Спесивцева, Ольга Александровна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Ольга Александровна Спесивцева
Портрет
Дата рождения 5 июля 1895(1895-07-05)
Место рождения Ростов-на-Дону
Дата смерти 16 сентября 1991(1991-09-16) (96 лет)
Место смерти США
Профессия балерина
Театр Балет Мариинского театра

Ольга Александровна Спесивцева (5 июля 1895, Ростов-на-Дону[1] — 16 сентября 1991, США) — балерина Мариинского театра[2].

Биография

Детство и юность

Ольга Александровна Спесивцева родилась 5 июля 1895 года в Ростове-на-Дону. Её отец был актёром. Он умер, когда девочка была совсем маленькая. Семья была многодетной, и потеря кормильца очень тяжело сказалась на их финансовом благополучии[1]. Ольга, её сестра Зинаида и их брат Анатолий оказались в приюте для детей артистов, который располагался в Петербурге. 3 сентября 1906 года Ольгу Спесивцеву приняли в Театральное училище[1]. Девушка особенно хорошо танцевала классику[3]. Среди её первых учителей был Александр Иванович Чекрыгин[4].

Антон Долин в своей книге упоминал, что преподавательница Юлия Рыхлякова заложила основы умений Ольги Спесивцевой. Исследователи считают, что Долин допустил ошибку в написании имени, и он подразумевал, что обучала Спесивцеву балерина и педагога Варвара Рыхлякова. Через какое-то время Ольга стала учиться в классе Веры Жуковой. У девушки была отличная успеваемость в театральном училище, и ей разрешили носить белое платье на занятия танцами, что было особым знаком отличия для учениц Театрального училища[5].

Обращает на себя особое внимание воспитанница О. Спесивцева, воздушная, легкая, своеобразная в хореографическом рисунке, оригинальная в своей пластикеВ. Светлов, 1910 год[2]

.

Два последние года обучения Спесивцева занималась в классе Кулической. Уроки этого педагога проходили под рояль и неизменно длились 2 часа. Выпускной спектакль «Сказки белой ночи» состоялся 6 апреля 1913 года, в нём Спесивцева исполнила главную партию царицы Белой ночи. Также, Ольга Спесивцева училась у Н. Г. Легат, Л. Н. Егоровой, Н. Г. Сергеева[5][3].

Начало работы в театре

В 1913 году она стала выпускницей балетного отделения Петербургского театрального училища. После выпуска поступила в труппу кордебалетной танцовщицей, размер её жалования составил 600 рублей. К 1914 году оклад увеличился до 900 рублей, а спустя ещё два года составлял уже 1200 рублей. Ольга Спесивцева стала солисткой первого разряда[2]. В газетах появлялись заметки о незаурядных способностях Спесивцевой ещё когда она была ученицей училища[2].

Осенью 1913 года Спесивцева дебютировала на сцене Мариинского театра в балете «Раймонда»[6]. 27 октября 1913 года она исполнила партию Снега во «Временах года». 10 ноября 1913 года она танцевала pas de troi в «Лебедином озере»[7]. В 1915 году исполнила партию Амура в «Дон Кихоте»[8].

4 октября 1915 года Ольга Спесивцева дебютировала в партии феи Бриллиантов. 1 мая 1916 года она исполнила дуэт совместно с Обуховым из балета «Баядерка»[8].

В 1917 году Спесивцева вернулась в Россию. Уже в 1918 году она стала получать очень много сольных партий в связи с тем, что многие балерины перестали работать в театре и уехали жить в другие страны. 17 марта 1918 года она танцевала партию феи Драже из «Щелкунчика». 20 ноября 1918 года выступала в балете «Шопениана». 15 декабря исполняла grand pas в Пахите[9].

В 1919 году Спесивцева стала заниматься у Агриппины Яковлевны Вагановой. Спесивцева была первой ученицей Вагановой[5].

В «Истории танца» Худенкова про Ольгу Спесивцеву написаны отдельные страницы[2].

Балерина Ольга Спесивцева

В 1915 году обсуждался вопрос участия Спесивцевой в гастролях дягилевской труппы, но когда нужно было подписывать контракт в конце того же года, балерина отказалась, и есть основания полагать, что её отговорил от этого критик Волынский. В декабре 1916 года она согласилась гастролировать, выступала в США и танцевала вместе с Вацлавом Нижинским. Спесивцева и Нижинский танцевали вместе pas de deux принцессы Флоры и Голубой птицы[10].

В 1918 году Ольга Спесивцева становится балериной. С этого года по 1923 год она выступает в таких балетах, как «Пахита», «Шопениана», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»[2]. Критики отмечали «трагическую отрешенность» танца Спесивцевой в «Жизели»[11].

В 1921 году Спесивцева брала индивидуальные уроки в Лондоне у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Последний считал, что Спесивцева — гениальная артистка[5]. По состоянию на осень 1921 года Ольга Спесивцева исполняла партию Авроры в «Спящей красавице». Также эту роль танцевали Л. В. Лопухова, Л. Н. Егорова, Трефилова[12]. Летом 1922 года Спесивцева вернулась в Россию[13].

Критики писали про Спесивцеву не только как про талантливую балерину, но и как про хорошую актрису. Талантом Спесивцевой восхищался А. Волынский[2].

1920-е, 1930-е годы и начало болезни

Весной 1924 года Спесивцева опять уезжает из России на заграничные гастроли. 26 ноября она танцевала «Жизель» в парижской Опере[14]. 30 апреля 1927 года в Монте-Карло Спесивцева исполнила главную роль в балете Соге-Баланчина «Кошка»[8]. В 1932 году Ольга Спесивцева вместе с Антоном Долиным танцевала «Жизель» в театре «Савой»[15]. Значительную часть 1932 года она провела в Буэнос-Айресе. В 1934 году гастролировала в Австралии. Напряженный график и частые переезды возможно стали причиной того, что у балерины стали проявляться признаки психического заболевания[16]. В 1937 году состоялись её гастроли в Буэнос-Айресе, после чего она покинула сцену. В 1939 году она решила переехать в США, а в 1943 году была помещена в госпиталь для нервнобольных[17].

У Ольги Спесивцевой была её дом-студия в Париже. Во время Второй мировой войны эта недвижимость и все вещи в ней были проданы в то время, когда Париж оккупировали немцы. Балетмейстер Антон Долин и Серж Лифарь прикладывали усилия, чтобы это как-то предотвратить, но у них не получилось[18]. Ольга Спесивцева провела 22 года в доме для душевнобольных в Поукипзи[18].

Ольга Спесивцева стала автором книги «Техника балетного артиста», которая была издана на английском языке в 1967 году в Лондоне[19][20]. Свою работу над книгой балерина начала еще в 1930-х годах. Сохранились данные о том, что Ольга Спесивцева незадолго до окончания книги писала письмо своей сестре Зинаиде Папковой-Спесивцевой и обещала прислать ей книгу. Книга была написана на французском языке, а Антон Долин должен был сделать перевод на английский[18].

Ольга Спесивцева умерла 16 сентября 1991 года в возрасте 96 лет в Соединенных Штатах Америки[20].

В архиве Парижской оперы хранятся рукописи Ольги Спесивцевой[21].

Примечания

Литература

  • Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. — Ленинград, 1939.
  • Касенкова Ю. А. УНИКАЛЬНОСТЬ «ТЕХНИКИ БАЛЕТНОГО АРТИСТА» ОЛЬГИ СПЕСИВЦЕВОЙ // Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой №5 (76). — 2021. — С. 39—49.
  • Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века.Танцовщики.. — 2-е издание, испр.. — СПб.: Лань, 2009. — 528 с. — ISBN 978-5-8114-0788-0.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!