Скотто, Рената
Рената Скотто | |
---|---|
Рената Скотто в 2009 году | |
Дата рождения | 24 февраля 1934 (90 лет) |
Место рождения | Савона, Италия |
Страна | Италия США |
Профессии | оперная певица, оперный режиссёр, музыкальный педагог |
Певческий голос | сопрано |
Коллективы |
Ла Скала Метрополитен Опера |
Награды | Эмми |
Рена́та Ско́тто (итал. Renata Scotto, 24 февраля 1934, Савона, Италия) — итальянская оперная певица (сопрано), театральный режиссёр.
Биография
Рената Скотто родилась 24 февраля 1934 года в итальянской Савоне.
…Я всегда любила музыку, но до четырнадцати лет мне и в голову не приходило стать профессиональной певицей, — отвечает она. — Я родилась в Савоне, где мой отец служил регулировщиком уличного движения. Семейная жизнь не давала возможности развлекаться или позволить себе что-то лишнее. В Савоне мы жили в доме, выходившем на площадь. Мне нравилось петь с балкона, чтобы все видели меня. Мне было двенадцать лет, когда дядя в первый раз привёл меня в театр на оперный спектакль. Давали «Риголетто». Это было для меня открытие[1].
Профессиональный оперный дебют 18-летней Ренаты состоялся в её родном городе в канун Рождества 1952 года, в роли Виолетты (Violetta) из вердиевской «Травиаты»), при полном аншлаге. На следующий день состоялся её «официальный» дебют на сцене миланского Театро Нуово с той же партией. Вскоре Рената пела в своей первой опере Пуччини, «Мадам Баттерфляй» и чуть позже обе роли стали ассоциироваться с её именем.
В 1953 году Скотто прошла прослушивание в «Ла Скала» на роль музыканта Вальтера в «Валли» Альфредо Каталани. После её прослушивания один из судей, дирижёр Виктор де Сабата сказал: «Забудьте об остальных!». «Валли» открылась 7 декабря 1953 года, и после спектакля Скотто вызывали на сцену 15 раз. Исполнителей главных партий Ренату Тебальди и Марио Дель Монако публика приглашала на сцену по 7 раз.
Международный прорыв Ренаты Скотто состоялся в сентябре 1957 года в Лондоне, когда Ла Скала привезла на Эдинбургский фестиваль свою интерпретацию «Сомнамбулы» с Марией Каллас в роли Амины. Постановка имела такой оглушительный успех, что 23-летняя Рената в одночасье стала оперной звездой международного уровня. Большое влияние на становление Скотто как певицы оказала испанская певица и педагог Мерседес Льопарт[2].
На протяжении 60-х годов Скотто стала одной из ведущих исполнительниц эпохи возрождения бельканто. Она спела главные партии в «Заире», «Чужестранке», «Капулетти и Монтекки» Винчецо Беллини, в «Марии де Роган» Гаэтано Доницетти, «Роберте-дьяволе» Джакомо Мейербера и других редких операх.
В 1964 году Рената вместе с труппой «Ла Скала» выступала на сцене Большого Театра в Москве, где пела в опере «Лючия ди Ламмермур».
С 1965 года Рената Скотто сотрудничала с театром «Метрополитен Опера» (дебют в заглавной партии в «Мадам Баттерфляй»), где выступала до 1987 (среди партий — Лючия, Леонора в «Трубадуре», Елизавета в «Дон Карлосе», Дездемона). Она пела в Мюнхене, Берлине, Чикаго (с 1960, дебют в партии Мими), неоднократно выступала на фестивале «Арена ди Верона» (1964-1981).
В репертуаре Скотто были также партии драматического плана, такие, как Норма, Леди Макбет, Джоконда в одноимённой опере Амилькаре Понкьелли). В 1992 исполнила партию Маршальши в «Кавалере розы» (Театр Массимо Беллини, Катания), в 1993 выступила в моноопере «Человеческий голос» Пуленка на фестивале «Флорентийский музыкальный май». В 1997 выступила с камерной программой в Москве. Всего репертуар Ренаты включал более сорока ролей.
В 2011 году Рената Скотто вошла в состав жюри соревнования вокалистов Международного конкурса имени Чайковского, проходившего в Санкт-Петербурге.[3][4]
Любимый русский композитор Ренаты — Михаил Иванович Глинка[5].
Семья
В настоящее время Рената Скотто проживает в США, однако проводит много времени в Европе. Участвует в театральных постановках в качестве режиссёра, преподаёт в Музыкальной академии Санта-Чечилия в Риме.
Муж, Лоренцо Ансельми, — скрипач, работал в оркестре театра «Ла Скала».
Мой муж стал моим настоящим и единственным учителем пения. Он ушёл из оркестра, чтобы целиком заняться мною. Я заметила, что для оперной певицы чрезвычайно важно работать с концертмейстером-скрипачом. Скрипка — инструмент самый близкий по звучанию к человеческому голосу. Скрипачи обладают тончайшим слухом, их ухо способно уловить самые ничтожные шероховатости. И если я приобрела известность своей гибкой интонацией, то этим обязана своему мужу[1].
У пары двое детей — девочка и мальчик. Дочь Лаура — родилась в 1969, а Филиппо — родился в 1972.
Режиссёрская деятельность
Постановка оперных спектаклей в Метрополитен Опера, Арена ди Верона, Флоридском оперном театре (Майами),Финской национальной опере, театре города Катания, Лирик опера (Чикаго), в театрах Сантьяго, Афин и других городов.
- «Норма» (постановка в Финской национальной опере)
- «Мадам Баттерфляй» (Метрополитен Опера, Арена ди Верона, Флорида Гранд Опера, Палм Бич Опера)
- «Пират» (Катания), 1993)
- «Валли (опера)» (Даллас, Берн)
- «Травиата» (Нью-Йорк Сити Опера, 1995)
- «Богема» (Чикаго 2007 и Палм Бич Опера 2009)
- «Турандот» (Афины 2009)
- «Сомнамбула» (Катания, 1994; Майами и Мичиган 2008)
- «Лючия ди Ламмермур» (Салоники 2004)
- «Адриана Лекуврёр» (Сантьяго 2002)
- «Un ballo in maschera» (Чикаго 2010)
Награды и призы
- Премия Святого Михаила 1994;
- Премия «Эмми» за телепостановку «Травиаты» для «Нью-Йорк Сити Опера» (1995);
- Opera News Award (2006);
- 27 февраля 2011 года Скотто получила награду «Met Legends»[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 /Интервью с Ренатой Скотто от 15.11.2013 г.
- ↑ Славный юбилей: Ренате Скотто — 75 Архивная копия от 17 ноября 2011 на Wayback Machine OperaNews.ru — Всё об опере, 01.03.2009
- ↑ Ренате Скотто в жюри конкурса имени Чайковского не хватило «интернациональной составляющей» ИТАР-ТАСС, 28.06.2011
- ↑ Как на конкурсе Чайковского судит оперная прима Рената Скотто «Российская газета» № 5515 (139) от 30 июня 2011 г.
- ↑ Рената Скотто: «На фото из спектакля „Жизнь за царя“ я похожа на русскую женщину» Архивная копия от 24 августа 2011 на Wayback Machine газета «Труд», 23 июня 2011
- ↑ BWW News Desk. Metropolitan Opera Guild Presents Met Legends: Renata Scotto 2.27 (англ.). BroadwayWorld.com. Дата обращения: 28 августа 2019. Архивировано 28 августа 2019 года.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Страницы с шаблоном ФИО без ссылок
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 24 февраля
- Родившиеся в 1934 году
- Родившиеся в Савоне
- Певцы и певицы по алфавиту
- Оперные певцы и певицы Италии
- Оперные певцы и певицы XX века
- Оперные певцы и певицы XXI века
- Оперные режиссёры по алфавиту
- Оперные режиссёры Италии
- Оперные режиссёры XX века
- Оперные режиссёры XXI века
- Педагоги по алфавиту
- Музыкальные педагоги Италии
- Музыкальные педагоги XX века
- Музыкальные педагоги XXI века
- Музыканты по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Сопрано
- Академические музыканты Италии
- Оперные дирижёры Италии