Седов (барк)

Материал из «Знание.Вики»
«Седов»
Sedov (ship, 1921), Sète, Hérault 07 crop.jpg
 Россия
Название Magdalene Vinnen II (1921)
Kommodore Johnsen (1936)
Тип парусного вооружения Четырёхмачтовый барк
Изготовитель верфь «Германия», Киль
Спущен на воду 23 марта 1921
Основные характеристики
Водоизмещение 7320 тонн
Длина между перпендикулярами 97,9 м
(длина габаритная с бушпритом — 117,5 м)
Ширина 14,66 м (по КВЛ)
Осадка 7,52 м (в грузу)
Мощность

Wartsila 8L20

2176 л. с.,
1×1600 кВт
Площадь парусности 4192 м²
Движитель 1 винт фиксированного шага
Скорость хода до 18 узлов — под парусами 10 узлов — под двигателем
Экипаж 54 моряка

«Седо́в» — четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Его история началась в Германии, возрождавшей флот после Первой мировой войны. В 1919 году судовладелец Ф. А. Виннен заказал у принадлежавшей концерну «Крупп» кильской верфи «Германия» постройку парусника со стальным корпусом. Строительство началось в 1920 году, а в феврале 1921 года в Киле в торжественной обстановке барк спустили на воду. В 1945 году передан Германией в качестве репарации СССР и переименован в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. Одно из крупнейших парусных судов в мире, занесён в Книгу Гиннесса в 1993 году. В настоящее время уступает в размерах только построенному в 2000 году круизному паруснику «Ройял Клиппер»[1].

История

Начало XX века

При закладке судна судовладельцем было принято решение оборудовать барк вспомогательным двигателем внутреннего сгорания. Планировалось, что судно будет эксплуатироваться на торговых линиях, соединяющих порты Европы с Южной Америки, Дальнего Востока, Австралии и острова Тихого океана. В роли грузового судна барк побывал во многих удаленных точках планеты и осуществлял транспортировку разнообразных грузов: древесины, угля, серного колчедана. На первых порах парусник оправдывал ожидания судовладельца. Но в тридцатые годы двадцатого века в мире разразился сильнейший экономический кризис. Многие торговые и транспортные суда оказались на приколе, а их экипажи без работы. Компания Виннена продала несколько своих парусников практически за бесценок. Дальнейшая эксплуатация «Магдалене Виннен II» также стала нерентабельной. В 1936 году барк продаётся компании «Норддойчер Ллойд» («Северо-немецкий Ллойд») из Бремена, которая в то время пользуется государственной поддержкой. Судно переоснащается в учебное и получает новое название — «Коммодор Йонзен» («Kommodore Johnsen») в честь известного капитан-коммодора немецкого торгового флота Николаса Йонсена[1].

Во время Второй мировой войны командование германского флота использовало барк как судно обеспечения. После войны, в соответствии с решениями Потсдамской конференции, по результатам раздела германского флота между союзниками СССР по репарации передаётся «Коммодор Йонзен»[2]. Барк получил имя «Седов» в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В январе 1946 года на судне был поднят советский флаг. Приемка состоялась в Свинемюнде. Но применения «Седову» в послевоенном СССР долго не могли найти. В какой-то момент даже был поднят вопрос об отправке парусника на разборку[1].

Вторая половина XX века

Барк «Magdalene Vinnen II» (ныне «Седов»), март 1933 года

В 1951 году капитаном барка назначен Петр Сергеевич Митрофанов. Под руководством нового капитана на судне проводятся восстановительные работы. Особого внимания требуют обветшалые такелаж и парусное хозяйство[3]. В 1952 году барк вышел в своё первое послевоенное плавание. В 1957 году с курсантами на борту «Седов» принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана[1].

Вскоре выяснилось, что барку требуется капитальный ремонт, так как его оборудование устарело. С 1971 года парусник в течение четырех лет стоял на приколе в Ленинграде[1].

В 1975 году благодаря вмешательству многих известных моряков, включая руководителей нескольких морских училищ, парусник поставлен в капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. Работы продолжались до 1981 года, в результате «Седов» заметно обновился. В ходе ремонта были оборудованы кубрики для 146 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей. В бывшем носовом трюме разместили два учебных класса, установили новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи[1][4].

В 1983 году впервые за время своего пребывания в СССР судно посетило родной порт Бремерхафен, где на борт были приглашены бывшие члены немецких команд парусника, в том числе и один из его первых владельцев[4].

В апреле 1991 года в связи с получением Латвией независимости Россия перевела парусник из Риги в Мурманск. «Седов» был передан на баланс Мурманского государственного технического университета. Организовано обучение судоводителей, механиков, радистов и электромехаников[4].

Начало XXI века

В 2000 году парусник, участвовавший в большой международной регате по официальному приглашению, зашел во французский порт Брест. Там он был арестован по иску швейцарской компании «Нога» к правительству России. По мнению швейцарцев, российские власти задолжали им крупные суммы по контрактам, заключенным в начале девяностых годов. Адвокаты сумели доказать, что Мурманский университет не должен отвечать по правительственным долгам и арест с «Седова» сняли. Арест парусника называли причиной отказа Владимира Путина встретиться с Жаком Шираком во время саммита «Большая семёрка»[5].

В апреле 2017 года барк «Седов» был передан Калининградскому государственному техническому университету и сменил порт приписки с Мурманска на Калининград[6].

Технические характеристики

Барк «Седов» стал первым парусником в своём классе, оснащённым двигателем. Машинное отделение барка оборудовано главным двигателем Wärtsilä, тремя вспомогательными дизель-генераторами, двумя паровыми котлами, сепараторами, насосами, воздушными компрессорами, опреснительной установкой[6].

  • двигатели — изначально 400 лошадиных сил, в настоящее время 2 800 лошадиных сил;
  • скорость на двигателях — 10 узлов.

Косые и прямые паруса «Седова» расположены на четырёх мачтах (фок-мачта, первая и вторая грот-мачты, бизань) и бушприте.

Рангоут судна — колонны мачт, реи, стеньги и бушприт — преимущественно стальной клёпаный, удерживается стоячим такелажем (ванты, фордуны и штаги). Гик, гафели и большинство реёв выполнены по технологии бесшовных стальных труб концерна братьев Маннесман. Масса рангоута с такелажем составляет 210 тонн. Полная высота мачт от киля до клотика — 63,5 метров, бизань-мачты — 54 метров[7][8].

  • высота мачт от ватерлинии — 58 метров;
  • план парусности — 32 штуки (18 прямых и 14 косых);
  • площадь парусов — 4 192 квадратных метров;
  • скорость под парусами — до 18 узлов.

На открытых палубах находится оборудование, характерное для любого парусного судна: кoфель-нагельные планки, нагели, бегучий такелаж (концы для управления парусным вооружением), а также палубные механизмы: ручные шкотовые шпили для управления парусами и ручные брасовые лебёдки для управления реями[8].

Кругосветные экспедиции

Барк Седов в Гамбурге (Германия) 22 июля 1989 года

Барку «Седов» принадлежит официальный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 18,32 узла. Этот рекорд был установлен барком в Средиземном море в 1987 году. Бывали дни, когда «Седов» проходил за сутки 300,9 миль (30 июля 1992 года)[9].

С 1966 по 2015 год судно совершило 93 учебных рейса и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых парусник более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки. За это время «Седов» преодолел более 500 тысяч морских миль, что равно путешествию от Земли до Луны и обратно[9].

С 1992 по 1999 год учебное парусное судно «Седов» участвовал в регатах, проводимых «Катти Сарк», при этом в 1992 году он занял второе, в 1994 году — третье место. В 1995 году стал победителем регаты[1].

В 2006 и 2010 годах «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции, посвященные памяти героев-североморцев, погибших при защите советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, и освоению российского Арктического континентального шельфа. Седовцы прошли северные широты в свободном плавании под парусами. Четырехмачтовый парусник посетил порты Исландии, Норвегии, архипелага Шпицберген и побывал в районе Земли Франца-Иосифа[9].

В рамках высокоширотного плавания 2010 года барк поставил своеобразный рекорд. Берега архипелага Шпицберген такого ещё не видели — 23 сентября 2010 года «Седов» пересёк 78-ю параллель северной широты и, войдя в знаменитый Ис-фьорд (Ледяной фьорд), ошвартовался в российском порту Баренцбург. Тем самым был установлен новый рекорд для парусников этого класса. Так далеко на север в зимнее время суда такого типа не поднимались.

20 июля 2013 года в Санкт-Петербурге завершилось первое кругосветное плавание флагмана российского парусного флота под флагом России, приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности и памятным датам в истории географических открытий. Продолжительность кругосветного плавания, которое проводилось в 20122013 годах под патронажем Росрыболовства и при поддержке МИД России. Она составила 14 месяцев. Пройдя во время экспедиции свыше 47 тысяч миль, барк четырежды пересёк экватор, прошёл водами Атлантического, Тихого, Индийского океанов, обогнул мыс Горн и мыс Доброй Надежды. Были совершены заходы в 32 порта 24 иностранных государств Европы, Африки, Латинской Америки, Французской Полинезии, Юго-Восточной Азии.[10].

2019 — 2020 годах участвовал в Кругосветной экспедиции парусников Росрыболовства, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. За время экспедиции на судне прошли практику более 350 курсантов учебных заведений Росрыболовства[9].

В кино

На монетах и марках

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Соломонов Б. В., Золотарев А. Н., Кузнецов Н. А. 100 великих кораблей / по ред. Смирнова Н. М.. — Москва: Вече, 2012. — С. 304. — 432 с. — ISBN 978-5-9533-3751-9.
  2. Широкорад А. Б. Великая контрибуция: что СССР получил после войны. — Москва: Вече, 2013. — С. 127. — 348 с. — ISBN 978-5-4444-0766-0.
  3. Митрофанов В. П. Командир. Коммодор. Капитан: второе и третье рождение четырехмачтового барка «Седов». — Санкт-Петербург: ЭЛМОР, 2008. — 385 с. — ISBN 5-7399-0143-X.
  4. 4,0 4,1 4,2 История барка Седов. Информационный сайт Барк Седов. Дата обращения: 5 ноября 2023.
  5. Приказ от 27 июня 2016 г. об освобождении от ареста культурных ценностей (фр.). Légifrance - Le service public de la diffusion du droit (27 июля 2016). Дата обращения: 5 ноября 2023.
  6. 6,0 6,1 Кузнецов Н. А. Барк «Седов». Столетняя история знаменитого парусника // «Моделист-конструктор» : Приложение к журналу. — 2021. — Декабрь (№ 266).
  7. Еленин Ф. В. Основы военно-морской подготовки. Начальная военно-морская подготовка. — Москва: Русское слово, 2022. — С. 139. — 198 с. — ISBN 978-5-533-01521-9.
  8. 8,0 8,1 Технические данные парусника «Седов». Информационный сайт Барк Седов. Дата обращения: 5 ноября 2023.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Золотник Е. А. История и кругосветные путешествия парусников «Крузенштерн» и «Седов». Большая российская энциклопедия (23 декабря 2022). Дата обращения: 5 ноября 2023.
  10. На барке «Седов» – галсами флотской истории. Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (17 января 2014). Дата обращения: 5 ноября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!