Публичное мероприятие в России
Публи́чное мероприя́тие — открытая, мирная, доступная для всех, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования или в различных их сочетаниях акция, инициируемая гражданами Российской Федерации, политическими партиями и другими общественными и религиозными объединениями, в том числе с использованием транспортных средств и иных средств, предназначенных для проведения массовых мероприятий. Организаторами могут быть граждане Российской Федерации (достигшие 16 или 18 лет), политические партии, общественные и религиозные организации. Проведение публичного мероприятия может преследовать самые разные цели — от выдвижения требований по политическим и экономическим вопросам до свободы выражения мнений и информирования избирателей. Основой для регулирования публичного мероприятия является федеральное законодательство, которое требует предварительного уведомления властей. Религиозные церемонии, ритуалы и другие мероприятия регулируются отдельным законом[1][2][3][4][5].
Общие положения
Цели проведения публичного мероприятия могут быть разными. Публичное мероприятие служит для граждан и политических партий площадкой для выражения своих требований и мнений по широкому кругу вопросов: от политики и экономики до социальной и культурной жизни, а также внутренней и внешней политики государства. Оно также может использоваться для информирования избирателей о работе депутатов. Российское законодательство гарантирует, что такое мероприятие должно быть законным и добровольным[4][5].
Правовое регулирование организации и проведения публичного мероприятия выстроено по принципу иерархии. На вершине этой пирамиды находятся основополагающие документы: Конституция Российской Федерации, общепризнанные международные правовые нормы и международные договоры, заключённые Российской Федерацией. Ниже располагается ключевой Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, другие федеральные законы. В зависимости от конкретных обстоятельств, предусмотренных законом, могут применяться дополнительные нормативные акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации, а также органами власти субъектов РФ. Стоит отметить, что проведение религиозных обрядов, церемоний и других подобных мероприятий подчиняется отдельному законодательству — Федеральному закону от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[1][4].
Есть определённые правила по времени проведения публичного мероприятия: его нельзя начинать раньше 07:00 и заканчивать позже 22:00 по местному времени. Однако, если это культурное событие или мероприятие, посвящённое какой-то важной, памятной дате в истории России, то эти ограничения могут не действовать. Организовать такое мероприятие могут граждане России, которым уже исполнилось 16 лет (если это собрание или митинг) или 18 лет (если это демонстрация, пикет или шествие). Также организаторами могут быть различные организации, например, политические партии, общественные или религиозные объединения, которые готовы взять на себя всю ответственность. Главное, что нужно помнить организатору, — это официально сообщить о своих планах властям (региональным или местным). Это делается путём подачи уведомления. Подать его нужно заранее: не раньше, чем за 15 дней, но и не позже, чем за 10 дней до мероприятия. В некоторых случаях эти сроки немного короче – не ранее, чем за 10 и не позднее, чем за 5 дней. Если же речь идёт о пикете, который организует группа людей, то уведомить власти нужно не позднее, чем за 3 дня до его проведения. А если эти 3 дня выпадают на выходные или праздники, то срок продлевается до 4 дней. Даже если организатор подал уведомление раньше положенного срока, он может отправить новое, чтобы что-то уточнить, пока не истёк общий срок подачи[1][3][4][6][7].
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором, лицом или лицами, которым организатор делегировал полномочия по организации и проведению публичного мероприятия. В уведомлении обязательно должно быть указано[1][4]:
- зачем проводится мероприятие (цель или цели) и в каком формате;
- кто организатор (фамилия, имя, отчество, где живёт, как связаться по почте и телефону);
- кто из доверенных лиц будет заниматься организацией;
- когда именно будет проходить мероприятие (дата, время начала и окончания);
- где оно будет проходить (место или места проведения);
- как будут перемещаться участники (если планируется движение, то по каким маршрутам и на каком транспорте);
- сколько участников ожидается (предполагаемое количество);
- как будет обеспечиваться безопасность, общественный порядок (основные формы, способы и методы) и медицинская помощь;
- будет ли использоваться звукоусиливающая аппаратура;
- дата подачи уведомления.
Как только место и (или) время проведения публичного мероприятия будут согласованы с исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, организатор и другие граждане получают право беспрепятственно проводить предварительную агитацию. Это включает в себя распространение информации о месте, времени, целях мероприятия и других связанных с ним деталях, а также призывы к гражданам и их объединениям принять участие в готовящемся событии[1].
Не имеют права организовывать публичное мероприятие: люди, чья правоспособность ограничена или отсутствует, а также те, кто по решению суда отбывает наказание в местах лишения свободы, лица, имеющие определённые проблемы с законом, которые не позволяют им выступать организаторами. К таким гражданам относятся лица, имеющие непогашенную судимость за умышленные преступления против основ государства и его безопасности, а также против общественной безопасности и порядка, а также те, кто дважды или более раз привлекался к административной ответственности за определённые нарушения. Также не могут быть организаторами публичного мероприятия общественные и религиозные организации, чья деятельность приостановлена, запрещена или они были ликвидированы по закону. К организациям, которые не могут быть организаторами публичного мероприятия также относятся организации, признанные иностранными агентами[1].
Нельзя проводить публичное мероприятие на вокзалах, в аэропортах, портах и на пристанях, в школах, больницах, домах престарелых, а также на детских и спортивных площадках, возле зданий, где работают государственные органы, и рядом с объектами, которые обеспечивают энергоресурсами. К числу запрещённых мест также относятся церкви, мечети, синагоги и другие религиозные места и прилегающие к ним территории. Но если там проходят официальные религиозные службы, которые разрешены законом, то такой случай является исключением[1].
Классификация публичного мероприятия
Публичное мероприятие в России – это сложное и важное социальное явление. Однако, из-за их разнообразия в 2020-х годах не существует общепринятой единой классификации. Классификация публичного мероприятия, будучи в определённой степени условной, не может быть произвольной. Она должна строиться на основе существенных признаков и специфических характеристик, присущих самому мероприятию и административно-правовому регулированию его проведения[8]. Публичное мероприятие можно разделить на группы по ряду критериев[8]:
- по уровню значимости: от международного и общегосударственного до регионального и местного;
- по месту проведения: мероприятие может проходить как в закрытых помещениях и сооружениях, так и на открытых пространствах или в спортивных комплексах;
- по содержанию: оно может быть общественно-политическим, культурно-зрелищным, спортивно-массовым или религиозным (в том числе похоронным);
- по масштабу: международное, всероссийское, региональное или муниципального уровня;
- по периодичности проведения: выделяется разовое, регулярно повторяющееся и повседневное событие;
- по возможности участия: мероприятие бывает как доступное всем, так и предназначенным для ограниченного круга граждан;
- по составу участников: может включать как смешанный контингент, так и участников с особым социальным статусом.
Формы проведения публичного мероприятия
Статья 31 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на мирные, невооружённые публичные мероприятия, такие как собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Эти пять форм являются основными способами реализации данного права[7][9].
Собрание – совместное присутствие граждан (группы людей) в специально приспособленном или отведённом месте с целью коллективного обсуждения каких-либо тем, вопросов, решения определённых проблем. На собрании как форме публичного мероприятия могут обсуждаться общественно значимые вопросы. В зависимости от характера собрания можно поделить на: толпу (случайное собрание), сходку (нелегальное собрание), съезд или конференцию[1][8].
Митинг – массовое присутствие граждан в определённом месте в целях публичного выражения общественного мнения по насущным проблемам, преимущественно, общественно-политической тематики, в поддержку определённых требований либо для выражения солидарности или протеста. Исходя из целей и характера митинг может подразделяться на политический, социальный, экономический, экологический и другой[3][10].
Демонстрация – организованное публичное выражение общественно-политических настроений группой граждан с использованием в период передвижения портретов, транспарантов, плакатов и иных различных средств наглядной агитации. В ходе проведения демонстрации могут быть использованы транспортные и иные средства[4][10].
Шествие – одна из форм публичного мероприятия, представляющая собой массовое прохождение граждан (группы людей) по заранее намеченному и определённому маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Шествие может проводиться согласно обычаю, обряду (например Крестный ход), в рамках праздничного события, протестное прохождение с каким-либо требованием[1][4].
Пикетирование – форма публичного выражения мнений, которая проводится без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств способом размещения у пикетируемого места (объекта) одного или более граждан, использующих плакаты, портреты, транспаранты и другие средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции. Цели пикетирования — привлечь внимание органов власти и общественности к определённой проблеме или вопросу. Проведение одиночного пикета не требует согласования с органами власти[1][3][4].
Права и обязанности участников публичного мероприятия
Участники публичного мероприятия вправе вносить свой вклад в обсуждение и принятие решений, а также участвовать в коллективных действиях, которые соответствуют задачам и целям проводимого публичного мероприятия, применять во время проведения публичного мероприятия разнообразные знаки, символику и прочие способы и средства демонстрации и публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, включая инструменты пропаганды, не запрещённые законодательством Российской Федерации. Кроме того, они могут составлять, принимать и направлять заявления, просьбы и иные формы обращений от жителей к органам государственной власти, местному самоуправлению, общественным и религиозным объединениям, международным и другим организациям[1][3].
Участники публичного мероприятия обязаны исполнять законные распоряжения организаторов, их уполномоченных представителей, государственных служащих и сотрудников правоохранительных органов, а также соблюдать установленный общественный порядок и правила проведения мероприятия. При проведении мероприятия с использованием транспортных средств, участники обязаны соблюдать требования безопасности дорожного движения и транспортной безопасности, установленные действующим законодательством[1].
Для обеспечения безопасности на публичном мероприятии устанавливаются следующие ограничения: запрещено скрывать своё лицо; не допускается пронос и использование предметов, представляющих угрозу (холодного и огнестрельного оружия, взрывчатых и легковоспламеняющихся материалов, а также любых других предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда или создания опасных ситуаций, задымления или возгорания). Также, участникам публичного мероприятия запрещается распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, нарушать общественный порядок, применять отличительный знак представителя средства массовой информации, не являясь им. Полный перечень запретов определён в Федеральном законе от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ[1][3].
Ответственность за нарушение требований законодательства при проведении публичного мероприятия в Российской Федерации
Действующее законодательство определяет порядок организации и проведения публичного мероприятия. Несоблюдение установленных норм может повлечь за собой различные формы юридической ответственности: гражданско-правовую, административную и уголовную. В частности, за нарушение правил проведения публичного мероприятия граждане могут быть привлечены к административной ответственности[1][3][3].
Первое подобное нарушение влечёт за собой наложение штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей либо назначение обязательных работ на срок до 40 часов. При рецидиве правонарушения меры наказания становятся более строгими: штраф может достигать 150 000–300 000 рублей, обязательные работы – до 200 часов, или применение ареста на срок до 30 суток. Систематическое совершение правонарушений (более трёх раз) влечёт за собой уголовную ответственность, предусматривающую более суровые санкции, включая крупные денежные взыскания (от 600 000 до 1 млн рублей или в размере дохода за период от 2 до 3 лет), обязательные или исправительные работы, принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет[1][3][4].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Федеральный закон Российской Федерации от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Президент Российской Федерации. Дата обращения: 30 ноября 2025.
- ↑ Публичное мероприятие. Большая российская энциклопедия (17 марта 2023). Дата обращения: 23 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Права и запреты для участников публичных мероприятий. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Дата обращения: 23 ноября 2025.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Памятка по проведению публичных мероприятий. Артемовский муниципальный округ Свердловской области. Дата обращения: 23 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Что такое согласованное публичное мероприятие?. Администрация г. Екатеринбурга (26 марта 2024). Дата обращения: 23 ноября 2025.
- ↑ Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Дата обращения: 28 ноября 2025.
- ↑ 7,0 7,1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28. Председатель Верховного Суда Российской Федерации. Дата обращения: 28 ноября 2025.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Прокофьев К. Г. К вопросу о классификации публичных мероприятий в Российской Федерации // Юридический вестник Самарского университета. — 2017. — Т. 3, № 1. — ISSN 2542-047X.
- ↑ Шествие (легальная дефиниция). Большая российская энциклопедия (22 сентября 2022). Дата обращения: 24 ноября 2025.
- ↑ 10,0 10,1 Чиркин В. Е. Митинги и демонстрации. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 ноября 2025.