Тальони, Мария

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
(перенаправлено с «Тальони»)
Мария Тальони
итал. Maria Taglioni
Неизвестный художник. Из коллекции Театрального музея им. А. А. Бахрушина
Неизвестный художник. Из коллекции Театрального музея им. А. А. Бахрушина
Имя при рождении Мария Тальони
Дата рождения 23 апреля 1804(1804-04-23)
Место рождения Стокгольм
Дата смерти 22 апреля 1884(1884-04-22) (79 лет)
Место смерти Марсель, Франция
Гражданство Королевство Италия
Профессия артистка балета, балетный педагог
Годы активности 18241880

Мари́я Тальо́ни (итал. Maria Taglioni; 23 апреля 1804, Стокгольм[1] — 22 апреля 1884, Марсель) — прославленная балерина XIX века, одна из центральных фигур балета эпохи романтизма.

Биография

Мария родилась 23 апреля 1804 года в столице Шведского королевства Стокгольме. Отец девушки, Филиппо Тальони, прославленный хореограф и педагог, оказал большое влияние на профессиональную биографию дочери, а мать, София-Эдвига Карстен, работала солисткой балетной труппы.

Мария вместе с братом Полем Тальони с детства занимались балетом, учителем девушки стал прославленный французский педагог Франсуа Кулон[2].

Затем Филиппо Тальони решил, что старая французская система обучения танцам не соответствует её индивидуальности, и стал заниматься с ней сам. Это была очень жестокая школа. Отец требовал от дочери безукоризненно простых, благородных, лишенных малейшего налета фривольности движений. Более того, его муштра преследовала фантастическую цель – преодолеть земное притяжение. Все, что разрешалось Марии, – это слегка, незаметным усилием оттолкнуться от земли, чтобы лететь. «Да, она летала», – скажут её будущие зрители.[3].

Парижскую публику Мария покорила в 1827 году в «Венецианском карнавале», с тех пор она часто танцевала в парижской Опере. Затем она танцевала в Лондоне, в театре Ковент-Гарден. В марте 1832 года в парижской Опере состоялась премьера балета «Сильфида», ознаменовавшего начало эпохи балетного романтизма, неотъемлемыми атрибутами которого стали белое балетное платье с юбкой-пачкой и танец на пуантах.

За «Сильфидой» последовали новые партии в отцовских балетах – Натали в «Натали, или Швейцарская молочница» (1832), Зюльма в «Восстании в серале» (1833), Флер де Шан в «Деве Дуная» (1836). Но именно легкокрылая Сильфида оставалась главной[2].

Карьера танцовщицы не помешала великой Тальони иметь семью и детей: в 1832 году Мария вышла замуж за графа де Вуазен, но продолжала носить девичью фамилию и не бросила сцены. От этого брака у неё были дочь и сын. Легкомысленный супруг с годами растратил и своё состояние, и часть доходов Марии. В 1835 году балерина вынуждена была расстаться с ним. Приходилось вновь надеяться только на себя, на свой талант и на свой характер.

Русские сезоны

Мария Тальони в балете «Зефир и Флора» Шарля Луи Дидло

После премьеры «Сильфиды» Тальони проснулась знаменитой. Следующие 15 лет не прекращались выступления и гастроли Тальони по всему Старому свету.

Начиная с 1837 года, целых 5 сезонов уже прославленная к тому времени Тальони на пару с отцом выступала в российской столице, где моментально покорила публику. Все же со временем интерес в талантливой балерине начал утихать, и Тальони вернулась на французскую землю.

В её отсутствие на сцене появилось много новых и подающих надежд балерин, а Марии к тому времени уже было 43 года. Она выступила в балете «Тень», но былого успеха уже не случилось. Постепенно Мария Тальони стала отходить от выступлений, которые и были завершены в 1847 году.

Уход из балета

Закончив выступления в 1847 году, она продолжала давать уроки балета. Жила преимущественно на виллах Италии. В Венеции ей принадлежал дворец Ка-д’Оро, который по её заказу был сильно перестроен согласно моде, и его историческому облику был нанесён серьёзный ущерб. Некоторое время сожительствовала с русским князем А. В. Трубецким, от которого родила сына[4]. Князь Трубецкой позднее женился на её дочери от брака с Вуазеном.

В 18591870 годах она преподавала в балетной школе Парижской оперы. В 1870—1882 годах Тальони жила в Лондоне, преподавала танцы в аристократических семьях. И, наконец, поселилась в своём палаццо на озере Комо.

Мария Тальони умерла в 1884 году в Марселе, похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез. На её надгробии — такие слова: «O terre ne pese pas trop sur elle, elle a si peu pese sur toi» («Земля, не дави на неё слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе»)[5].

Признание

В 1833 году садовник Пеан-Сильвен представил во Франции новый сорт чайной розы белого цвета с розовой сердцевиной, которому дал название «Тальони».

В 1836 Уильям Теккерей под псевдонимом «Теофиль Вагстаф» издал в Лондоне книгу «Флора и Зефир», представлявшую из себя сборник карикатур на Тальони и её партнёра Альбера, гастролировавших в лондонском Королевском театре в 1833 году. Обложка пародировала знаменитую литографию Шалона, изображающую Тальони в роли Флоры.

Портрет Тальони с обозначением года её дебюта (1828, в действительности дебютировала в 1827-м), написанный Гюставом Буланже, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков[6].

Репертуар

Примечания

  1. Тальони Мария // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. 2,0 2,1 Тальони Мария. БРЭ. Дата обращения: 17 мая 2024.
  3. Мария Тальони
  4. Тютчев Ф. И. Сочинения: В 2-х т. — М., 1984. Т. 2: Письма. С.189-192.
  5. Мария Тальони. Балерина, изменившая традиции балета
  6. МАРИЯ ТАЛЬОНИ
Комментарии
  1. Здесь и далее номера и балеты, отмеченные знаком (*) — в хореографии Филиппо Тальони
  2. Затем Тальони танцевала этот балет на гастролях в Вене и Мюнхене.
  3. Прощальный бенефис балетмейстера
  4. Исполнялся под пение хора а капелла.
  5. Новая редакция балета 1821 года.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!