Тальони, Мария
Мария Тальони | |
---|---|
итал. Maria Taglioni | |
Неизвестный художник. Из коллекции Театрального музея им. А. А. Бахрушина | |
Имя при рождении | Мария Тальони |
Дата рождения | 23 апреля 1804 |
Место рождения | Стокгольм |
Дата смерти | 22 апреля 1884 (79 лет) |
Место смерти | Марсель, Франция |
Гражданство | Королевство Италия |
Профессия | артистка балета, балетный педагог |
Годы активности | 1824 — 1880 |
Мари́я Тальо́ни (итал. Maria Taglioni; 23 апреля 1804, Стокгольм[1] — 22 апреля 1884, Марсель) — прославленная балерина XIX века, одна из центральных фигур балета эпохи романтизма.
Биография
Мария родилась 23 апреля 1804 года в столице Шведского королевства Стокгольме. Отец девушки, Филиппо Тальони, прославленный хореограф и педагог, оказал большое влияние на профессиональную биографию дочери, а мать, София-Эдвига Карстен, работала солисткой балетной труппы.
Мария вместе с братом Полем Тальони с детства занимались балетом, учителем девушки стал прославленный французский педагог Франсуа Кулон[2].
Затем Филиппо Тальони решил, что старая французская система обучения танцам не соответствует её индивидуальности, и стал заниматься с ней сам. Это была очень жестокая школа. Отец требовал от дочери безукоризненно простых, благородных, лишенных малейшего налета фривольности движений. Более того, его муштра преследовала фантастическую цель – преодолеть земное притяжение. Все, что разрешалось Марии, – это слегка, незаметным усилием оттолкнуться от земли, чтобы лететь. «Да, она летала», – скажут её будущие зрители.[3].
Парижскую публику Мария покорила в 1827 году в «Венецианском карнавале», с тех пор она часто танцевала в парижской Опере. Затем она танцевала в Лондоне, в театре Ковент-Гарден. В марте 1832 года в парижской Опере состоялась премьера балета «Сильфида», ознаменовавшего начало эпохи балетного романтизма, неотъемлемыми атрибутами которого стали белое балетное платье с юбкой-пачкой и танец на пуантах.
За «Сильфидой» последовали новые партии в отцовских балетах – Натали в «Натали, или Швейцарская молочница» (1832), Зюльма в «Восстании в серале» (1833), Флер де Шан в «Деве Дуная» (1836). Но именно легкокрылая Сильфида оставалась главной[2].
Карьера танцовщицы не помешала великой Тальони иметь семью и детей: в 1832 году Мария вышла замуж за графа де Вуазен, но продолжала носить девичью фамилию и не бросила сцены. От этого брака у неё были дочь и сын. Легкомысленный супруг с годами растратил и своё состояние, и часть доходов Марии. В 1835 году балерина вынуждена была расстаться с ним. Приходилось вновь надеяться только на себя, на свой талант и на свой характер.
Русские сезоны
После премьеры «Сильфиды» Тальони проснулась знаменитой. Следующие 15 лет не прекращались выступления и гастроли Тальони по всему Старому свету.
Начиная с 1837 года, целых 5 сезонов уже прославленная к тому времени Тальони на пару с отцом выступала в российской столице, где моментально покорила публику. Все же со временем интерес в талантливой балерине начал утихать, и Тальони вернулась на французскую землю.
В её отсутствие на сцене появилось много новых и подающих надежд балерин, а Марии к тому времени уже было 43 года. Она выступила в балете «Тень», но былого успеха уже не случилось. Постепенно Мария Тальони стала отходить от выступлений, которые и были завершены в 1847 году.
Уход из балета
Закончив выступления в 1847 году, она продолжала давать уроки балета. Жила преимущественно на виллах Италии. В Венеции ей принадлежал дворец Ка-д’Оро, который по её заказу был сильно перестроен согласно моде, и его историческому облику был нанесён серьёзный ущерб. Некоторое время сожительствовала с русским князем А. В. Трубецким, от которого родила сына[4]. Князь Трубецкой позднее женился на её дочери от брака с Вуазеном.
В 1859—1870 годах она преподавала в балетной школе Парижской оперы. В 1870—1882 годах Тальони жила в Лондоне, преподавала танцы в аристократических семьях. И, наконец, поселилась в своём палаццо на озере Комо.
Мария Тальони умерла в 1884 году в Марселе, похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез. На её надгробии — такие слова: «O terre ne pese pas trop sur elle, elle a si peu pese sur toi» («Земля, не дави на неё слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе»)[5].
Признание
В 1833 году садовник Пеан-Сильвен представил во Франции новый сорт чайной розы белого цвета с розовой сердцевиной, которому дал название «Тальони».
В 1836 Уильям Теккерей под псевдонимом «Теофиль Вагстаф» издал в Лондоне книгу «Флора и Зефир», представлявшую из себя сборник карикатур на Тальони и её партнёра Альбера, гастролировавших в лондонском Королевском театре в 1833 году. Обложка пародировала знаменитую литографию Шалона, изображающую Тальони в роли Флоры.
Портрет Тальони с обозначением года её дебюта (1828, в действительности дебютировала в 1827-м), написанный Гюставом Буланже, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков[6].
Репертуар
- Гофтеатр, Вена[* 1]
- 10 июня 1822 — Нимфа, «Приём юной нимфы ко двору Терпсихоры»*
- 17 декабря 1822 — «Прекрасная Арсена», хореография Луи Анри на сборную музыку
- август 1823 — «Амазонки», хореография Луи Анри на сборную музыку
- Pas de châle, концертный номер
- 29 мая 1824 — Венера, «Психея» Армана Вестриса
- Театр Штутгарта
- «Пробуждение Венеры Амуром»
- «Праздник в гареме»
- Pas de deux* (партнёр — Поль Тальони)
- 1825—1826 — Викторина, «Ярмарка»* (Йеронимо — Джузеппе Турчи (Турчетто); Амазонка, «Меч и копьё»*
- 12 марта 1826 — Данина, «Данина, или Жоко, бразильская обезьяна»* (Дон Меаро — Антон Штюльмюллер)[* 2]
- Аглая, «Аглая»*
- Парижская Опера
- 23 июля 1827 — вставное pas de deux* на музыку Йозефа Майзедера, премьера балета Анатоля Пети «Сицилиец» (партнёр — Поль Тальони)
- «Цена танца», вставной номер в опере Гаспаре Спонтини «Весталка»
- вставное pas de deux* в балете Жана-Батиста Блаша «Марс и Венера, или Сети Вулкана»
- 2 июля 1828 — Лидия, «Лидия» Жана-Пьера Омера, музыка Луи Герольда
- 29 августа 1828 — Венера, «Марс и Венера, или Сети Вулкана» Жана-Батиста Блаша
- 17 декабря 1828 — Золушка, «Золушка» Альбера
- 23 февраля 1829 — Психея, «Психея» Пьера Гарделя, музыка Жана Шнейцхоффера[* 3]
- 27 апреля 1829 — Повелительница наяд, «Красавица спящего леса» Жана-Пьера Омера, музыка Луи Герольда
- 3 августа 1829 — Тирольский танец, премьера оперы Джоаккино Россини «Вильгельм Телль»[* 4]
- 3 мая 1830 — Нюка (танец рабыни* в последнем акте балета Жана-Пьера Омера «Манон Леско», музыка Фроманталя Галеви
- Берлин
- май 1830 — «Новая амазонка»*
- Лондон
- 3 июня 1830 — Флора, «Зефир и Флора» Шарля-Луи Дидло (возобновление Альбера, он же исполнил роль Зефира)
- Парижская Опера
- 30 августа 1830 — вставное pas de deux в опере «Фернандо Кортес» (партнёр — Жюль Перро)
- 13 октября 1830 — Золое, «Бог и баядерка, или Влюблённая куртизанка»*, опера-балет на музыку Даниэля-Франсуа Обера, сценарий Эжена Скриба
- 14 марта 1831 — Флора, «Зефир и Флора» Шарля-Луи Дидло (Зефир — Жюль Перро)
- 21 ноября 1831 — Призрак аббатисы Елены (танцы монахинь-призраков*), премьера оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол»
- 12 марта 1832 — Сильфида, «Сильфида»* на музыку Жана-Мадлена Шнейцхоффера (Джеймс — Жозеф Мазилье)
- 7 ноября 1832 — Натали, «Натали, или Швейцарская молочница»*[* 5]
- 4 декабря 1833 — Зюльма, «Восстание в серале»* на музыку Теодора Лабарра (Измаил — Жозеф Мазилье)
- Лондон
- 21 июня 1834 — «Охота нимф» на музыку Даниэля-Франсуа Обера
Парижская Опера
- 8 апреля 1835 — Брезилья, «Брезилья, или Племя женщин»* на музыку Венцеля фон Галленберга (Замора — Жозеф Мазилье), «Романеска», танцевальний дивертисмент в опере Д.-Ф. Обера «Густав III, или Бал-маскарад» (партнёр — Огюст Вестрис)
- 21 сентября 1836 — Флёр де Шан, «Дева Дуная»* на музыку Адольфа Адана
Большой театр, Санкт-Петербург
- 23 ноября 1838 — Гитана, «Гитана, испанская цыганка»* (Фредерик — Николай Гольц)
- 1838 — Миранда, «Миранда, или Кораблекрушение»*
- 1839 — «Креолка»*
- 22 ноября 1839 — графиня Анжела, «Тень»* на музыку Людвига Маурера (рыцарь Лоредан — Николай Гольц)
- 1840 — «Озеро волшебниц»*
- 5 февраля 1840 — «Морской разбойник»* на музыку Адольфа Адана
- 30 января 1841 — Аглая, «Аглая, воспитанница Амура»* на музыку Келлера
- 1841 — Дая, «Дая, или Португальцы в Индии»* на музыку Келлера
- 26 февраля? 1842 — Герта, «Герта, или Царица эльфрид»* на музыку Келлера (партнёр — Христиан Иогансон)
Королевский театр в Хеймаркете, Лондон
- 12 июля 1845 — Pas de Quatre Жюля Перро, (вместе с Карлоттой Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран)
- 24 июля 1845 — «Диана» Жюля Перро (он же исполнил роль Эндимиона)
- 23 июля 1846 — Геба, «Суд Париса» Жюля Перро (Парис — Артур Сен-Леон, Венера — Фанни Черрито, Минерва — Люсиль Гран)
Примечания
- ↑ Тальони Мария // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ 2,0 2,1 Тальони Мария . БРЭ. Дата обращения: 17 мая 2024.
- ↑ Мария Тальони
- ↑ Тютчев Ф. И. Сочинения: В 2-х т. — М., 1984. Т. 2: Письма. С.189-192.
- ↑ Мария Тальони. Балерина, изменившая традиции балета
- ↑ МАРИЯ ТАЛЬОНИ
- Комментарии
Ссылки
- Мария Тальони // энциклопедия Санкт-Петербург.
- Третьякова Л. День рождения Сильфиды // Вокруг света. 2004. № 11 (2770) [ ноябрь].
- Мария Тальони и Эмма Ливри // сюжет программы «Абсолютный слух». на YouTube
- Мария Тальони в гравюрах и рисунках // Национальная портретная галерея, Лондон.
- Последнее па-галоп Тальони, как было исполнено ею с беспрецедентным успехом перед их величествами в Санкт-Петербурге. Николя Бокса, ок. 1840 // International Music Score Library Project
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с модулем ФИО со ссылкой на другую статью
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 23 апреля
- Родившиеся в 1804 году
- Умершие 22 апреля
- Умершие в 1884 году
- Артисты балета по алфавиту
- Артисты балета Франции
- Артисты балета Италии
- Артисты балета XIX века
- Балетные педагоги по алфавиту
- Балетные педагоги Италии
- Балетные педагоги XIX века
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Артисты балета Парижской оперы
- Руководители балетной школы Парижской оперы
- Похороненные в Марселе
- Похороненные на кладбище Пер-Лашез
- Перезахороненные