Симфония № 6 (Шостакович)
Шестая симфония | |
---|---|
Симфония № 6 | |
Композитор | Дмитрий Шостакович |
Дата создания | 1939 год |
Части | три:Largo, Allegro, Presto |
Первое исполнение | |
Дата | 5 ноября 1939 год |
Место | Ленинград |
Основные исполнители | Ленинградский филармонический оркестр: Евгений Мравинский |
Шестая симфония (Symphony No. 6 (h-moll), Op. 54) — симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в 1939 году и впервые исполненная 5 ноября 1939 года Ленинградским филармоническим оркестром под управлением дирижёра Евгения Мравинского.
История создания
В 1939 году Шостаковичем была написана Шестя симфония Си минор. Впервые была исполнена 5 ноября 1939 года Ленинградским филармоническим оркестром под управлением дирижёра Евгения Мравинского. Шестая симфония создавалась композитором на протяжении нескольких месяцев 1939 года и первоначально задумывалась как симфония о Владимире Ильиче Ленине. Как говорил сам композитор симфония «будет монументальной композицией для солистов, хора и оркестра с использованием стихотворения «Владимир Ильич Ленин» поэта Владимира Маяковского». Новое сочинение оказалось полной неожиданностью для слушателей. Неожиданным в ней было всё и три части вместо обычных четырёх, отсутствие быстрого сонатного аллегро вначале, сходные по кругу образов вторая и третья части. Премьера симфонии был частью десяти дневного фестиваля советской музыки, который включал исполнения симфоний-кантат «Александр Невский» Сергея Прокофьева и «На Куликовом поле» Юрия Шапорина. Симфония была благодатно встречена музыкальными критиками. По словам советского литературоведа Исаака Гликмана премьера симфонии прошла успешно, а финал был исполнен на бис. Музыковед Леонид Энтелис высоко оценил симфонию в своей рецензии, предсказав ей блестящее будущее и похвалив Шостаковича «за его продолжающийся уход от формалистических тенденций»[1][2][3][4].
Состав оркестра
- Деревянные духовые: четыре кларнета, три флейты, три гобоя, три кларнета, три фагота, флейта-пикколо, английский рожок, бас-кларнет, контрафагот, малый кларнет, бас-кларнет
- Духовые: четыре валторны, три трубы, три тромбона и туба
- Ударные: литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, бубун, треугольник, гонг, ксилофон, тамтам
- Струнные: арфа, челеста, струнные инструменты[5][6]
Строение симфонии
I. Largo | |
Помощь по воспроизведению |
II. Allegro | |
Помощь по воспроизведению |
III. Presto | |
Помощь по воспроизведению |
Симфония состоит из трех частей общей продолжительностью тридцать минут, из которых первая часть длится около двадцати минут, вторая часть около шести минут, а третья часть около семи минут:
- I часть: Largo
- II часть: Allegro
- III часть: Presto[6]
Насыщенное звучание струнных в начале Largo погружает в атмосферу напряженной мысли — ищущей и пытливой. Это музыка удивительной чистоты, глубины и красоты. Соло флейты-пикколо это трогательно одинокая мелодия выплывающая из общего потока и вновь уходит в него. Далее слышатся отзвуки траурного марша. Сейчас кажется, что это — горестное, а временами и трагическое мироощущение личности, оказавшейся в немыслимых обстоятельствах. Разве то, что происходило вокруг, не давало основания для подобных чувств? Личное горе каждого складывалось со многими личными трагедиями, превращаясь в трагическую судьбу народа. Allegro скерцо, это какое-то бездумное кружение масок, а не живых образов. Веселье карнавала кукол. Кажется, на миг появилась светлая гостья из Largo о чём напоминает флейта-пикколо. И тут же начинаются тяжеловесные ходы, фанфарные звучания, литавры праздника. Presto это, картина жизни, которая идёт своим чередом, день за днем в привычной обыденности, не давая ни времени, ни возможности для раздумий. Музыка по началу нестрашная, почти нарочитая в своем чуть утрированном веселье, постепенно приобретает грозные черты, переходит в разгул потусторонних сил. Всё смешивается, гайдно-моцартовско-россиниевские и классицистские музыкальные темы, появляются эстрадно-танцевальные ритмоинтонации, современные интонации бодро-оптимистичных и молодёжных песен. И все это сливается во всеобщем ликовании, не оставляющем места для проявления личности, чувства и размышления[2][6].
Примечания
- ↑ Симфонии Шостаковича / Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград : Музгиз, 1961. — 324 с.
- ↑ 2,0 2,1 Л. Михеева. Шостакович. Симфония No. 6 . Belcanto.ru. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Шостакович : Жизнь. Творчество. Время / Кшиштоф Мейер. - СПб. : Композитор : DSCH, 1998. — 551 с. — ISBN 5-7379-0043-6
- ↑ Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., ред. и доп. Л.О. Акопяна. — Москва : Практика, 2001. — 1094 с. — ISBN 0-333-43236-3
- ↑ Концерт: руководство для слушателя / Steinberg, Michael, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. — ISBN 978-0-19-510330-4
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Симфония № 6: си мин. : соч. 53 : 1. Largo; 2. Allegro; 3. Presto / исполн. Симф. орк. Ленингр. гос. филарм., дир. Е. Мравинский. [и др.]. — Москва : Мелодия, 1971
Литература
- Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л. О. Акопян ; Рос. акад. наук, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. — 473 с. — ISBN 5-86007-340-2
- Симфонии Шостаковича / Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград : Музгиз, 1961. — 324 с.
- Симфония № 6: си мин. : соч. 53 : 1. Largo; 2. Allegro; 3. Presto / исполн. Симф. орк. Ленингр. гос. филарм., дир. Е. Мравинский. [и др.]. — Москва : Мелодия, 1971