословацкого производства в 1977 году и 50 в 1980 году.
Бывшие
- Болгария: 250 единиц Т-62, поставленных из СССР в 1970 —1974 годах, сняты с вооружения.
- Белоруссия: 170 Т-62, сняты с вооружения в 1995 году.
- Ирак: 2850 единиц Т-62, в том числе: 100 в 1974 —1975 годах, 600 чехословацкого производства в 1977 —1979 годах и 2150 в 1982 1989 годах. Сняты с вооружения
- Монголия: 100 единиц Т-62, поставленных из СССР в 1973 —1975 годах, сняты с вооружения.
- Северный Йемен: 16 единиц Т-62, поставленных из СССР в 1980 году.
- СССР: 2021 Т-62 по состоянию на 1991 год, переданные новым государствам после распада.
- Йеменская НДР: 270 единиц Т-62, включая: 50 в 1972 году, 100 в 1981 —1982 годах и 120 в 1986 году[16].
Технические характеристики
Экипаж: 4 человека.
Вес: 37 тонн.
Скорость на шоссе: 50 км/ч.
Скорость по сложной местности: 22 — 30 км/ч.
Запас хода на шоссе: 350 км.
Двигатель: 12-цилиндровый дизель В-55.
Мощность двигателя: 580 л.с.
Броня: противоснарядная.
Вооружение танка Т-62:
- 115-мм гладкоствольная пушка У-5 ТС, стабилизированная в двух плоскостях.
- 7,62 мм спаренный пулемёт СГМТ.
- 12,7 мм зенитный пулемёт ДШК.
На танке установлено четыре внутренних топливных бака, находящихся в боевом отделении: три в передней части и один в корме справа. Также предусмотрены три внешних бака, размещённых на надгусеничной полке. Запуск двигателя происходит с помощью пневматического стартера, а электростартер используется в качестве резервного. Сиденье механика-водителя располагается спереди, слева от топливных баков.
Ходовая часть танка состоит с обеих сторон из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущего и направляющего колёс. Поддерживающие катки отсутствуют. Гусеница включает 96 траков, соединённых металлическими шарнирами. На Т-62 предусмотрен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять передних и одну заднюю скорость[10].
Подвеска представляет собой индивидуальную торсионную систему. Торсионные валы установлены поперёк корпуса танка на всю его ширину, а балансиры первых и пятых катков соединены с гидравлическими амортизаторами[10].
Электрическое оборудование танка выполнено по однопроводной системе и рассчитано на напряжение 24 вольта. Основные источники электроэнергии — четыре аккумуляторные батареи и генератор. Танк оснащён тремя фарами: две находятся на корпусе и имеют светомаскировочное устройство, а одна фара ТВН размещена в передней части башни. Внешнюю радиосвязь обеспечивает ультракоротковолновая радиостанция Р-113 (Р-123), а связь между членами экипажа — переговорное устройство Р-120 (Р-124). Для обзора местности механик-водитель использует два перископа[10].
Боевое применение
Первой боевой операцией, в которую были вовлечены советские танки Т-62, стал ввод войск стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 года. В 1969 году на советско-китайской границе, в районе острова Даманский, произошёл первый случай потерь. Подразделение из 9 новейших и секретных советских танков случайно попало в зону боевых действий[12].
Один из танков, который отправился на помощь атакованным пограничникам, был подбит китайскими гранатомётчиками, и его экипаж погиб. В дальнейших боях Т-62 ушёл под лёд реки Уссури, но позже китайцы смогли поднять танк и переправить его на свой берег. В будущем этот трофей был выставлен в Военно-революционном музее в Пекине, где находится до сих пор[12].
Танки Т-62 активно участвовали в арабо-израильской «Войне Судного дня» 1973 года. Эти машины массово были на вооружении армий Сирии и Египта, и в условиях примерно равных танковых сил смогли добиться некоторого преимущества на Синайском полуострове, хотя понесли значительные потери на Голанских высотах[12].
В дальнейшем сирийская армия нанесла определённый урон израильским «Паттонам» и «Центурионам» в ливанском конфликте 1976 — 1982 годов, но и потери Т-62 были ощутимыми. Израиль смог восстановить около 70 подбитых и захваченных в 1973 году Т-62, которые затем модернизировали и включили в свою армию под названием «Тиран»[12].
Танки Т-62 также использовались Советской Армией в Афганистане, где продемонстрировали достойные боевые качества. Тем не менее, появление более совершенных противотанковых средств выявило уязвимость этих машин. Чтобы защитить танки от кумулятивных зарядов, на башни стали устанавливать металлические щитки, а боковые и нижние части укрепили экранами из армированной резины и усилили бронирование лобовой части. Эти меры отразились в двух модернизациях танка, что позволило сократить потери[12].
Танки Т-62 использовались в большинстве вооружённых конфликтов на территории бывшего СССР после его распада. Российские войска применяли эти машины во время первой и второй военных кампаний в Чечне, а также в войне с Грузией в 2008 году. Украинские силы также использовали модернизированные Т-62 в боевых действиях в Донбассе[12].
Примечания
- ↑ Т-62, средний и основной танк (недоступная ссылка). ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство. Дата обращения: 1 декабря 2011. Архивировано 28 ноября 2011 года.
- ↑ 2,0 2,1 Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-62, стр. 13
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Советский средний танк Т-62 . warfor.me. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ +11 +1 -10 Танк Т-62: как Советский Союз создал первый в мире танк с гладкоствольной пушкой . novate.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ Барятинский, Михаил. Трудный путь к признанию . Военное обозрение (28 декабря 2012). Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Средний танк Т-62 — последняя ступень эволюции Т-34 . /armij.mirtesen.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 Рассказы об оружии. Танк Т-62 снаружи и внутри . Военное обозрение (15 июля 2018). Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ Рябов, Кирилл. Броня крепка. Технические особенности броневой защиты Т-34 . Военное обозрение (9 мая 2021). Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ Корпус танка . ser-sarajkin.narod2.ru. Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Средний танк Т-62 . vimpel-v.com. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ 11,0 11,1 В-55в Танковый двигатель . Батмастер. Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 Обзор советского среднего танка 10 уровня Т-62А . нвивнг.рф. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ Павлова М. В. Боекомплект танков Т-62 и Т-64 . web.archive.org. Дата обращения: 16 сентября 2024.
- ↑ Трудный путь к признанию . topwar.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ Танк Т-62: знаменитый ветеран «холодной войны» и локальных конфликтов . militaryarms.ru (11 декабря 2019). Дата обращения: 15 сентября 2024.
- ↑ Т-62 . arms-russia.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
Ошибка цитирования Для существующих тегов <ref>
группы «~» не найдено соответствующего тега <references group="~"/>
- Танки по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о технологиях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Средние танки
- Танки войны Судного дня
- Танки Ливанской войны (1982)
- Танки Ирано-иракской войны
- Танки Афганской войны (1979—1989)
- Танки Гражданской войны в Анголе
- Танки Ливийско-чадского конфликта
- Танки Войны в Персидском заливе
- Танки Иракской войны
- Военная продукция «Уралвагонзавода»
- Т-62
- Танки с четырёхтактным дизелем
- Военная техника
- Страницы с ошибками в примечаниях