Симфония № 14 (Шостакович)

Материал из «Знание.Вики»
Четырнадцатая симфония
Симфония № 14
Композитор Дмитрий Шостакович
Дата создания 1969 год
Части одиннадцать
Первое исполнение
Дата 29 сентября 1969 год
Место Ленинград
Основные исполнители Московский камерный оркестр: Рудольф Баршай

Четырнадцатая симфония» (Symphony No. 14, Op. 135) — симфония Дмитрия Шостаковича написанная в 1969 году и впервые исполненная 29 сентября 1969 года в Ленинграде Московским камерным оркестром под управлением дирижёра Рудольфа Баршая, исполнителями были Галина Вишневская и Марк Решетин. Симфония была посвящена британскому композитору, дирижёру и пианисту Бенджамину Бриттену.

История создания[править]

В 1969 году Шостаковичем была написана Четырнадцать симфония. Впервые была исполнена 29 сентября 1969 года в Ленинграде Московским камерным оркестром под управлением дирижёра Рудольфа Баршая, исполнителями были Галина Вишневская и Марк Решетин. Симфония была посвящена британскому композитору, дирижёру и пианисту Бенджамину Бриттену. Композитор создавал симфонию в больнице, где провёл больше месяца на плановом осмотре, с 13 января по 22 февраля 1969 года. Выписавшись из больницы, Шостакович передал полностью готовую симфонию для переписки и разучивания. Симфония создавалась для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи Вильгельма Кюхельбекера, Райнера Рильке, Федерико Лорки и Гийома Аполлинера. Общее настроение музыки — скорбное, в диапазоне от сдержанно-сосредоточенного до неистово, исступленно трагического. Суть её — протест против всего, что ломает человеческие судьбы, души, жизни, против угнетения и тирании[1][2][3]. Эту симфонию Шостаковича как излишне пессимистичную многие в то время критиковали, в том числе музыковед Лев Лебединский и писатель-драматург Александр Солженицын. Томас Уилсон наоборот утверждал, что «посредством тщательного упорядочивания текстов он передает конкретное послание протеста против произвола, которым пользуются диктаторы, посылая невинных на смерть». На критику симфонии Шостакович отвечал:

Мои критики прочитали эту идею в Четырнадцатой симфонии: "смерть всемогуща". Они хотели, чтобы финал был утешительным, чтобы сказать, что смерть - это только начало. Но это не начало, это настоящий конец, после этого ничего не будет, ничего. Я чувствую, что вы должны смотреть правде прямо в глаза ... Отрицать смерть и ее силу бесполезно. Отрицай это или нет, ты все равно умрёшь... Глупо протестовать против смерти как таковой, но ты можешь и должен протестовать против насильственной смерти. Плохо, когда люди умирают раньше времени от болезней или бедности, но еще хуже, когда человека убивает другой человек...[4]

Состав оркестра[править]

Состав исполнителей: кастаньеты, деревянный брусок, три том-тома (сопрано, альт, тенор), бичи, колокола, вибрафон, ксилофон, челеста, струнные инструменты[5][6]

Строение симфонии[править]

Произведение состоит из одиннадцати связанных между собой частей, каждая из которых представляет собой сюжет стихотворения, общей продолжительностью около пятидесяти минут:

Части симфонии следуют одна за другой почти без перерывов, они связаны логикой музыкальной драматургии, соединяющей разных поэтов, стихи, резко отличающиеся тематикой, стилистикой и жанром. Монолог De profiindis является лирико-философским, с одиноко звучащей печальной мелодией скрипок в высоком регистре, своего рода медленное вступление к сонатному аллегро. Ему противостоит трагический танец Malagueña, жесткий, быстрый, с атональными созвучиями. Он скерцозен, но это всего лишь второй эпизод вступления, подводящий к части, которую можно считать аналогом сонатного аллегро. Ею является Loreley, романтическая баллада о столкновении красоты с фанатизмом. Острейший конфликт возникает между образами прекрасной, чистой девушки и жестокого епископа с его неумолимой стражей. Начинающаяся ударами бича, баллада включает в себя бурный диалог епископа и Лорелеи (главная партия), а затем — её лирическое высказывание (побочная партия), далее — её осуждение, изгнание, падение в волны Рейна — наполненные драматизмом, действенные, включающие в себя и выразительное ариозо, и вихревое пятиголосное фугато, и звукоизобразительные моменты. Скорбная элегия Le Suicidé — аналог медленной части симфонии, ее лирический центр. Это глубоко эмоциональное высказывание, в котором на первый план выходит вокальное начало. Оркестр лишь подчеркивает наиболее экспрессивные моменты яркостью своих красок. Единство симфонического цикла подчеркивается родством интонаций этой части с мелодизмом начального раздела симфонии и образным миром Лорелеи. Жесткий гротескный марш Les Attentives развивает мрачно-воинственные моменты Loreley, перекликается с Malagueña, являясь и по характеру и по смыслу скерцо симфонии. В его ритмике отчетливы ассоциации с теми характерными темами Шостаковича, вершиной которых стала тема нашествия из Седьмой симфонии. Шестая часть — горько-иронический и печальный дуэт «Madame, посмотрите, потеряли вы что-то. — Ах, пустяки, это сердце мое...» — переход к разработке симфонии, которая происходит в следующих частях — À la Santé — монологе узника, развернутом, музыкально и эмоционально насыщенном, но трагически безысходном, приводящем к кульминации — «Ответу запорожцев турецкому султану», полному сарказма, гнева, горечи и беспощадной насмешки. В ней господствует необузданное, почти стихийное движение, суровые, рубленые мотивы, вокальная речитация, внутренне возбужденная, но не переходящая в подлинное пение. В оркестровой интермедии появляется ритм пляски, вызывающий ассоциации с «Юмором» из Тринадцатой симфонии. Резко изменяется палитра художника в следующих частях. «О, Дельвиг, Дельвиг» — прекрасная, возвышенно благородная музыка. Она не сколько стилизована, абсолютно лишена иронического отношения к выделяющимся по стилю из всего поэтического материала симфонии стихам Кюхельбекера. Скорее, это тоска по безвозвратно ушедшему идеалу, навеки утраченной гармонии. Мелодия, близкая русским романсам, в обычной для них куплетной форме, вместе с тем свободна, текуча, изменчива. В отличие от других частей, ей сопутствует именно аккомпанемент, а не самостоятельная оркестровая партия, образно независимая от текста и голоса. Так воплощен смысловой центр симфонии, подготовленный предшествующим симфоническим развитием — утверждение высокого этического начала. Der Tod des Dichters играет роль репризы, тематического и конструктивного возвращения к начальным образам симфонии. В ней синтезированы основные элементы тематизма — инструментальные обороты «De profundis», появляющиеся и в средних частях симфонии, скандирующие речитативы оттуда же, экспрессивные интонации четвертой части. Последняя часть Schlußstück это послесловие, завершающее волнующую поэму о жизни и смерти, симфоническая кода произведения. Маршевый четкий ритм, сухие удары кастаньет и томтома, раздробленная, прерывистая вокальная — не линия — пунктир начинают его. Но затем меняются краски — звучит возвышенный хорал, вокальная партия развертывается бесконечной лентой. В коде возвращается жесткий марш. Музыка угасает постепенно, словно отступая[2][6].

Примечания[править]

  1. Симфонии Шостаковича / Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград : Музгиз, 1961. — 324 с.
  2. 2,0 2,1 Л. Михеева. Шостакович. Симфония No. 14. Belcanto.ru. Дата обращения: 26 июля 2023.
  3. Шостакович : Жизнь. Творчество. Время / Кшиштоф Мейер. - СПб. : Композитор : DSCH, 1998. — 551 с. — ISBN 5-7379-0043-6
  4. Волков С. М. Свидетельство: воспоминания Д. Д. Шостаковича. — Harper Row: 1979. — С.141. — ISBN 0-87910-021-4
  5. Концерт: руководство для слушателя / Steinberg, Michael, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. — ISBN 978-0-19-510330-4
  6. 6,0 6,1 6,2 Симфония № 14 : Для сопрано, баса и камерного оркестра: Соч. 135 / Стихи Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Вильгельма Кюхельбекера и Райнера Марии Рильке; С предисл. — Москва : Музыка, 1971. — 98 с.

Литература[править]

  • Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л. О. Акопян ; Рос. акад. наук, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. — 473 с. — ISBN 5-86007-340-2
  • Симфонии Шостаковича / Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград : Музгиз, 1961. — 324 с.
  • Симфония № 14: для сопрано, баса и камерного оркестра : соч. 135 / исп.: Маргарита Мирошникова, Евгений Владимиров; Московский камерный оркестр. Дирижер Р. Баршай.