Трамвай-памятник (Волгоград)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Трамвай-памятник
Памятник трамвайному вагону.JPG
Описание
Страна Флаг России Россия
Расположение Волгорад
Дата открытия 19 апреля 2013 г.
Подвижной состав
Основные типы ПС Трамвай №100

Трамвай-памятник установлен к 100-летию пуска трамвайного движения в Волгограде и представляет воссозданный трамвайный вагон серии Х[1][2][3]. Торжественное открытие трамвая-памятника состоялось 19 апреля 2013 года[4].

Трамвай установлен на специальную площадку с рельсами, которая вымощена брусчаткой. Напротив вагона установлено три информационных стенда, на которых размещена краткая информация об истории развития трамвайного движения в городе. Также рядом установлена табличка с QR-кодом, с помощью которого можно перейти на сайт, где данная информация изложена более подробно[5][6]

История Волгоградского трамвая

Царицын оказался первым уездным городом России, в котором 9 апреля 1913 года появился трамвай. Первая трамвайная линия в городе проходила от станции «Тихорецкой» в сторону центра города до площади Никольской (в настоящее время — площадь имени Ленина). Ее протяженность составляла около 10 километров[7]. Во время Сталинградской битвы практически все трамвайное хозяйство было уничтожено. 28 января 1943 года, за три дня до капитуляции фельдмаршала Паулюса, по сталинградскому трамвайному тресту был издан приказ о начале его работы. Трамвайщики и горожане приступили к восстановлению разрушенного трамвайного хозяйства. В декабре 1943 по маршруту «Центр города — завод «Красный Октябрь» отправился первый восстановленный вагон. В 1955 году хозяйственно-экономические показатели Сталинградского трамвайного хозяйства превзошли довоенный уровень. Волгоградский скоростной трамвай — единственная линия в России, имеющая подземный участок, который построен по нормам метрополитена. Общая протяженность линии СТ — 17,3 км с подземным участком протяженностью 7,1 км. На ней расположено 22 станции, шесть из них — подземные. Журнал Forbes поставил волгоградский скоростной трамвай на 4-е место в списке 12 самых интересных маршрутов мира.

История создания Трамвая-памятника

Базой для воссоздания трамвая-памятника стал вагон МС-4 1932 года выпуска. В период производства и подготовки к эксплуатации нового подвижного состава для второй очереди скоростного трамвая специалисты МУП «Метроэлектротранс» выезжали в командировки в Санкт-Петербург, где на трамвайно-механическом заводе они увидели старый вагон МС-4, который уже не эксплуатировался. Он был приобретён и летом 2010 года доставлен из Санкт-Петербурга в Волгоград.

Старый вагон был привезён на завод по ремонту трамваев и троллейбусов «ВЭТА». Коллективу завода была поставлена задача — к 100-летию пуска трамвайного движения в городе на базе вагона МС-4 воссоздать внешний и внутренний облик трамвайного вагона серии Х. Над воссозданием работали заместитель директора завода Д. А. Принцев, инженер-конструктор Е. Ю. Епишин, газоэлектросварщик Д. Б. Попов и плотник В. Н. Башкирцев. Воссоздавая трамвай, рабочие ориентировались на более позднюю версию вагона серии Х — с одной кабиной водителя и двумя дверями с правой стороны. Такие вагоны стали производить, когда появились разворотные кольца. До этого трамваи ходили челночным способом, заходя в тупики, поэтому у них было две кабины и двери с обеих сторон.

В 2011 году трамвай разобрали: тележку отделили от кузова, провели дефектацию составляющих, приступили к созданию чертежей, потому что старых чертежей подобного вагона на предприятии не сохранилось. Изучив фотографии, была составлена трёхмерная модель вагона. Был сварен каркас, затем его обшили металлом и приступили к изготовлению внутреннего интерьера вагона. Внутренняя отделка вагона: потолок, продольные скамейки и пол — сделаны из дерева. При воссоздании использовались материалы, которые применялись при постройке трамваев в начале XX века.

Когда трамвай был воссоздан, его с помощью подъёмного крана погрузили на трал и доставили на место установки. В ночь с 17 на 18 апреля 2013 года воссозданный вагон был установлен на специальную площадку с рельсами в городском саду Центрального района.

Примечания

  1. История городского электрического транспорта Царицына (1913-1925г.), Сталинграда (1925-1961г.), Волгограда (1961-настоящее время).. Метроэлектротранс, Муниципальное унитарное предприятие, г. Волгоград. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  2. История. Царицынъ - Сталинград - Волгоград. Официальный сайт Администрации Волгограда. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  3. Пругло, Н.В. Народный транспорт Царицына-Сталинграда-Волгорада: из прошлое в будущее: К 100-летию трамвая, 50-летию троллейбуса. — Волгоград: Панорама, 2013. — 432 с. — ISBN 978-5-9666-0121-8.
  4. В Волгограде открыт памятник царицынскому трамваю. Волгоград онлайн. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  5. Памятник царицынскому трамваю. Волгоград онлайн. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  6. Открытие памятника трамваю. Царицын.рф. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  7. Немного о трамваях Царицына-Сталинграда-Волгограда. Блокнот-Волгоград (31.08.2019). Дата обращения: 20 ноября 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!