Скорпион (танк)

Скорпион
Philippine Army FV101 Right Side View.jpg
Классификация разведывательный танк
Боевая масса, т 8,01
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное спереди справа, управления слева, боевое сзади
Экипаж, чел. 3
История
Производитель Alvis Cars
Годы производства 1971-1996
Годы эксплуатации с 1972
Количество выпущенных, шт. около 3500, включая машины на базе
Основные операторы

Флаг Великобритании Великобритания

Флаг Бельгии Бельгия
Размеры
Длина корпуса, мм 4794
Ширина, мм 2235
Высота, мм 2102
Клиренс, мм 356
Бронирование
Тип брони алюминиевая, катаная, противопульная 20-60 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки 76-мм L23A1
Тип пушки нарезная
Боекомплект пушки 40
Углы ВН, град. −10…+35
Прицелы перископический бинокулярный и ночной пассивный
Пулемёты

1 × 7,62-мм L8A1

1 × 7,62-мм L9A1
Подвижность
Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 195
Скорость по шоссе, км/ч 80
Запас хода по шоссе, км 640
Удельная мощность, л. с./т 24,3
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,5
Преодолеваемый ров, м 2,05
Преодолеваемый брод, м плавает, после подготовки

«Скорпион» (англ. Scorpion), FV101 — британский лёгкий разведывательный танк. Производился с 1971 по 1996 год. Введён в эксплуатацию с 1972 года. Всего было выпущено около 3500 экземпляров, включая машины на базе[1][2].

История

К началу 1960-х годов британская армия, эксплуатировавшая бронеавтомобили «Феррет» (с 1952 года) и «Саладин» (с 1959 года), столкнулась с необходимостью модернизации разведывательной техники. Изменение военной доктрины, вызванное ростом расходов на содержание зарубежных контингентов и развитием транспортной авиации, потребовало создания мобильных частей быстрого реагирования, расположенных в Великобритании и доставляемых воздушным транспортом в зоны конфликтов. Тяжёлое вооружение, технику и бронетехнику планировалось доставлять морским путём, однако воздушно-десантным частям требовалась лёгкая, но мощная бронированная машина, способная выполнять функции разведки, огневой поддержки и противостоять вражеской бронетехнике. В 1960 году разработка машины, получившей обозначение AVR , была поручена британскому центру изучения и разработки боевых машин с целью проверки осуществимости заявленных требований. Генеральный штаб ограничился определением функциональных задач для новой машины, предоставив разработчикам свободу выбора ходовой части (гусеничной или колёсной). Первоначальный проект гусеничной машины с вращающейся рубкой, вооружённой 76-мм или 105-мм пушкой и ПТУР «Свингфайр», превзошёл допустимую массу (более 13 тонн), то же касалось и колёсного варианта с обычной компоновкой. В 1964 году было принято решение отказаться от идеи универсальной машины и разработать семейство более лёгких (6-6,5 тонн) бронемашин на едином шасси. Предварительные работы, проведённые в 1963-1964 годах, завершились созданием нескольких проектов, однако ни один из них не был реализован[3][4][5].

В 1965 году FVRDE создала опытный образец бронемашины TV15000, впервые в британской бронетехнике использовавший алюминиевый сплав для корпуса и гусениц, что в сочетании с высокой удельной мощностью обеспечило скорость 77 км/ч. Генеральный штаб заказал разработку семейства CVR, включающего лёгкий танк с 76-мм пушкой и носитель ПТУР «Свингфайр», с максимальной массой 7928 кг (для перевозки двух машин в C-130) и шириной не более 2134 мм. К требованиям также относились низкий уровень шума, минимальное давление на грунт (0,35 кг/кв.см) и плавучесть с помощью водомётного движителя. Планировалось создание БТР, санитарной и штабной машин, а также БРЭМ. Испытания опытного образца силовой установки CVR(T) выявили проблемы с охлаждением двигателя, которые были устранены. Успешные испытания ходового прототипа MTR привели к началу подготовки серийного производства. Гусеничная машина получила обозначение CVR(T) и имя «Скорпион» (FV101), в то время как колёсный вариант CVR(W) стал основой для бронеавтомобиля «Фокс»[3][4][5].

В 1967 году компания Alvis Cars выиграла тендер на производство «Скорпиона» и других машин семейства CVR(T), получив заказ на 30 предсерийных образцов (включая 17 «Скорпионов»). Первый прототип был готов в январе 1969 года, Alvis вложилась в сроки и бюджет, не превысив проектную массу. После успешных испытаний в различных климатических условиях (от −25 °C до +52 °C), «Скорпион» был принят на вооружение британской армии в мае 1970 года. Одновременно был принят модифицированный вариант «Симитэр» (FV107) с 30-мм пушкой L21A1 «Рарден» вместо 76-мм L23A1. Контракт на первую серию из 275 «Скорпионов» и 288 «Симитэров» был заключен в июле 1970 года. Бельгия приобрела лицензию на производство, а выпуск машин для британской армии завершился в 1986 году (313 «Скорпионов», 334 «Симитэра» и 1216 машин других типов). Производство CVR(T) в Бельгии и на экспорт продолжалось до 1996 года (более 3500 машин, включая свыше 1800 «Скорпионов» и «Симитэров»). Производство осуществлялось на заводах Alvis в Ковентри, а в Бельгии проводилась сборка из британских комплектующих[3][4][5].

Характеристики

  • Классификация: разведывательный танк.
  • Боевая масса: 8,01 тонн.
  • Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное спереди справа, управления слева, боевое сзади.
  • Количество выпущенных: около 3500 шт., включая машины на базе.
  • Длина: 4794 мм.
  • Ширина: 2235 мм.
  • Высота: 2102 мм.
  • Клиренс: 356 мм.
  • Тип брони: алюминиевая, катаная, противопульная 20-60 мм.
  • Калибр и марка пушки: 76-мм L23A1.
  • Тип пушки: нарезная.
  • Боекомплект пушки: 40 снарядов.
  • Прицелы: перископический бинокулярный и ночной пассивный.
  • Пулемёты: 1 х 7,62-мм L8A1, 1 х 7,62-мм L9A1.
  • Тип двигателя: рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения.
  • Мощность двигателя: 195 л. с.
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная[2][3].

Модификации

  • Карта операторов танка «Скорпион» и его вариантов. Современные операторы выделены ярко-красным, бывшие — тёмно-красным
    «Скорпион»,, FV101 — базовый вариант, с 76-мм пушкой L23A1.
  • «Симитэр», FV107 — вариант с 30-мм автоматической пушкой L21A1 «Рарден».
  • «LVFV101» — латышский вариант FV101 Scorpion, создан в 2008 году, оснащены ПТРК «Спайк».
  • «Сейбр» — вариант с установкой на «Скорпион» башни бронеавтомобиля «Фокс» с 30-мм пушкой L21A1[4].

Галерея

Применение

В 1974 году «Скорпион» впервые приняли участие в боевой операции — патрулировании и охране аэропорта Хитроу в связи с угрозой террористических атак[4]. Первыми подразделениями Британской Рейнской армии, получившими бронемашины Скорпион, стали 17-й/21-й уланский полк (Вольфенбюттель) и 14/20-й Королевский гусарский полк (Хирфорд).

В октябре 1973 года эти полки продемонстрировали возможности Скорпиона на учениях «Голори Хоук» в горах Гарца. В ходе учений один из танков уланского полка был показан министру обороны ФРГ. По окончании манёвров состоялись гонки Scorpion между уланским и гусарским полками на трассе в Нюрнберге[4].

Примечания

  1. Рябов К. Украина хочет легкие танки FV101 Scorpion. Военное обозрение (30 марта 2023). Дата обращения: 5 апреля 2025.
  2. 2,0 2,1 https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/tanki/fv101-scorpion/. Military Arms (30 мая 2023). Дата обращения: 5 апреля 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Легкий танк FV101 "Scorpion" / FV107 "Scimitar". Энциклопедия военной техники. Дата обращения: 5 апреля 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Никольский М. Бронеколлекция 2004 № 06 (57) Легкий танк «Скорпион». Моделист-конструктор (2004). Дата обращения: 5 апреля 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 Источник: https://wartools.ru/tanki/tank-skorpion-eng/. Энциклопедия вооружений. Дата обращения: 5 апреля 2025.