Свердловская детская железная дорога имени Н. А. Островского
| Свердловская детская железная дорога имени Н. А. Островского | |
|---|---|
| Свердловская детская железная дорога | |
| | |
| Страна |
|
| Город управления | Екатеринбург, Свердловская область |
| Ширина колеи | 750 мм |
| Протяжённость | 3,1 км |
Свердл́овская де́тская желе́зная доро́га и́мени Н. А. Остро́вского — учреждение дополнительного образования детей, расположенное в городе Екатеринбург Свердловской области. Детская железная дорога является структурным подразделением Свердловской железной дороги, которая входит в состав ОАО «РЖД». Свердловская детская железная дорога представляет собой небольшой участок узкоколейной железной дороги с железнодорожными путями, тремя железнодорожными станциями, двумя остановочными пунктами и железнодорожными подвижными составами[1].
История
Строительство детской железной дороги в Свердловске (по состоянию на 2025 год — Екатеринбург) началось в 1958 году. В период с 1959 по 1960 год были организованы многочисленные субботники и воскресники, в которых принимали участие как учащиеся образовательных учреждений, так и представители комсомольских организаций промышленных и строительных предприятий города. Ещё в 1959 году, до официального открытия детской железной дороги, первые воспитанники железнодорожных кружков в период летних каникул прошли практическое обучение на Южно-Уральской детской железной дороге (по состоянию на 2025 год — Малая Южно-Уральская железная дорога) в Челябинске, а также на Алапаевской узкоколейной железной дороге[2].
Торжественное открытие Малой Свердловской железной дороги состоялось 9 июля 1960 года. В 1961 году детской железной дороге было присвоено имя Николая Алексеевича Островского[2].
В период с 2009 по 2016 годы была проведена масштабная реконструкция железнодорожной инфраструктуры. В результате модернизации в 2016 году был введён в эксплуатацию новый комплекс детской железной дороги, включающий вокзал, железнодорожное депо и эстакаду. Поезда стали прибывать на перрон железнодорожной станции Екатеринбург-Детский, расположенной на третьем этаже вокзального здания. Впервые под одной крышей были объединены зоны для пассажиров, а также учебные классы для профориентации школьников и тренировок юных железнодорожников, оснащённые новейшими интерактивными тренажёрами[2][3].
В ноябре 2017 года было завершено строительство локомотивного депо Свердловской детской железной дороги. Это позволило юным железнодорожникам не только изучать устройство железнодорожного подвижного состава, но и принимать участие в техническом обслуживании и реставрации раритетной техники[3].
Характеристика
Характеристика Свердловской детской железной дороги имени Н. А. Островского[3]:
- Площадь земельного участка составляет 7,2 га. Протяжённость маршрута составляет 3,1 км, ширина колеи — 750 мм.
- Продолжительность поездки составляет 27 минут.
- До 2010 года на участке применялись рельсы типов Р-24 и Р-43. В 2010 году была произведена замена рельсо-шпальной решётки: на стрелочных переводах были уложены рельсы Р-50 на железобетонных шпалах, а на всём протяжении железнодорожного пути — рельсы Р-65.
- Вдоль маршрута расположены три железнодорожные станции: Екатеринбург-Детский, Центральная и Юбилейная, а также два остановочных пункта: Солнечная и Пионерская.
- На одном из железнодорожных переездов, не предназначенном для общего пользования, установлена неавтоматическая железнодорожная светофорная сигнализация с электрическими шлагбаумами. Для обеспечения безопасности движения на железнодорожном переезде смонтированы мачтовые и карликовые железнодорожные светофоры.
Железнодорожный подвижной состав
В парке подвижного состава Свердловской детской железной дороги имени Н. А. Островского представлено пять локомотивов[3]:
- Тепловоз ТУ-2 (узкоколейный, второго поколения выпуска) — три экземпляра.
- Тепловоз ТУ-7А, выпущенный в 2008 году — один экземпляр.
- Тепловоз ТУ-10, выпущенный в 2012 году — один экземпляр.
Дополнительно в парке эксплуатируются два паровоза[3]:
Парк пассажирских вагонов включает одиннадцать единиц цельнометаллического типа[3]:
- Пять вагонов производства компании «Pafawag», выпущенных в 1960 году.
- Шесть вагонов Камбарского машиностроительного завода, из которых:
Профориентация
На Свердловской детской железной дороге функционируют девять смен юных железнодорожников. Набор начинается с 11 лет. Продолжительность обучения составляет три года[3].
На первом году обучения дети знакомятся с профессиями: проводник, ревизор, диктор поезда или железнодорожной станции, дежурный по железнодорожному переезду. На втором году программа обучения включает изучение обязанностей старших ревизоров, проводников хвостовых вагонов и помощников машинистов. На заключительном этапе третьего года воспитанники получают возможность освоить профессии машиниста, диспетчера, дежурного по железнодорожной станции, начальника поезда, дежурного по залу или перрону[3].
За время трёхлетнего обучения воспитанники получают представление о широком спектре профессий, существующих на железной дороге. Дополнительно на Свердловской детской железной дороге функционируют два кружка: «Железнодорожное моделирование и макетирование» и «Юный железнодорожник», открытые для всех школьников города и области, проявляющих интерес к железнодорожному делу[3].
Галерея
- Свердловская детская железная дорога имени Н. А. Островского.
Примечания
- ↑ Свердловская детская железная дорога имени Н. А. Островского. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия». Дата обращения: 18 июня 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Свердловская детская железная дорога. АО «Издательский дом «Гудок». Дата обращения: 18 июня 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Свердловская детская железная дорога. ОАО «РЖД». Дата обращения: 18 июня 2025.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |