Скотто, Рената

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
(перенаправлено с «Скотто»)
Рената Скотто
Рената Скотто в 2009 году
Рената Скотто в 2009 году
Дата рождения 24 февраля 1934(1934-02-24) (90 лет)
Место рождения Савона, Италия
Страна  Италия Флаг США США
Профессии оперная певица, оперный режиссёр, музыкальный педагог
Певческий голос сопрано
Коллективы Ла Скала
Метрополитен Опера
Награды Эмми

Рена́та Ско́тто (итал. Renata Scotto, 24 февраля 1934, Савона, Италия) — итальянская оперная певица (сопрано), театральный режиссёр.

Биография

Рената Скотто родилась 24 февраля 1934 года в итальянской Савоне.

…Я всегда любила музыку, но до четырнадцати лет мне и в голову не приходило стать профессиональной певицей, — отвечает она. — Я родилась в Савоне, где мой отец служил регулировщиком уличного движения. Семейная жизнь не давала возможности развлекаться или позволить себе что-то лишнее. В Савоне мы жили в доме, выходившем на площадь. Мне нравилось петь с балкона, чтобы все видели меня. Мне было двенадцать лет, когда дядя в первый раз привёл меня в театр на оперный спектакль. Давали «Риголетто». Это было для меня открытие[1].

Профессиональный оперный дебют 18-летней Ренаты состоялся в её родном городе в канун Рождества 1952 года, в роли Виолетты (Violetta) из вердиевской «Травиаты»), при полном аншлаге. На следующий день состоялся её «официальный» дебют на сцене миланского Театро Нуово с той же партией. Вскоре Рената пела в своей первой опере Пуччини, «Мадам Баттерфляй» и чуть позже обе роли стали ассоциироваться с её именем.

В 1953 году Скотто прошла прослушивание в «Ла Скала» на роль музыканта Вальтера в «Валли» Альфредо Каталани. После её прослушивания один из судей, дирижёр Виктор де Сабата сказал: «Забудьте об остальных!». «Валли» открылась 7 декабря 1953 года, и после спектакля Скотто вызывали на сцену 15 раз. Исполнителей главных партий Ренату Тебальди и Марио Дель Монако публика приглашала на сцену по 7 раз.

Международный прорыв Ренаты Скотто состоялся в сентябре 1957 года в Лондоне, когда Ла Скала привезла на Эдинбургский фестиваль свою интерпретацию «Сомнамбулы» с Марией Каллас в роли Амины. Постановка имела такой оглушительный успех, что 23-летняя Рената в одночасье стала оперной звездой международного уровня. Большое влияние на становление Скотто как певицы оказала испанская певица и педагог Мерседес Льопарт[2].

На протяжении 60-х годов Скотто стала одной из ведущих исполнительниц эпохи возрождения бельканто. Она спела главные партии в «Заире», «Чужестранке», «Капулетти и Монтекки» Винчецо Беллини, в «Марии де Роган» Гаэтано Доницетти, «Роберте-дьяволе» Джакомо Мейербера и других редких операх.

В 1964 году Рената вместе с труппой «Ла Скала» выступала на сцене Большого Театра в Москве, где пела в опере «Лючия ди Ламмермур».

С 1965 года Рената Скотто сотрудничала с театром «Метрополитен Опера» (дебют в заглавной партии в «Мадам Баттерфляй»), где выступала до 1987 (среди партий — Лючия, Леонора в «Трубадуре», Елизавета в «Дон Карлосе», Дездемона). Она пела в Мюнхене, Берлине, Чикаго (с 1960, дебют в партии Мими), неоднократно выступала на фестивале «Арена ди Верона» (1964-1981).

В репертуаре Скотто были также партии драматического плана, такие, как Норма, Леди Макбет, Джоконда в одноимённой опере Амилькаре Понкьелли). В 1992 исполнила партию Маршальши в «Кавалере розы» (Театр Массимо Беллини, Катания), в 1993 выступила в моноопере «Человеческий голос» Пуленка на фестивале «Флорентийский музыкальный май». В 1997 выступила с камерной программой в Москве. Всего репертуар Ренаты включал более сорока ролей.

В 2011 году Рената Скотто вошла в состав жюри соревнования вокалистов Международного конкурса имени Чайковского, проходившего в Санкт-Петербурге.[3][4]

Любимый русский композитор Ренаты — Михаил Иванович Глинка[5].

Семья

В настоящее время Рената Скотто проживает в США, однако проводит много времени в Европе. Участвует в театральных постановках в качестве режиссёра, преподаёт в Музыкальной академии Санта-Чечилия в Риме.

Муж, Лоренцо Ансельми, — скрипач, работал в оркестре театра «Ла Скала».

Мой муж стал моим настоящим и единственным учителем пения. Он ушёл из оркестра, чтобы целиком заняться мною. Я заметила, что для оперной певицы чрезвычайно важно работать с концертмейстером-скрипачом. Скрипка — инструмент самый близкий по звучанию к человеческому голосу. Скрипачи обладают тончайшим слухом, их ухо способно уловить самые ничтожные шероховатости. И если я приобрела известность своей гибкой интонацией, то этим обязана своему мужу[1].

У пары двое детей — девочка и мальчик. Дочь Лаура — родилась в 1969, а Филиппо — родился в 1972.

Режиссёрская деятельность

Метрополитен Опера в Нью-Йорке

Постановка оперных спектаклей в Метрополитен Опера, Арена ди Верона, Флоридском оперном театре (Майами),Финской национальной опере, театре города Катания, Лирик опера (Чикаго), в театрах Сантьяго, Афин и других городов.

  • «Норма» (постановка в Финской национальной опере)
  • «Мадам Баттерфляй» (Метрополитен Опера, Арена ди Верона, Флорида Гранд Опера, Палм Бич Опера)
  • «Пират» (Катания), 1993)
  • «Валли (опера)» (Даллас, Берн)
  • «Травиата» (Нью-Йорк Сити Опера, 1995)
  • «Богема» (Чикаго 2007 и Палм Бич Опера 2009)
  • «Турандот» (Афины 2009)
  • «Сомнамбула» (Катания, 1994; Майами и Мичиган 2008)
  • «Лючия ди Ламмермур» (Салоники 2004)
  • «Адриана Лекуврёр» (Сантьяго 2002)
  • «Un ballo in maschera» (Чикаго 2010)

Награды и призы

  • Премия Святого Михаила 1994;
  • Премия «Эмми» за телепостановку «Травиаты» для «Нью-Йорк Сити Опера» (1995);
  • Opera News Award (2006);
  • 27 февраля 2011 года Скотто получила награду «Met Legends»[6].

Примечания

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!