Тында

Город
Тында
Флаг Тынды Герб Тынды
Флаг Тынды Герб Тынды
55°09′ с. ш. 124°43′ в. д. / 55.150° с. ш. 124.717° в. д. / 55.150; 124.717 (G) (O) (Я)
Страна  Россия
Статус областного подчинения
Субъект Федерации Амурская область
Городской округ город Тында
Глава городского округа Сергей Сергеевич Гуляев
История и география
Основание 1917
Первое упоминание 1907
Прежние названия до 1937поселение Тындинское
до 1974посёлок Тындинский
Город с 1975
Площадь 34км км²
Тип климата резко континентальный
Часовой пояс UTC+9:00
Население
Население 27796 человек (2024)
Плотность 224,16 чел./км²
Национальности русские, украинцы, белорусы и другие
Конфессии православные и другие конфессии
Катойконим тындинец, тындинцы, тындинка
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +7 41656
Почтовый индекс 676282
Код ОКАТО 10432

gorod.tynda.ru

Тында (Россия)
Точка
Тында
Red pog.svg
Москва
Тында (Амурская область)
Orange pog.svg
Благовещенск
Точка
Тында
Река Тында (2006г)

Ты́нда — город в Амурской области, носящий неофициальное звание «Столицы БАМа». Расположенный на пересечении Байкало-Амурской магистрали и федеральной автотрассы «Лена», небольшой городок вырос в крупный населённый пункт и административный центр региона в ходе строительства железной дороги в 1970-е и 1980-е годы. Благодаря своему стратегическому положению и роли в реализации масштабного инфраструктурного проекта, он приобрёл ключевое значение не только для Амурской области, но и для освоения всего Дальнего Востока России[1].

История Тынды

Основание и годы Российской империи

Вхождение Приамурья в состав России в 1858 году поставило вопрос об освоении и заселении этого малолюдного края. Открытие месторождений золота в верховьях амурских притоков в 1865 году горным инженером Павлом Аносовым привело к «золотой лихорадке» и первой крупной волне переселения на Дальний Восток.

По архивным данным, в 1907 — 1908 годах на месте города был образован переселенческий участок Тындинский, рассчитанный на 108 переселенцев мужского пола, однако он тогда так и не был заселён.

В 1917 году он стал перевалочным пунктом золотодобытчиков, в этом же году было первое упоминание в документах. По переписи 1924 года, в посёлке проживало 180 человек[2].

В январе 1926 года Дальневосточная область, существовавшая с момента упразднения Дальневосточной республики и присоединения Дальнего Востока к Советской Республике, была преобразована в Дальневосточный край. В его состав войдет Зейско-Алданский округ с центром в Рухлове (ныне Сковородино). На его территории сформируется район с центром в посёлке Джелтулак, основанном в начале ХХ века в бассейне реки Гилюй русскими купцами. 10 декабря 1931 года район получит официальное название Джелтулакский. До 1927 года Тында была зимовьем, перевалочной базой для охотников[1].

Советский период

В сентябре 1931 года Дальневосточный исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, заключив договор с ГУЛАГом и «Цветметзолотом», начал переселение «раскулаченного элемента» в приисковые районы. Люди были отправлены из центральных районов страны и Дальнего Востока. Спецпоселенцы появились и в Тынде, они были заняты на временных работах и не имели постоянного места жительства[1].

Строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМа), начатое в 1937 году, оказало огромное влияние на развитие региона.

В Тынде был построен лагерный посёлок, где заключённые занимались лесозаготовками для строительства БАМа. В 1933 году в посёлке появились три двухэтажных дома-барака для НКВД, построенные заключёнными. В 1935 году в посёлке появился следственный изолятор третьей части 1-го отделения БАМлага НКВД. В 1935 году был издан сборник стихов заключённых под названием «Путеармейцы», где были стихи Г. Воловика о посёлке Тында: «На Тынде было два барака, Пяток оленей и собака Да наша буйная бригада, Которой все на свете надо».

В Тынде базировались изыскательские партии, одной из которых руководил Иван Антонович Ефремов, известный писатель-фантаст. Один из участков БАМа был построен по маршруту его отряда.

Освобожденные строители БАМа оставались жить в Приамурье, работая на лагерь. Освобождённым выдавались паспорта, но со штампом «Минус 39», запрещавшим проживание в 39 крупных городах страны. Проработавшим в лагере три года специалистам судимость снималась, но они не были застрахованы от нового ареста.

1 ноября 1937 года по ветке БАМ — Тында отправился первый паровоз, а в феврале 1941 года населённый пункт получил статус рабочего посёлка Тындинский. К 1939 году его население выросло до 4 тысяч человек. В 1940 году вступила встрой электростанция на 100 киловатт.

Великая Отечественная война приостановила строительство БАМа, но в 1970-е годы проект был возобновлён. В 1949 году было создано Управление Амуро-Якутская магистраль для эксплуатации и ремонта дороги.

В 1974 году сюда прибыли первые отряды комсомольцев-добровольцев, а 15 ноября 1975 года посёлок получил статус города. В этом же году архитекторы института «Ленгипрогор» приступили к разработке генерального плана Тынды. Детальной планировкой улиц и кварталов будущего города занялись специалисты из столичного института «Моспроект-1». В мае 1975 года в рамках реализации программы освоения региона БАМа, в Тындинском создан лесопромышленный комплекс «Тындалес». В 1976 году был введён в строй аэропорт. На следующий год в город пришёл ток с Зейской гидроэлектростанции.

Развивалась социальная инфраструктура строились школы, детские сады. В январе 1977 года был открыт роддом.

В ходе всесоюзной стройки население стремительно росло, достигнув 65 тысяч человек к концу 1980-х годов. Были возведены многоэтажные жилые дома, промышленные предприятия, объекты социальной инфраструктуры. В 1979 году из Тынды в Москву отправился первый поезд по БАМу, в 1984 году начал курсировать скорый пассажирский поезд[2]. 12 февраля 1980 года было начато строительство мясомолочного комбината[3].

Постсоветское время и современные изменения

Распад СССР и остановка строительства БАМа в начале 1990-х годов привели к тяжёлым экономическим последствиям для Тынды. Многие предприятия закрылись, начался отток населения. Если в 1991 году в городе проживало около 65 тысяч человек, то к концу десятилетия осталось лишь 47 тысяч[4]. Тында столкнулась с проблемами безработицы, ветхого жилья, износа инфраструктуры.

Несмотря на трудности, город постепенно адаптировался к новым реалиям. В 1997 году БАМ был разделён на восточный и западный участки, управляемые разными железными дорогами. Важную роль в поддержании экономической и социальной стабильности в 1990-е и 2000-е годы сыграло Управление БАМа. В 2020-е годы в городе реализуются проекты по ремонту и строительству жилья, дорог, социальных объектов.

География и климат

Географическое положение и рельеф

Тында расположена на одноимённой реке (бассейн Амура), в 839 км от Благовещенска, на северо-западе Амурской области. Территория располагается на Алданском щите и Становой гранит-зеленокаменной области Сибирской платформы[5]. Географические координаты города: 55°09′ с. ш. 124°43′ в. д. Высота над уровнем моря — более 500 м. Населённый пункт находится в зоне вечной мерзлоты, окружён таёжным лесом. Город раскинулся на сопках, в месте впадения притока Геткан в реку Тынду[6].

Климатические условия

Климат Тынды резко континентальный с муссонными чертами. Зима очень холодная и сухая, со средней температурой января −28 °C. Лето короткое, но тёплое, со средней температурой июля +17,3 °C. Среднегодовое количество осадков — около 400 мм, большая их часть выпадает летом. Для поселения характерны большие перепады температур между зимой и летом, а также между днём и ночь[6].

Природные ресурсы и их значение

В окрестностях города имеются запасы золота, железных и титановых руд, каменного угля. Важную роль в экономике также играют лесные ресурсы — Тында окружена обширной тайгой, где преобладают хвойные породы деревьев. В городе действуют предприятия по деревообработке[7].

Население

Численность населения
19241939[8]1959[9]1970[10]1979[11]1982[12]1986[13]1987[14]1989[15]1990[16]
18046413099342241 74252 00058 00061 00061 99663 679
1995[16]2000[16]2001[17]2002[18]2003[19]2004[20]2005[13]2006[13]2007[13]2008[21]
52 16242 57741 70040 09440 20039 70039 40039 00038 60038 200
2009[22]2010[23]2011[24]2012[25]2013[26]2014[27]2015[28]2016[29]2017[30]2018[31]
37 87136 27536 18535 41034 78534 16933 81933 45033 18933 061
2019[32]2020[33]2021[34]2023[35]2024[36]
32 92033 17728 62528 16027 796

Среди жителей Тынды преобладают русские, украинцы и белорусы, также в городе проживают представители других национальностей. Такой многонациональный состав населения сформировался в период строительства БАМа, когда сюда приехали специалисты и рабочие со всего Советского Союза[7]. Культурное разнообразие находит отражение в городских праздниках и фестивалях.

Экономика и инфраструктура

Тында. На привокзальной площади (2006г)

Основные отрасли экономики города

Основу экономики Тынды составляют предприятия железнодорожного транспорта, такие как Тындинский регион Дальневосточной железной дороги, локомотивное и вагонное депо, линейные предприятия. Ведущую роль играет компания «Бамстроймеханизация» — крупнейшая на Дальнем Востоке организация, специализирующаяся на строительстве железных и автомобильных дорог, с годовым оборотом более 10 миллиардов рублей.

В городе действуют предприятия лесной промышленности, пищевой промышленности, а также строительные организации («Трест Мостострой-10» — крупнейшая компания по сооружению железнодорожных веток и мостов). Сфера услуг представлена торговыми предприятиями, организациями здравоохранения, образования и культуры[37].

Транспортная инфраструктура

Автомобильные дороги

Тында является важным транспортным узлом, где пересекаются федеральная автотрасса А360 «Лена» и железнодорожная линия БАМа. Через город проходит сеть региональных автодорог, связывающих его с другими населёнными пунктами Амурской области. Состояние дорожного покрытия не всегда отвечает современным требованиям, особенно на участках вне пределов города. Ведётся поэтапная реконструкция и ремонт дорожной сети[2].

Железные дороги

Тында — крупный железнодорожный узел, где пересекаются линии Тайшет — Ургал Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Бамовская — Беркакит Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). Железнодорожная станция ежедневно обслуживает более десятка пар пассажирских и пригородных поездов, включая единственный фирменный поезд «Гилюй» сообщением Тында — Благовещенск, а также несколько десятков грузовых составов. Станция обладает пропускной способностью до 2000 пассажиров в сутки и является важнейшим транспортным узлом региона[38].

Аэропорт

Аэропорт Тынды был открыт в 1965 году[2]. До 2008 года аэропорт принимал самолёты типа Ан-24/Ан-26 и более лёгкие, но из-за особенностей гористого рельефа не был способен принимать широкофюзеляжные самолёты. С 2008 года обслуживает преимущественно чартерные рейсы. В 2012 году вошёл в состав федерального предприятия «Аэропорты Приамурья». Несмотря на планы масштабной реконструкции в 2013 году, включающей удлинение взлётно-посадочной полосы до 2,5 км и расширение до 45 м, она не была реализована из-за отсутствия финансирования.

Культура и достопримечательности

Вокзал станции Тында с левого берега

Музеи

Главной достопримечательностью Тынды является Музей истории Байкало-Амурской магистрали, основанный в 1976 году. С 2001 года он располагается в здании бывшего детского сада. Экспозиция состоит из 7 залов и подробно освещает историю строительства БАМа, включая комсомольский период, быт строителей, их достижения и трудности[39]. Среди экспонатов — исторический вагон первостроителей, прибывший из Москвы в 1974 году, а также личные вещи и документы участников стройки. Музей играет важную роль в сохранении исторической памяти и культурном просвещении жителей и гостей города.

Театры

В Тынде действует Драматический театр (был открыт в 1996 году), расположенный в здании бывшего кинотеатра «Гилюй» на улице Профсоюзной[40]. В репертуар входят спектакли для взрослых и детей. Театр является одним из центров культурной жизни города, на его сцене регулярно проводятся творческие мероприятия и фестивали. Помимо него, в городе работает развлекательный центр «Гилюй», где также проходят концерты, спектакли и другие культурные события.

Исторические здания

Среди исторических зданий Тынды особое место занимают сооружения, связанные с периодом строительства Байкало-Амурской магистрали в 1970 — 1980-х годах. К ним относятся здания управления строительством БАМа, железнодорожного вокзала, а также первые капитальные жилые дома, такие как общежитие «Пионер», построенное в 1976 году[41]. Многие из этих зданий являются яркими примерами советской архитектуры того времени и представляют историческую ценность как свидетельства эпохи масштабной стройки.

Памятники

В Тынде установлены монумент первопроходцам магистрали «Паровоз-памятник ЕА-3246», стела в честь строителей БАМа, памятник «Мостостроитель», а также мемориальная доска в честь воинов-железнодорожников. Особое значение имеет монумент «Камень с первого километра восточного участка БАМа», установленный на площади 25-летия БАМа. Он символизирует мужество и трудовой подвиг строителей магистрали. Другие памятники посвящены истории города, воинам-интернационалистам и защитникам правопорядка[2].

Природные достопримечательности

Тында расположена в живописной местности, окружённой тайгой. В черте города находится несколько парков и скверов, среди которых выделяется Городской парк культуры и отдыха. Через населённый пункт протекает одноимённая река, являющаяся притоком Гилюя[6]. В окрестностях города расположены красивые природные ландшафты, привлекающие любителей активного отдыха и туризма. Особой популярностью пользуется горнолыжный спуск «Усть-Корал», единственный в Амурской области. Природные достопримечательности Тынды представляют интерес как для местных жителей, так и для гостей города.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Бобков М. Ранняя история Тынды. Амурская правда (8 сентября 2005). Дата обращения: 2 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Города России: энциклопедия. / Лаппо Г.М.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
  3. Шестак И. 80 лет назад в Тынде появилась первая электростанция, а 45 лет назад пришло телевидение. Gazeta-bam.ru. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  4. Забияко А. П. Народы и религии Приамурья. — Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2017. — С. 20.
  5. Готтих Р. П. Отражение истории формирования консолидированной земной коры Приамурской золотоносной провинции в ее петрохимическом составе (по материалам отрезков сейсмических профилей Тында-Амурзет и Абакан-Тында-Татарский пролив) // Геофизический журнал. — 2017. — Т. 39, № 4. — С. 15—42.
  6. 6,0 6,1 6,2 Поспелов Е. М. Географические названия России: топонимический словарь. — Москва, 2008. — С. 451. — 523 с. — ISBN ISBN 978-5-17-054966-5..
  7. 7,0 7,1 География России: энциклопедический словарь / Горкин А.П.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  8. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Численность сельского населения СССР по районам, крупным селам и сельским населённым пунктам - районным центрам. Дата обращения: 2 января 2014. Архивировано 17 декабря 2014 года.
  9. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  10. Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  11. Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.. Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013. Архивировано 7 ноября 2021 года.
  12. Народное хозяйство СССР 1922-1982 (Юбилейный статистический ежегодник)
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Народная энциклопедия «Мой город». Тында
  14. Народное хозяйство СССР за 70 лет : юбилейный статистический ежегодник : [арх. 28 июня 2016] / Государственный комитет СССР по статистике. — Москва : Финансы и статистика, 1987. — 766 с.
  15. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. Архивировано 22 августа 2011 года.
  16. 16,0 16,1 16,2 Численность населения Амурской области на 1 января 2021 года по городским округам и муниципальным районам: Стат.сб./Амурстат.- Благовещенск, 2021. – 16с.
  17. Численность населения Амурской области на 1 января 2012 года по городским округам и муниципальным районам:Стат.сб./Амурстат.- Б.,2012. – 17с.
  18. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  19. Численность населения Амурской области на 1 января 2013 года по городским округам и муниципальным районам:Стат.сб./Амурстат.- Б.,2013. – 17с.
  20. Численность населения Амурской области на 1 января 2014 года по городским округам и муниципальным районам:Стат.сб./Амурстат.- Б.,2014. – 16с.
  21. Города Амурской области (число жителей - оценка на 1 января 2008 г., тыс. человек). Дата обращения: 26 июля 2016. Архивировано 20 января 2017 года.
  22. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 2 января 2014 года.
  23. Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов
  24. Амурская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2014 годов
  25. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 31 мая 2014 года.
  26. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  27. Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 2 августа 2014 года.
  28. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 6 августа 2015 года.
  29. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года (5 октября 2018). Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 8 мая 2021 года.
  30. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (31 июля 2017). Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 31 июля 2017 года.
  31. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 26 июля 2018 года.
  32. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 2 мая 2021 года.
  33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года. Дата обращения: 18 октября 2022. Архивировано 17 октября 2020 года.
  34. Таблица 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022. Архивировано 1 сентября 2022 года.
  35. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года
  36. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2024 года. Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения: 4 мая 2024.
  37. Экономика города. Администрации г.Тынды. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  38. О вокзале ст. Тында. Вокзал Тында. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  39. История музея. Музей истории БАМа г.Тында. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  40. О театре. Драматический театр г. Тында. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  41. История города Тынды. Музей истории БАМа г.Тында. Дата обращения: 2 ноября 2024.

Литература

  • Отражение истории формирования консолидированной земной коры Приамурской золотоносной провинции в её петрохимическом составе (по материалам отрезков сейсмических профилей Тында-Амурзет и Абакан-Тында-Татарский пролив) / Р. П. Готтих, Б. И. Писоцкий, А. И. Черненкова [и др.] // Геофизический журнал. — 2017. — Т. 39, № 4. — С. 15-42. — DOI 10.24028/gzh.0203-3100.v39i4.2017.107509.
  • Пешков, Д. А. Новые источники по истории жилищного строительства в зоне БАМ / Д. А. Пешков // Общество: философия, история, культура. — 2022. — № 12(104). — С. 240—244. — DOI 10.24158/fik.2022.12.38.
  • Еланцева, О. П. Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (30-е-начало 50-х годов). Исторический опыт : специальность 07.00.02 «Отечественная история» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / О. П. Еланцева. — Владивосток, 1996. — 45 с.
  • Байкалов, Н. С. Музеи в культурном пространстве городских поселений БАМ / Н. С. Байкалов // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. — 2019. — № 4(36). — С. 193—199.
  • Тында. Город, люди, судьбы = Город, люди, судьбы [Текст] / [гл. ред.: Елена Башурова]. — Благовещенск : Благовещенск. Дальний Восток, 2015. — 255 с.

Ссылки