Точка (тактический ракетный комплекс)
«Точка» | |
---|---|
Точка-Р Точка-У |
|
Экипаж, чел. | 3 человека |
История | |
Разработчик | КБМ |
Производитель |
Ракеты: Воткинский машиностроительный завод СПУ: ПО «Баррикады» |
Годы разработки | С 1968 |
Годы производства | 1973 - ? |
Годы эксплуатации | 1975 - н.в. |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 9490 мм |
Ширина, мм | 2890 мм |
Двигатель | |
дизельный, жидкостного охлаждения | |
Подвижность | |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 км/ч |
«То́чка» (индекс ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны) — 9K79, по классификации НАТО — SS-21 Scarab A (англ. Скарабей), по договору РСМД (Российский совет по международным делам) — ОТР-21) — высокоточный тактический ракетный комплекс, разработанный Коломенским КБ машиностроения под руководством Сергея Павловича Непобедимого[1].
История
Ракетный комплекс «Точка» был разработан в качестве замены устаревшего комплекса «Луна-М», который не обладал высокой точностью и дальностью полёта. Работы над новым комплексом начались в 1968 году под руководством Сергея Павловича, и уже в 1973 году он поступил в серийное производство. Однако вооружение армии данный комплекс получил только через два года.
Ракетный комплекс «Точка» имел два типа ракет: осколочно-фугасные и ядерные. Ядерные удары, которые он мог нанести, были тактическими, а не стратегическими. В 1984 году началась модернизация, и появилась ракета «Точка-У», которая была принята на вооружение в 1989 году. Она была оснащена современной на тот момент электроникой и удовлетворяла требованиям военных. Ракета «Точка-У» имела обозначение 9М79 (индекс ГРАУ — 9К79-1, обозначение НАТО — SS-21 Scarab B). Дальность полёта этой ракеты составляла не более 70 км с вероятным отклонением в 250 метров.
В 1983 году была представлена новая ракета «Точка-Р», основной особенностью которой стала пассивная радиолокационная головка самонаведения. Она не полностью удовлетворяла требованиям военных, так как требовалась более точная ракета с увеличенной дальностью полёта. Ракетный комплекс «Точка» стал значительным шагом вперёд по сравнению с его предшественником «Луна-М». Он обладал большей точностью и дальностью полёта, что делало его более эффективным в тактических операциях[2].
Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным, на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения в городе Петропавловске). Специальные шасси для пусковых установок (ПУ) БАЗ-5921 и сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады», а транспортно-заряжающие машины производились на Брянском заводе специального автомобилестроения. В процессе производства ракетного комплекса были задействованы предприятия из разных регионов Советского Союза[3].
Тактико-технические характеристики
- Дальность стрельбы: минимальная — 15 км, максимальная — 120 км.
- Точность стрельбы — высокая.
- Стартовая масса: 2010 кг.
- Время подготовки к пуску: из состояния готовности — 2 минуты, с марша — 16 минут.
- Масса пусковой установки (с ракетой и расчётом): 18145 кг[4].
- Максимальная скорость передвижения пусковой установки: по шоссе — 60 км/час, на воде — 8 км/час.
- Запас хода боевых машин по топливу (с полной загрузкой): 650 км.
- Технический ресурс боевых машин: 15000 км[5].
- Экипаж: 3 человека.
- Температурный диапазон эксплуатации: от −40 до +50 градусов Цельсия.
- Срок эксплуатации: не менее 10 лет, из которых 3 года в полевых условиях[6].
Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина
Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) является основным средством для оперативного обеспечения боеприпасами стартовых батарей, предназначенных для ракетных ударов. Она способна хранить и перевозить до двух полностью готовых к запуску ракет с пристыкованными головными частями в своём герметизированном отсеке. Благодаря специальному оборудованию, включающему гидропривод, стреловой кран и другие системы, машина может осуществить заряжание пусковой установки за примерно 19 минут. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной площадке, достаточно большой для размещения пусковой установки и транспортно-заряжающей машины. Кроме того, ракеты в металлических контейнерах могут быть хранены и перевозимы на транспортных машинах комплекса. Каждая машина способна вместить две ракеты или четыре головные части[7].
Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина оснащены колёсными шасси от 5921 и 5922 Брянского автозавода. Все колёса имеют ведущий характер, а шины регулируются с помощью централизованной системы давления воздуха размерами 1200 х 500 х 508. Клиренс шасси составляет 400 мм, что даёт возможность движения по непроходимой местности. Кроме того, для движения по воде предусмотрены водомётные движители пропеллерного типа. Подвеска всех колёс является независимой торсионной, причём колёса первой и третьей пар рулевые. При передвижении по воде шасси контролируются с помощью заслонок водомётов и встроенных в корпус каналов. Машины способны передвигаться по дорогам различных категорий и вне их[8].
Состав ракетного комплекса 9К79 (9К79-1)
1. Боевые средства:
Ракеты:
- 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К),
- 9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 (мощность 10 кт),
- 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86,
- 9М79ФР с осколочно-фугасной боевой частью и пассивной радиолокационной головкой самонаведения 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР),
- 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92,
- 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф).Специальные транспортные средства:
- Машины хранилища — специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1),
- Транспортные машины 9Т238, 9Т222,
- Контейнеры:
- 9Я234 для ракет и ракетной части,
- 9Я236 для боевой части.
2. Средства технического обслуживания и регламентных работ:
- Автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819,
- Машина технического обслуживания МТО 9В844,
- Машина технического обслуживания МТО-4ОС,
- Комплект арсенального оборудования 9Ф370.
3. Средства управления связи — командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).
4. Учебно-тренировочные средства:
- Учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ 9М79К-УТ,
- Учебно-тренировочная боевая часть — 9Н39-УТ, 9Н64-УТ,
- Габаритно-весовой макет — 9М79-ГВМ,
- Разрезной макет ракетной части 9М79,
- Разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия — 9Н123Ф-РМ,
- Разрезной макет кассетной боевой части — 9Н123К-РМ.
5. Тренажёр:
- 9Ф625 — тренажёр для тренировки расчетов пусковой установки,
- 2У43 —тренажёр пульта управления механика-водителя пусковой установки,
- 2У420 — тренажёр диспетчера,
- 2У41 — тренажёр для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса,
- 2У413 — тренажёр-ракета 9М79Ф.
6. Дополнительная техника: 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и другая техника, применяемая для технического обслуживания и регламентных работ[9].
Примечания
- ↑ Тактический ракетный комплекс “Точка-У” — старый, высокоточный и смертоносный . Hi - News.ru (17 июня 2022).
- ↑ Тактическая ракетная «Точка» // военное обозрение : сайт. — ООО «ВО-медиа», 2013. — 29 апреля.
- ↑ 788 Научно-испытательный центр по испытаниям ВВТ сухопутных войск (2006).
- ↑ 9К79 Точка - SS-21 SCARAB (6 апреля 2009). Дата обращения: 15 ноября 2023.
- ↑ 9К79 Точка - SS-21 SCARAB . MilitaryRussia.Ru (6 апреля 2009). Дата обращения: 15 ноября 2023.
- ↑ Ракетный комплекс "Точка-У": технические характеристики . РИА Новости (30 октября 2009). Дата обращения: 15 ноября 2023.
- ↑ «Точка-У» (9K79-1) - ракетный комплекс . Дата обращения: 15 ноября 2023.
- ↑ Тактический ракетный комплекс 9К79-1 Точка-У . Ракетная техника. Дата обращения: 15 ноября 2023.
- ↑ 9К79 Точка - SS-21 SCARAB (6 апреля 2009). Дата обращения: 15 ноября 2023.