Происхождение мира (картина)
![]() | |
Гюстав Курбе | |
Происхождение мира. 1866 | |
l'Origine du monde | |
Холст, масло. 46 × 55 см | |
Музей Орсе, Париж | |
![]() |
«Происхождение мира» (фр. l'Origine du monde) — картина выдающегося французского живописца Гюстава Курбе, которая долгое время по цензурным соображениям отсутствовала в экспозиции парижского Музея Орсе (другой перевод названия картины: «Начало мира»). Ныне картина демонстрируется на почётном месте, на отдельном стенде музея.
История
«Происхождение мира» — самая дерзкая картина в истории живописи. Французский художник Гюстав Курбе после неприятия публикой и критикой его картин «Похороны в Орнане» (1850) и «Ателье» (1855) и смелого выступления против всех в «Павильоне реализма» на Всемирной выставке 1855 года в Париже обратился к традиционному жанру «ню» (изображению обнажённой натуры).
Но и в этом жанре бунтарь-одиночка, оскорблённый косностью мышления буржуазной публики решил «преподать ей ещё один урок» — пример бескомпромиссного решения вечной темы. Картину заказал художнику в 1866 году турецкий дипломат в Париже Халил-Бей, коллекционер и любитель эротического искусства (в его собрании находилась «Турецкая баня» Энгра и «Спящие» Курбе). Халил-Бей был поклонником Курбе и сторонником его дерзкого предприятия с «Павильоном реализма». Для художника заказ на эротическую тему стал ещё одним поводом к демонстрации собственной независимости[1].
Картина, считавшаяся непристойной даже для видавших виды парижан, многие годы скрытно переходила от одного владельца к другому и только в 1995 году заняла видное место среди других произведений выдающегося художника в парижском музее Орсе. Картина Курбе, как и прочие его произведения, прежде всего замечательна по живописи: сложно написанная карнация (цвет тела) подчёркивается мягкими линиями белой шелковистой материи.
Идентификация натурщицы
На протяжении длительного времени предполагалось, что моделью для этого произведения Курбе была его любимая натурщица этого периода Джоанна (Джо) Хиффернан, одновременно возлюбленная ученика Курбе — Джеймса Уистлера. В том же 1866 году Курбе написал один из её портретов (ему принадлежат ещё три), картину «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)». Основные сомнения в этой версии были связаны с тем, что Хиффернан была рыжеволосой, и это с трудом согласуется с выраженным чёрным цветом волос на картине.
В 2018 году французский историк Клод Шопп, изучая переписку Александра Дюма-сына, принадлежавшего к тому же избранному кругу парижской богемы, обнаружил в одном из писем Дюма писательнице Жорж Санд замечание: «Нельзя кистью передать деликатное и яркое нутро мадемуазель Кеньо из Оперы». Замечание свидетельствует о том, что для картины художнику позировала парижская танцовщица Констанс Кеньо[2], незадолго до этого оставившая сцену и являвшаяся наложницей турецкого дипломата и коллекционера Халил-бея, по заказу которого «Происхождение мира» и было написано[3][4].
Тайные владельцы

После банкротства Халил-бея его коллекция картин была распродана, и в 1868 году «Происхождение мира» попало к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмон де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил картину в 1910 году в галерее Бернхайма-младшего в Париже и привёз её в Будапешт. Там картина оставалась до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, были известны только копии и репродукции.
В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса Сильви Батай, поместили картину в своём загородном доме. Там она была скрыта от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать сдвигаемую раму, которая замаскировала был «опасное полотно» другой картиной. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть комичность ситуации, вторая, внешняя картина тоже была названа «Происхождение мира»[5].
После смерти Лакана в 1981 году министр финансов Франции согласился принять картину для музея Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Там картина экспонировалась под пуленепробиваемым стеклом под присмотром охранника[6].
Примечания
- ↑ Власов В. Г. «Происхождение мира» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 773—774
- ↑ Ученые узнали имя модели на картине «Происхождение мира» Густава Курбе
- ↑ Mademoiselle Constance Quéniaux, la femme à «L’Origine du monde» Архивная копия от 25 сентября 2018 на Wayback Machine // France Culture, 25.09.2018.
- ↑ Mystery behind France’s 'Origin of the World' painting is revealed Архивная копия от 25 сентября 2018 на Wayback Machine // France 24, 25.09.2018.
- ↑ André Masson's. The painting, oil, behind the wooden sliding door is Gustave Courbet's (англ.). Дата обращения: 28 ноября 2022. Архивировано 28 ноября 2022 года.
- ↑ Импрессионизм. Для тех, кто хочет все успеть. — М.: Издательство «Э», 2015. — P. 37. — 128 p. — (Энциклопедия быстрых знаний). — ISBN 9785699838615.