Титков, Иван Филиппович

Иван Филиппович Титков
белор. Іван Піліпавіч Ціткоў
Титков Иван Филиппович.jpg
Дата рождения 14 (27) августа 1912(1912-08-27)
Место рождения Слобода, Тульская губерния, Российская империя
Дата смерти 23 июля 1982(1982-07-23) (69 лет)
Место смерти Минск, Белорусская ССР, СССР
Принадлежность  СССР
Род войск НКВД
Годы службы 1934—1936; 1940—1945
Звание Полковник
Часть ВСО КГБ
Командовал Партизанская бригада «Железняк»
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Ива́н Фили́ппович Титко́в (белор. Іван Піліпавіч Ціткоў; 14 (27) августа 1912, Слобода, Тульская губерния, Российская империя — 23 июля 1982, Минск, Белорусская ССР, СССР) — советский военнослужащий, полковник, командир партизанской бригады «Железняк», действовавшей на территории оккупированной немецко-фашистскими захватчиками Минской области Белорусской СССР. Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944 год)[1][2].

Биография

Детство и юность

Иван Титков родился в 1912 году в деревне Слобода (по состоянию на 2025 год деревня Слобода Белёвского района Тульской области) в крестьянской семье. После окончания семилетнего образования, поступил на работу на Белёвский завод по сушке. В 1927 году переехал в Тулу, где принимал участие в возведении фабрики-кухни. В 1931 году окончил обучение в Тульском строительном техникуме. Затем занимал руководящие должности в строительных трестах Кузбасса и Омской области. Служил на срочной службе два года в рядах Красной Армии с 1934 года. В 1936 году получил диплом военно-инженерного училища в Тамбове. После демобилизации продолжил образование и в 1939 году окончил Новосибирский строительный институт[1][3].

В 1940 году вновь призван в Красную Армию, где в том же году окончил инженерные курсы. К лету 1941 года занимал должность помощника командира инженерного батальона в Западном Особом военном округе (Пинск, Белорусская ССР)[1][3].

Боевой путь

С июня 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне. В начале войны оказался в окружении, сумел собрать остатки разгромленных подразделений, сформировал боевую группу и в середине июля с боями вывел её из окружения. Принимал участие в Смоленском сражении и битве за Москву[1].

В июне 1942 года капитан Титков был направлен в распоряжение Штаба партизанского движения Западного фронта, прошёл обучение в Барвихе и был заброшен в тыл врага. В 1943 году вступил во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков). Иван Филиппович Титков являлся одним из организаторов и командиров партизанского сопротивления на территории Минской области Белорусской ССР, временно захваченной гитлеровскими войсками. С октября 1942 год по июль 1944 года майор Иван Титков возглавлял партизанскую бригаду «Железняк», бойцы которой, как народные защитники, причинили серьёзные потери немецко-фашистским захватчикам. После освобождения белорусской территории, где действовала партизанская бригада под командованием Ивана Титкова, он продолжил службу в рядах Красной Армии[1][3].

Самой значительной операцией, проведённой отрядом «железняковцев», стало освобождение посёлка Бегомль. Этот населённый пункт приобрёл стратегическую важность для оккупационных войск в их борьбе с партизанским сопротивлением в северо-восточной части Минской области. Этот крупный посёлок городского типа имел развитую сеть автомобильных дорог, связывающих его с Борисовом, Минском, Долгиново, Докшицами и Лепелем, проходящими через заболоченные леса. Серьёзная опасность исходила от возможности превращения посёлка в укрепленный пункт для концентрации карательных частей. На протяжении всей войны на подконтрольной бригаде территории функционировал уникальный для Белоруссии аэродром, служивший каналом связи между партизанским движением Белорусской ССР и советским тылом. Под руководством Ивана Титкова бригада осуществила разгром фашистской дивизии и обеспечила переход уцелевших солдат вместе с командным составом на сторону партизан. Подразделение «Железняк» ликвидировало более 800 военнослужащих противника, уничтожив четыре танка и бронетранспортёра, и пустив под откос семь железнодорожных составов. В результате операций было захвачено 1690 единиц вооружения различного типа. Бригада внесла существенный вклад в проведение широкомасштабной диверсионной операции на железных дорогах, что было отмечено двумя благодарностями от Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко, главы Центрального Штаба партизанского движения. Целью операции было полное разрушение железнодорожной инфраструктуры. Последовательно развертывались группы для отвлечения внимания, сапёры и отряды охраны. После уничтожения 11 километров железнодорожных путей пришлось бороться с попытками противника восстановить сообщение. Полк из Словакии, направленный для борьбы с партизанами, отказался активно участвовать в боевых действиях, а некоторые солдаты оказывались диверсантами. На участке Молодечно — Полоцк обстановка осложнилась, но диверсионные действия продолжались и на автомобильных дорогах. В рамках «рельсовой войны» бойцы бригады вывели из строя свыше 5,5 тысяч рельсов и разрушили пять железнодорожных мостов[4].

Штурм Бегомля продолжался двое суток, 19 декабря 1942 года посёлок перешёл под контроль партизан. В освобождённом населённом пункте была учреждена военная комендатура, размещён штаб партизанской бригады, развёрнут мобильный госпиталь и организованы тыловые службы. Начались работы по укреплению обороны города и прилегающей территории. В день освобождения партизанские ряды пополнили 300 новобранцев. Соседние партизанские отряды и бригады активизировали боевые действия, что вынудило немецкие войска рассредоточить силы и снизило их наступательный потенциал. Партизаны окончательно перекрыли транспортный путь из Минска в Витебск. Река Березина, протекающая севернее Борисова, и другие водные преграды стали дополнительной защитой для партизан от немецких атак. К концу декабря весь Бегомльский район был освобождён, что послужило основанием для формирования Борисовско-Бегомльской партизанской зоны[2].

За образцовое выполнение заданий командования в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии майору Ивану Филипповичу Титкову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза. Ему вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда»[1].

Из воспоминаний Григория Моисеевича Каплана, воевавшего в бригаде «Железняк»[2]:

«Бригада „Железняк“ была крупным и боеспособным партизанским соединением, в котором был порядок. Комбриг, полковник Титков, пользовался авторитетом, и свои отряды держал в кулаке. В составе бригады была своя артиллерийская техника, целый парк мотоциклов и прочей техники, но что самое главное, в зоне ответственности бригады находился партизанский аэродром, обслуживающий нужды Минского соединения. По ночам на самолётах нам привозили оружие, боеприпасы, продовольствие, а на обратном пути забирали тяжелораненых. Моей роте несколько раз приходилось охранять этот лесной аэродром. Еды и одежды у партизан хватало, и дисциплина была на уровне…

Отряды лесных мародеров, шастающие по лесам и маскирующиеся под „советских партизан“, старались не связываться с партизанами „Железняка“, так как Титков мародерские группы ненавидел и расправлялся с ними без жалости»

.

Послевоенное время

В 1945 году Иван Титков, в звании полковника, вышел в отставку. После этого он занимал должности в ЦК ВКП(б) и в структуре органов государственной безопасности. В 1950 году окончил обучение в Высшей партийной школе, функционировавшей при ЦК ВКП(б). В 1956 году, выразив своё несогласие с решением о вводе советских войск на территорию Венгрии, был освобождён от занимаемой должности в Комитете Государственной безопасности. С 1958 года и до переезда в Минск работал в должности управляющего строительным трестом в городе Гурьеве (по состоянию на 2025 год — Атерау, административный центр Атерауской области в Республике Казахстан), где занимался возведением промышленных объектов на Мангышлакском полуострове. Ушёл из жизни 23 июля 1982 года. Похоронен на Восточном («Московском») кладбище в Минске[1].

Награды и звания

Память

  • Именем Героя названа улица в посёлке Бегомль в Белоруссии, а также Крулевщинская средняя школа Докшицкого района Белоруссии[3].
  • На основе воспоминаний о боевом пути Ивана Титкова написано Алексеем Толстым произведение «Рассказы Ивана Сударева»[3].
  • В городском посёлке Бегомль, а бригаде «Железняк» установлен памятник[2].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Титков Иван Филиппович. Международный патриотический интернет-проект «Герои страны». Дата обращения: 8 июля 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Легендарные комбриги. Проект БЕЛТА. Дата обращения: 9 октября 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Титкова П. Комбриг, ставший протопипом персонажа книги. АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва» (21 апреля 2025). Дата обращения: 9 октября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 Титков Иван Филиппович командир партизанской бригады «Железняк». Родныя вытоки. Дата обращения: 8 июля 2025.

Ссылки