Памятник паровоз (Тихорецк)
Памятник | |
Памятник паровоз | |
---|---|
Страна | Россия |
Привокзальная площадь | Тихорецк, Краснодарский край |
Дата основания | 1975 |
Па́мятник парово́з (Тихоре́цк) — символ Тихорецка и Тихорецкого района. Паровоз СО 17-12 — паровоз-воин, настоящий герой Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, дошёл в числе первых до Берлина[1].
Месторасположение
Памятник паровоз (оригинальный Паровоз СО 17-12) расположен на привокзальной площади города Тихорецка (Краснодарский край), часть парка имени Меньшикова. Является символом и достопримечательностью Тихорецка.
История
Паровоз СО 17-12 был построен в городе Харькове (Украина) на паровозостроительном заводе имени Коминтерна в сентябре 1935 года. В сохранившемся техническом паспорте указан 1942 год создания. До начала войны выполнял свои основные функции — работал на благо страны, перевозя грузы. В годы Великой Отечественной войны стал на военные рельсы. На паровозе перевозили солдат на фронт, боевую технику, боеприпасы, горючее. Командиром экипажа паровоза был машинист Анатолий Брониславович Жданович. Весь экипаж состоял из 14 человек. В состав команды также входила жена командира — Серафима Николаевна. У Ждановичей на этом паровозе родился сын, который также стал машинистом.
Вторым машинистом был Григорий Глебов. Боевой путь паровоза прошёл тысячи фронтовых километров у берегов Волги, Оки, Днепра, Вислы, Одера. В 1942 году паровоз участвовал в Сталинградской битве[2]. Паровоз СО 17-12 один из первых доставил солдат в освобожденный Донбасс в 1943 году, в числе первых прибыл на правый берег Днепра в районе Днепропетровска. Подвозил горючее и технику в район боевых сражений Корсунь-Шевченковской операции. Летом 1944 года работал на 3-м Белорусском фронте, водил поезда на Минск, Вильнюс, в Восточную Пруссию[3]. Паровоз имел повреждения во время бомбёжек или при артобстрелах. 10 мая 1945 года в побежденный Берлин из Франкфурта-на-Одере первыми пришли два грузовых поезда. Один из них был паровоз СО 17-12, который сейчас расположен в городе Тихорецке[2].
После окончания войны в 1945 году паровоз осуществлял пассажирские перевозки на участке Брест-Варшава-Берлин. В 1946 году паровоз уже был переведён в Москву. К 1974 году находился в Ростовском транспортном хозяйстве, был признан аварийным и не подлежащим ремонту по своему техническому состоянию. Стоял вопрос о списании паровоза. Активистам-железнодорожникам Северо-Кавказской железной дороги удалось сохранить паровоз для истории. Был объявлен сбор металла, чтобы сохранить паровоз-фронтовик. В конце 1974 года начались работы по организации мемориала. Эскиз будущего памятника представляет паровоз, вырывающийся из тоннеля. Это связано с тем, что за годы эксплуатации многие части паровоза были заменены. Так тендер был разбомблен и приняли решение закрыть неродной тендер камнями[4].
Местом установки паровоза СО 17-12 был выбран Тихорецк, так как он являлся узловой железнодорожной станцией Северо-Кавказкой железной дороги. 8 мая 1975 года паровоз-герой Великой Отечественной войны стал паровозом-памятником. Командир экипажа, ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Жданович приехал на открытие памятника в Тихорецк вместе с женой Серафимой Николаевной и сыном[2].
Примечания
- ↑ Тихорецкий «Паровоз Победы» . Официальный сайт администрации муниципального образования Тихорецкий район (29 октября 2020). Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Паровоз - памятник . Сайт Тихорецкого историко-краеведческого музея. Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Татьяна Буянова. Наш паровоз - именинник . Сайт газеты «Тихорецкие вести» (15 апреля 2010). Дата обращения: 6 апреля 2024.
- ↑ Тихорецкий район. Памятник - паровоз - «Жемчужина Кубани» . Портал органов исполнительной власти Краснодарского края (30 марта 2016). Дата обращения: 6 апреля 2024.