Савельева, Любовь Ивановна

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Любовь Савельева
Дата рождения 14 января 1940(1940-01-14) (84 года)
Место рождения Москва, СССР
Гражданство  СССРФлаг России Россия
Жанр декоративно-прикладное искусство
Учёба МВХПУ (1966)
Награды Золотая медаль РАХ (2007)
Звания профессор (1997)
академик РАХ (2001)

Любо́вь Ива́новна Саве́льева (род. 14 января 1940, Москва, СССР) — советский и российский художник в области декоративно-прикладного искусства и керамики, мастер художественного стекла, педагог, профессор (1997), академик Российской академии художеств (2001; член-корреспондент Академии художеств СССР с 1990). Народный художник Российской Федерации (2010).

Член Союза художников СССР (1970) и Союза художников России1992). Академик-секретарь Отделения декоративных искусств и член Президиума Российской академии художеств2003).

Биография

Родилась 14 января 1940 года в Москве в семье художника и военного медика, работавшего в Главном военном клиническом госпитале имени Н. Н. Бурденко. Отец умер через год после её рождения от воспаления лёгких. С началом Великой Отечественной войны находились в эвакуации[1].

В 1960 году поступила в Московское высшее художественно-промышленное училище на отделение художественного стекла, которое окончила в 1966 году. Её педагогами были Галина Антонова и Борис Смирнов[1]

С 1966 года работает в Институте стекла в области декоративно-прикладного искусства. С 1974 года работала художником завода Красный Май. Среди основных работ: ваза «Материнство» 1967 года, «Сокольники» 1975 года (первая движущаяся объемная картина из стекла, сделанная по экспериментальной технологии[1]), с 1978 года графические, композиции включающие строки собственных стихов — «Холодное пространство», «Средиземное море» и «Живое пространство», композиционная пластика из стекла и фаянса «Мысль о мире, земле и жизни» 1982 года, «Пушкин» 1983 года, «Скорбящие» 1985 года, «Поэзия и философия» 1988 года, «19 октября» 1989 года, штоф «Рождество» 1995 года, витражный ансамбль «Молитва» 1993 года, «Во славу Баженова» 1999 года, с 2000 по 2001 год работала над произведением «Сотворение мира», «Семейство чайников» 2003 года и «Портрет» 2006 года. Её произведения украшают отечественные художественные выставки и музеи, среди которых Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Музей стекла Корнинга в США, в музеях Бельгии, Дании, Великобритании и Швеции. С 1967 года она является участником зональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок, а так же ряда персональных выставок проходивших в России а так же за рубежом, в том числе на XVII квадриеннале художественных ремесел социалистических стран в городе Эрфурт (ГДР) и США. Известный искусствовед, академик РАХ Валерий Турчин так охарактеризовал творчество Савельевой:

Высокое мастерство, тонкость исполнения и смелый новаторский подход отличают творчество Любови Ивановны Савельевой. В гибких рамках декоративно-прикладного искусства художественного стеклоделия и керамики мастер раскрывает талант живописца, скульптора, графика, поэта. Художница смело вошла в искусство с собственной темой, особым пониманием формы. Она вносит динамику в привычную статичность декоративных форм, мыслит сложное пространство объема как некий космос с его очевидной и одновременно таинственной красотой. Человек становится главным героем произведений художницы, его образ диктует новую пластическую выразительность, в которой открывается сложная гамма радостей и чаяний. Мастер часто создает портреты - в них тонкое чувство художником свойств самого материала способствует выявлению психологии персонажа. Пейзаж часто выступает как иллюстрация человеческих переживаний и эмоциональных состояний. Савельевой интересно работать во всех материалах. Кроме стекла, это шамот, фаянс. В них она абсолютно свободна, тонко чувствует их «характеры», фантазирует, находя интересные изобразительные тезисы. Работы в шамоте демонстрируют особое чувство формы, а подглазурные росписи на фаянсе, создающие строгий, изящный и очень живой рисунок, выявляют импровизаторский талант. Поэтичный настрой всех работ художницы в стекле и керамике находит свое изысканное дополнение в поэзии. Текст становится одновременно и произведением изобразительного искусства: линии рисунка при ближайшем рассмотрении оказываются стихотворными строками, в целом образуя некий символичный орнамент. Творчество Савельевой являет такую гармонию, которая вызывает у зрителей встречный импульс: подъем, вдохновение, живое и радостное ощущение жизни[2]

С 1969 года помимо творческой занимается и педагогической деятельностью преподаёт в Российском государственном художественно-промышленном университете имени С. Г. Строганова в качестве преподавателя кафедры художественной керамики и стекла, с 1997 года является профессором этой кафедры[2].

С 1970 года Любовь Савельева является членом Союза художников СССР, а с 1992 года — Союза художников России. В 1988 году её приняли в Международную ассоциацию художников стекла Америки[1]. В 1990 году была избрана член-корреспондентом Академии художеств СССР, а с 2001 года является академиком Российской академии художеств по Отделению декоративных искусств[2].

9 апреля 1996 года Указом Президента России Бориса Ельцина за заслуги в области изобразительного искусства Любовь Савельева было присвоено почётное звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации [3]. 6 сентября 2001 года Указом Президента России Владимира Путина за большие заслуги в области искусства Любови Савельевой было присвоено почётное звание Народный художник Российской Федерации[4].

С 2003 года является академиком-секретарём Отделения декоративных искусств и член Президиума Российской академии художеств[2]. Про будущее стекольного искусства Любовь Савельева говорит так:

Чтобы заниматься художественным стеклом – нужна практика. Нужны заводы, но должен быть баланс между промышленностью и творчеством. Тогда направление будет органично развиваться. В советское время был запрос на промышленное, государству нужны были сервизы, вазочки, рюмочки – для массового потребителя. Свое, творческое, было сложно делать, но нам удавалось. Важно, что тогда стекло получило признание настоящего искусства[1]

Награды

  • Орден Дружбы (2001) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами[5]
Звания
Художественные

Оценки и мнения

Президент и академик Российской академии художеств Зураб Церетели так высказался о творчестве Савельевой:

Вы яркий, многогранный художник, создавший свой, глубоко индивидуальный мир пластических и живописных образов. Ваши работы узнаваемы с первого взгляда: это оригинальные произведения из стекла, фаянса, шамота, живописные и графические работы, полные образной фантазии. В каждом жанре и материале Вы находите неординарные решения, использует нетрадиционные, новаторские приемы. Всё ваше творчество проникнуто единым авторским настроением, светлым, поэтичным восприятием жизни, подлинной одухотворенностью. Поэтичный настрой Ваших работ находит свое изысканное дополнение в поэзии. Текст становится одновременно и произведением изобразительного искусства: линии рисунка при ближайшем рассмотрении оказываются стихотворными строками, в целом образуя некий символичный орнамент. Вашей творческой натуре подвластно многое. Секрет Вашего творчества в активной жизненной позиции, природной одаренности и любви к своему делу. Свое профессиональное мастерство Вы много лет передаёте молодому поколению художников. Ваши произведения являются собственностью крупнейших музеев России, стран СНГ, находятся в коллекциях США, Бельгии, Дании, Великобритании, Швеции и других стран. Ваше творчество не раз удостаивалась высоких и почетных наград, премий и званий.[6]

Литература

  • Русские художники XVIII-XX веков / Соловьев В. Д. — Москва : Эксперт-клуб, 2005. — 429 с. — ISBN 5-98881-001-2
  • Художники народов СССР. XI-XX вв. : Биобиблиогр. слов. / Рос. акад. художеств. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств; [Гл. сост. О.Э. Вольценбург]; Редкол.: Т.Н. Горина (отв. ред.) и др. — Москва Т. 4, кн. 1: (Елева-Кадышев). — 2002. — 607 с. — ISBN 5-7331-0175-X

Примечания

Ссылки