Продолговатый мозг

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Продолговатый мозг (миелэнцефалон)
Диаграмма, изображающая главные подотделы эмбрионального позвоночного мозга. Продолговатый мозг образуется в пятипузырьковой стадии развития из задней части эмбрионального ромбовидного мозга, преобразующейся в миелэнцефалон. Из передней же части ромбовидного мозга образуется задний мозг, дающий начало мосту мозга и мозжечку
Диаграмма, изображающая главные подотделы эмбрионального позвоночного мозга. Продолговатый мозг образуется в пятипузырьковой стадии развития из задней части эмбрионального ромбовидного мозга, преобразующейся в миелэнцефалон. Из передней же части ромбовидного мозга образуется задний мозг, дающий начало мосту мозга и мозжечку
Продолговатый мозг
Продолговатый мозг
Часть Ромбовидный мозг
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Продолговатый мозг (лат. myelencephalon, medulla oblongata) — часть мозгового ствола, входящая в состав ромбовидного мозга. В продолговатом мозге расположены жизненно важные центры, регулирующие дыхание, кровообращение, обмен[1].

Физиология

Обширные функциональные связи в восходящем и нисходящем направлениях и тесная взаимосвязь с ретикулярной формацией позволяют продолговатому мозгу осуществлять системную интеграцию и координацию широкого спектра жизненно важных физиологических функций. Продолговатый мозг находится под влиянием мезэнцефального, диэнцефального и коркового отделов головного мозга. Он выполняет важные сенсорные функции. В продолговатый мозг поступают афферентные импульсы, несущие информацию от рецепторов кожи лица, слизистых оболочек, дыхательных путей, от внутренних органов и слухового анализатора. Эти афферентации являются основой формирования соответствующих рефлекторных реакций. Благодаря им продолговатый мозг обеспечивает защитные рефлексы глаз (мигание), движения языка, двигательную функцию мышц лица (мимику), секрецию слюнных, желудочных и поджелудочной желез.

Обеспечение этих сенсомоторных физиол, функций обусловлено расположением в пределах продолговатого мозга ядер черепно-мозговых нервов. С участием этих ядер продолговатый мозг осуществляет регуляцию не только соматосенсорных, но и вегетативных функций.

Большое физиологическое значение имеют начинающиеся в продолговатом мозге нисходящие пути, такие как ретикулярно-спинномозговой, преддверно-спинномозговой, оливоспинномозговой, которые регулируют функции мотонейронов соответствующих сегментов спинного мозга.

Кроме того, в продолговатом мозге заканчиваются корково-ядерные волокна пирамидного пути, несущие импульсы от различных слоев нейронов неокортекса к ядрам соответствующих пар черепно-мозговых нервов. Эти пути обусловливают регулирующее влияние коры головного мозга на физиол, реакции, связанные с деятельностью ядер черепно-мозговых нервов.

Наряду с проводниковой функцией продолговатый мозг осуществляет регуляцию сложных жизненно важных безусловных рефлексов, таких, как сосание, жевание, глотание, чиханье, кашель, рвота, слезотечение, слюноотделение. Эти рефлексы, как правило, имеют защитно-физиологический характер. Особо важное физиологическое, а также диагностическое значение имеет рвотный рефлекс, всецело зависящий от функционального состояния продолговатого мозга. Продолговатый мозг участвует в регуляции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы.

По данным Г. Босси и А. Цанкетти (1960), X. Мегуна (1960, 1965), физиологию продолговатого мозга нельзя рассматривать без учёта роли ретикулярной формации, оказывающей тоническое и модулирующее влияние на функциональное состояние сегментов спинного мозга.

Фундаментальными исследованиями X. Мегуна, Р. Гранита и других нейрофизиологов было показано, что нейроны продолговатого мозга, моста головного мозга, покрышки среднего мозга, интегрированные в единую систему ретикулярной формацией, оказывают постоянное регулирующее влияние на импульсную активность гамма-эфферентов, альфа-мотонейронов и мышечных веретен, что обусловливает адекватное перераспределение мышечного тонуса. Сравнение спинальных и децеребрированных животных показывает, что после правильно произведенной интерколли кулярной перерезки происходит растормаживание как статических, так и динамических гамма-волокон, идущих к разгибателям, что приводит к децеребрационной ригидности (преобладанию тонуса разгибателей), тогда как у спинальных животных не наблюдается никаких признаков активности статических и динамических фузимоторных гамма-нейронов.

В продолговатом мозге находятся жизненно важные вегетативные центры. Электрическое раздражение этих центров у экспериментальных животных вызывает отчетливые реакции во всех областях тела. Они выражаются в учащении сердечных сокращений, повышении артериального давления, расширении зрачка, сокращении третьего века, пилоэрекции, потоотделении, ослаблении перистальтики кишечника и повышении содержания сахара в крови.

Горизонтальный срез

Активность вегетативных центров продолговатого мозга повышается также в ответ на рефлекторное или непосредственное химическое их раздражение. При вдыхании воздуха с повышенным содержанием углекислого газа или пониженным содержанием кислорода у животного возникают характерные симптомы возбуждения вегетативной нервной системы. Асфиксия при пережатии трахеи вызывает мощный разряд в вегетативных центрах в результате сочетанного влияния гиперкапнии и гипоксии. После высокой перерезки спинного мозга асфиксия такой же степени весьма незначительно сказывается на функции органов, имеющих симпатическую иннервацию. Полученные данные свидетельствуют, что функции этих органов почти целиком опосредуются центрами, лежащими выше спинного мозга, то есть в продолговатом мозге. Установлено, что углекислый газ оказывает прямое раздражающее действие на вегетативные центры продолговатого мозга; понижение содержания кислорода выражается в прямом подавлении их возбудимости. Однако, по данным Геллгорна и Луфборроу (1963), если напряжение кислорода в жидкостях организма падает очень низко, возбуждаются хеморецепторы каротидного синуса, что приводит к рефлекторной активации вегетативных центров продолговатого мозга, несмотря на то, что их возбудимость в условиях гипоксии понижена.

Динамические нарушения кровоснабжения продолговатый мозг обусловливают так называемым вертебрально-базилярный синдром. Недостаточность кровоснабжения (гипоксия) характеризуется угнетением функциональной активности центров продолговатого мозга и ядер соответствующих черепно-мозговых нервов, что проявляется возникновением патологических типов дыхания: периодического дыхания, дыхания типа Чейна — Стокса, а также исчезновением роговичного, глотательного, чихательного и других рефлексов[2].

Продолговатого мозга играет важную роль в регуляции сложных жизненно важных функций, и нарушения его деятельности имеют, как правило, опасные последствия. Своевременное определение функционального состояния продолговатого мозга необходимо для принятия срочных лечебных мер. Оно определяется по сдвигам в физиологических реакциях, связанных с активностью определённых образований и систем продолговатого мозга, ядер черепно-мозговых нервов (нарушение роговичного и жевательного рефлексов, актов глотания, сосания, состояния чувствительности в области головы и шеи, кашлевого, чихательного, рвотного рефлексов, дыхательных движений и др.)[1].

Функции

Сенсорная функция. Продолговатый мозг регулирует ряд сенсорных функций: рецепцию кожной чувствительности лица — в сенсорном ядре тройничного нерва; первичный анализ рецепции вкуса — в ядре языкоглоточного нерва; рецепцию слуховых раздражений — в ядре улиткового нерва; рецепцию вестибулярных раздражений — в верхнем вестибулярном ядре. В задневерхних отделах продолговатого мозга проходят пути кожной, глубокой, висцеральной чувствительности, часть из которых переключается здесь на второй нейрон (тонкое и клиновидное ядра). На уровне продолготоватого мозга перечисленные сенсорные функции реализуют первичный анализ силы и качества раздражения, далее обработанная информация передается в подкорковые структуры для определения биологической значимости данного раздражения[3].

Проводниковая функция: через продолговатый мозг проходят восходящие и нисходящие нервные пути, соединяющие головной и спинной мозг.

В продолговатом мозге находятся оливы, связанные со спинным мозгом, экстрапирамидной системой и мозжечком — это тонкое и клиновидное ядра проприоцептивной чувствительности (ядра Голля и Бурдаха). Здесь же находятся перекресты нисходящих пирамидных путей и восходящих путей, образованных тонким и клиновидным пучками (Голля и Бурдаха), ретикулярная формация[3].

Рефлекторная функция: в продолговатом мозге располагаются центры многих важнейших для жизни человека рефлексов.

Продолговатый мозг за счет своих ядерных образований и ретикулярной формации участвует в реализации вегетативных, соматических, вкусовых, слуховых, вестибулярных рефлексов. Особенностью продолговатого мозга является то, что его ядра, возбуждаясь последовательно, обеспечивают выполнение сложных рефлексов, требующих последовательного включения разных мышечных групп, что наблюдается, например, при глотании[4].

Методы исследования

Для диагностики поражений продолговатого мозга используют две группы методов исследования: клинические и инструментально-лабораторные. К первой группе относят все приемы неврологического обследование больного: исследование функций черепно-мозговых нервов, произвольных движений конечностей и координации этих движений, чувствительности, вегетативно-висцеральных функций. Инструментально-лабораторные методы включают спинномозговую пункцию и субокципитальную пункцию с последующим лабораторным исследованием цереброспинальной жидкости, рентгенографию черепа, вертебральную ангиографию, энцефалографию, радиоизотопное исследование, компьютерную томографию головного мозга и других.

Основными методами изучения состояния продолговатого мозга являются электро-физиологическая регистрация биоэлектрической активности определённых его зон, ядер, центров, а также регистрация нейрональной импульсной активности двигательных рефлексов и других рефлекторных реакций, связанных с деятельностью черепно-мозговых нервов. Важное место в изучении продолговатого мозга занимает также регистрация ритмической активности автоматических центров с помощью электроэнцефалографии, электрокардиографии и пневмографии[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 А. А. Скоромец; Ф. П. Ведяев (физ.), Ю. А. Зозуля (нейрохир.), В. В. Турыгин (ан.). Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Б. В. Петровский. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1974—1989. — Т. 1—30.
  2. Привес, 2001, с. 497.
  3. 3,0 3,1 Привес, 2001, с. 497-498.
  4. Структура и функции продолговатого мозга. Приволжский исследовательский медицинский университет (18 июня 2017). Дата обращения: 21 декабря 2022.

Литература

  • Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. — 11-е изд., перераб. и доп.. — СПб.: Издательство «Гиппократ», 2001. — С. 704 с: ил.. — ISBN 5-8232-0192-3.
  • Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (c возрастными особенностями детского организма). — 3-е изд., стереотип.. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 448 с: ил.. — ISBN 5-7695-0904-X.
  • Синельников Р. Д., Синельников Я. Р., Синельников А. Я. Атлас анатомии человека: Учеб. пособие: В 4т. Т.4.. — 7-е изд., перераб.. — М.: Издательство «Новая Волна», 210. — С. 312 с: ил.. — ISBN 5-7864-0202-6.