Перевал

Перевал (схема)

Перева́л — понижение в горном хребте, доступное для пересечения пешком, на транспорте или с использованием вьючных животных[1][2]. Это естественный проход между горными вершинами или массивами, играющий важную роль в транспортной системе, миграции животных и историческом развитии регионов. Перевалы могут быть как широкими и пологими, так и узкими, скалистыми, требующими специального снаряжения для преодоления[3].

Перевалы — ключевые элементы горных систем, имеющие многогранное значение. Их изучение остаётся актуальным для географии, экологии и транспортного планирования[4].

Геоморфология и образование перевалов

Перевалы формируются под воздействием различных геологических процессов. Основные механизмы их образования:

  1. Эрозионные процессы. Реки и ледники, прорезающие горные хребты, создают седловины, которые со временем превращаются в перевалы. Классический пример — Крестовый перевал на Кавказе, образованный эрозией.
  2. Тектоническая активность. Разломы и сдвиги земной коры могут создавать понижения в горных цепях. Например, перевал Симплон в Альпах сформирован тектоническими процессами.
  3. Вулканическая деятельность. В районах активного вулканизма перевалы могут образовываться между потухшими вулканами или лавовыми плато.
  4. Ледниковая экзарация. Древние ледники, сползая с гор, выпахивали седловины, которые после отступления льда стали перевалами[5].

Классификация перевалов

По высоте над уровнем моря

По происхождению

  • Эрозионные (речные, ледниковые);
  • Тектонические;
  • Вулканические[6].

По степени доступности

  • Автомобильные (Бреннер, Сен-Готард),
  • Пешеходные,
  • Труднодоступные (требуют альпинистской подготовки)[6].

Классификация перевалов в спортивном туризме

В спортивном туризме перевалы классифицируются по нескольким ключевым параметрам: категория сложности, сезонность, технические особенности и тип преодоления. Эта система позволяет туристам и альпинистам адекватно оценивать маршруты и готовиться к их прохождению. Классификация перевалов помогает: 1) правильно оценивать риски; 2) выбирать снаряжение; 3) планировать логистику.

Классификация по категориям сложности

В России и странах СНГ используется 6-категорийная система (н/к, 1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б), утвержденная Федерацией спортивного туризма[7][8].

6-категорийная система (н/к, 1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б), утвержденная Федерацией спортивного туризма
Категория Характеристика Примеры перевалов
н/к (некатегорийный) Простые перевалы, доступные без специальной подготовки. Тропы хорошо выражены, опасных участков нет. Перевал Гумбши (Кавказ, 2 147 м)
Простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°; пологие (до 15°) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах. Требуют базовых навыков передвижения по осыпям и снежникам. Возможны короткие участки с самостраховкой. Бечо (Кавказ, 3 365 м)
Несложные скалы; снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом; закрытые ледники с участками скрытых трещин. Ледниковые участки (до 15°). Требуется верёвочная страховка. Башиль (Памир, 3 800 м
Скальные (до 50°), снежные (до 45°), ледовые (от 20° до 45°) склоны, закрытые ледники и несложные ледопады, сложная навигация. Обязательна альпинистская подготовка. Талдык (Тянь-Шань, 3 615 м)
Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10—15 м) стенные участки; ледопады средней сложности, участки 40—45° большой протяженности, сложные скальные участки. Высокий риск схода лавин. Чон-Ашуу (Тянь-Шань, 3 820 м)
3А и 3Б Крутые (от 45° до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности, стенные участки до 1—2 веревок подряд; сложные ледопады, участки 40—45° большой протяженности. Экстремально сложные перевалы с отвесными ледовыми стенами, лавиноопасными кулуарами. Требуют высшего уровня подготовки. Ак-Байтал (Памир, 4 655 м)

Классификация по сезонности

По доступности для прохождения в разное время года выделяют перевалы круглогодичного и сезонного действия[9].

Летние перевалы

— Проходимы с июня по сентябрь.
— Основные опасности: камнепады, водные преграды.
— Пример: перевал Фролова (Алтай).

Зимние перевалы

— Требуют лыж или снегоступов.
— Опасности: лавины, низкие температуры.
— Пример: перевал Дятлова (зимний вариант).

Круглогодичные

— Доступны в любое время года, но сложность меняется.
— Пример: перевал Рокский (Кавказ).

Классификация по типу преодоления

Классификация по типу преодоления перевала[9]
Тип Особенности Примеры перевалов
Осыпные Каменистые склоны, риск подвижки грунта Каракабак (Памир)
Снежные Требуют кошек и ледорубов Войцек (Альпы)
Ледниковые Наличие трещин, требуется веревочная страховка Ушбинский (Кавказ)
Скальные Техническое лазание (до 3Б класса сложности) Дых-Тау (Кавказ)
Комбинированные Сочетание льда, скал и снега Чотчар (Памир)

Дополнительные критерии

По высоте

Низкогорные (до 1000 м) — минимальная акклиматизация[10]. Среднегорные (1000-3000 м) — риск горной болезни[11]. Высокогорные (свыше 3000 м) — обязательна адаптация[12].

По лавинной опасности

О существующей лавинной опасности и состоянии снежного покрова для конкретного горного региона на определённый период времени, обычно от 24 до 48 часов, сообщает «Лавинный прогноз». Лавинный прогноз — это заблаговременное определение вероятности схода снежных лавин. В лавинном прогнозе (который также часто называют лавинным бюллетенем) находится подробная информация о лавинной опасности, конкретных «лавинных проблемах», рекомендации по передвижению в данных условиях, прогноз погоды и другую важную информацию для минимизации риска попадания в лавину.

Лавинный прогноз предоставляет многоуровневую информацию, которая варьируется от простой пятибалльной шкалы лавинной опасности (фоновая степень лавинной опасности) с соответствующими цветами, цифрами и значками для тех, у кого мало или совсем нет лавинного образования, до более подробной информации, описывающей характеристики лавин для тех, кто имеет некоторую теоретическую подготовку в этой области знаний[13].

Европейская шкала лавинной опасности[14]

Баллы Степень лавинной опасности Устойчивость снежного покрова Вероятность обрушения лавин Рекомендации для наземных транспортных путей и населенных пунктов Рекомендации для людей вне зон, защищенных от лавин
1 Низкая Снежный покров хорошо закреплен на горных склонах и стабилен Обрушение возможно только при очень значительных дополнительных нагрузках на отдельных очень крутых склонах. Спонтанно могут произойти только подвижки снега Угроза отсутствует Безопасные условия
2 Умеренная Снежный покров на крутых склонах закреплен умеренно, на остальных склонах хорошо Обрушение возможно при значительных дополнительных нагрузках в первую очередь на указанных склонах, самопроизвольное обрушение лавин маловероятно В основном благоприятные условия Осторожный выбор пути передвижения, особенно по указанным крутым склонам указанной экспозиции и высотным уровням
3 Значительная Снежный покров закреплен на крутых склонах либо умеренно, либо слабо Сход лавин возможен при незначительной дополнительной нагрузке на указанных склонах. Возможно обрушение отдельных средних и реже больших по размерам лавин Незащищенные участки опасны. Необходимо принятие мер предосторожности Относительно неблагоприятные условия. Необходимо избегать передвижения в районе указанных склонов
4 Высокая Снежный покров слабо закреплен на большинстве склонов Обрушение возможно на большинстве склонов при незначительной дополнительной нагрузке На большинстве незащищенных участков опасно. Рекомендуется принимать меры предосторожности Неблагоприятные условия. Необходим большой опыт для передвижения. Ограничение перемещения по склонам.
5 Экстремальная Снежный покров нестабилен Ожидается обрушение многочисленных самопроизвольных лавин на любых склонах Большая угроза. Необходимо соблюдение мер предосторожности Очень неблагоприятные условия. Рекомендуется отказ на перемещение

Историческое значение перевалов

С древности перевалы служили важными торговыми и военными путями: Великий Шёлковый путь проходил через перевалы Памира и Тянь-Шаня. Ганнибал перешёл Альпы через перевал Малый Сен-Бернар (218 г. до н. э.). Суворовский переход через Альпы (1799 г.) — один из самых сложных в военной истории.

Современное использование перевалов

1. Транспортные коридоры: Многие перевалы до сих пор используются для автомобильного сообщения, хотя их постепенно заменяют тоннели (Готардский базисный тоннель).

2. Туризм и альпинизм. Популярные треккинговые маршруты: Перевал Тонг Ла (Гималаи). Перевал Рохан (Непал).

3. Научные исследования

Перевалы изучаются в рамках гляциологии, экологии и климатологии.

Известные перевалы мира

Известные перевалы мира
Название Высота (м) Расположение Тип Историческое/современное значение Технические характеристики
Кхардунг-Ла 5,359 Индия (Ладакх) Автомобильный Самая высокая автомобильная дорога в мире (Книга рекордов Гиннесса) Ширина 4-5 м, 40 крутых поворотов
Сен-Готард 2,108 Швейцария/Италия Автомобильный Важнейший торговый путь с XIII века, сценарий Суворовского перехода (1799) Длина 64 км, серпантин с 24 поворотами
Бреннер 1,370 Австрия/Италия Железнодорожный Главный транспортный коридор между Северной и Южной Европой с 1867 года Перепад высот 800 м, тоннель 55 км (2026)
Торугарт 3,752 Киргизия/Китай Автомобильный Ключевой пункт Великого шелкового пути, современный грузовой коридор Таможенный пост, зимой закрыт
Роханг Ла 5,151 Индия (Химачал-Прадеш) Пешеходный Священный перевал в индуизме, место паломничества Ледниковый участок, требует альпинистской подготовки
Симплон 2,005 Швейцария/Италия Железнодорожный Первый высокогорный тоннель (1906), стратегический объект двух мировых войн Тоннель 19.8 км (один из самых длинных в мире)
Дятлова 1,079 Россия (Урал) Пешеходный Место загадочной гибели тургруппы (1959), объект исследований Пологая седловина, сильные ветра
Клухорский 2,781 Россия (Кавказ) Военный Важный перевал в Битве за Кавказ (1942—1943) Крутые склоны (до 45°), лавиноопасен
Стельвио 2,757 Италия Автомобильный Самый высокий асфальтированный перевал Восточных Альп (48 шпилек) 60 крутых поворотов, уклон до 14 %
Бечо 3,365 Россия/Грузия Альпинистский Классический перевал через Главный Кавказский хребет Ледниковая трещина, категория 2А
Тонг Ла 5,320 Непал Треккинговый Часть популярного маршрута «Вокруг Аннапурны» Каменистая тропа, разреженный воздух
Мон-Сени 2,083 Франция/Италия Исторический Путь Ганнибала (218 до н. э.), первый асфальтированный перевал Европы (1803) Музей Наполеона на вершине
Коттонвуд 3,720 США (Калифорния) Автомобильный Самый высокий перевал Сьерра-Невады, доступен 8 месяцев в году Дорога шириной 6 м, 29 поворотов
Фурка 2,429 Швейцария Железнодорожный Уникальная зубчатая железная дорога (1926), памятник ЮНЕСКО Уклон до 118 ‰, панорамные вагоны
Джунгарские Ворота 450 Казахстан/Китай Исторический Древний караванный путь, современный коридор для грузовых поездов Ширина 10-40 км, ветровой коридор (до 70 м/с)

Экологическая роль перевалов

Перевалы служат:

Коридорами миграции животных (олени, снежные барсы).

Барьерами для распространения видов.

Индикаторами климатических изменений.

Опасности перевалов

Лавины (перевал Стельвио).

Камнепады.

Высотная болезнь (на высотах свыше 2500 м).

Литература

  • Ветер странствий: альманах. Выпуск 1 (26). — М: Издатель И. В. Балабанов, 2005. — 268 с.
  • Высокогорные перевалы: Перечень высокогорных перевалов Алтая, Джунгарского Ала-Тау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. / Ред. А. В. Джулий. — М.: Изд-во «Прест», 2001. — с. 384—388.
  • Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР / Сост. Л. Б. Директор. — М.: Профиздат, 1990. — 550 с.
  • Дополнения и изменения к перечню классифицированных перевалов высокогорных районов СССР / Сост. Л. Б. Директор, А. В. Джулий. — М.: Рекламбюро «Турист», 1992. — 60 с.
  • Классификация маршрутов на горные вершины / Сост. В. Н. Шатаев, Г. А. Стариков. — М.: Издатель И. В. Балабанов, 1998. — с. 5 — 10.
  • Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998—2000 гг. Выпуск второй. Таблица оценки трудности перевалов / Сост. Востоков И. Е., Силкин А. В.. — М.: ТССР, 1998. с. 113.
  • Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, 2-е изд. М.: Профиздат, 1983.
  • Штюрмер Ю. А. Краткий справочник туриста, 2-е изд. — М.: Профиздат, 1985.
  • Энциклопедия туриста / Редкол.: Е. И. Тамм (гл. ред.), А. Х. Абуков, Ю. Н. Александров и др.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. 607 с.
  • Мирошников Л. Д. Горные перевалы: география и история. — М.: Наука, 2010.
  • Казанский Н. Н. Транспортное значение горных перевалов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015.

Примечания

  1. Толковый словарь русского языка онлайн. Слова на букву П (пе-, пё-). POVTO.ru. Дата обращения: 13 июня 2025.
  2. Толковый словарь С.И.Ожегова – перевал. © 2013-2025 вокабула.рф Энциклопедии, словари, справочники - онлайн. Дата обращения: 13 июня 2025.
  3. Что такое перевал в горах и для чего он нужен?. © 2025 mksegment.ru. Дата обращения: 13 июня 2025.
  4. Перевал. Большая российская энциклопедия. Электронная версия. Дата обращения: 13 июня 2025.
  5. Ефремов Ю.В., Шелюк А.А. Морфология и генезис перевальных седловин и горных проходов Западного Кавказа. Геоморфология и Палеография. Журнал Института географии РАН.. Дата обращения: 13 июня 2025.
  6. 6,0 6,1 6,2 Россия. Природа. Рельеф.. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 13 июня 2025.
  7. ФСТР / Горные перевалы. Официальный ресурс Федерации спортивного туризма России. Дата обращения: 25 августа 2025.
  8. Методика категорирования перевалов - ФСТ Новосибирской области. Новосибирское Оотделение ФСТР. Дата обращения: 25 августа 2025.
  9. 9,0 9,1 Захаров П. П. Соавторы: Степенко Т.В., Аркин Я.Г., Горин Ю.В., Кудинов И.Б., Линчевский Э.Э., Мартынов А.И., Матвеев В.И. Школа альпинизма. Начальная подготовка. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 463 с.
  10. Низкогорье.. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 августа 2025.
  11. Среднегорье.. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 августа 2025.
  12. Высокогорье.. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 августа 2025.
  13. Как читать лавинный прогноз. alpindustria.ru Альпиндустрия. Дата обращения: 25 августа 2025.
  14. Европейская шкала лавинной опасности. © Официальный сайт органов местного самоуправления города Кировска Мурманской области. Дата обращения: 25 августа 2025.

Ссылки