Рей Аянами

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Рей Аянами
綾波レイ
Rei - Drawing (307406194).jpg
Дата рождения Неизвестна
Место рождения Институты Nerv и Gehirn
Дата смерти Неизвестна
Род деятельности Пилот "Евангелионов"

Рей Аянами (яп. 綾波レイ Аянами Рэй) — одна из главных героинь аниме-сериала и манги «Евангелион», вышедших в 1995 году. Она — первая из детей, способная управлять «Евангелионами»[1].

В её озвучке приняла участие одна из самых популярных на момент выхода сериала сэйю, Мэгуми Хаясибара[2]. В 1995 году Хаясибара заняла второе место в гран-при журнала Animage (первое место заняла сэйю Синдзи Икари, Мэгуми Огата). В 1996 году, после завершения сериала, Хаясибара поднялась до первого места (второе место — сэйю Синдзи), а также получила награду Animation Kobe.

Описание персонажа

Мотоцикл с принтом Рей Аянами.

У Рей красная радужка глаз и синие волосы[3]. В сериале и манге не называется рост героини, но рост продаваемых официальным интернет-магазином www.evastore.jp фигур Рей в натуральную величину составляет 158 сантиметров. Все сведения о прошлом Рей стерты из архивов NERV; не сохранилось даже данных о группе крови и дате рождения. Единственное, что известно из имеющихся данных, сведения о том, что Рей четырнадцать лет. Однако, существует версия, что по аналогии с другими персонажами дата её рождения совпадает с датой рождения её сэйю, Мэгуми Хаясибары. И 30 марта 2001 года, то есть в день, когда согласно этой версии родилась бы Рей — был выпущен альбом The Birthday of Rei Ayanami. Будучи молчаливой и замкнутой, Рей редко проявляет свои эмоции. Однако, в определённых ситуациях её можно понять без слов. Например, когда Синдзи в 16-й серии из-за провокации Аски попадает в ловушку 12-го Ангела Лелиила, а затем Аска же начинает его ругать, Рей хватает одного взгляда, чтобы продемонстрировать своё недовольство. Себя в 14-й серии Рей описывает, как «женщину, у которой не течёт кровь» (яп. 血を流さない女). В сериале не уточняется, что это значит, однако, когда в 23-й серии 16-й Ангел Армисаил вторгается в Евангелион-00 и пытается вступить в мысленный контакт с Рей, он принимает её образ, у которого течёт вагинальная кровь. Впрочем, неизвестно, связано ли это со словами Рей. О вкусах и преподчтениях Рей в сериале сообщается, что ей нравится вода, но она не любит мясо и красный цвет. Стоит отметить, что режиссёр сериала Хидэаки Анно также придерживается вегетарианской диеты. Неизвестно, есть ли у героини какое-либо хобби, однако, в сериале можно увидеть, что она коротает время за книгой. Разворот одной из таких книг показан в 9-й серии, она носит научный характер (судя по картинке, книга связана с генетикой) и написана на немецком языке. На тумбочке в её доме можно увидеть небольшую стопку книг с закладками в нескольких местах сразу.

Подобно остальным пилотам Евангелионов, Рей живёт в городе-крепости Токио-3, построенном в том самом месте, которое по неясным причинам регулярно атакуют Ангелы. Но в отличие от остальных пилотов живёт в отдельной квартире, в полном одиночестве. Как и все остальные пилоты, она посещает муниципальную школу, 1-й класс среднего звена (в японской системе образования нет градации с 1 по 11 классы — внутри каждого звена есть разделение на младшее, среднее и старшее отделение. По российским меркам, Рей бы училась в 7-8 классе).

Природа Рей неясна. Подчёркивается, что у неё «искусственное существование». В случае смерти она способна воскреснуть в одном из приготовленных для неё запасных тел. Как утверждает Гайнакс, существует версия о том, что Рей является прародительницей человечества, вторым Ангелом Лилит. Но правда это или ложь, достоверно неизвестно. Однако, её смена тел и искусственное существование служат аргументом в пользу того, что в ней душа Лилит. На связь Рей с Лилит указывает и то, что Рей считает тело Лилит своим домом. Когда в The End of Evangelion, бросив Гэндо, она сливается с Лилит, Рей говорит «tadaima» («я дома»). На экране после этого появляется ответ японской слоговой азбукой хираганой «okaerinasai» («добро пожаловать домой») (от кого именно исходят подобные надписи — не ясно, однако, аналогичные текстовые реплики появляются и в последних двух сериях сериала). Помимо этого, в 25-й серии в её мыслях двойник пытается убедить Рей, что её тело и душа — не более чем притворство, попытка выдать себя за человека. И после того, как Рей отвергает эти обвинения, двойник указывает на то, что у неё есть и другая сторона, которую она избегает, так как эта сторона может и не иметь человеческого облика. В некоторых «воплощениях» Рей обыгрывается её связь с Ангелами. Так, в вырезанных эпизодах к 23-й серии у двойника Рей, в которого превращается перед взрывом Евангелион-00, появляется нимб над головой. В «The End of Evangelion» же у Рей, слившейся с Лилит, появляются огромные крылья.

По описанию учёного Рицуко Акаги, Рей — очень хорошая девочка, но, как и командующий Nerv Гэндо Икари, весьма неумела в жизни. По словам её одноклассника Кенске Аиды, Рей практически не думает о себе. Ею движет что-то отличное от пессимизма. Она не похожа на остальных четырнадцатилетних. Прочими одноклассниками она считается нелюдимой. И несмотря на то, что пилоты, являясь защитниками человечества, пользуются определённым уважением среди одноклассников, а в шестой серии с подачи Кенске даже собирается небольшая группа поддержки, в большей части сериала не показано какого-либо особого отношения как к Рей, так и к другим пилотам.

Биография

Достоверные данные о прошлом и происхождении Рей практически отсутствуют ввиду того, что вся информация по неизвестным причинам была стёрта до первого её появления. Кем была стёрта информация — тоже неизвестно, однако известно, что Гэндо скрывает истинную природу Рей даже от Seele, которому он подчинён. Известно, что в штаб-квартире Nerv — Геофронте, расположенной под Токио-3, на фабрике ядер псевдопилотов, призванных заменить в бою настоящих пилотов, имеется солидный запас тел Рей, которые, по словам Рицуко Акаги (занявшей в Nerv место своей мамы Наоко Акаги), используются как для воскрешения Рей, так и как основа для ядер псевдопилотов. Что послужило основой для тел — неизвестно, имеются лишь два намёка — в 21-й серии указывают на сходство Рей с матерью Синдзи Юи Икари, а в 24-й — на сходство Рей с последним (17-м) Ангелом, Пятым Дитя Каору Нагисой. Каким образом были выращены эти тела — тоже неизвестно. Однако известно, что они обеспечивают Рей искусственную реинкарнацию. Как поясняет Рицуко: все эти тела — лишь пустые сосуды для души, и лишь в одном из них пребывает душа Рей. И хотя не раскрывается, кто именно был причастен к созданию тел Рей, Фуюцуки в вырезанных сценах к 23-й серии утверждает, что Рей — плод его отчаяния. Природа его связи с Рей также не уточняется.

Первые упоминания о Рей в сериале относятся к 2010 году, когда Гэндо показывает ей штаб-квартиру Gehirn. Он представляет её дочерью своих знакомых, над которой взял опекунство. К тому моменту Второе Дитя, Аска уже пять лет как выбрана пилотом. Таким образом, Рей, будучи Первым Дитя и первым объектом, отобранным институтом Мардук, должна числиться в Gehirn, как один из пилотов. Однако, её связь с пилотированием не упоминается. Когда же учёный Наоко Акаги пытается получить информацию о Рей, она обнаруживает, что все данные стёрты. Также, несмотря на то, что Гэндо ведёт себя так, как будто Рей никогда ранее не появлялась в Gehirn — позднее Рицуко Акаги называет одно из помещений Нерва местом, где родилась и выросла Рей. После того, как Рей рассказывает Наоко, бывшей в то время любовницей Гэндо, что Гэндо называет её «бабушкой» (яп. 祖母さん баа-сан) и считает её бесполезной, Наоко убивает её. Однако Рей воскресает.

На момент начала сериала (2015 год) Рей открыта только её опекуну, командующему Гэндо Икари. В сериале не уточняется, с чем связано особое отношение к Гэндо. Известно только то, что Рей желает смерти, отчаяния и ждёт, когда Гэндо позволит ей уйти «в небытие». Постепенно Рей начинает от него отдаляться и после повторной смерти вместе с 16-м Ангелом ломает очки Гэндо, которые ранее хранила. Про текущие при этом слёзы она говорит, что видит их впервые, хотя она и плакала до этого в бою с Ангелом. Кроме того, она не помнит и момента своей смерти в этом бою. Однако, слёзы кажутся ей знакомыми, что говорит о том, что какая-то память о бое всё же сохранилась. С чем связана её амнезия — неизвестно, однако, аналогичные провалы в памяти наблюдались и у Синдзи после того или иного контакта с Ангелом или Евангелионом. Например, после того, как Евангелион-01 провалился внутрь Ангела Лелила, и после вторжения в психику Синдзи со стороны Евангелиона-00; согласно манге — и после растворения в Евангелионе-01. В предпоследней серии желания Рей видоизменяются — она вспоминает, что хотела смерти, но приходит к выводу, что теперь, когда настал день, когда она станет ненужной Гэндо и он отпустит её — она боится.

Способности

Рей обладает рядом способностей, недоступных (или в случае вторжения в чей-то сон — практически недоступных) другим людям. Так, она способна создавать своих двойников в произвольной точке пространства (что находится в полном согласии с японскими представлениями о душе, согласно которым душа может временно покидать тело, принимая форму двойника) и в первой серии подобного двойника видит на улице Синдзи. Также в 19-й серии Рей вторгается в сновидение Синдзи, а их разговор в этом сне удаётся увидеть со стороны тяжело раненному в бою Тодзи, спящему рядом. После встречи же с 16-м Ангелом Армисаилом, пообещавшим дать ей частицу своей души, и встречи с последним Ангелом Каору Нагисой, который сказал, что она такая же, как и он, — Рей оказывается способной создать поле, равное по силе сильнейшему из когда-либо наблюдаемых AT-полю Каору. Теоретически данное поле, являясь светом души, есть у каждого, однако осознанный контроль и применение в качестве оружия и защитного барьера ранее были доступны только Ангелам и Евангелионам, являющимся их клонами. В сериале не уточняется, приобрела ли Рей способность использовать AT-поле вместе с обещанной частицей души Ангела, или же способность была врождённой. Но никогда ранее Рей её не использовала, хотя данная способность, несомненно, была бы полезна в бою с Ангелами.

Взаимоотношения с персонажами

Рей и Синдзи

Изначально главного героя «Евангелиона» Синдзи представляют Рей, как её неудачную замену. Её отношение к Синдзи является достаточно нейтральным, и попытки Синдзи сблизиться в пятой серии заканчиваются провалом, а слова о недоверии Синдзи к его отцу, Гэндо Икари — пощёчиной. Позднее, однако, Рей начинает относиться к Синдзи теплее: навещает в больнице (чего не делали другие персонажи), иногда улыбается ему (один раз — по просьбе Синдзи, но до этого улыбалась она только Гэндо). Синдзи же зарабатывает первое в жизни Рей «спасибо», прибравшись в её квартире. В определённых ситуациях действие сериала переходит в явно иллюзорные места. Так, например, в 16-й серии Синдзи общался со своим двойником в вагончике метро, однако, физически не может в нём находиться, так как на тот момент растворён внутри Евангелиона. Рей часто помогает Синдзи разбираться в себе в подобных видениях. И по описанию Тодзи, её беспокойство за Синдзи является для неё необычным.

В 23-й серии в бою с Ангелом Армисаилом Рей признаётся, что её душа хочет быть с Синдзи, а в вырезанных эпизодах к этой серии — тело Ангела, до этого имевшее форму жгута, непосредственно перед этими словами превращается в двойника Рей, обнимающего Евангелион-01, пилотируемый Синдзи. После этого Рей жертвует собой ради его спасения. Отношения в этой паре развиваются не очень быстро, что, однако, можно сказать и про любую другую пару в сериале (например, у Мисато Кацураги и Рёдзи Кадзи был многолетний разрыв в отношениях, а Хикари Хораки сделала первый шаг в отношениях с Тодзи Судзухарой только к 17-й серии), и отношения Синдзи и Рей обходятся практически без конфликтов.

Рей и Гэндо

Об отношениях Рей и Гэндо мало что известно. Известно, что Рей ждёт, когда Гэндо даст ей уйти в небытие. В пятой серии Рей и Гэндо в разговоре друг с другом проявляют необычную для них обоих эмоциональность. А после того, как Синдзи говорит, что не доверяет Гэндо, Рей крайне оскорбляется. После того, как в ходе неудачного эксперимента с Евангелионом-00 Рей оказалась заперта в контактной капсуле Евангелиона, а Гэндо открыл раскалённый люк голыми руками, она стала хранить его треснувшие очки, как сувенир или талисман. Несмотря ни на что, Гэндо, по утверждению Рицуко, не раскрывает Рей всех тайн. Впрочем, Рицуко может и не знать, действительно ли Гэндо что-то утаил от Рей. Постепенно Рей начинает отдаляться от Гэндо и в 23 серии Рей ломает его очки, которые хранила до этого.

Отношения с другими персонажами

Из-за нелюдимости Рей её взаимоотношения с остальными персонажами обычно сводятся к коротким диалогам по необходимости. Рицуко Акаги втайне ревнует Рей к Гэндо, попытки же Аски наладить отношения успеха не имеют. Сама Аска подозревает, что Рей её презирает, хотя Рей и отрицает это. К 22-й серии их отношения доходят до рукоприкладства — Аска сталкивается в лифте с Рей и получает от неё совет открыть душу Еве. Однако, та, находясь в крайне расстроенных чувствах из-за того, что Синдзи превосходит её в борьбе с Ангелами, пытается вывести её из себя, обзывает куклой и заявляет, что Рей готова выполнить любой приказ Гэндо, вплоть до самоубийства (Рей этого и не отрицает). Ссора заканчивается пощечиной от Аски, которую Рей также переносит спокойно. Несмотря на то, что вскоре Рей спасла Аске жизнь в бою с Ангелом, та не смогла примириться с тем, что «эта кукла» спасла её.

История создания

Как объяснял Анно Хидэаки, имя «Рей» является игрой слов на основе иероглифа «零», читающегося как «рэй» или «дзэро» и переводящегося как «ноль» (при этом Рей пилотирует Евангелион-00, чьё название тоже пишется через иероглиф «零») и взято из аниме «Сейлор Мун»[4].

Её характер Хидэаки изначально описал так: «Я не хочу показать, что у этой девочки нет чувств, она просто не знает о них». Техническим требованием было сделать бо-ёми (яп. 棒読み бо:-ёми, человек, говорящий без эмоций), но, конечно, не «машину», а героя, до самой глубины пропитанного человеческим теплом. И эта разница между «не имеет чувств» и «не знает о них» огромна, так как если Рей не знает о чувствах, то когда она узнает, они лишь возрастут[5].

Восприятие критикой

Косплей на Рей Аянами.

Как и многие другие персонажи «Евангелиона», Рей Аянами получила массу отзывов. Её образ, холодный и малоэмоциональный, нашёл отклик в фанатской среде — Рей называли «иконой архетипа кудере». Сама Рей стала чрезвычайно выразительным персонажем за счёт сдержанной игры Мэгуми Хаясибары.

Два года подряд, в 1996 и 1997 году, читатели японского журнала Animage награждали её титулом «женский персонаж года», причем в 1996 году отрыв от второго места был двукратным. В том же году по рейтингу журнала она была признана лучшим персонажем в общей категории и удерживалась в двадцатке лучших персонажей до 1999 года, оставаясь при этом самым популярным героем «Евангелиона». В 2002 году, по рейтингу телеканала TV Asahi Рей заняла 36-е место в «Топ-100 самых популярных персонажей». В 2007 году она заняла 37-е место в «Топ-100 самых популярных персонажей» журнала «Анимаг». В рейтинг TV Asahi за 2002 год, помимо неё, попал главный герой «Евангелиона» Третье Дитя, Синдзи Икари (Рей заняла более высокое место, чем он). В рейтинге же Анимага за 2007 год она — единственный представитель данного сериала. Также по рейтингу программы SmaSTATION[ja] канала TV Asahi за 2008 год Аянами заняла шестое место среди аниме-героинь. В данном рейтинге она также была единственной героиней Евангелиона. В списке 25 лучших аниме-персонажей всех времен по версии IGN она занимает десятое место. В 2010 году журнал Newtype признал Рей самым популярным женским аниме-персонажем 90-х. В 2012 году, в проведённом Fuji TV опросе, она заняла восьмое место среди лучших женских персонажей токусацу.

Примечания

  1. Evangelion Chronicle (in Japanese). Vol. 2. Sony Magazines. pp. 5–8.
  2. "Choice Voice / Megumi Hayashibara now part of anime history". Yomiuri Shimbun. Archived from the original on 7 July 2011. Retrieved 20 April 2020 (неопр.).
  3. Sadamoto, Yoshiyuki (2012). "My Thoughts at the Moment". Neon Genesis Evangelion 3-in-1 Edition. Vol. 1. Viz Media. pp. 346–348. ISBN 978-1-4215-5079-4.
  4. Interview with Sadamoto in Der Mond: The Art of Yoshiyuki Sadamoto – Deluxe Edition. Kadokawa Shoten. 1999. ISBN 4-04-853031-3.
  5. Sadamoto, Yoshiyuki (2012). "My Thoughts at the Moment". Neon Genesis Evangelion 3-in-1 Edition. Vol. 1. Viz Media. pp. 346–348. ISBN 978-1-4215-5079-4.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!