Седов (барк)
«Седов» | |
---|---|
Россия | |
Название |
Magdalene Vinnen II (1921) Kommodore Johnsen (1936) |
Тип парусного вооружения | Четырёхмачтовый барк |
Изготовитель | верфь «Германия», Киль |
Спущен на воду | 23 марта 1921 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 7320 тонн |
Длина между перпендикулярами |
97,9 м (длина габаритная с бушпритом — 117,5 м) |
Ширина | 14,66 м (по КВЛ) |
Осадка | 7,52 м (в грузу) |
Мощность |
Wartsila 8L20 2176 л. с.,1×1600 кВт |
Площадь парусности | 4192 м² |
Движитель | 1 винт фиксированного шага |
Скорость хода | до 18 узлов — под парусами 10 узлов — под двигателем |
Экипаж | 54 моряка |
«Седо́в» — четырёхмачтовый барк, российское учебное парусное судно. Его история началась в Германии, возрождавшей флот после Первой мировой войны. В 1919 году судовладелец Ф. А. Виннен заказал у принадлежавшей концерну «Крупп» кильской верфи «Германия» постройку парусника со стальным корпусом. Строительство началось в 1920 году, а в феврале 1921 года в Киле в торжественной обстановке барк спустили на воду. В 1945 году передан Германией в качестве репарации СССР и переименован в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. Одно из крупнейших парусных судов в мире, занесён в Книгу Гиннесса в 1993 году. В настоящее время уступает в размерах только построенному в 2000 году круизному паруснику «Ройял Клиппер»[1].
История
Начало XX века
При закладке судна судовладельцем было принято решение оборудовать барк вспомогательным двигателем внутреннего сгорания. Планировалось, что судно будет эксплуатироваться на торговых линиях, соединяющих порты Европы с Южной Америки, Дальнего Востока, Австралии и острова Тихого океана. В роли грузового судна барк побывал во многих удаленных точках планеты и осуществлял транспортировку разнообразных грузов: древесины, угля, серного колчедана. На первых порах парусник оправдывал ожидания судовладельца. Но в тридцатые годы двадцатого века в мире разразился сильнейший экономический кризис. Многие торговые и транспортные суда оказались на приколе, а их экипажи без работы. Компания Виннена продала несколько своих парусников практически за бесценок. Дальнейшая эксплуатация «Магдалене Виннен II» также стала нерентабельной. В 1936 году барк продаётся компании «Норддойчер Ллойд» («Северо-немецкий Ллойд») из Бремена, которая в то время пользуется государственной поддержкой. Судно переоснащается в учебное и получает новое название — «Коммодор Йонзен» («Kommodore Johnsen») в честь известного капитан-коммодора немецкого торгового флота Николаса Йонсена[1].
Во время Второй мировой войны командование германского флота использовало барк как судно обеспечения. После войны, в соответствии с решениями Потсдамской конференции, по результатам раздела германского флота между союзниками СССР по репарации передаётся «Коммодор Йонзен»[2]. Барк получил имя «Седов» в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В январе 1946 года на судне был поднят советский флаг. Приемка состоялась в Свинемюнде. Но применения «Седову» в послевоенном СССР долго не могли найти. В какой-то момент даже был поднят вопрос об отправке парусника на разборку[1].
Вторая половина XX века
В 1951 году капитаном барка назначен Петр Сергеевич Митрофанов. Под руководством нового капитана на судне проводятся восстановительные работы. Особого внимания требуют обветшалые такелаж и парусное хозяйство[3]. В 1952 году барк вышел в своё первое послевоенное плавание. В 1957 году с курсантами на борту «Седов» принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана[1].
Вскоре выяснилось, что барку требуется капитальный ремонт, так как его оборудование устарело. С 1971 года парусник в течение четырех лет стоял на приколе в Ленинграде[1].
В 1975 году благодаря вмешательству многих известных моряков, включая руководителей нескольких морских училищ, парусник поставлен в капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. Работы продолжались до 1981 года, в результате «Седов» заметно обновился. В ходе ремонта были оборудованы кубрики для 146 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей. В бывшем носовом трюме разместили два учебных класса, установили новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи[1][4].
В 1983 году впервые за время своего пребывания в СССР судно посетило родной порт Бремерхафен, где на борт были приглашены бывшие члены немецких команд парусника, в том числе и один из его первых владельцев[4].
В апреле 1991 года в связи с получением Латвией независимости Россия перевела парусник из Риги в Мурманск. «Седов» был передан на баланс Мурманского государственного технического университета. Организовано обучение судоводителей, механиков, радистов и электромехаников[4].
Начало XXI века
В 2000 году парусник, участвовавший в большой международной регате по официальному приглашению, зашел во французский порт Брест. Там он был арестован по иску швейцарской компании «Нога» к правительству России. По мнению швейцарцев, российские власти задолжали им крупные суммы по контрактам, заключенным в начале девяностых годов. Адвокаты сумели доказать, что Мурманский университет не должен отвечать по правительственным долгам и арест с «Седова» сняли. Арест парусника называли причиной отказа Владимира Путина встретиться с Жаком Шираком во время саммита «Большая семёрка»[5].
В апреле 2017 года барк «Седов» был передан Калининградскому государственному техническому университету и сменил порт приписки с Мурманска на Калининград[6].
Технические характеристики
Барк «Седов» стал первым парусником в своём классе, оснащённым двигателем. Машинное отделение барка оборудовано главным двигателем Wärtsilä, тремя вспомогательными дизель-генераторами, двумя паровыми котлами, сепараторами, насосами, воздушными компрессорами, опреснительной установкой[6].
- двигатели — изначально 400 лошадиных сил, в настоящее время 2 800 лошадиных сил;
- скорость на двигателях — 10 узлов.
Косые и прямые паруса «Седова» расположены на четырёх мачтах (фок-мачта, первая и вторая грот-мачты, бизань) и бушприте.
Рангоут судна — колонны мачт, реи, стеньги и бушприт — преимущественно стальной клёпаный, удерживается стоячим такелажем (ванты, фордуны и штаги). Гик, гафели и большинство реёв выполнены по технологии бесшовных стальных труб концерна братьев Маннесман. Масса рангоута с такелажем составляет 210 тонн. Полная высота мачт от киля до клотика — 63,5 метров, бизань-мачты — 54 метров[7][8].
- высота мачт от ватерлинии — 58 метров;
- план парусности — 32 штуки (18 прямых и 14 косых);
- площадь парусов — 4 192 квадратных метров;
- скорость под парусами — до 18 узлов.
На открытых палубах находится оборудование, характерное для любого парусного судна: кoфель-нагельные планки, нагели, бегучий такелаж (концы для управления парусным вооружением), а также палубные механизмы: ручные шкотовые шпили для управления парусами и ручные брасовые лебёдки для управления реями[8].
Кругосветные экспедиции
Барку «Седов» принадлежит официальный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 18,32 узла. Этот рекорд был установлен барком в Средиземном море в 1987 году. Бывали дни, когда «Седов» проходил за сутки 300,9 миль (30 июля 1992 года)[9].
С 1966 по 2015 год судно совершило 93 учебных рейса и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых парусник более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки. За это время «Седов» преодолел более 500 тысяч морских миль, что равно путешествию от Земли до Луны и обратно[9].
С 1992 по 1999 год учебное парусное судно «Седов» участвовал в регатах, проводимых «Катти Сарк», при этом в 1992 году он занял второе, в 1994 году — третье место. В 1995 году стал победителем регаты[1].
В 2006 и 2010 годах «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции, посвященные памяти героев-североморцев, погибших при защите советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, и освоению российского Арктического континентального шельфа. Седовцы прошли северные широты в свободном плавании под парусами. Четырехмачтовый парусник посетил порты Исландии, Норвегии, архипелага Шпицберген и побывал в районе Земли Франца-Иосифа[9].
В рамках высокоширотного плавания 2010 года барк поставил своеобразный рекорд. Берега архипелага Шпицберген такого ещё не видели — 23 сентября 2010 года «Седов» пересёк 78-ю параллель северной широты и, войдя в знаменитый Ис-фьорд (Ледяной фьорд), ошвартовался в российском порту Баренцбург. Тем самым был установлен новый рекорд для парусников этого класса. Так далеко на север в зимнее время суда такого типа не поднимались.
20 июля 2013 года в Санкт-Петербурге завершилось первое кругосветное плавание флагмана российского парусного флота под флагом России, приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности и памятным датам в истории географических открытий. Продолжительность кругосветного плавания, которое проводилось в 2012 — 2013 годах под патронажем Росрыболовства и при поддержке МИД России. Она составила 14 месяцев. Пройдя во время экспедиции свыше 47 тысяч миль, барк четырежды пересёк экватор, прошёл водами Атлантического, Тихого, Индийского океанов, обогнул мыс Горн и мыс Доброй Надежды. Были совершены заходы в 32 порта 24 иностранных государств Европы, Африки, Латинской Америки, Французской Полинезии, Юго-Восточной Азии.[10].
2019 — 2020 годах участвовал в Кругосветной экспедиции парусников Росрыболовства, посвящённой 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. За время экспедиции на судне прошли практику более 350 курсантов учебных заведений Росрыболовства[9].
В кино
- В 1989 году барк появляется в финале фильма «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви».
На монетах и марках
Марка Почты России, 2021 год
Галерея
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Соломонов Б. В., Золотарев А. Н., Кузнецов Н. А. 100 великих кораблей / по ред. Смирнова Н. М.. — Москва: Вече, 2012. — С. 304. — 432 с. — ISBN 978-5-9533-3751-9.
- ↑ Широкорад А. Б. Великая контрибуция: что СССР получил после войны. — Москва: Вече, 2013. — С. 127. — 348 с. — ISBN 978-5-4444-0766-0.
- ↑ Митрофанов В. П. Командир. Коммодор. Капитан: второе и третье рождение четырехмачтового барка «Седов». — Санкт-Петербург: ЭЛМОР, 2008. — 385 с. — ISBN 5-7399-0143-X.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 История барка Седов . Информационный сайт Барк Седов. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ Приказ от 27 июня 2016 г. об освобождении от ареста культурных ценностей (фр.). Légifrance - Le service public de la diffusion du droit (27 июля 2016). Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Кузнецов Н. А. Барк «Седов». Столетняя история знаменитого парусника // «Моделист-конструктор» : Приложение к журналу. — 2021. — Декабрь (№ 266).
- ↑ Еленин Ф. В. Основы военно-морской подготовки. Начальная военно-морская подготовка. — Москва: Русское слово, 2022. — С. 139. — 198 с. — ISBN 978-5-533-01521-9.
- ↑ 8,0 8,1 Технические данные парусника «Седов» . Информационный сайт Барк Седов. Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 Золотник Е. А. История и кругосветные путешествия парусников «Крузенштерн» и «Седов» . Большая российская энциклопедия (23 декабря 2022). Дата обращения: 5 ноября 2023.
- ↑ На барке «Седов» – галсами флотской истории . Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (17 января 2014). Дата обращения: 5 ноября 2023.