Скорпион (танк)
| Скорпион | |
|---|---|
| | |
| Классификация | разведывательный танк |
| Боевая масса, т | 8,01 |
| Компоновочная схема | моторно-трансмиссионное спереди справа, управления слева, боевое сзади |
| Экипаж, чел. | 3 |
| История | |
| Производитель | Alvis Cars |
| Годы производства | 1971-1996 |
| Годы эксплуатации | с 1972 |
| Количество выпущенных, шт. | около 3500, включая машины на базе |
| Основные операторы |
|
| Размеры | |
| Длина корпуса, мм | 4794 |
| Ширина, мм | 2235 |
| Высота, мм | 2102 |
| Клиренс, мм | 356 |
| Бронирование | |
| Тип брони | алюминиевая, катаная, противопульная 20-60 мм |
| Вооружение | |
| Калибр и марка пушки | 76-мм L23A1 |
| Тип пушки | нарезная |
| Боекомплект пушки | 40 |
| Углы ВН, град. | −10…+35 |
| Прицелы | перископический бинокулярный и ночной пассивный |
| Пулемёты |
1 × 7,62-мм L8A1 1 × 7,62-мм L9A1 |
| Подвижность | |
| Тип двигателя | рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
| Мощность двигателя, л. с. | 195 |
| Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
| Запас хода по шоссе, км | 640 |
| Удельная мощность, л. с./т | 24,3 |
| Тип подвески | индивидуальная торсионная |
| Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
| Преодолеваемая стенка, м | 0,5 |
| Преодолеваемый ров, м | 2,05 |
| Преодолеваемый брод, м | плавает, после подготовки |
«Скорпион» (англ. Scorpion), FV101 — британский лёгкий разведывательный танк. Производился с 1971 по 1996 год. Введён в эксплуатацию с 1972 года. Всего было выпущено около 3500 экземпляров, включая машины на базе[1][2].
История
К началу 1960-х годов британская армия, эксплуатировавшая бронеавтомобили «Феррет» (с 1952 года) и «Саладин» (с 1959 года), столкнулась с необходимостью модернизации разведывательной техники. Изменение военной доктрины, вызванное ростом расходов на содержание зарубежных контингентов и развитием транспортной авиации, потребовало создания мобильных частей быстрого реагирования, расположенных в Великобритании и доставляемых воздушным транспортом в зоны конфликтов. Тяжёлое вооружение, технику и бронетехнику планировалось доставлять морским путём, однако воздушно-десантным частям требовалась лёгкая, но мощная бронированная машина, способная выполнять функции разведки, огневой поддержки и противостоять вражеской бронетехнике. В 1960 году разработка машины, получившей обозначение AVR , была поручена британскому центру изучения и разработки боевых машин с целью проверки осуществимости заявленных требований. Генеральный штаб ограничился определением функциональных задач для новой машины, предоставив разработчикам свободу выбора ходовой части (гусеничной или колёсной). Первоначальный проект гусеничной машины с вращающейся рубкой, вооружённой 76-мм или 105-мм пушкой и ПТУР «Свингфайр», превзошёл допустимую массу (более 13 тонн), то же касалось и колёсного варианта с обычной компоновкой. В 1964 году было принято решение отказаться от идеи универсальной машины и разработать семейство более лёгких (6-6,5 тонн) бронемашин на едином шасси. Предварительные работы, проведённые в 1963-1964 годах, завершились созданием нескольких проектов, однако ни один из них не был реализован[3][4][5].
В 1965 году FVRDE создала опытный образец бронемашины TV15000, впервые в британской бронетехнике использовавший алюминиевый сплав для корпуса и гусениц, что в сочетании с высокой удельной мощностью обеспечило скорость 77 км/ч. Генеральный штаб заказал разработку семейства CVR, включающего лёгкий танк с 76-мм пушкой и носитель ПТУР «Свингфайр», с максимальной массой 7928 кг (для перевозки двух машин в C-130) и шириной не более 2134 мм. К требованиям также относились низкий уровень шума, минимальное давление на грунт (0,35 кг/кв.см) и плавучесть с помощью водомётного движителя. Планировалось создание БТР, санитарной и штабной машин, а также БРЭМ. Испытания опытного образца силовой установки CVR(T) выявили проблемы с охлаждением двигателя, которые были устранены. Успешные испытания ходового прототипа MTR привели к началу подготовки серийного производства. Гусеничная машина получила обозначение CVR(T) и имя «Скорпион» (FV101), в то время как колёсный вариант CVR(W) стал основой для бронеавтомобиля «Фокс»[3][4][5].
В 1967 году компания Alvis Cars выиграла тендер на производство «Скорпиона» и других машин семейства CVR(T), получив заказ на 30 предсерийных образцов (включая 17 «Скорпионов»). Первый прототип был готов в январе 1969 года, Alvis вложилась в сроки и бюджет, не превысив проектную массу. После успешных испытаний в различных климатических условиях (от −25 °C до +52 °C), «Скорпион» был принят на вооружение британской армии в мае 1970 года. Одновременно был принят модифицированный вариант «Симитэр» (FV107) с 30-мм пушкой L21A1 «Рарден» вместо 76-мм L23A1. Контракт на первую серию из 275 «Скорпионов» и 288 «Симитэров» был заключен в июле 1970 года. Бельгия приобрела лицензию на производство, а выпуск машин для британской армии завершился в 1986 году (313 «Скорпионов», 334 «Симитэра» и 1216 машин других типов). Производство CVR(T) в Бельгии и на экспорт продолжалось до 1996 года (более 3500 машин, включая свыше 1800 «Скорпионов» и «Симитэров»). Производство осуществлялось на заводах Alvis в Ковентри, а в Бельгии проводилась сборка из британских комплектующих[3][4][5].
Характеристики
- Классификация: разведывательный танк.
- Боевая масса: 8,01 тонн.
- Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное спереди справа, управления слева, боевое сзади.
- Количество выпущенных: около 3500 шт., включая машины на базе.
- Длина: 4794 мм.
- Ширина: 2235 мм.
- Высота: 2102 мм.
- Клиренс: 356 мм.
- Тип брони: алюминиевая, катаная, противопульная 20-60 мм.
- Калибр и марка пушки: 76-мм L23A1.
- Тип пушки: нарезная.
- Боекомплект пушки: 40 снарядов.
- Прицелы: перископический бинокулярный и ночной пассивный.
- Пулемёты: 1 х 7,62-мм L8A1, 1 х 7,62-мм L9A1.
- Тип двигателя: рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения.
- Мощность двигателя: 195 л. с.
- Тип подвески: индивидуальная торсионная[2][3].
Модификации
- «Скорпион»,, FV101 — базовый вариант, с 76-мм пушкой L23A1.
- «Симитэр», FV107 — вариант с 30-мм автоматической пушкой L21A1 «Рарден».
- «LVFV101» — латышский вариант FV101 Scorpion, создан в 2008 году, оснащены ПТРК «Спайк».
- «Сейбр» — вариант с установкой на «Скорпион» башни бронеавтомобиля «Фокс» с 30-мм пушкой L21A1[4].
Галерея
Применение
В 1974 году «Скорпион» впервые приняли участие в боевой операции — патрулировании и охране аэропорта Хитроу в связи с угрозой террористических атак[4]. Первыми подразделениями Британской Рейнской армии, получившими бронемашины Скорпион, стали 17-й/21-й уланский полк (Вольфенбюттель) и 14/20-й Королевский гусарский полк (Хирфорд).
В октябре 1973 года эти полки продемонстрировали возможности Скорпиона на учениях «Голори Хоук» в горах Гарца. В ходе учений один из танков уланского полка был показан министру обороны ФРГ. По окончании манёвров состоялись гонки Scorpion между уланским и гусарским полками на трассе в Нюрнберге[4].
Примечания
- ↑ Рябов К. Украина хочет легкие танки FV101 Scorpion. Военное обозрение (30 марта 2023). Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/tanki/fv101-scorpion/. Military Arms (30 мая 2023). Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Легкий танк FV101 "Scorpion" / FV107 "Scimitar". Энциклопедия военной техники. Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Никольский М. Бронеколлекция 2004 № 06 (57) Легкий танк «Скорпион». Моделист-конструктор (2004). Дата обращения: 5 апреля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Источник: https://wartools.ru/tanki/tank-skorpion-eng/. Энциклопедия вооружений. Дата обращения: 5 апреля 2025.
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Танки по алфавиту
- Оружие по алфавиту
- Танки Великобритании
- Лёгкие танки
- Танки Фолклендской войны
- Танки Ирано-иракской войны
- Танки Войны в Персидском заливе
- Танки Иракской войны
- БРМ Великобритании
- БРМ по алфавиту
- Гусеничные БРМ
- Танки с бензиновым двигателем
- Танки с четырёхтактным дизелем