Сличенко, Николай Алексеевич

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Николай Сличенко
Портрет
Имя при рождении Николай Алексеевич Сличенко
Профессия актёр, театральный режиссёр, певец, театральный педагог
Годы активности 19512021
Театр Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн»
Награды
Сайт slichenko.ru

Никола́й Алексе́евич Сличе́нко (27 декабря 1934, Белгород, Курская область, РСФСР, СССР — 2 июля 2021, Москва, Россия) — российский и советский артист, певец, режиссёр. Государственная премия СССР (1987), обладатель премии «Легенда Века»[1].

В возрасте 16 лет Николай Сличенко был принят в труппу уникального цыганского театра «Ромэн», единственного в мире. Сначала он играл в массовых сценах, затем утвердился в главных ролях, а к концу 1970-х годов возглавил коллектив в качестве главного режиссера и художественного руководителя. Сличенко также стал известен как певец, исполнявший как русские, так и цыганские романсы, а также эстрадные композиции[2].

Биография

Николай Сличенко родился в городе Белгород. В начале войны ему было всего семь лет. В тяжёлые времена отец погиб, став жертвой фашистов. После окончания войны мальчика отправили в цыганский колхоз в Воронежской области. Его талант в пении и танцах вызывали восхищение у взрослых, которые рассказали ему о театре «Ромэн» в Москве. Этот рассказ вдохновил Колю на мечту попасть в столицу и стать частью театра «Ромэн».

В 1951 году 16-летнего Николая Сличенко приняли в уникальный цыганский театр, единственный в мире[1]. Здесь он имел возможность работать под руководством опытных актеров старшего поколения, среди которых были Ляля Чёрная и Марина Черкасова[3].

Московский театр «Ромэн»

Сличенко целиком посвятил себя театру, проводя репетиции ночами, учась у талантливых старших коллег и внимательно следя за ними из-за кулис. Он стал главным исполнителем ведущих ролей как в классических, так и современных постановках, проявляя свой актерский дар в разных жанрах — от роли Лексы в комедии «Четыре жениха» до Фёдора Протасова в «Живом трупе». По мере работы над новыми спектаклями стало очевидно, что Сличенко стремится к режиссуре. Он завершил Высшие режиссерские курсы под руководством Андрей Александрович Гончарова и начал строить свою карьеру как выдающийся режиссер.

Спектакль «Грушенька», представленный в 1973 году, стал важным событием в истории театра «Ромэн». Но наиболее значимым для театра и для самого Николая Сличенко стал спектакль «Мы — цыгане», премьера которого состоялась 26 июня 1976 года. Работу над этим спектаклем проводили основатель театра Иван Ром-Лебедев и Николай Сличенко. Это произведение было определено как народное музыкальное зрелище, показывающее историю цыганского народа от его древних корней в Индии и Египте до обретения второй родины в России.

В апреле 1977 года Николай Алексеевич Сличенко был назначен главным режиссером, а позднее — художественным руководителем театра[1].

Весной 2021 года из-за проблем со здоровьем актер был госпитализирован, а 2 июля 2021 года он скончался. Церемония прощания с артистом прошла в театре «Ромэн», а похороны Николая Сличенко состоялись на Троекуровском кладбище в Москве[2].

Творческая деятельность

Сразу после прибытия поезда в Москву, Николай Сличенко отправился в театр «Ромэн». Там его встретил главный режиссер Пётр Саратовский, который дал ему всего один день на подготовку к прослушиванию. Режиссёр порекомендовал ему выступить, читая отрывок из прозы, басню и стихотворение. Сначала приёмная комиссия не оценила выступление Сличенко, поскольку он успел выучить только стихотворение Михаила Лермонтова «Парус», не справившись с изучением басни и отрывка из прозы за один день. В конце прослушивания он начал петь и танцевать, и его талант был отмечен актером «Ромэна» Сергеем Шишковым. Шишков назвал Сличенко будущей звездой и предложил Саратовскому принять начинающего артиста в труппу. Изначально Николаю Сличенко не давали значимых ролей, и он играл лишь в театральной массовке. Однако со временем он начал активно проявлять себя, выучив все мужские роли в постановках театра «Ромэн» всего за месяц. Важным моментом в его карьере стала роль Лекса в спектакле «Четыре жениха», которую он получил благодаря помощи Сергея Шишкова. После успешной премьеры «Четырех женихов», Сличенко часто замещал других актеров в театре, играя различные роли, включая Дмитрия в «Очарованном страннике» Николая Лескова и Чанго в «Сломанном круге». Его первой самостоятельной работой была роль Василия в постановке «Цыганка Аза». Кроме театра, Сличенко также снимался в кино. Его киноактерская карьера началась с роли цыгана в фильме 1958 года «Олеко Дундич» Леонида Лукова, а затем он снялся в таких работах, как «Трудное счастье» и «В дождь и в солнце». Одной из его наиболее известных ролей в кино стал Петро Бессарабец, красный кавалерист, в фильме «Свадьба в Малиновке», вышедшем в 1967 году[2].

В 1978 году по инициативе Николая Сличенко в Музыкальном училище имени Гнесиных была открыта студия, где подготавливали артистов для театра «Ромэн», и сам актер преподавал там. За выдающийся вклад в развитие советского театрального искусства в 1981 году Сличенко был награждён званием Народного артиста СССР, став первым и единственным цыганом, кто этого достиг. Спустя несколько лет за постановку «Мы — цыгане» он получил Государственную премию СССР. В 1990-х и 2000-х годах Николай Сличенко продолжал выступать в театре и давать концерты, также совершая гастроли в разных странах, включая Францию, США и Великобританию. Иностранные критики называли его «легендарным цыганом». В 2005 году в Театральном институте имени Б. Щукина Сличенко открыл Цыганский национальный курс, где также начали готовить артистов для театра «Ромэн», как и в Музыкальном училище имени Гнесиных. Вплоть до своей смерти Сличенко режиссировал спектакли в театре, выступал с песнями и романсами. В 2020 году за выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусства Николай Сличенко был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством»[2].

Песни

В 1950-х годах Николай Сличенко выступал на концертах в театре «Ромэн», исполняя цыганские песни и романсы. В 1962 году актер отправился на гастроли в Рязань, где посетил музей Сергея Есенина в Константинове и решил исполнить песню на стихи поэта — «Письмо матери». Его исполнение этой композиции так тронуло зрителей, что многие из них плакали. По возвращении с гастролей, Сличенко записал цикл песен на стихи Есенина. В газете «Советская культура» отмечали, что на концерте артист поет с такой искренностью, словно каждую песню исполняет впервые в жизни. В его репертуар вошли не только цыганские композиции, но и русские песни и романсы, такие как «Ручеёк», «Гитара семиструнная» и «Очи чёрные». Часто Сличенко приглашали на телевидение, где он выступал на «Голубом огоньке» и в праздничных концертах. В 1970-х годах он активно давал концерты в различных странах, включая СССР, Польшу и Чехословакию, и был одним из любимых исполнителей Леонида Брежнева. В один момент ему даже пришлось отменить запланированные гастроли, чтобы выступить на концерте, который собирался посетить сам политик[2].

Театр и кино

Николай Сличенко

В 1952 году Николай Сличенко получил свою первую роль в спектакле «Четыре жениха», заменяя заболевшего актера, что стало отправной точкой в его карьере. В дальнейшем он часто сменял других артистов в театре, играя различные персонажи, такие как Дмитрий в «Очарованном страннике» Николая Лескова и советский офицер Чанго в «Сломанном круге». Его первой самостоятельной работой была роль Василия в спектакле «Цыганка Аза». В его репертуар также входили спектакли как «Дочь шатров», «Горячая кровь», «Кабачок «Макрель», «Ром Баро», «Ты — герой, я — герой», «Любовь и смерть» и другие. В общей сложности в театре Сличенко исполнил более 60 ролей. В 1960-х годах он начал работать в театре на ассистентом режиссера. После окончания вечерней школы, Сличенко поступил на высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе и успешно закончил их в 1972 году. Его дипломной работой стал спектакль «Грушенка» по произведению Николая Лескова «Очарованный странник». В 1976 году Николай Сличенко поставил пьесу «Мы — цыгане» совместно с актером и драматургом Иваном Ром-Лебедевым, которая стала одной из самых популярных постановок в театре «Ромэн». В 1977 году он был назначен главным режиссером и художественным руководителем театра. Его актерская карьера в кино началась с роли цыгана в фильме Леонида Лукова «Олеко Дундич» (1958) и продолжалась ролями в таких картинах, как «В дождь и в солнце» (1960), «Свадьба в Малиновке» (1967) и «Военно-полевой романс» (1998)[4].

Личная жизнь

Николай Сличенко был в браке дважды. Первой его супругой стала Сетара Казымова, с которой он познакомился в одном из московских кинотеатров в декабре 1951 года, когда она заканчивала школу. В течение года они поженились, и вскоре она также начала играть в театре «Ромэн» вместе с Сличенко. Их брак продолжался восемь лет, и у них родился сын, Алексей. Во время работы в театре «Ромэн» в 1950-х годах Сличенко познакомился со своей второй женой, актрисой Тамиллой Агамировой, которая присоединилась к труппе. Они несколько раз выступали вместе на сцене. Их роман начался, когда театр совершал гастроли в Грузии. В начале 1960-х годов они поженились. У них родились двое детей: дочь Тамилла и через несколько лет сын Пётр. Николай Сличенко и Тамилла Агамирова прожили в браке более шестидесяти лет, и он относился к ней как к своей вечной музе и ангелу-хранителю[2].

Театральные работы

Актер Николай Сличенко принимал участие в различных театральных работах, включая такие спектакли, как «Четыре жениха», где он играл роль Лекса и Бади, «Грушенька», где он исполнял роль Дмитрия, «Сломанный кнут», где он играл офицера Чанго, а также в спектаклях «Плясунья», «Цыганка Аза», «Дочь шатров», «Родился я в таборе», «Горячая кровь», «Кабачок 'Макрель'», «Сын Мадонны» и многих других. Он участвовал в различных постановках, таких как «Грушенька» по Николаю Лескову, «Мы — цыгане» (совместно с И. Ром-Лебедевым), «Непоклонов» Н. Мирошниченко, «Огненные кони» и «Птицам нужно небо» И. Ром-Лебедева, «Братья» З. Тоболкина, «Четыре жениха» И. Хрусталева, «Живой труп» Л. Толстого, «Верность» Г. Кашубы, «Птицам нужно небо» И. Ром-Лебедева и другие[3].

Награды

Народный артист СССР Николай Сличенко

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Николай Алексеевич Сличенко. Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн». Дата обращения: 8 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Николай Сличенко. «Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России.. Дата обращения: 8 октября 2024.
  3. 3,0 3,1 Николай Сличенко. Кино-театр.ру. Дата обращения: 8 октября 2024.
  4. Биография Николая Сличенко. РИА Новости (04.07.2021). Дата обращения: 9 октября 2024.
  5. Николай Алексеевич Сличенко. Ромэн. Дата обращения: 15 октября 2024.