Симфония № 11 (Шостакович)

Материал из «Знание.Вики»
Одиннадцатая симфония
Симфония № 11
Композитор Дмитрий Шостакович
Дата создания 1957 год
Части четыре:Adagio, Allegro, Adagio, Allegro non troppo
Первое исполнение
Дата 30 октября 1957 год
Место Москва
Основные исполнители Государственный академический симфонический оркестр СССР: Натан Рахлин

Одиннадцатая симфония имени «1905 года» (Symphony No. 11 (g-moll), Op. 93, «The Year 1905») — симфония Дмитрия Шостаковича написанная в 1957 году и впервые исполненная 30 октября 1957 года Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением дирижёра Натана Рахлина. В 1958 году за создание симфонии Дмитрий Шостакович был удостоен Ленинской премии в области искусства.

История создания

В 1957 году Шостаковичем была написана Одиннадцатая симфония Ми минор имени Первой русской революции 1905 года. Впервые была исполнена 30 октября 1957 года Государственным академическим симфоническим оркестром СССР под управлением дирижёра Натана Рахлина. Изначально композитор планировал создать симфонию к пятидесятилетию революции 1905 года и хотел написать её к 1955 году, но личные и творческие проблемы помешали ему сделать это. Впервые в симфонии композитор широко использовал цитатный материал, в основе которого революционные песни, и на этом строил монументальное симфоническое полотно. 22 января 1958 года состоялось первое выступление Шостаковича со своей симфонией в Лондоне, где она была сыграна в Королевском фестивальном зале (Royal Festival Hall) в составе Симфонического оркестра Би-би-си (англ. BBC Symphony Orchestra) под руководством дирижёра Малкольма Сарджента. 7 апреля 1958 года состоялась премьера симфонии в США в Хьюстоне в Хьюстонском симфоническом оркестре (англ. Houston Symphony Orchestra) под управлением дирижёра Леопольда Стоковски. В 1958 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР за создание одиннадцатой симфонии Дмитрий Шостакович был удостоен Ленинской премии в области искусства[1][2].

Состав оркестра

Строение симфонии

Симфония состоит из четырех частей (каждая имеет программный подзаголовок) которые играются без перерыва в течение одного часа:

  • I часть: Adagio («Дворцовая площадь»)
  • II часть: Allegro («Девятое января»)
  • III часть: Adagio («Вечная память»)
  • IV часть: Allegro non troppo («Набат»)[4]

Adagio основана на песнях «Арестант» и «Слушай», которые в процессе развития воспринимаются как главная и побочная темы сонатной формы. По роли внутри цикла это пролог, создающий обстановку места действия. Ещё до появления песенной темы скованные, зловеще цепенеющие звучания создают образ подавления, жизни под гнётом. На зыбком фоне слышатся то церковное песнопение, то глухие колокольные удары. Сквозь эту мертвящую музыку пробивается мелодия песни «Слушай!». Она проходит несколько раз, дробится, расчленяется на отдельные краткие мотивы. Её сменяет мелодия песни «Арестант». Обе темы проводятся неоднократно, но все подчиняет себе первоначальный образ угнетения подавления. Allegro становится полем борьбы; две её основные темы это мелодии из написанных композитором несколько ранее хоровых поэм на тексты революционных поэтов «9 января» «Гой, ты, царь, наш батюшка!» и суровый, хорального склада напев «Обнажите головы!». Часть состоит из двух резко контрастных, ярких в своей конкретной зримости эпизодов, состоящих из «сцены шествия» и «сцены расстрела». Adagio это скорбная и медленная мелодия начинается песней «Вы жертвою пали» в суровом, размеренном ритме траурного шествия, в особенно выразительном тембре альтов с сурдинами. Далее звучат мелодии песен «Славное море, священный Байкал» и «Смело, товарищи, в ногу». В среднем разделе сложной трехчастной формы появляется более светлая тема «Здравствуй, свободы вольное слово». Широкое движение приводит к кульминации, на которой возникает, подобно призыву, мотив «Обнажите головы» из предшествующей части. Происходит перелом в развитии, который приводит к стремительному финалу. Allegro non troppo написана в свободной форме и начинается с решительной фразы песни «Беснуйтесь, тираны». На фоне бурного движения струнных и деревянных духовых, резких ударов барабана проносятся мелодии как первой песни, так и следующей за ней «Смело, товарищи, в ногу». Достигается кульминация, на которой, как в предшествующей части, звучит мотив «Обнажите головы». В среднем разделе господствует «Варшавянка», к которой присоединяется праздничная, светлая мелодия из оперетты «Огоньки» Георгия Свиридова, интонационно родственная темам «Варшавянки» и «Смело, товарищи, в ногу». В коде финала мощные удары набата выносят на поверхность темы «Гой, ты, царь, наш батюшка!» и «Обнажите головы!», звучащие утверждающе и грозно[2][4].

Примечания

  1. Симфонии Шостаковича / Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград : Музгиз, 1961. — 324 с.
  2. 2,0 2,1 Л. Михеева. Шостакович. Симфония No. 11 («1905 год»). Belcanto.ru. Дата обращения: 26 июля 2023.
  3. Концерт: руководство для слушателя / Steinberg, Michael, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. — ISBN 978-0-19-510330-4
  4. 4,0 4,1 4,2 Симфония № 11 : "1905" год: Op. 103 / Перелож. автора для ф.-п. в 4 руки; Ред. Л. Атовмьян; Предисл. В. Панкратовой. - Москва : Музгиз, 1958. — 119 с.

Литература

  • Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л. О. Акопян ; Рос. акад. наук, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. — 473 с. — ISBN 5-86007-340-2
  • Симфонии Шостаковича / Гос. науч.-исслед. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград : Музгиз, 1961. — 324 с.
  • Симфония № 11 : "1905" год: Op. 103 / Перелож. автора для ф.-п. в 4 руки; Ред. Л. Атовмьян; Предисл. В. Панкратовой. - Москва : Музгиз, 1958. — 119 с.