Салочки
Салочки | |
---|---|
Салочки | |
[[Файл:|250px|]] | |
История происхождения | Россия |
Количество игроков | от 3-х человек |
Возраст | неограниченно |
Развивает навыки | скорость, ловкость, сообразительность, точность, бег . |
Са́лочки — одна из самых известных подвижных игр. Вступить в неё легко, и с увеличением числа участников процесс становится ещё увлекательнее. Эта игра популярна в России. В различных странах у неё есть свои названия и правила, однако основная суть остаётся неизменной: один или несколько водящих пытаются поймать других игроков, и в случае успеха происходит обмен ролями[1].
Игра может проходить в самых разных условиях: как в помещениях, так и на свежем воздухе, и в ней могут участвовать дети, молодёжь и взрослые. Количество участников варьируется от 3 до 40 человек. Для игры не требуется наличие организаторов или судей. Скорость, точность, ловкость и немного удачи гарантируют всем друзьям отличное настроение[2].
Другие названия этой игры — «Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало», «Ловки», «Лова», «Квач», «Пета», «Латки»[3].
История происхождения игры «Салочки»
Эта игра существовала на протяжении всей истории. С самых давних времён. Однако тогда к ней относились немного серьёзнее, чем сейчас.
Первая версия: прототип салочек — это древняя пастушеская игра, которая имитирует ловлю и клеймение скота. Вторая интерпретация: салки представляют собой обряд инициации. Водящий в игре символизирует старшего предка (возможно прародителя), а его прикосновение становится знаком приобщения к роду. Основная задача участников — быть осаленными, но сначала им нужно немного пококетничать и убегать от «предка». В качестве подтверждения приводится вариант игры «с домиком»: нельзя осаливать того, кто сложил руки над головой в форме «домика» и иногда произносит «чур меня». Таким образом, игрок обращается (и магически «приобщается»!) к потусторонним силам, к душам усопших или к чужим, посторонним[4].
Описание игры
Водящий обязан «осалить», прикоснувшись рукой к любому участнику игры, после чего осаленный становится новым водящим[5]. Обычно первоначальный выбор водящего осуществляется с помощью считалочки.
Несколько вариантов считалочек:
— На золотом крыльце сидели,
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
— Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.
— Морская считалочка (молча) заключается в следующем: один участник зажимает в кулаке нижний конец верёвки или бечёвки, следующий держит свой кулак над первым, и так продолжается. Водящим становится тот, кто разместит кулак на верхнем конце верёвки[6].
— Спичечная считалочка (молча): для игры используется набор спичек или схожих по форме соломинок. Один из элементов должен иметь укороченный конец. Водящим становится игрок, который вытянул короткую спичку (по жребию)[6].
По сигналу участники игры расходятся в произвольных направлениях. Игрок преследует остальных участников. Застигнув первого игрока, «во́да» громко объявляет его новым «ведущим», например: «Игорь — во́да». После этого все участники начинают убегать от нового «воды»[7].
В игре «Салочки» (такое название игры в Москве, в Ленинграде и Тамбове она называлась «пятнашки») действуют определенные правила[6]. Вода (ведущий) не имеет права преследовать одного и того же игрока. Если участники замечают, что вода преимущественно преследует самого слабого игрока, они начинают его поддразнивать и скандировать насмешливые кричалки. В результате пойманный игрок не считается выбывшим из игры, а вода продолжает преследование остальных участников.
Перед началом игры необходимо определить безопасные зоны, которые будут недоступны для водящего. Однако пребывание в этих зонах ограничено по времени. Для самых маленьких участников можно упростить правила, допустив, что приседание на корточки или создание «домика» над головой руками делает их временно неуязвимыми[8].
Правила
- Ловить (салить) играющих означает прикоснуться к кому-либо рукой или каким-либо предметом (например, платком, жгутом, снежком и так далее), но не хватать игрока и не тянуть его.
- Игроки могут бегать только в пределах установленных границ площадки. Тот, кто выбежит за эти границы, считается пойманным и меняет свою роль с «салкой» — водящим.
- Каждый новый «салка» — водящий должен объявить о своей роли, чтобы все знали, от кого нужно спасаться[1].
Разновидности игры «Салочки»
Существует много разновидностей этой активной игры.
Салки с домом (вариант)
Перед началом игры в салочки участники договариваются о том, какие места на площадке будут считаться «домиками». Это могут быть песочница, скамейка, очерченный квадрат на асфальте или контур, нарисованный палочкой на земле. Маленьким детям достаточно опуститься на четвереньки, сложить руки над головой и громко крикнуть: «Я в домике!».
Игрока, который забежал «под крышу», нельзя трогать. Однако находиться на защищенной территории долго не разрешается. Кроме того, укрытие предназначено только для одного игрока, и в него нельзя забегать вдвоём или втроём[9].
Выше ноги от земли
Игра начинается, как обычно. Участники, отойдя от водящего, присаживаются на землю, скамейку, бревно или качели и поднимают ноги. Того, кто успел это сделать, ловить нельзя. Если все игроки окажутся с поднятыми ногами, ведущий может поймать любого из них. Держать ноги в воздухе долго не разрешается.
Существует несколько вариантов этой игры. В одном из них, называемом «Салки с приседанием», ловец не может тронуть игрока, который успел присесть на корточки. В другой версии «Бегун», который успел прыгнуть в ямку или встать на лежащий камень или пень, считается временно неприкосновенным. Третий вариант называется «Помощь»: участника нельзя поймать, если его успел взять за руку товарищ[9].
Салки с пленом (вариант)
Этот вариант игры отличается от обычных салок тем, что водящий, выбранный жребием, остается в этой роли на протяжении всей игры. Все пойманные игроки отправляются в «дом» водящего, который обозначен определенным углом площадки. Однако «пленных» можно освободить, если кто-то коснётся их рукой. Водящий, в свою очередь, старается «осалить» каждого, кто осмелится приблизиться к его «дому». Игра завершается только тогда, когда все участники будут пойманы[10].
Круговые салки (вариант)
Игроки образуют круг, а двое из них становятся вне круга, лицом друг к другу. Эта пара начинает игру. Один из них выполняет роль «салки», а другой — «убегающего». Игра начинается по сигналу. «Салка» пытается «осалить» убегающего. Убегающий, спасаясь от преследования, может зайти в круг в любое место между игроками. В этом случае игрок, находящийся справа от него, становится «салкой», а предыдущий «салка» уходит на бег. Убегающий может двигаться в любом направлении, но только по внешней стороне круга. В свою очередь, он также может зайти в круг, и тогда игрок справа от него становится «салкой». Если убегающего «осалили» до того, как он успел зайти в круг, он выбывает из игры[10].
Двойные салочки
Этот вариант игра напоминает традиционные салочки, но в ней выбирают не одного, как обычно, а двоих ведущих. Для их выбора можно просто посчитать до двух дважды. Однако можно установить и другие условия, при которых первый выбранный ведущий сам находит себе партнера среди своих друзей или наиболее активного игрока. Кстати, в двойные салочки играют только при достаточном количестве участников — не менее 6-7 человек, иначе убегающих будет почти столько же, сколько и догоняющих[11].
Суть игры заключается в том, что двое ведущих должны как можно быстрее осалить двух других игроков. Обычно это происходит не одновременно: одному из ведущих удается сразу поймать кого-то и передать ему свою роль, в то время как второй делает это немного позже. В этот момент первый ведущий временно выходит из игры и ждёт, пока его партнер сможет осалить кого-то. Вместе с ним из игры уходит и тот, кого он осалил. В это время остаются только второй ведущий и игроки, которые от него убегают. Как только второму ведущему удаётся кого-то поймать, новая пара ведущих начинает «сражение» и продолжает его до тех пор, пока не осалит двух других участников. Однако можно ввести и другие правила, которые немного усложнят игру[11].
В этой игре, помимо скорости и ловкости, также проверяются внимательность, реакция и память. Момент передачи функций между игроками при наличии двух ведущих заметить гораздо сложнее. Кроме того, смена ролей происходит значительно чаще и быстрее.
В альтернативном варианте первый ведущий не покидает игру, а сразу же становится догоняемым, как в обычных салочках. Тот, кого он осалил, мгновенно принимает на себя его роль и начинает играть в паре со вторым ведущим[11].
Примечание
- ↑ 1,0 1,1 Игры без предметов. Салки. . Библиотека по педагогике (2008). Дата обращения: 27 сентября 2024.
- ↑ Игра «Салочки» . Воспитателям, детям и их родителям. В детский сад. (2019). Дата обращения: 29 сентября 2024.
- ↑ Салки . Босичком. Игры для детей (2014). Дата обращения: 30 сентября 2024.
- ↑ Смирнов А. Зачем придумали игры в салки и жмурки? // ШколаЖизни.ру : познавательный журнал. — 2017. — 17 октября.
- ↑ Громов О. С. Игры народов России. Игры с бегом для дошкольников и младших школьников . Автономная некоммерческая организация «Центр координации образования и физического развития» (АНО ЦКОФР) (26 декабря 2010). Дата обращения: 1 октября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Левинтов А. Память детства. Забавы. // Заметки по европейской истории : Литературный журнал. — 2014. — 24 февраля (№ 2).
- ↑ Эльзенбах М. 25 дворовых игр нашего детства, которые сейчас мало кто помнит . Вечерняя Москва (23 апреля 2018). Дата обращения: 1 октября 2024.
- ↑ Салки (игра для детей) . Детстрана (2022). Дата обращения: 28 сентября 2024.
- ↑ 9,0 9,1 Силейкина Т. В. Дворовые игры . Мультиурок (7 июня 2020). Дата обращения: 1 октября 2024.
- ↑ 10,0 10,1 Алёхина А. А. Народные игры и забавы. «Салки, или пятнашки» . Синергия-инфо (18 ноября 2020). Дата обращения: 2 октября 2024.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Набор подвижных игр 24 . МетодВики для Вожатых Летний лагерь (5 февраля 2010). Дата обращения: 2 октября 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |