Перевал
Перева́л — понижение в горном хребте, доступное для пересечения пешком, на транспорте или с использованием вьючных животных[1][2]. Это естественный проход между горными вершинами или массивами, играющий важную роль в транспортной системе, миграции животных и историческом развитии регионов. Перевалы могут быть как широкими и пологими, так и узкими, скалистыми, требующими специального снаряжения для преодоления[3].
Перевалы — ключевые элементы горных систем, имеющие многогранное значение. Их изучение остаётся актуальным для географии, экологии и транспортного планирования[4].
Геоморфология и образование перевалов
Перевалы формируются под воздействием различных геологических процессов. Основные механизмы их образования:
- Эрозионные процессы. Реки и ледники, прорезающие горные хребты, создают седловины, которые со временем превращаются в перевалы. Классический пример — Крестовый перевал на Кавказе, образованный эрозией.
- Тектоническая активность. Разломы и сдвиги земной коры могут создавать понижения в горных цепях. Например, перевал Симплон в Альпах сформирован тектоническими процессами.
- Вулканическая деятельность. В районах активного вулканизма перевалы могут образовываться между потухшими вулканами или лавовыми плато.
- Ледниковая экзарация. Древние ледники, сползая с гор, выпахивали седловины, которые после отступления льда стали перевалами[5].
Классификация перевалов
По высоте над уровнем моря
- Низкогорные (до 1000 м) — характерны для Урала, Карпат, Крыма;
- Среднегорные (1000—3000 м) — Альпы, Кавказ, Тянь-Шань;
- Высокогорные (свыше 3000 м) — Гималаи, Анды, Памир[6].
По происхождению
- Эрозионные (речные, ледниковые);
- Тектонические;
- Вулканические[6].
По степени доступности
- Автомобильные (Бреннер, Сен-Готард),
- Пешеходные,
- Труднодоступные (требуют альпинистской подготовки)[6].
Классификация перевалов в спортивном туризме
В спортивном туризме перевалы классифицируются по нескольким ключевым параметрам: категория сложности, сезонность, технические особенности и тип преодоления. Эта система позволяет туристам и альпинистам адекватно оценивать маршруты и готовиться к их прохождению. Классификация перевалов помогает: 1) правильно оценивать риски; 2) выбирать снаряжение; 3) планировать логистику.
Классификация по категориям сложности
В России и странах СНГ используется 6-категорийная система (н/к, 1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б), утвержденная Федерацией спортивного туризма[7][8].
| Категория | Характеристика | Примеры перевалов |
|---|---|---|
| н/к (некатегорийный) | Простые перевалы, доступные без специальной подготовки. Тропы хорошо выражены, опасных участков нет. | Перевал Гумбши (Кавказ, 2 147 м) |
| 1А | Простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°; пологие (до 15°) ледники без трещин; крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах. Требуют базовых навыков передвижения по осыпям и снежникам. Возможны короткие участки с самостраховкой. | Бечо (Кавказ, 3 365 м) |
| 1Б | Несложные скалы; снежные и осыпные склоны средней крутизны (от 20 до 45°), а в некоторые годы и участки льда на склонах, обычно покрытые снегом; закрытые ледники с участками скрытых трещин. Ледниковые участки (до 15°). Требуется верёвочная страховка. | Башиль (Памир, 3 800 м |
| 2А | Скальные (до 50°), снежные (до 45°), ледовые (от 20° до 45°) склоны, закрытые ледники и несложные ледопады, сложная навигация. Обязательна альпинистская подготовка. | Талдык (Тянь-Шань, 3 615 м) |
| 2Б | Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10—15 м) стенные участки; ледопады средней сложности, участки 40—45° большой протяженности, сложные скальные участки. Высокий риск схода лавин. | Чон-Ашуу (Тянь-Шань, 3 820 м) |
| 3А и 3Б | Крутые (от 45° до 65°) снежные, ледовые и скальные склоны значительной протяженности, стенные участки до 1—2 веревок подряд; сложные ледопады, участки 40—45° большой протяженности. Экстремально сложные перевалы с отвесными ледовыми стенами, лавиноопасными кулуарами. Требуют высшего уровня подготовки. | Ак-Байтал (Памир, 4 655 м) |
Классификация по сезонности
По доступности для прохождения в разное время года выделяют перевалы круглогодичного и сезонного действия[9].
Летние перевалы
— Проходимы с июня по сентябрь.
— Основные опасности: камнепады, водные преграды.
— Пример: перевал Фролова (Алтай).
Зимние перевалы
— Требуют лыж или снегоступов.
— Опасности: лавины, низкие температуры.
— Пример: перевал Дятлова (зимний вариант).
Круглогодичные
— Доступны в любое время года, но сложность меняется.
— Пример: перевал Рокский (Кавказ).
Классификация по типу преодоления
| Тип | Особенности | Примеры перевалов |
|---|---|---|
| Осыпные | Каменистые склоны, риск подвижки грунта | Каракабак (Памир) |
| Снежные | Требуют кошек и ледорубов | Войцек (Альпы) |
| Ледниковые | Наличие трещин, требуется веревочная страховка | Ушбинский (Кавказ) |
| Скальные | Техническое лазание (до 3Б класса сложности) | Дых-Тау (Кавказ) |
| Комбинированные | Сочетание льда, скал и снега | Чотчар (Памир) |
Дополнительные критерии
По высоте
Низкогорные (до 1000 м) — минимальная акклиматизация[10]. Среднегорные (1000-3000 м) — риск горной болезни[11]. Высокогорные (свыше 3000 м) — обязательна адаптация[12].
По лавинной опасности
О существующей лавинной опасности и состоянии снежного покрова для конкретного горного региона на определённый период времени, обычно от 24 до 48 часов, сообщает «Лавинный прогноз». Лавинный прогноз — это заблаговременное определение вероятности схода снежных лавин. В лавинном прогнозе (который также часто называют лавинным бюллетенем) находится подробная информация о лавинной опасности, конкретных «лавинных проблемах», рекомендации по передвижению в данных условиях, прогноз погоды и другую важную информацию для минимизации риска попадания в лавину.
Лавинный прогноз предоставляет многоуровневую информацию, которая варьируется от простой пятибалльной шкалы лавинной опасности (фоновая степень лавинной опасности) с соответствующими цветами, цифрами и значками для тех, у кого мало или совсем нет лавинного образования, до более подробной информации, описывающей характеристики лавин для тех, кто имеет некоторую теоретическую подготовку в этой области знаний[13].
Европейская шкала лавинной опасности[14]
| Баллы | Степень лавинной опасности | Устойчивость снежного покрова | Вероятность обрушения лавин | Рекомендации для наземных транспортных путей и населенных пунктов | Рекомендации для людей вне зон, защищенных от лавин |
| 1 | Низкая | Снежный покров хорошо закреплен на горных склонах и стабилен | Обрушение возможно только при очень значительных дополнительных нагрузках на отдельных очень крутых склонах. Спонтанно могут произойти только подвижки снега | Угроза отсутствует | Безопасные условия |
| 2 | Умеренная | Снежный покров на крутых склонах закреплен умеренно, на остальных склонах хорошо | Обрушение возможно при значительных дополнительных нагрузках в первую очередь на указанных склонах, самопроизвольное обрушение лавин маловероятно | В основном благоприятные условия | Осторожный выбор пути передвижения, особенно по указанным крутым склонам указанной экспозиции и высотным уровням |
| 3 | Значительная | Снежный покров закреплен на крутых склонах либо умеренно, либо слабо | Сход лавин возможен при незначительной дополнительной нагрузке на указанных склонах. Возможно обрушение отдельных средних и реже больших по размерам лавин | Незащищенные участки опасны. Необходимо принятие мер предосторожности | Относительно неблагоприятные условия. Необходимо избегать передвижения в районе указанных склонов |
| 4 | Высокая | Снежный покров слабо закреплен на большинстве склонов | Обрушение возможно на большинстве склонов при незначительной дополнительной нагрузке | На большинстве незащищенных участков опасно. Рекомендуется принимать меры предосторожности | Неблагоприятные условия. Необходим большой опыт для передвижения. Ограничение перемещения по склонам. |
| 5 | Экстремальная | Снежный покров нестабилен | Ожидается обрушение многочисленных самопроизвольных лавин на любых склонах | Большая угроза. Необходимо соблюдение мер предосторожности | Очень неблагоприятные условия. Рекомендуется отказ на перемещение |
Историческое значение перевалов
С древности перевалы служили важными торговыми и военными путями: Великий Шёлковый путь проходил через перевалы Памира и Тянь-Шаня. Ганнибал перешёл Альпы через перевал Малый Сен-Бернар (218 г. до н. э.). Суворовский переход через Альпы (1799 г.) — один из самых сложных в военной истории.
Современное использование перевалов
1. Транспортные коридоры: Многие перевалы до сих пор используются для автомобильного сообщения, хотя их постепенно заменяют тоннели (Готардский базисный тоннель).
2. Туризм и альпинизм. Популярные треккинговые маршруты: Перевал Тонг Ла (Гималаи). Перевал Рохан (Непал).
3. Научные исследования
Перевалы изучаются в рамках гляциологии, экологии и климатологии.
Известные перевалы мира
| Название | Высота (м) | Расположение | Тип | Историческое/современное значение | Технические характеристики |
|---|---|---|---|---|---|
| Кхардунг-Ла | 5,359 | Индия (Ладакх) | Автомобильный | Самая высокая автомобильная дорога в мире (Книга рекордов Гиннесса) | Ширина 4-5 м, 40 крутых поворотов |
| Сен-Готард | 2,108 | Швейцария/Италия | Автомобильный | Важнейший торговый путь с XIII века, сценарий Суворовского перехода (1799) | Длина 64 км, серпантин с 24 поворотами |
| Бреннер | 1,370 | Австрия/Италия | Железнодорожный | Главный транспортный коридор между Северной и Южной Европой с 1867 года | Перепад высот 800 м, тоннель 55 км (2026) |
| Торугарт | 3,752 | Киргизия/Китай | Автомобильный | Ключевой пункт Великого шелкового пути, современный грузовой коридор | Таможенный пост, зимой закрыт |
| Роханг Ла | 5,151 | Индия (Химачал-Прадеш) | Пешеходный | Священный перевал в индуизме, место паломничества | Ледниковый участок, требует альпинистской подготовки |
| Симплон | 2,005 | Швейцария/Италия | Железнодорожный | Первый высокогорный тоннель (1906), стратегический объект двух мировых войн | Тоннель 19.8 км (один из самых длинных в мире) |
| Дятлова | 1,079 | Россия (Урал) | Пешеходный | Место загадочной гибели тургруппы (1959), объект исследований | Пологая седловина, сильные ветра |
| Клухорский | 2,781 | Россия (Кавказ) | Военный | Важный перевал в Битве за Кавказ (1942—1943) | Крутые склоны (до 45°), лавиноопасен |
| Стельвио | 2,757 | Италия | Автомобильный | Самый высокий асфальтированный перевал Восточных Альп (48 шпилек) | 60 крутых поворотов, уклон до 14 % |
| Бечо | 3,365 | Россия/Грузия | Альпинистский | Классический перевал через Главный Кавказский хребет | Ледниковая трещина, категория 2А |
| Тонг Ла | 5,320 | Непал | Треккинговый | Часть популярного маршрута «Вокруг Аннапурны» | Каменистая тропа, разреженный воздух |
| Мон-Сени | 2,083 | Франция/Италия | Исторический | Путь Ганнибала (218 до н. э.), первый асфальтированный перевал Европы (1803) | Музей Наполеона на вершине |
| Коттонвуд | 3,720 | США (Калифорния) | Автомобильный | Самый высокий перевал Сьерра-Невады, доступен 8 месяцев в году | Дорога шириной 6 м, 29 поворотов |
| Фурка | 2,429 | Швейцария | Железнодорожный | Уникальная зубчатая железная дорога (1926), памятник ЮНЕСКО | Уклон до 118 ‰, панорамные вагоны |
| Джунгарские Ворота | 450 | Казахстан/Китай | Исторический | Древний караванный путь, современный коридор для грузовых поездов | Ширина 10-40 км, ветровой коридор (до 70 м/с) |
Экологическая роль перевалов
Перевалы служат:
Коридорами миграции животных (олени, снежные барсы).
Барьерами для распространения видов.
Индикаторами климатических изменений.
Опасности перевалов
Лавины (перевал Стельвио).
Камнепады.
Высотная болезнь (на высотах свыше 2500 м).
Литература
- Ветер странствий: альманах. Выпуск 1 (26). — М: Издатель И. В. Балабанов, 2005. — 268 с.
- Высокогорные перевалы: Перечень высокогорных перевалов Алтая, Джунгарского Ала-Тау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. / Ред. А. В. Джулий. — М.: Изд-во «Прест», 2001. — с. 384—388.
- Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР / Сост. Л. Б. Директор. — М.: Профиздат, 1990. — 550 с.
- Дополнения и изменения к перечню классифицированных перевалов высокогорных районов СССР / Сост. Л. Б. Директор, А. В. Джулий. — М.: Рекламбюро «Турист», 1992. — 60 с.
- Классификация маршрутов на горные вершины / Сост. В. Н. Шатаев, Г. А. Стариков. — М.: Издатель И. В. Балабанов, 1998. — с. 5 — 10.
- Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998—2000 гг. Выпуск второй. Таблица оценки трудности перевалов / Сост. Востоков И. Е., Силкин А. В.. — М.: ТССР, 1998. с. 113.
- Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, 2-е изд. М.: Профиздат, 1983.
- Штюрмер Ю. А. Краткий справочник туриста, 2-е изд. — М.: Профиздат, 1985.
- Энциклопедия туриста / Редкол.: Е. И. Тамм (гл. ред.), А. Х. Абуков, Ю. Н. Александров и др.. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. 607 с.
- Мирошников Л. Д. Горные перевалы: география и история. — М.: Наука, 2010.
- Казанский Н. Н. Транспортное значение горных перевалов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015.
Примечания
- ↑ Толковый словарь русского языка онлайн. Слова на букву П (пе-, пё-). POVTO.ru. Дата обращения: 13 июня 2025.
- ↑ Толковый словарь С.И.Ожегова – перевал. © 2013-2025 вокабула.рф Энциклопедии, словари, справочники - онлайн. Дата обращения: 13 июня 2025.
- ↑ Что такое перевал в горах и для чего он нужен?. © 2025 mksegment.ru. Дата обращения: 13 июня 2025.
- ↑ Перевал. Большая российская энциклопедия. Электронная версия. Дата обращения: 13 июня 2025.
- ↑ Ефремов Ю.В., Шелюк А.А. Морфология и генезис перевальных седловин и горных проходов Западного Кавказа. Геоморфология и Палеография. Журнал Института географии РАН.. Дата обращения: 13 июня 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Россия. Природа. Рельеф.. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 13 июня 2025.
- ↑ ФСТР / Горные перевалы. Официальный ресурс Федерации спортивного туризма России. Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ Методика категорирования перевалов - ФСТ Новосибирской области. Новосибирское Оотделение ФСТР. Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ 9,0 9,1 Захаров П. П. Соавторы: Степенко Т.В., Аркин Я.Г., Горин Ю.В., Кудинов И.Б., Линчевский Э.Э., Мартынов А.И., Матвеев В.И. Школа альпинизма. Начальная подготовка. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 463 с.
- ↑ Низкогорье.. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ Среднегорье.. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ Высокогорье.. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ Как читать лавинный прогноз. alpindustria.ru Альпиндустрия. Дата обращения: 25 августа 2025.
- ↑ Европейская шкала лавинной опасности. © Официальный сайт органов местного самоуправления города Кировска Мурманской области. Дата обращения: 25 августа 2025.