Т-62

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Т-62
Средний танк Т-62.jpg
Т-62
Классификация средний и основной танк
Боевая масса, т 37
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик Завод №183
Производитель Союз Советских Социалистических Республик СССР Корейская Народно-Демократическая Республика Северная Корея
Годы производства 19621975 в СССР[~ 1]
19801989 в КНДР
Годы эксплуатации с 1961
Количество выпущенных, шт. около 20 000[1]
Основные операторы Флаг СССР СССР
Флаг Ирака Ирак
Флаг Сирии Сирия
Флаг Египта Египет
Флаг России Россия
Флаг Кубы Куба
Флаг Ливии Ливия
Размеры
Длина корпуса, мм 6630
Длина с пушкой вперёд, мм 9335
Ширина, мм 3300[2]
Высота, мм 2395[2]
База, мм 4230
Колея, мм 2640
Клиренс, мм 430
Бронирование
Тип брони стальная катаная и литая гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 102 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 55°
Борт корпуса, мм/град. 80 / 0°
Борт корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Борт корпуса (низ), мм/град. 20 / 45°
Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 2°
Корма корпуса (низ), мм/град. 20 / 70°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 16..30
Лоб башни, мм/град. 220 / 17° (242 с 1972г.)
Борт башни, мм/град. 165
Корма башни, мм/град. 65
Крыша башни, мм/град. 30..58
Динамическая защита Т-62МВ с 1985 г.
Вооружение
Калибр и марка пушки 115-мм 2А20
Тип пушки гладкоствольная пушка
Длина ствола, калибров 53
Боекомплект пушки 40 (42 Т-62М)
Углы ВН, град. —6…+16
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км 0,02..5,8
Прицелы телескопический ТШ2Б-41, перископический электронно-оптический ночной ТПН-1-41-11
Пулемёты 1 × 7,62-мм СГМТ, с 1964 г. ПКТ, 1 × 12,7-мм ДШКМ с 1972 г.
Двигатель
В-55В
Общие данные
Производитель ЧТЗ
Тип дизельный
Производительность
Максимальная мощность 580 л. с., при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент 2354 Н·м, при 1250 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V12
Цилиндров 12
Тактность (число тактов) 4
Питание
Рекомендованное топливо ДЛ, ДЗ, ДА
Охлаждение жидкостное
Расход топлива при смешанном цикле 300..330
Расход топлива на трассе 190..210
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 580 (690 л.с. В-46-5м - Т-62М1-1 (Т-62Д-1)(Т-62М1-2-1))
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 22..27
Запас хода по шоссе, км 450..650
Запас хода по пересечённой местности, км 320..450
Удельная мощность, л. с./т 15,7 (16,4)
Тип подвески индивидуальная торсионная
Ширина гусеницы, мм 580
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,75
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,85
Преодолеваемый брод, м 1,4 (до 5 с ОПВТ)

Т-62 (индекс ГБТУ — Объект 166) — советский средний и основной боевой танк первого послевоенного поколения, который был принят на оружие Армии СССР в 1961 году[3].

Этот танк был разработан на основе модели Т-55 и производился в СССР с 1962 по 1975 год. Он стал первым серийным танком в мире, оснащённым гладкоствольной пушкой, сохраняя при этом массу среднего танка и обеспечивая высокий уровень защиты[4].

История создания

Создание Т-62 началось в начале 1950-х годов, когда Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Советской армии (НТК ГБТУ) определил тактико-технические требования (ТТТ) для нового среднего танка второго послевоенного поколения. Этот танк должен был значительно превзойти по ключевым параметрам (огневая мощь, защищённость и подвижность) первый советский послевоенный средний танк — Т-54, который тогда только начал поступать на вооружение Советской армии[5].

Хотя Т-54 был на тот момент одним из лучших средних танков в мире, его конструкция опиралась на опыт Второй мировой войны. После войны появились новые виды вооружений, изменившие характер боевых действий. В США был накоплен значительный арсенал ядерного оружия, включая тактические боеприпасы, что также имело место в СССР. Кроме того, во многих западных армиях начали принимать на вооружение новые противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) с кумулятивными боевыми частями, что увеличивало их способность пробивать броню[6].

Развитие бронетехники у потенциальных противников, стало причиной начала опытно-конструкторских работ по созданию нового среднего танка для Советского Союза. Ситуация усугублялась тем, что, хотя работы над Т-54 начались ещё в 1944 году, окончательный дизайн был утверждён только к началу 1950-х годов, когда началось его массовое производство. До 1951 года было выпущено лишь около 3,5 тыс. танков Т-54 (образцов 1946 года и 1949 годов)[6].

Описание конструкции

Танк Т-62 имел классическую компоновку, схожую с танком Т-55. Экипаж состоял из четырёх человек: командир находился в башне слева от казённика пушки, механик-водитель располагался в передней части корпуса у левого борта, наводчик — в башне слева от пушки, а заряжающий — справа от неё[7].

Башня

Броневая защита танка была противоснарядной. Верхний лобовой лист корпуса и лобовая часть башни имели однородную броневую защиту. Сварной корпус, изготовленный из катанных броневых листов толщиной от 16 до 100 мм, в поперечном сечении имел такую же форму и толщину брони, как у Т-55. Для установки опоры башни увеличенного диаметра корпус между осями направляющего и ведущего колёс был удлинён на 386 мм, а по длине — на 233 мм относительно Т-55. Высота корпуса по оси башни превышала высоту Т-55 на 27 мм. Для повышения устойчивости опоры башни к бортам корпуса были приварены планки переменного сечения[8].

Кормовая часть корпуса состояла из двух броневых листов: вертикального (под углом 2°) и нижнего. В вертикальном листе был установлен люк для доступа к болтам крепления оси вентилятора, закрывающийся броневой крышкой. В нижнем листе находились два овальных лючка для доступа к пружинам тормозных лент и один прямоугольный люк для доступа к фильтру и сливному клапану масляного бака. Также в нижнем кормовом листе имелась радиальная выштамповка высотой 120 мм для расширения улитки вентилятора системы охлаждения двигателя[7].

Крыша корпуса состояла из отдельных броневых листов. Передний и задний листы соединялись с бортовыми планками, служившими опорой для погона башни. Передний лист с отверстием под погон имел наклон вперёд на 0°30′. В левой части переднего подбашенного листа располагался вырез для люка механика-водителя, вокруг которого была приварена броневая планка, защищающая от попадания свинцовых брызг и осколков пуль через уплотнение этого люка. Крыша моторно-трансмиссионного отделения наклонялась назад на 3°15‘, чтобы обеспечить свободный вращение башни с максимальным углом опускания пушки[7].

Для защиты опоры башни от пуль и осколков к подбашенным листам и бортовым планкам по радиусу обметания были приварены 10-мм броневые полосы высотой 30 мм.

Съёмная крыша над двигателем имела два люка с откидными крышками для доступа к двигателю и воздухоочистителю. В средней части крыши были установлены жалюзи для поступления охлаждающего воздуха, закрытые защитной сеткой[7].

Корпус

Днище корпуса, имеющее корытообразную форму в поперечном сечении, изготавливалось из трёх броневых листов. Под балансировочными упорами первых опорных катков к днищу были приварены ограничители для предотвращения изгиба осей. Кроме люка запасного выхода, днище содержало лючки и отверстия, закрывающиеся броневыми крышками и пробками для обслуживания.

Снаружи к верхнему лобовому листу приваривались буксирные крюки с защёлками, а на каждых четвёртых машинах устанавливались планки для крепления минного трала и бульдозера. В верхней части вертикального кормового листа были приварены четыре кронштейна для дополнительных топливных бочёк, а в месте соединения с нижним кормовым листом — два буксирных крюка. На вертикальном кормовом листе также находились кронштейны для крепления бревна для самовытаскивания. Надгусеничные полки, привариваемые к бортам корпуса, имели откидные грязевые щитки спереди и сзади, которые в опущенном состоянии удерживались торсионами. Для предотвращения повреждений при преодолении препятствий задние щитки поднимались и фиксировались гайками-барашками к вертикальному кормовому листу[9].

Башня танка имела цельнолитую полусферическую форму с изменяющимися углами наклона и толщиной броневых стенок, толщина лобовой панели составляла 214 мм. Диаметр погона увеличили с 1816 до 2245 мм.

Вооружение включало одну 115-мм гладкоствольную пушку У-5ТС (2А20) «Молот», стабилизированную в двух плоскостях, и 7,62-мм спаренный пулемёт СГМТ. Для прицеливания использовались телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-41 и ночной перископический прицел ТПН-1-41-11[10].

Автоматическое удержание вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях обеспечивалось двухплоскостным апектрогидравлическим стабилизатором 2Э15 «Метеор» с зависимой линией прицеливания. Боекомплект составлял 40 унитарных выстрелов для пушки и 2500 патронов (10 магазин-коробок) для пулемёта[10].

Силовая установка

Силовая установка представлена двенадцатицилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем жидкостного охлаждения В-55В мощностью 580 л.с. Механическая трансмиссия с поэтапным изменением передаточных чисел расположена в кормовой части корпуса и состоит из: гитары, главного фрикциона с пневмогидравлическим приводом, коробки передач, двух планетарных механизмов поворота, двух бортовых передач и вентилятора системы охлаждения[11].

Ходовая часть танка с одной стороны включает: одно двухскатное направляющее колесо спереди с металлическим ободом, пять двухскатных опорных катков с резиновыми шинами и торсионной подвеской, одного ведущего колеса с задним расположением, мелкозвенчатую металлическую гусеницу из 96 траков шириной 580 мм с открытыми шарнирами[11].

Защитные системы

Для защиты экипажа и внутреннего оборудования от ударной волны ядерного взрыва и радиоактивной пыли танк оборудован системой ПАЗ. Необходимые меры для тушения небольших очагов пожара обеспечиваются ручным огнетушителем ОУ-2, а для крупных возгораний установлена автоматическая система УА ППО «Роса», включающая три баллона с веществом для тушения. Для создания дымовой завесы применяется термическая дымовая аппаратура. Для преодоления водных преград танк оснащён комплектом оборудования для подводного вождения ОПВТ-166[12].

Также танк оборудован средствами внешней и внутренней связи: для внешней связи используется коротковолновая радиостанция Р-113, а для внутренней – переговорное устройство Р-120[3].

Боеприпасы и баллистика

Боекомплект У-5ТС включает 40 унитарных выстрелов, среди которых подкалиберные бронебойные, кумулятивные и осколочно-фугасные снаряды. Из них 20 находятся в стеллажной укладке при перегородке моторно-трансмиссионного отделения, по 8 располагаются в двух баках-стеллажах с правой стороны отделения управления, один — в хомутиковой укладке в нижней части бортов боевого отделения, и ещё два — в хомутиковой укладке на правом борту башни для быстрого доступа заряжающего. Штатный боекомплект включал 16 подкалиберных бронебойных, 8 кумулятивных и 16 осколочно-фугасных выстрелов, однако в зависимости от задания могли использоваться любые типы 115-мм снарядов, за исключением укладки на борту башни, предназначенной только для подкалиберных снарядов[13].

Изначально для У-5ТС были доступны две модели оперённых подкалиберных бронебойных снарядов — 3БМ3 и 3БМ4. Оба снаряда имели одинаковую массу, схожую баллистику и конструкцию с стальным корпусом, бронебойным и баллистическим наконечниками, а также шестипёрым стабилизатором, создающим вращение при полёте со скоростью 800—1000 об/мин. Однако 3БМ4 имел цельностальной корпус, в то время как 3БМ3 оснащался сердечником из карбида вольфрама, что обеспечивало лучшую бронепробиваемость, особенно под углом. Позже появился снаряд 3БМ6, который также имел цельностальной корпус, но отличался меньшим весом и большим зарядом, а также улучшенной формой и баллистикой. В дальнейшем к орудию были приняты более современные снаряды 3БМ21 с сердечником из карбида вольфрама и демпфером-локализатором, а также 3БМ28 с монолитным корпусом из сплава на основе обеднённого урана[3].

Серийное производство

В июле 1961 года Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, завод имени Малышева в Харькове и завод № 183 в Омске начали выпуск танка Т-62, заменив танк Т-55. Изначально планировалось, что Т-62 будет производиться до разработки нового танка «объект 432» Морозова. Тем не менее, производство Т-62 на Уралвагонзаводе продолжалось до 1973 года, когда его заменил танк Т-72. За время производства Уралвагонзаводом было изготовлено почти 20 000 танков Т-62. В Советском Союзе производство танка Т-62 было завершено в 1975 году[14].

Модификации

Танк был выпущен в сравнительно небольшом количестве для СССР — всего 20 тысяч единиц. Это отчасти связано с тем, что советские танкостроители активно работали над новой моделью — Т-64, которая не оправдала ожиданий из-за серьёзных проблем с надёжностью. Серийное производство Т-62 завершилось в 1975 году, когда на свет появился Т-72[15].

Модель Год принятия на вооружение Особенности
Т-62А 1962 Оснащён нарезной 100-мм пушкой с улучшенными бронепробиваемыми характеристиками.
Т-62К 1964 Командирская версия танка, оборудованная дополнительной КВ-радиостанцией и навигационной аппаратурой. Боекомплект пушки и пулемёта уменьшен.
Т-62Д 1983 Дополнительное бронирование корпуса, башни и днища; установлены бортовые противокумулятивные экраны и комплекс активной защиты «Дрозд».
Т-62М 1983 Оснащён ПТРК «Шексна»; дополнительное бронирование корпуса, башни и днища. Установлены бортовые противокумулятивные экраны, лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Гусеница от танка Т-72.
Т-62МВ 1985 Дополнительное бронирование корпуса и днища, усиленные бортовые противокумулятивные экраны. Оборудован навесной динамической защитой, системой управления огнём «Волна», лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.

Операторы

Современные

  • Алжир: 300 Т-62.
  • Ангола: 50 Т-62.
  • Афганистан: количество Т-62 неизвестно. Всего поставлено 255 единиц из СССР: 100 в 1975 —1976 годах и 155 в 1979 —1991 годах. В 2001 году от 12 до 50 единиц Т-62К поставлены из России.
  • Вьетнам: 70 Т-62.
  • Египет: 500 Т-62 на хранении.
  • Израиль: 126 единиц Т-54/55 и Т-62С.
  • Иран: более 75 Т-62.
  • Йемен: 200 Т-62.
  • Казахстан: 280 Т-62 (по состоянию на 2007 год).
  • КНДР: более 3500 танков, включая Т-62. Из них 500 единиц поставлено из СССР (350 в 1971 —1975 годах, 150 в 1976 —1978 годах), и 470 произведены по лицензии под названием Chonma-Ho в 1980 —1989 годах.
  • Куба: более 900 танков, среди которых и Т-62. 400 единиц поставлено из СССР в 1976 —1988 годах.
  • Ливия: 100 Т-62 плюс 70 на хранении.
  • Россия: 150 Т-62 и 350 на хранении.
  • Сирия: 1000 Т-62К и Т-62М.
  • Таджикистан: 7 Т-62.
  • Узбекистан: 170 Т-62.
  • Эфиопия: более 246 танков Т-54/55 и Т-62. Из них 70 единиц поставлено из СССР: 20 чехословацкого производства в 1977 году и 50 в 1980 году.

Бывшие

  • Болгария: 250 единиц Т-62, поставленных из СССР в 19701974 годах, сняты с вооружения.
  • Белоруссия: 170 Т-62, сняты с вооружения в 1995 году.
  • Ирак: 2850 единиц Т-62, в том числе: 100 в 1974 —1975 годах, 600 чехословацкого производства в 1977 —1979 годах и 2150 в 1982 1989 годах. Сняты с вооружения
  • Монголия: 100 единиц Т-62, поставленных из СССР в 1973 —1975 годах, сняты с вооружения.
  • Северный Йемен: 16 единиц Т-62, поставленных из СССР в 1980 году.
  • СССР: 2021 Т-62 по состоянию на 1991 год, переданные новым государствам после распада.
  • Йеменская НДР: 270 единиц Т-62, включая: 50 в 1972 году, 100 в 1981 —1982 годах и 120 в 1986 году[16].

Технические характеристики

Экипаж: 4 человека.

Вес: 37 тонн.

Скорость на шоссе: 50 км/ч.

Скорость по сложной местности: 22 — 30 км/ч.

Запас хода на шоссе: 350 км.

Двигатель: 12-цилиндровый дизель В-55.

Мощность двигателя: 580 л.с.

Броня: противоснарядная.

Вооружение танка Т-62:

  • 115-мм гладкоствольная пушка У-5 ТС, стабилизированная в двух плоскостях.
  • 7,62 мм спаренный пулемёт СГМТ.
  • 12,7 мм зенитный пулемёт ДШК.

На танке установлено четыре внутренних топливных бака, находящихся в боевом отделении: три в передней части и один в корме справа. Также предусмотрены три внешних бака, размещённых на надгусеничной полке. Запуск двигателя происходит с помощью пневматического стартера, а электростартер используется в качестве резервного. Сиденье механика-водителя располагается спереди, слева от топливных баков.

Ходовая часть танка состоит с обеих сторон из пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущего и направляющего колёс. Поддерживающие катки отсутствуют. Гусеница включает 96 траков, соединённых металлическими шарнирами. На Т-62 предусмотрен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять передних и одну заднюю скорость[10].

Подвеска представляет собой индивидуальную торсионную систему. Торсионные валы установлены поперёк корпуса танка на всю его ширину, а балансиры первых и пятых катков соединены с гидравлическими амортизаторами[10].

Электрическое оборудование танка выполнено по однопроводной системе и рассчитано на напряжение 24 вольта. Основные источники электроэнергии — четыре аккумуляторные батареи и генератор. Танк оснащён тремя фарами: две находятся на корпусе и имеют светомаскировочное устройство, а одна фара ТВН размещена в передней части башни. Внешнюю радиосвязь обеспечивает ультракоротковолновая радиостанция Р-113 (Р-123), а связь между членами экипажа — переговорное устройство Р-120 (Р-124). Для обзора местности механик-водитель использует два перископа[10].

Боевое применение

Первой боевой операцией, в которую были вовлечены советские танки Т-62, стал ввод войск стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 года. В 1969 году на советско-китайской границе, в районе острова Даманский, произошёл первый случай потерь. Подразделение из 9 новейших и секретных советских танков случайно попало в зону боевых действий[12].

Один из танков, который отправился на помощь атакованным пограничникам, был подбит китайскими гранатомётчиками, и его экипаж погиб. В дальнейших боях Т-62 ушёл под лёд реки Уссури, но позже китайцы смогли поднять танк и переправить его на свой берег. В будущем этот трофей был выставлен в Военно-революционном музее в Пекине, где находится до сих пор[12].

Танки Т-62 активно участвовали в арабо-израильской «Войне Судного дня» 1973 года. Эти машины массово были на вооружении армий Сирии и Египта, и в условиях примерно равных танковых сил смогли добиться некоторого преимущества на Синайском полуострове, хотя понесли значительные потери на Голанских высотах[12].

В дальнейшем сирийская армия нанесла определённый урон израильским «Паттонам» и «Центурионам» в ливанском конфликте 1976 — 1982 годов, но и потери Т-62 были ощутимыми. Израиль смог восстановить около 70 подбитых и захваченных в 1973 году Т-62, которые затем модернизировали и включили в свою армию под названием «Тиран»[12].

Танки Т-62 также использовались Советской Армией в Афганистане, где продемонстрировали достойные боевые качества. Тем не менее, появление более совершенных противотанковых средств выявило уязвимость этих машин. Чтобы защитить танки от кумулятивных зарядов, на башни стали устанавливать металлические щитки, а боковые и нижние части укрепили экранами из армированной резины и усилили бронирование лобовой части. Эти меры отразились в двух модернизациях танка, что позволило сократить потери[12].

Танки Т-62 использовались в большинстве вооружённых конфликтов на территории бывшего СССР после его распада. Российские войска применяли эти машины во время первой и второй военных кампаний в Чечне, а также в войне с Грузией в 2008 году. Украинские силы также использовали модернизированные Т-62 в боевых действиях в Донбассе[12].

Примечания

  1. Т-62, средний и основной танк (недоступная ссылка). ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство. Дата обращения: 1 декабря 2011. Архивировано 28 ноября 2011 года.
  2. 2,0 2,1 Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-62, стр. 13
  3. 3,0 3,1 3,2 Советский средний танк Т-62. warfor.me. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  4. +11 +1 -10 Танк Т-62: как Советский Союз создал первый в мире танк с гладкоствольной пушкой. novate.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  5. Барятинский, Михаил. Трудный путь к признанию. Военное обозрение (28 декабря 2012). Дата обращения: 16 сентября 2024.
  6. 6,0 6,1 Средний танк Т-62 — последняя ступень эволюции Т-34. /armij.mirtesen.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Рассказы об оружии. Танк Т-62 снаружи и внутри. Военное обозрение (15 июля 2018). Дата обращения: 16 сентября 2024.
  8. Рябов, Кирилл. Броня крепка. Технические особенности броневой защиты Т-34. Военное обозрение (9 мая 2021). Дата обращения: 16 сентября 2024.
  9. Корпус танка. ser-sarajkin.narod2.ru. Дата обращения: 16 сентября 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Средний танк Т-62. vimpel-v.com. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  11. 11,0 11,1 В-55в Танковый двигатель. Батмастер. Дата обращения: 16 сентября 2024.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 Обзор советского среднего танка 10 уровня Т-62А. нвивнг.рф. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  13. Павлова М. В. Боекомплект танков Т-62 и Т-64. web.archive.org. Дата обращения: 16 сентября 2024.
  14. Трудный путь к признанию. topwar.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
  15. Танк Т-62: знаменитый ветеран «холодной войны» и локальных конфликтов. militaryarms.ru (11 декабря 2019). Дата обращения: 15 сентября 2024.
  16. Т-62. arms-russia.ru. Дата обращения: 15 сентября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!


Ошибка цитирования Для существующих тегов <ref> группы «~» не найдено соответствующего тега <references group="~"/>